Главная страница
Навигация по странице:

  • «Школа реальных дел 2014–2015»

  • Сергей Александро- вич Терлецкий

  • Екатерине Владимировне Макаровой

  • Дениса Васильева

  • Елену Георгиевну Мякову

  • Леонов Обучение мобильной разработке на Delphi [2015]. Обучение мобильной разработке на delphi


    Скачать 26.4 Mb.
    НазваниеОбучение мобильной разработке на delphi
    АнкорЛеонов Обучение мобильной разработке на Delphi [2015].pdf
    Дата30.01.2017
    Размер26.4 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛеонов Обучение мобильной разработке на Delphi [2015].pdf
    ТипКнига
    #1273
    страница1 из 23
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    ВСЕВОЛОД ЛЕОНОВ
    ОБУЧЕНИЕ МОБИЛЬНОЙ
    РАЗРАБОТКЕ НА DELPHI
    Проектное обучение

    1
    содержание
    Об автОре
    4
    От автОра ������������������������������������������������������������������������������������������������������5
    Глава 1
    ЗнакОмствО с Delphi и первый прОект
    7 18 41
    Глава 2
    ОснОвные кОмпОненты для мОбильнОй раЗрабОтки
    48 71 74 78 84 87
    содержание

    2
    Глава 3
    анимация
    Глава 4 3D-Графика
    Глава 5
    математика и прОГраммирОвание
    171 184 188
    Глава 6
    дневник наблюдений содержание

    3
    содержание
    Глава 7
    мОбильнОе прилОжение для иЗучения пОэЗии
    Глава 8
    система «суфлёр» на ОснОве мОбильнОГО прилОжения
    Глава 9
    Заключение содержание

    4
    об авторе леонов всеволод владимирович
    Кандидат технических наук, ав- тор более 50 научных статей.
    Занимался проблемами по- строения интеллектуальной САПР в МГТУ им. Н. Э. Баумана.
    Преподавал
    Pascal,
    Delphi,
    C / C + +, Microsoft Visual Studio, Microsoft SQL Server, InterBase и «Основы программирования» в Учебном центре «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Ба- умана.
    Работал в представительстве Embarcadero по России и странам СНГ в качестве менеджера по взаимодействию с разработчиками.
    В настоящий момент занимает должность менеджера по работе с клю- чевыми партнёрами департамента корпоративной мобильности Samsung
    Electronics.

    5
    от автора
    Книга посвящена изучению программирования в среде Delphi. В каче- стве учебных примеров были выбраны приложения, которые могут быть использованы в проектном обучении. Материалом книги во многом сфор- мировался в результате реализации программы «Школа реальных дел
    2014–2015» под эгидой Департамента Информационных Технологии
    Москвы (ДИТ Москвы). Хочется поблагодарить Игоря Степановича Мар-
    чака, руководителя проектного офиса ДИТа Москвы, организовавшего данную программу и привлёкшего крупнейшие IT-компании к деятельно- му участию. Без Игоря Степановича данная книга вряд ли состоялась в том виде, в котором она заслуживает внимания с точки зрения проектного об- учения.
    Искренней благодарности также заслуживает Сергей Александро-
    вич Терлецкий, сотрудник компании Embarcadero за совместную работу с автором книги в реализации кейсов «Школы реальных дел». Именно экспертиза Сергея Александровича в области реализации масштабных образовательных помогал выбрать проектное обучение в качестве маги- стрального направления при написании данной работы. Хочется выразить признательность Екатерине Владимировне Макаровой, менеджеру по маркетингу в Embarcadero, обладающей выдающимся талантом организа- тора. Без Екатерины Владимировны книга до сих пор не была бы закон- чена. Также следует отметить Дениса Васильева, менеджера по взаимо- действию с разработчиками представительства Embarcadero по России и странам СНГ. Денис выполнил большую работу по описанию принципов настройки Delphi на мобильную разработку, ссылки на соответствующие публикации приведены в тексте книги.

