Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Социология
Политология
История
Информатика
Физика
Вычислительная техника
Математика
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Строительство
Механика
Начальные классы
Доп
образование
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Классному руководителю
Другое
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Школьному психологу
Технология
География
Директору, завучу
Иностранные языки
Астрономия
Музыка
ОБЖ
Социальному педагогу
Логопедия
Обществознание

Тесты-этика. Нижнекамский филиал Московского гуманитарноэкономического института


НазваниеНижнекамский филиал Московского гуманитарноэкономического института
АнкорТесты-этика.doc
Дата07.04.2017
Размер492 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТесты-этика.doc
ТипДокументы
#4598
страница1 из 14
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Нижнекамский филиал

Московского гуманитарно-экономического института


___________________гуманитарный__________________________

(факультет)

________________ОГД____________________________

(кафедра)

База

программно-дидактических тестовых материалов (ПДТМ)


___________Профессиональная этика___________

(наименование дисциплины)

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________

(специальность)

_______________________________________________

(семестры обучения)

____к.психол.н. Чернова О.В.__________

(авторский коллектив, ФИО)


____заданий на ____ минут
Мера трудности заданий:

лёгких________

средних ______

сложных _____

Формы заданий:

открытых __________

закрытых __________

на последовательность ________

на соответствие __________



    Профессиональная этика

    I. Теория морали

    I.1. Этика как наука и учебная дисциплина

    I.2. Основные категории этики

    I.3. Зарождение и развитие этических учений

    I.3.1. Этика древнего мира

    I.3.2. Античная этика

    I.3.3. Средневековая этика

    I.3.4.Этика Нового времени

    I.4. Современные этические учения (ХХ –ХХI вв.)

    I.5. Сущность, структура и социальные функции морали. Высшие моральные ценности

    II. Мораль как общественное явление

    II.1. Исторические типы морали

    II.2. Нравственная регуляция общественной жизни. Мораль и право

    II.3. Нравственное содержание экономической жизни общества. Этика и экономика

    II.4. Нравственные ценности общества и личности. Общая и нравственная культура личности

    III. Профессиональная этика

    III.1. Понятие профессиональной этики

    III.2. Этика общения и деловой этикет

    III.3. Этика и культура служебных взаимоотношений

    III.4. Этические требования к руководителю (госслужащему, журналисту, юристу, экономисту, психологу и т.п.)

    IV. Прикладная этика

    IV.1. Психология и социология морали

    IV.2. Экономическая этика

    IV.3. Политическая и правовая этика

    IV.4. Биоэтика

    IV.5. Экологическая этика

    IV.6. Этика средств массовой информации

    IV.7. Этика науки и образования

    IV.8. Этика искусства


Примечание: 1. Все тестовые задания должны быть поделены равными долями по степени сложности.

2. Количество тестовых заданий каждой формы должно быть приблизительно равным.

Требования

к программно-дидактическим тестовым материалам (ПДТМ)

1. Содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения.

2. Тестовые задания должны формулироваться в виде кратких суждений.

3. Количество слов в тестовом задании не более 15.

4. Количество слов в ответах не более 10.

5. Содержание задания должно быть выражено предельно простой синтаксической конструкцией без повторов и отрицаний.

6. В тексте тестового задания не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга.

7.Среднее время на одно тестовое задание не должно превышать 1,5 минуты (допускаемое время на экране 3,5 минуты).

8. Элементы тестового утверждения могут содержать текст, формулы, графические изображения, мультимедийные компоненты без лишних подробностей.

9. Тестовое задание не должно содержать вопросно-ответной формы.

10. Форму на последовательность необходимо начинать со слова «последовательность», а на соответствие со слова «соответствие»/

11. В закрытой форме на месте ключевого слова в содержании задания необходимо поставить троеточие и через пробел точку.

12. Рекомендуется предлагать

  • 4-6 вариантов ответа для закрытой формы и заданий на последовательность;

  • 1 вариант (с различными формулировками) для открытой формы;

  • в форме на соответствие количество элементов во второй группе должно превышать количество элементов первой группы (3:5, 4:6)

13. Обязательно соблюдение единого стиля оформления заданий, входящих в один ответ.

14. Следует избегать обобщающих слов, таких как «всегда», «иногда», «никогда».

15. Формулировка тестового задания не должна начинаться с предлога, союза, частицы.


    Профессиональная этика

    I. Теория морали

    I.1. Этика как наука и учебная дисциплина

    I.2. Основные категории этики



Автор работы «Никомахова этика», где представлены основные морально-нравственные понятия … .

  • И. Кант

  • В. Соловьёв

  • Аристотель

  • Ф.Ницше

  • Платон



Моральные принципы практического поведения людей … (этикет).



    К категориям универсальной этики НЕ относится

  • добро

  • честь

  • совесть

  • мужество



    Категория этики, отражающая отношение личности к обществу, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в данных условиях … .

