Главная страница

таск 1. Определение, объект, предмет и задачи медицинской психологии Разделы медицинской психологии


Скачать 380.6 Kb.
НазваниеОпределение, объект, предмет и задачи медицинской психологии Разделы медицинской психологии
Дата14.04.2019
Размер380.6 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлатаск 1.pptx.pptx
ТипРеферат
#73789


ПРЕДМЕТ: МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКЮ ПСИХОЛОГИЮ ПРЕДМЕТ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


ПЛАН


Определение, объект, предмет и задачи медицинской психологии


Разделы медицинской психологии


Сферы приложения медицинской психологии


Практические задачи и функции медицинской психологии


Методы исследования


Краткая история медицинской психологии





ТЕРМИНОЛОГИЯ

Что такое медицинская психология?

Термин «психология» образован от греческого psyche – душа, logos – учение. Предмет изучения – психический мир человека. Термин «клинический» исходит от греческого kline, что означает постель, больничная койка.

В современной психологии термины «клиническая» и « медицинская» тождественны и в нашей стране используются как синонимы.

Определение медицинской психологии
Клиническая (медицинская) психология является разделом специальной психологии. Основным ее содержанием как науки, стоящей на пересечении медицины и психологии, является, по Э.Кречмеру (1922), психологический анализ природы болезней.

Клиническая (медицинская) психология – это наука, изучающая:


психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями;


методы и способы диагностики психических отклонений;


дифференциации (различения) психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов;


психологию взаимоотношений пациента и медработника;


психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам;


теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.






Клиническая психология имеет свой предмет исследования и является до известной степени самостоятельным разделом как психологических, так и медицинских знаний. Она тесно связана с целями и задачами практической медицины.

Изучение клинической психологии невозможно без знания основ клинической медицины, а также смежных дисциплин, например, анатомии, общей патологии, гигиены и др.


Наряду с этим, клиническая психология никогда не утрачивает связи с родственными ей другими психологическими и общественными дисциплинами – общей психологией, социологией, этикой и др.






Медицинскую психологию подразделяют на общую и частную



Общая изучает:

основные характеристики психологии больного человека и разграничение нормальной, временно измененной и болезненной психики;


внутренняя картина болезни, варианты реакций личности на болезнь и их значение для лечебнодиагностического процесса;


психология врачебной деятельности;


взаимоотношения врач–сестра–больной;


учение о психосоматических и соматопсихических взаимовлияниях;


учение об индивидуальности (темперамент, характер, личность), этапах ее постнатального онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст) и особенностях психологии человека в разные возрастные периоды;

медицинская деонтология, включая вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.


психогигиена, психопрофилактика, психологическое консультирование и методы экспериментальнопсихологической оценки психического состояния больного, психокоррекция и психотерапия, обеспечивающие предупреждение и устранение психических расстройств у больного.)
Психогигиена - психология медицинских советов и консультаций, психология семьи, психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (например, пубертатный, климактерический), психологию брака и половой жизни.



Частная медицинская психология изучает конкретного больного:

особенности психических процессов у психических больных;  


психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;


особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);


 психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);


особенности психики больных при проведении трудовой, военной судебной экспертизы;


психику больных алкоголизмом и наркоманией;


 частную психотерапию.





Объект и предмет медицинской психологии


Объектом изучения медицинской психологии, так же как и медицины является человек


Предметом медицинской психологии являются психологические факторы, влияющие на возникновение и протекание болезней, личность пациента, личность медицинского работника и системы отношений в медицинском учреждении.

Медицинская психология также изучает изменение психологических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни.





Основные задачи медицинской психологии


Основными задачами медицинской психологии является поддержание здоровой жизни человека, профилактика, лечение болезней и облегчение страданий пациентов.


Работа с пациентами заключается не только в лечении физических недугов, но и умении разобраться в психологии пациента, особенно в тех отклонениях которые появляются как психические болезни





Теоретические и практические задачи медицинской психологии


Изучение психологических аспектов возникновения, течения, исхода, лечения и профилактики заболеваний


Исследование влияния тех или иных болезней на психическое состояние человека


Изучение нормы и патологи психической деятельности, нарушений развития психики


Изучение психологических аспектов отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой


Изучение психологических аспектов практической деятельности медицинского учреждения, врачей и медицинского персонала


Разработка принципов и методов диагностики психических отклонений у людей, страдающих различными заболеваниями


Разработка психотерапевтических, психокоррекционных и психопрофилактических способов помощи пациентам и профилактики заболеваний





Проблемы медицинской психологии


Среди важных проблем медицинской психологии – выделяют взаимодействие психических, соматических, телесных и физиологических процессов.