    6
    Отдельно хочется поблагодарить Елену Георгиевну Мякову, педагога школы № 354 имени Д. М. Карбышева, под руководством которой команды учащихся достигли выдающихся результатов в «Школе новых технологий
    2014–2015», чем вдохновили автора приступить к написанию данной ра- боты. Пусть она поможет всем желающим школьникам также эффективно создавать мобильные приложения.

    7
    Знакомство с Delphi и первый проект
    1�1� как пользоваться книгой
    Вам не терпится начать разработку великолепных приложений для смартфонов или планшетов? Хотите удивить друзей и одноклассников, а также учителей и родителей? Тогда можете пропустить несколько разде- лов и начинать чтение с раздела «мой первый проект». Но не забудьте вер- нуться к изучению пропущенных разделов, как только появится свободное время между очередными атаками на программный код. Программирова- ние это — не только умение вводить код и разрабатывать интерфейс. Это и понимание принципов работы среды разработки, и знание возможностей инструмента, и умение ориентироваться в различных версиях и редакциях продукта. Не забудьте найти время на проработку первых частей! Но лучше, конечно, читать последовательно, методично прорабатывая изложенный материал.
    Есть много способов начать свой первый проект. Некоторые начина- ющие программисты делают первые шаги в увлекательный мир разработ- ки приложений под руководством преподавателя или опытного старшего товарища. Во многом это — один из самых эффективных способов. Но мир программирования быстро меняется, не всегда можно найти наставника, тонко разбирающегося в особенностях последних версий сред разработ- ки приложений. Даже если рядом с вами нет такого «гуру», но есть хоро- шая книга и доступ к сети интернет, то можно и самостоятельно в кратчай- шие сроки овладеть техникой программирования приложений, включая мобильные. Основной целью данной книги как раз и является наглядная демонстрация приёмов создания программ в одной из самых популярных

    8
    Глава 1
    и доступных сред разработки Delphi/C++Builder/RAD Studio. Почему ис- пользуется такое сложное название, будет рассказано дальше.
    Программирование давно считалось искусством. Отчасти это — прав- да, т. к. программистам приходится проявлять изобретательность, а мно- гие навыки для непосвященных выглядят как элементы магии. Сами про- граммисты с радостью поддерживали сложившиеся мифы, используя свой сложный профессиональный язык и принимая загадочный вид каждый раз, когда новички задают вопросы. Снято много художественных фильмов о приключениях всемогущих хакеров, каждый раз силой своего разума пытающихся или завоевать, или спасти мир. Информационные технологии в силу своего бурного развития, дающего человечество новые возможно- сти, действительно «творят чудеса». Но в их основе лежит достаточно обыч- ный труд, больше похожий на работу инженера. Долгое время недостаток хороших книг, отсутствие глобальной сети для поиска информации и про- сто малое количество знающих людей возвели программирование в ранг мистической деятельности. Настоящая книга поможет вам разобраться во всем без всяких чудес, фокусов и трюков.
    Программирование можно изучать разными способами. Уроки в шко- лах и тщательное выполнение домашних заданий формируют надежную основу для самостоятельного развития. Школьные занятия преследуют цель поэтапного овладения базовыми навыками в индивидуальном поряд- ке. Если они у вас уже есть, а также есть желание самостоятельно или под руководством наставника сделать резкий рывок вперёд, обогнав не только школьную программу, но и программу обучения во многих среднеспеци- альных и высших учебных заведениях, то данная книга — отличный вари- ант. Предполагается, что с языком Pascal вы уже знакомы, среду разработки
    Delphi тоже знаете, как и понимаете основные принципы построения при- ложений. В последней главе будут приведены рекомендации по источни- кам информации, если в них ощущается дефицит. Но есть принципиальное отличие настоящей работы от большинства учебных курсов и справочных пособий. Данная книга полностью состоит из «проектов». Почему так важ- но изучать программирование в процессе выполнения проектов?