  • стыд

  • честь

  • долг

  • страх

    I.3. Зарождение и развитие этических учений

    I.3.1. Этика древнего мира

Общим литературным источником для культуры Древней Индии является … .

  • Библия

  • Веды

  • Коран

  • Бхагават-Гита

  • Книга перемен


Способ преодоления кастовой ограниченности – … .

  • Реинкарнация

  • Медитация

  • Индивидуализация


Особенности древнеиндийской этики –… .

  • традиционализм

  • религиозный характер этических учений

  • аскетическая жизнь

  • неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида

  • все перечисленные


Духовное первоначало мира в Древней Индии … .

  • Карма

  • Нирвана

  • Сансара

  • Брáхман

  • Майя


Материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию» в Древней Индии – … .

  • Карма

  • Нирвана

  • Майя

  • Сансара

  • Брáхман


«Колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию в древнеиндийской культуре –… .

  • Карма

  • Нирвана

  • Сансара

  • Брáхман

  • Майя


Закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации в древнеиндийской этике – … .

  • Карма

  • Нирвана

  • Сансара

  • Брáхман

  • Майя


Угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство» в древнеиндийской культуре – … .

  • Карма

  • Нирвана

  • Майя

  • Сансара


Этическая доктрина буддизма базируется на «… благородных истинах».

  • Трех

  • Четырех

  • Семи

  • Девяти

  • Двенадцати


Основатель буддизма … .

  • Сиддхартха Гаутама Шакъямуни

  • Вардхамана

  • Джаймини


Чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетических предписаний, «не причинять зло живому»отличался … .

  • Джайнизм

  • Буддизм

  • Йога

  • Даосизм

  • Конфуцианство


Учение и метод управления психикой и физиологией человека, религиозная и философская система, ставящая целью достижение состояния «освобождения» – … .

  • Джайнизм

  • Буддизм

  • Йога

  • Даосизм

  • Конфуцианство



Общим литературным источником для культуры Древнего Китая является … .

  • Библия

  • Веды

  • Коран

  • Бхагават-Гита

  • Книга перемен


Особенности древнекитайской этики – … .

  • почитание традиции и почтение к старшим

  • набор конкретных рецептов поведения, оформленных в ритуале

  • социально-политический характер этики, основной проблемой которой были отношения человека и общества

  • все перечисленное


Основатель конфуцианства … .

  • Сиддхартха Гаутама

  • Чжу Си

  • Кун Фу-цзы

  • Лао-цзы

  • Хань Фэй-цзы


Главный текст конфуцианства – … .

  • «Лунь юй» («Беседы и высказывания»)

  • «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»)

  • «Жэнь шу» («Гуманность и взаимность»)


Основатель даосизма … .

  • Сиддхартха Гаутама

  • Чжу Си

  • Кун Фу-цзы

  • Лао-цзы

  • Хань Фэй-цзы


Главный текст даосизма – … .

  • «Лунь юй» («Беседы и высказывания»)

  • «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»)

  • «Жэнь шу» («Гуманность и взаимность»)


Основной принцип даосизма – … .

  • Недеяние (у-вэй)

  • Жень (гуманность)

  • Шу (взаимность)

  • Фа (закон)

  • Ли (ритуал)


Основатель легизма … .

  • Сиддхартха Гаутама

  • Чжу Си

  • Кун Фу-цзы

  • Лао-цзы

  • Хань Фэй-цзы


… считал мораль, основанную на «ли», ненадежным средством государственного управления и предпочитал в качестве такового закон («фа»).

  • Даосизм

  • Легизм

  • Буддизм

  • Конфуцианство



    I.3.2. Античная этика



Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличавшие человека о животного… (Аристотель).



    Представителей сократических школ принято называть … .

  • сократофилы

  • сократики

  • сократофобы

  • сократоподы

Киренская школа развила принципы Сократа в направлении последовательного … .

  • гедонизма

  • утилитаризма

  • эвдемонизма

  • утопизма




    I.3.3. Средневековая этика

Эпоха в которой человек рассматривался как часть мирового порядка, установленного Богом … (средние века, средневековье)
Философ средневековья, утверждавший противоположность независимых души и тела – … .

  • Эразм Роттердамский

  • Фома Аквинский

  • Николай Коперник

  • Августин Блаженный

  • Леонардо да Винчи


Философ средневековья, определявший человека как единство души и тела – … .

  • Эразм Роттердамский

  • Фома Аквинский

  • Николай Коперник

  • Августин Блаженный

  • Леонардо да Винчи


Эпоха, характеризующаяся пафосом гуманизма, автономией человека, вера в его безграничные возможности … .

    • Возрождение

    • средние века

    • Античность

    • Новое время



Основные проблемы этики средних веков НЕ включают проблему: … .