Основные проблемы медицинской психологии:


Анализ влияния психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;


Исследование влияния болезней на психику и поведение человека;


Изучение проявлений и динамика нарушений психики при различных заболеваниях;


Исследование влияния взаимоотношений пациента с мед. персоналом и окружающей средой на процесс выздоровления.





Роль медицинской психологии


Заключается в улучшении необходимых контактов медперсонала с больными, в быстрейшем и наиболее полном выздоровлении, предупреждении болезней, охране здоровья, воспитании гармоничной личности.


Медицинская психология широко изучает весь диапазон благотворных или пагубных влияний на личность человека, воздействие характера межличностных отношений на его здоровье и возникновение болезней.





Структура медицинской психологии



Патопсихология


Изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.


Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).



Нейропсихология


Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.


Это дисциплина, которая изучает мозговую организацию психической деятельности человека и её нарушения при локальных поражениях мозга: агнозии (зрительные, тактильные, слуховые); апраксии, афазии, амнезии. Нейропсихология изучает также нарушения внимания, мышления и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях головного мозга.



Психосоматика


Психосоматика - это направление медицинской психологии, которое занимается изучением влияния психических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний.


Термин «психосоматика» предложен в 1818г. врачом Иоганом Августом Хейнротом.


Якоби в 1822г. ввёл термин «соматопсихический», подчеркивая приоритет телесного в возникновении некоторых заболеваний.





Психосоматические заболевания:


язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; -неспецифический язвенный колит; -бронхиальная астма; -тиреотоксикоз (Базедова болезнь); -нейродермит;


-гипертоническая болезнь; -ревматоидный артрит.





Психосоматическая болезнь


Психосоматическая болезнь - это психологическая надстройка в душе человека, попытка найти выход из безвыходной ситуации, последний шанс разрешить иначе не разрешимую проблему.


Человек болеет для того, чтобы получить те или иные преимущества в жизни, которые он может получить только благодаря какому-то не дугу.


Назначается огромное количество химических лекарственных средств, а выздоровление не наступает, так как не решены какие-то психологические проблемы в жизни человека, которые и вызывают перенапряжение в организме.
Психосоматическая болезнь - это «будильник», сигнал к тому, что конфликт требует разрешения. Многие пациенты признавали, что благодаря болезни они смогли обратить внимание на свои истинные потребности. Заболевание дало им возможность переступить определённые ограничительные социальные нормы, в которых они воспитывались, и начать развиваться и расти как личность.



Психогигиена, психопрофилактика


Психогигиена – часть общей гигиены. В рамках этого направления разрабатываются мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья.


Психогигиена подразделяется на возрастную (психогигиена детства, психогигиена подросткового, пожилого, старческого возрастов);


психогигиену производственного и умственного труда; психогигиену быта;


психогигиену семьи и половой жизни;


психогигиену пациента и т.д.


Для решения психогигиенических проблем всё чаще используются методы психотерапии: аутогенная тренировка, групповая психотерапия и т.д.


Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, цель которой – устранение факторов, отрицательно влияющих на психику человека, и использование влияющих положительно.


Психопрофилактика – предупреждение расстройств психической деятельности





Психотерапия, психокоррекция


Психотерапия - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного (наиболее распространённое в русскоязычной литературе определение).


Психокоррекция– психологическое воздействие на пациента, целью которого является выработка навыков оптимальной и эффективной деятельности, способствующей личностному росту, адаптации в обществе и душевному комфорту. 



Разделы медицинской психологии


психология больного;


 психология лечебного воздействия;


 норма и патология психической деятельности;


патопсихология;


 психология индивидуальных различий;


 возрастная клиническая психология;


 семейная клиническая психология;


 психология девиантного поведения;


 психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия;


 неврозология;


 психосоматическая медицина.





Методы исследования медицинской психологии (психодиагностика)


Беседа с пациентом (сбор факторов о психических явлениях в личном общении)


Метод наблюдения за поведением пациента


Эксперимент: в лабораторных и в естественных условиях


Анкетирование – анкетный определитель


Интервью


Тестирование (психологические тесты дополнительные данные клинического обследования пациента)


Исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки)


Проведение исследования с использованием экспериментально-психологических методик включают три этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования; обработку и интерпретацию полученных данных; вынесение диагностического и прогностического заключения




Медицинская психология как самостоятельное научное направление сформировалась лишь в ХХ веке, но ее истоки восходят к глубокой древности.