    9
    Знакомство с delphi и первый проект
    Владеющие техникой создания приложений в Delphi/C++Builder/RAD
    Studio помнят, что всё начинается с создания нового «проекта». В текстовом редакторе мы создаём «документ», в видео-редакторе — «видео-ролик», в среде разработки приложений — «проект». Проект по разработке при- ложения имеет начало, когда определена идея и функциональность буду- щей программы, реализация которой требует определенного количества времени. Конечным результатом является работающее приложение, а если таковое не готово, то проект считается незавершённым. В этом и есть ос- новное отличие от других школьных предметов. Можно изучать историю, биологию или физику, где положительным итогом считается некая сумма накопленных знаний. То же самое можно сказать и про информатику. Но умение программировать означает способность создавать работающие приложения, выполняя конкретный проект. В книге представлено восемь таких проектов. Если вы выполните их, то можете считать себя уже весьма опытным программистом, способным самостоятельной к разработке доста- точно сложных и даже коммерчески значимых. Никто не сможет в этом вас оспорить, т. к. в вашу пользу будут говорить ваши работающие программы.
    Реализация проектов — единственный способ создавать программы, но проектная работа полезна и сама по себе. Она учит начинающего про- граммиста последовательно идти к намеченной цели путём регулярных и интенсивных занятий. Вы научитесь определять глобальные цели и теку- щие задачи, распределять время и усилия, контролировать ход выполне- ние работ. Рассмотренные в книге проекты рассчитаны на индивидуальное выполнение, но не исключают и групповую работу. Если проект сложный, то на его реализацию может потребоваться значительные временные ре- сурсы. В течение этого периода может пропасть энтузиазм, но дело не только в этом. Большой проект требует участия различных специалистов, не только программистов. Дизайнер интерфейсов, тестировщик прило- жений, технический писатель, специалист по внедрению, а также «творец идей» — все они помогут не только ускорить реализацию проекта, но и по- высить качество полученного результата. Можно, конечно, совместить все эти роли в одном человеке. Но реальной жизни создание приложений уже

    10
    Глава 1
    давно стало коллективным трудом. Есть смысл попробовать работу в ко- манде еще на стадии обучения.
    Групповая работа требует прежде всего правильной организации. Луч- ше, если роль лидера возьмёт на себя учитель или преподаватель, авто- ритет которого непререкаем. Можно выбрать на эту должность и кого-то из учащихся, дав команде максимальную свободу действий. В этом случае преподаватель будет выполнять функции контроля, своевременной кор- рекции действий, выдачи рекомендаций и разрешения конфликтных ситу- аций. Как и в первом, так и во втором случае совсем не обязательно, чтобы лидер был опытном программистом. Конечно, роль программиста в про- екте, посвященном разработки приложений чрезвычайно важна. В таком случае руководитель организует остальных членов команды максимально помогать программисту, обеспечивая его рабочими материалами: текста- ми, картинками, макетами дизайна, подробным описанием требуемых функ- ций, а также помогая в отладке и тестировании и апробации приложения в процессе создания.
    Если проект выполняется одним человеком, то придётся все эти роли сочетать в себе. С одной стороны, это даст возможность попробовать все основные роли. Такая постоянная смена деятельности позволит понять, что является вашими самыми сильным сторонами. Современная отрасль разработки программного обеспечения очень разнообразна по спектру востребованных специальностей. Не надо огорчаться, если программиро- вание не является вашей самой яркой способностью. Это вполне может компенсироваться креативностью или организаторскими способностями.
    Но в любом случае, уметь программировать надо. Без этого нельзя ни пра- вильно поставить задачу другим программистам, ни проконтролировать их результаты. Также это важно при генерации идей и постановке задач. Есть ли смысл придумывать что-то новое, если это нельзя будет реализовать?
    Проработка материала книги очень полезна каждому, вне зависимости от его намерений стать именно разработчиком программного обеспечения.

