Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
История
Информатика
Физика
Вычислительная техника
Математика
Культура
Промышленность
Энергетика
Искусство
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Начальные классы
Доп
Строительство
образование
Механика
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Дошкольное образование
Классному руководителю
Другое
Иностранные языки
Физкультура
Казахский язык и лит
География
Технология
Школьному психологу
Логопедия
Директору, завучу
Языки народов РФ
ИЗО, МХК
Музыка
Астрономия
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу

таск 1. Определение, объект, предмет и задачи медицинской психологии Разделы медицинской психологии


Скачать 380.6 Kb.
НазваниеОпределение, объект, предмет и задачи медицинской психологии Разделы медицинской психологии
Дата14.04.2019
Размер380.6 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлатаск 1.pptx.pptx
ТипРеферат
#73789


ПРЕДМЕТ: МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКЮ ПСИХОЛОГИЮ ПРЕДМЕТ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


ПЛАН


Определение, объект, предмет и задачи медицинской психологии


Разделы медицинской психологии


Сферы приложения медицинской психологии


Практические задачи и функции медицинской психологии


Методы исследования


Краткая история медицинской психологии





ТЕРМИНОЛОГИЯ

Что такое медицинская психология?

Термин «психология» образован от греческого psyche – душа, logos – учение. Предмет изучения – психический мир человека. Термин «клинический» исходит от греческого kline, что означает постель, больничная койка.

В современной психологии термины «клиническая» и « медицинская» тождественны и в нашей стране используются как синонимы.

Определение медицинской психологии
Клиническая (медицинская) психология является разделом специальной психологии. Основным ее содержанием как науки, стоящей на пересечении медицины и психологии, является, по Э.Кречмеру (1922), психологический анализ природы болезней.

Клиническая (медицинская) психология – это наука, изучающая:


психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями;


методы и способы диагностики психических отклонений;


дифференциации (различения) психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов;


психологию взаимоотношений пациента и медработника;


психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам;


теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.






Клиническая психология имеет свой предмет исследования и является до известной степени самостоятельным разделом как психологических, так и медицинских знаний. Она тесно связана с целями и задачами практической медицины.

Изучение клинической психологии невозможно без знания основ клинической медицины, а также смежных дисциплин, например, анатомии, общей патологии, гигиены и др.


Наряду с этим, клиническая психология никогда не утрачивает связи с родственными ей другими психологическими и общественными дисциплинами – общей психологией, социологией, этикой и др.






Медицинскую психологию подразделяют на общую и частную



Общая изучает:

основные характеристики психологии больного человека и разграничение нормальной, временно измененной и болезненной психики;


внутренняя картина болезни, варианты реакций личности на болезнь и их значение для лечебнодиагностического процесса;


психология врачебной деятельности;


взаимоотношения врач–сестра–больной;


учение о психосоматических и соматопсихических взаимовлияниях;


учение об индивидуальности (темперамент, характер, личность), этапах ее постнатального онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст) и особенностях психологии человека в разные возрастные периоды;

медицинская деонтология, включая вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.


психогигиена, психопрофилактика, психологическое консультирование и методы экспериментальнопсихологической оценки психического состояния больного, психокоррекция и психотерапия, обеспечивающие предупреждение и устранение психических расстройств у больного.)
Психогигиена - психология медицинских советов и консультаций, психология семьи, психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (например, пубертатный, климактерический), психологию брака и половой жизни.



Частная медицинская психология изучает конкретного больного:

особенности психических процессов у психических больных;  


психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;


особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);


 психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);


особенности психики больных при проведении трудовой, военной судебной экспертизы;


психику больных алкоголизмом и наркоманией;


 частную психотерапию.





Объект и предмет медицинской психологии


Объектом изучения медицинской психологии, так же как и медицины является человек


Предметом медицинской психологии являются психологические факторы, влияющие на возникновение и протекание болезней, личность пациента, личность медицинского работника и системы отношений в медицинском учреждении.

Медицинская психология также изучает изменение психологических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни.





Основные задачи медицинской психологии


Основными задачами медицинской психологии является поддержание здоровой жизни человека, профилактика, лечение болезней и облегчение страданий пациентов.