Врачи Древнего Египта при обследовании больных большое значение придавали анамнестическим данным и душевному состоянию пациента; в этом можно разглядеть зачатки медикопсихологического и психогигиенического подходов.

Сирийский врач Сараджа говорил больному: «Смотри, нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам вдвоем будет легче одолеть ее».






Со времен расцвета персидской медицины (примерно XI–XII вв.до н.э.) сохранился перечень идеальных качеств врача, к которым должны стремиться все представители этой профессии. При встрече с больным врач обязан говорить с ним мягко, быть на протяжении всего приема внимательным, сердечным, дружелюбным, что бы умышленно не затягивать болезнь, способствовать быстрейшему излечению больного и предупреждению рецидивов болезни.
Медицинские школы Персии выпускали врачей трех профилей: «исцелителей святостью», «исцелителей законом» и «исцелителей ножом». Наиболее хорошей подготовкой славились первые. Их обязанностью было врачевание в широком смысле этого слова с тонким мудрым использованием высших духовных качеств врача, т.е. психотерапии, в современном понимании.




Традиционная медицина Востока особое внимание уделяла взаимоотношениям души и тела. Ею были разработаны оригинальные методики оздоровления, среди которых прославились на весь мир практическая система самовоспитания йогов и китайская дыхательная гимнастика.
Характерные особенности как той, так и другой состоят в том, что они пронизаны идеями самопознания, самовоспитания, достижения внутренней гармонии, в частности путем самокоррекции телесных и психических аномалий. Духовная практика древнеиндийских йогов позволила им найти практические способы психической саморегуляции. Последние легли в основу современных методов аутогенной тренировки, широко применяемых как в профилактике нервнопсихического перенапряжения у здоровых лиц




Величайшим врачом и мыслителем Древней Эллады был Гиппократ, который считается отцом медицины. Кстати, он первым описал типы человеческой личности по особенностям темперамента (эти описания позднее были дополнены Галеном).
В эпоху Возрождения закладываются научные основы понимания болезней. Этому способствовали труд Везалия «О строении человеческого тела» (1543), открытие кровообращения Уильямом Гарвеем (1628), а позднее исследования Морганьи об изменениях внутренних органов у больных (1761).

Многовековой период эмпирического лечения больных, которое осуществлялось без знания основ болезней, сменяется широким изучением механизмов болезней, их природы.






В отечественной клинической медицине психологии больного традиционно отводилось большое место.


Так, М.Я. Мудров о происхождении болезней: «Одни люди, – писал он, – заболевают от телесных причин, другие – от душевных возмущений».


Основатель петербургской школы психиатров И.М.Балинский (1827–1902) в лекциях по психиатрии (1857) обращал внимание на отрочество и юность, во время которых особенно важна роль правильного воспитания и обучения, правильного психического влияния для охраны здоровья молодежи.

Важный вклад в развитие психологии внес И.М.Сеченов (1829–1905). Его работы сыграли существенную роль в понимании истоков самосознания.






Знаменитый отечественный хирург Н.И.Пирогов (1810–1881) и отец российской педиатрии Н.Ф.Филатов (1847–1902) учат врачей заботиться о больном и никогда не забывать о его сложном душевном состоянии.
Замечательные отечественные интернисты С.П.Боткин (1832–1889) и Г.А.Захарьин (1829–1897) не только провозгласили и отстаивали принципы целостности организма больного, единство психического и соматического, но и занимались собственно медикопсихологическими проблемами.

И.П.Павлов (1849–1936), изучая нервную регуляцию функций внутренних органов, впервые показал, что психические факторы влияют на секрецию слюны и желудочного сока.


Одновременно с развитием павловской физиологии В.М.Бехтерев (1857–1927) со своими сотрудниками и учениками внес много нового в морфологию и физиологию головного мозга.





Изречения великих людей:


Платон писал: «…тело нельзя лечить без души. Ибо от души идёт всё: как доброе, так и злое, как на тело, так и на всего человека…А душа должна лечиться особыми целебными разговорами…»


Сократ говорил: «Подобно тому, как нельзя лечить глаз, не леча голову, а голову - не леча тела, так нельзя лечить тело, не леча душу».





написать администратору сайта