    11
    Знакомство с delphi и первый проект
    Книга разбита на главы, каждая из глав практически пошагово описыва- ет реализацию конкретного приложения, посвященного учебной тематике.
    По завершению каждой главы у нас должно появиться реальное работаю- щее приложение. Основной акцент сделан на мобильной разработке, т. е. созданию приложений либо под смартфон, либо под планшет. Такой под- ход выбран исходя из стремительно растущей популярности мобильных устройств. Вам будет легко продемонстрировать созданное приложение одноклассникам, друзьям и знакомым. Также просто будет начать примене- ние приложения в обычной жизни, т. к. практически каждый современный человек обладает каким-либо мобильным устройством. Представленные приложения это — не просто некие учебные примеры, они потом могут быть использованы в проектах, относящихся к другим предметам: физике, химии, биологии, математике, литературе. Создание приложения может стать частью другого большого исследовательского проекта.
    Именно здесь и заключена самая главная идея книги. Не программи- рование ради программирования, но программирование для реальной жизни. Созданное приложение может быть использовано в биологическом проекте по наблюдению за ростом растений или в химическом проекте по наблюдению за ростом кристаллов. Приложение для построения графиков функций поможет навсегда разобраться в параболах или гиперболах. Ли- тературное мобильное приложение сделает так, что вы выучите длинную поэму в считанные дни и без ущерба занятиям по другим предметами или вашему отдыху. Программирование меняет нашу жизнь, и вы сможете это доказать личным примером!
    В завершении раздела хочется чуть более подробно остановиться на роли руководителя проекта. Не надо путать задачи лидера с программиро- ванием или генерацией идей. Работа над проектом должна постоянно при- ближать всю группу к его успешному завершению. Каждый шаг любого из члена команды должен быть спланирован, выполнен, проконтролирован и зафиксирован. Работа всех участников проекта должна быть синхронизи- рована. Но не надо сводить свои функции только к раздаче команд, причем в невежливой форме. Если у кого-то что-то не получается, то руководитель

    12
    Глава 1
    должен уметь вникнуть в суть проблемы и помочь найти её решение. А ещё лучше — уметь избегать проблем за счет подбора команды и тщательного планирования. Оцените силы вашей рабочей группы и выберите проект, адекватный возможностям. Восемь проектов, представленные в книге, весьма разнообразны и позволят подобрать посильную, но интересную задачу. Соберите команду, вдохновитесь одной из описанных идей и при- ступаете к работе.
    1�2� что такое Delphi/C++Builder/RAD Studio
    Мы будем разрабатывать приложения. Можно взять любое одно из восьми представленных проектов. Можно последовательно выполнять проекты один за другим, начиная с первого. Но в любом случае вам придёт- ся воспользоваться средой разработки. В настоящий момент существует достаточное количество инструментов, позволяющих создавать приложе- ния. В конкурентной среде всегда существует несколько близких техноло- гий, дающих приблизительно одинаковый результат. Поскольку основной задачей данной книги является именно обучение программированию мо- бильных приложений, среда должна быть максимально простой и друже- ственной. Не каждый профессиональный инструмент может этим похва- статься. Если говорить об учебных средах, то чаще всего они позволяют создавать лишь «игрушечные» приложениях в рамках ученических про- ектов. Но мы не видим смысла погружаться в игровую среду ради некой
    «поделки», а потом переучиваться для реальной разработки. Мы выберем такой инструмент, который будет сочетать в себе доступность для начина- ющих и возможности с точки зрения профессиональной разработки. Также выбранная среда должна позволять создавать мобильные приложения.
    Безусловно лидирующим инструментом, соответствующим предъяв- ленным требованиям, является Delphi/C++Builder/RAD Studio. Это группа продуктов изначально создавалась корпорацией Borland, но уже уже до- статочно давно права на создания перешли к компании Embarcadero. Ком- пания Embarcadero является основным производителем указанных сред