Работа с пациентами заключается не только в лечении физических недугов, но и умении разобраться в психологии пациента, особенно в тех отклонениях которые появляются как психические болезни





Теоретические и практические задачи медицинской психологии


Изучение психологических аспектов возникновения, течения, исхода, лечения и профилактики заболеваний


Исследование влияния тех или иных болезней на психическое состояние человека


Изучение нормы и патологи психической деятельности, нарушений развития психики


Изучение психологических аспектов отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой


Изучение психологических аспектов практической деятельности медицинского учреждения, врачей и медицинского персонала


Разработка принципов и методов диагностики психических отклонений у людей, страдающих различными заболеваниями


Разработка психотерапевтических, психокоррекционных и психопрофилактических способов помощи пациентам и профилактики заболеваний





Проблемы медицинской психологии


Среди важных проблем медицинской психологии – выделяют взаимодействие психических, соматических, телесных и физиологических процессов.


Основные проблемы медицинской психологии:


Анализ влияния психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;


Исследование влияния болезней на психику и поведение человека;


Изучение проявлений и динамика нарушений психики при различных заболеваниях;


Исследование влияния взаимоотношений пациента с мед. персоналом и окружающей средой на процесс выздоровления.





Роль медицинской психологии


Заключается в улучшении необходимых контактов медперсонала с больными, в быстрейшем и наиболее полном выздоровлении, предупреждении болезней, охране здоровья, воспитании гармоничной личности.


Медицинская психология широко изучает весь диапазон благотворных или пагубных влияний на личность человека, воздействие характера межличностных отношений на его здоровье и возникновение болезней.





Структура медицинской психологии



Патопсихология


Изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.


Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).



Нейропсихология


Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.


Это дисциплина, которая изучает мозговую организацию психической деятельности человека и её нарушения при локальных поражениях мозга: агнозии (зрительные, тактильные, слуховые); апраксии, афазии, амнезии. Нейропсихология изучает также нарушения внимания, мышления и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях головного мозга.



Психосоматика


Психосоматика - это направление медицинской психологии, которое занимается изучением влияния психических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний.


Термин «психосоматика» предложен в 1818г. врачом Иоганом Августом Хейнротом.


Якоби в 1822г. ввёл термин «соматопсихический», подчеркивая приоритет телесного в возникновении некоторых заболеваний.





Психосоматические заболевания:


язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; -неспецифический язвенный колит; -бронхиальная астма; -тиреотоксикоз (Базедова болезнь); -нейродермит;


-гипертоническая болезнь; -ревматоидный артрит.





Психосоматическая болезнь


Психосоматическая болезнь - это психологическая надстройка в душе человека, попытка найти выход из безвыходной ситуации, последний шанс разрешить иначе не разрешимую проблему.


Человек болеет для того, чтобы получить те или иные преимущества в жизни, которые он может получить только благодаря какому-то не дугу.


Назначается огромное количество химических лекарственных средств, а выздоровление не наступает, так как не решены какие-то психологические проблемы в жизни человека, которые и вызывают перенапряжение в организме.
Психосоматическая болезнь - это «будильник», сигнал к тому, что конфликт требует разрешения. Многие пациенты признавали, что благодаря болезни они смогли обратить внимание на свои истинные потребности. Заболевание дало им возможность переступить определённые ограничительные социальные нормы, в которых они воспитывались, и начать развиваться и расти как личность.



Психогигиена, психопрофилактика


Психогигиена – часть общей гигиены. В рамках этого направления разрабатываются мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья.


Психогигиена подразделяется на возрастную (психогигиена детства, психогигиена подросткового, пожилого, старческого возрастов);


психогигиену производственного и умственного труда; психогигиену быта;


психогигиену семьи и половой жизни;


психогигиену пациента и т.д.


Для решения психогигиенических проблем всё чаще используются методы психотерапии: аутогенная тренировка, групповая психотерапия и т.д.


Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, цель которой – устранение факторов, отрицательно влияющих на психику человека, и использование влияющих положительно.


Психопрофилактика – предупреждение расстройств психической деятельности





Психотерапия, психокоррекция


Психотерапия - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного (наиболее распространённое в русскоязычной литературе определение).


Психокоррекция– психологическое воздействие на пациента, целью которого является выработка навыков оптимальной и эффективной деятельности, способствующей личностному росту, адаптации в обществе и душевному комфорту. 



Разделы медицинской психологии


психология больного;


 психология лечебного воздействия;


 норма и патология психической деятельности;


патопсихология;


 психология индивидуальных различий;


 возрастная клиническая психология;


 семейная клиническая психология;


 психология девиантного поведения;


 психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия;


 неврозология;


 психосоматическая медицина.