    13
    Знакомство с delphi и первый проект разработки, хотя и сейчас можно встретить упоминание Borland, особенно в связи с Delphi 7 или Turbo Pascal.
    Turbo Pascal — в своё время, а это в начале 90-х годов прошлого века, была одной из самых популярных и чуть ли не единственной развитой сре- дой разработки на языке Pascal. По ней было написано много книг, и она стала «родной» для обучения программированию для большого числа при- кладных программистов. Сейчас её уже сложно встретить даже в учебных заведениях.
    Delphi — среда визуальной разработки, в основу которой положен язык Object Pascal. Язык Object Pascal является «старшим братом» класси- ческого языка Pascal. Если вы знаете Pascal, то у вас уже есть значительные преимущества! Одной из самых ярких и мощных версий стала Delphi 7 от компании Borland. Вполне вероятно, что именно её вы уже изучили. Она вполне подходит для учебного процесса, но мобильные приложения в ней создавать нельзя. Современные версии Delphi поколения XE не только бо- лее развитые в плане удобства использования средой разработки, а также значительно улучшенным языком Object Pascal, они позволяют создавать приложения под Microsoft Windows, Mac OS, iOS и Android.
    C++Builder — среда визуальной разработки, в основу которой поло- жен язык C++. Язык C++ создан для профессионалов, поэтому лучше не начинать с него изучение программирования, если вы не готовы посвятить ему много сил и времени. Такое решение целесообразно, когда есть твёр- дое желание стать профессиональным программистом. Однако C++Builder очень подходящая среда для начала изучения С++. Из предыдущего по- коления можно отметить C++Builder 6, вышедший одновременно с Delphi
    7. Но, как и Delphi 7, данная популярная версия позволяет создавать при- ложения только под ОС Microsoft Windows. C++Builder современного по- коления XE по возможностям соответствует Delphi и также подходит для разработки мобильных приложений.

    14
    Глава 1
    RAD Studio — продукт, включающий в себя и Delphi, и С++Builder. Очень часто профессиональные разработчики использую и Delphi, и C++Builder.
    Если речь идёт о покупке, то в этом случае нужно приобретать как Delphi, так и C++Builder. Проще и дешевле купить RAD Studio и пользоваться
    Delphi, и C++Builder, активировав их единым серийным номером. В учеб- ных целях весьма полезно иметь RAD Studio, т. е. два этих мощных продукта одновременно. Delphi однозначно самая эффективная среда для изучения программирования, тогда как C++Builder отличный инструмент для изуче- ния C++. С точки зрения среды разработки, методов визуального програм- мирования, навыков разработки мобильных приложений эти продукты идентичны. Если вы умеете пользоваться Delphi, то перейти на C++Builder не составит труда. Единственное, что будет новым это — синтаксис языка
    C++. Но вы как минимум не потеряете время на освоение новой среды.
    Delphi и C++Builder являются средами визуальной разработки прило- жений. Мы знаем, что для разработки программ или приложений нужно программировать, т. е. вводить программный код. Программный код пред- ставляет собой текст, написанный в соответствии с правилами конкрет- ного языка. В визуальных средах не всё нужно программировать в виде текста, некоторую часть работы берёт на себя визуальный редактор. Он не является в полной мере графическим редактором, но принципы рабо- ты практически такие же. Интерактивными манипуляциями мы «рисуем» или «моделируем» интерфейс пользователя, который не является «просто картинкой». Эта «картинка» после сборки проекта «оживает», превращаясь в интерфейс реального приложения. Итак, среда визуальной разработки сочетает в себе качества обычной программной среды, где нужно вводить код с клавиатуры, с визуальным редактором, создающий графические ком- позиции интерактивно при помощи мыши.
    Графическая композиция, которую создает разработчик в визуальной среде, это — интерфейс пользователя. Как мы «нарисуем» интерфейс, та- ким он и будет (рис. 1.1). Такой принцип был реализован в первой версии
    Delphi практически два десятилетия назад. Теперь визуальное создание интерфейсов является стандартом для любой профессиональной среды

    15
    Знакомство с delphi и первый проект разработки. Создание интерфейса визуальными средствами существен- но экономит время. Но, наверное, нет смысла особым образом убеждать читателя использовать визуальные средства, такие как Delphi. Сейчас уже трудно встретить средства разработки, не обладающими средствами визу- ального прототипирования интерфейса. Среда C++Builder появилась не- сколько позже, но в основе лежит абсолютно та же технология. Поэтому во многи местах в книге будет встречаться перечисление сред через ко- сую черту: Delphi/C++Builder/RAD Studio. Это будет означать, что и в Delphi, и в C++Builder, и в RAD Studio можно выполнить описанное действие или воспользоваться представленной возможностью.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
    написать администратору сайта