Методы исследования медицинской психологии (психодиагностика)


Беседа с пациентом (сбор факторов о психических явлениях в личном общении)


Метод наблюдения за поведением пациента


Эксперимент: в лабораторных и в естественных условиях


Анкетирование – анкетный определитель


Интервью


Тестирование (психологические тесты дополнительные данные клинического обследования пациента)


Исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки)


Проведение исследования с использованием экспериментально-психологических методик включают три этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования; обработку и интерпретацию полученных данных; вынесение диагностического и прогностического заключения




Медицинская психология как самостоятельное научное направление сформировалась лишь в ХХ веке, но ее истоки восходят к глубокой древности.


Врачи Древнего Египта при обследовании больных большое значение придавали анамнестическим данным и душевному состоянию пациента; в этом можно разглядеть зачатки медикопсихологического и психогигиенического подходов.

Сирийский врач Сараджа говорил больному: «Смотри, нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам вдвоем будет легче одолеть ее».






Со времен расцвета персидской медицины (примерно XI–XII вв.до н.э.) сохранился перечень идеальных качеств врача, к которым должны стремиться все представители этой профессии. При встрече с больным врач обязан говорить с ним мягко, быть на протяжении всего приема внимательным, сердечным, дружелюбным, что бы умышленно не затягивать болезнь, способствовать быстрейшему излечению больного и предупреждению рецидивов болезни.
Медицинские школы Персии выпускали врачей трех профилей: «исцелителей святостью», «исцелителей законом» и «исцелителей ножом». Наиболее хорошей подготовкой славились первые. Их обязанностью было врачевание в широком смысле этого слова с тонким мудрым использованием высших духовных качеств врача, т.е. психотерапии, в современном понимании.




Традиционная медицина Востока особое внимание уделяла взаимоотношениям души и тела. Ею были разработаны оригинальные методики оздоровления, среди которых прославились на весь мир практическая система самовоспитания йогов и китайская дыхательная гимнастика.
Характерные особенности как той, так и другой состоят в том, что они пронизаны идеями самопознания, самовоспитания, достижения внутренней гармонии, в частности путем самокоррекции телесных и психических аномалий. Духовная практика древнеиндийских йогов позволила им найти практические способы психической саморегуляции. Последние легли в основу современных методов аутогенной тренировки, широко применяемых как в профилактике нервнопсихического перенапряжения у здоровых лиц




Величайшим врачом и мыслителем Древней Эллады был Гиппократ, который считается отцом медицины. Кстати, он первым описал типы человеческой личности по особенностям темперамента (эти описания позднее были дополнены Галеном).
В эпоху Возрождения закладываются научные основы понимания болезней. Этому способствовали труд Везалия «О строении человеческого тела» (1543), открытие кровообращения Уильямом Гарвеем (1628), а позднее исследования Морганьи об изменениях внутренних органов у больных (1761).

Многовековой период эмпирического лечения больных, которое осуществлялось без знания основ болезней, сменяется широким изучением механизмов болезней, их природы.






В отечественной клинической медицине психологии больного традиционно отводилось большое место.


Так, М.Я. Мудров о происхождении болезней: «Одни люди, – писал он, – заболевают от телесных причин, другие – от душевных возмущений».


Основатель петербургской школы психиатров И.М.Балинский (1827–1902) в лекциях по психиатрии (1857) обращал внимание на отрочество и юность, во время которых особенно важна роль правильного воспитания и обучения, правильного психического влияния для охраны здоровья молодежи.

Важный вклад в развитие психологии внес И.М.Сеченов (1829–1905). Его работы сыграли существенную роль в понимании истоков самосознания.






Знаменитый отечественный хирург Н.И.Пирогов (1810–1881) и отец российской педиатрии Н.Ф.Филатов (1847–1902) учат врачей заботиться о больном и никогда не забывать о его сложном душевном состоянии.
Замечательные отечественные интернисты С.П.Боткин (1832–1889) и Г.А.Захарьин (1829–1897) не только провозгласили и отстаивали принципы целостности организма больного, единство психического и соматического, но и занимались собственно медикопсихологическими проблемами.

И.П.Павлов (1849–1936), изучая нервную регуляцию функций внутренних органов, впервые показал, что психические факторы влияют на секрецию слюны и желудочного сока.


Одновременно с развитием павловской физиологии В.М.Бехтерев (1857–1927) со своими сотрудниками и учениками внес много нового в морфологию и физиологию головного мозга.





Изречения великих людей:


Платон писал: «…тело нельзя лечить без души. Ибо от души идёт всё: как доброе, так и злое, как на тело, так и на всего человека…А душа должна лечиться особыми целебными разговорами…»


Сократ говорил: «Подобно тому, как нельзя лечить глаз, не леча голову, а голову - не леча тела, так нельзя лечить тело, не леча душу».





написать администратору сайта