  • проблема оправдания Бога за существующее в мире зло, разработанная в рамках теодицеи (учения о богооправдании)

  • проблема соотношения божественной благодати и свободной воли человека в его нравственном поведении

  • проблема спасения души

  • проблему эвтаназии


Эпоха, выдвинувшая на первый план ценности гуманизма …

    • Возрождение

    • средние века

    • Античность

    • Новое время


Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью и приобретают религиозный характер …

  • Возрождение

  • Античность

  • Новое время

  • средние века



    I.3.4.Этика Нового времени

Теория естественного права возникла …

  • в эпоху Возрождения

  • в Античности

  • в 19 веке

  • в 20 веке

  • В эпоху Просвещения


Субъективный принцип нравственности по Канту – … .

  • стыд

  • честь

  • долг

  • страх



    Автор слов: «Кто превращает себя в червя, тот не должен потом жаловаться, что его топчут ногами» – … .

  • Ф.Аквинский

  • Сократ

  • И. Кант

  • Ж.Ж.Руссо



    I.4. Современные этические учения (ХХ –ХХI вв.)

    I.5. Сущность, структура и социальные функции морали. Высшие моральные ценности

Мораль – это … .

  • традиции, существующие в обществе

  • система этических смыслов и ценностей, задающая им гуманистический характер

  • межличностные отношения


Учение о ценностях – …

  • Аксиология

  • Гносеология

  • Праксиология

  • Семантика




    К категориям универсальной этики НЕ относится

  • добро

  • честь

  • совесть

  • мужество


Философ античности, считавший, что ценности носят абсолютный характер …

  • Сократ

  • Цицерон

  • Фалес

  • Аристотель


Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности …

  • ценность

  • потребность

  • важность




    Положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, общества в целом, определяемая вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности …ценность

    Категория этики, отражающая отношение личности к обществу, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в данных условиях … .

  • стыд

  • честь

  • долг

  • страх



    «Милосердная любовь является средством маскировка себялюбия, зависти, потворствования слабостям человека» – писал … .

  • Ницше

  • Цицерон

  • Кант

  • Гегель



    Любовь – метафизическая основа нравственности

  • Ф.М.Достоевский

  • И.Кант

  • Л.Н. Толстой

  • В.С.Соловьев



    Заповедь любви может быть реализована на основе … .

  • стыда и совести

  • чести и достоинства

  • долга, склонности и сострадания

  • страха и страдания



    Доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку – это … .

  • справедливость

  • заботливость

  • миролюбие

  • милосердие



    Милосердие является средством и содержанием … человека.

  • справедливости

  • заботливости

  • сострадания

  • самосовершенствования



    «Бескорыстное благоволение» – … .

  • справедливость

  • заботливость

  • сострадание

  • любовь



    Закон справедливости Моисея (Декалог) является всеобщим законом, необходимым из-за обособленности людей – утверждал … .

  • Ницше

  • Цицерон

  • Кант

  • Гегель



    II. Мораль как общественное явление

II.1. Исторические типы морали
Религиозное обрамление морали характерно для эпохи … .

  • Возрождение

  • Античность

  • Новое время

  • средние века


Тип морали, возникший в ХХ веке …

  • буржуазный

  • социалистический

  • религиозный

  • традиционный


Эпоха в которой человек рассматривался как часть мирового порядка, установленного Богом … (Средневековье, Средние века, Эпоха средневековья, средневековье, средние века, эпоха средневековья).



    II.2. Нравственная регуляция общественной жизни. Мораль и право

    Самая простая форма социального контроля … .

  • стыд

  • честь

  • ответственность

  • страх



    Система общеобразовательных социальных норм, установленных или санкционированных государством … (право).

    Особая форма общественного сознания, отражающая право, правоотношения, правовую деятельность людей … (правосознание).

    II.3. Нравственное содержание экономической жизни общества. Этика и экономика



Обмен деятельностью, распределения различных предметов и услуг – …

  • духовные отношения

  • производственные отношения

  • деловые отношения

  • межличностные отношения


Управленческая этика это – … .

  • система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций

  • нормы, установленные государством для руководителей предприятий

  • правила приличия для представителей властных структур


Этический кодекс позволяет … .

  • наладить отчётность и учёт

  • повысить качество продукции

  • избежать конфликтов интересов, психологических проблем


Управленческая этика в эпоху постиндустриального общества … .

  • ориентируется только на ответственность человека перед фирмой

  • выполняет юридические законы

  • включает в понятие «ответственности» ответственность перед обществом, природой


Создал иерархическую модель мотиваций

  • М. Вебер

  • Г. Спенсер

  • А. Х. Маслоу

  • Э.Дюркгейм


Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг …

  • производственная сфера

  • духовная сфера

  • политическая сфера

  • социальная сфера


Процесс взаимодействия людей их совместного воздействия на природу, с целью удовлетворения потребности….

  • игра

  • производство

  • учение

  • общение


Основополагающий стимул развития производства … .

  • мечта

  • потребность

  • борьба

  • желание трудиться


Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребности, заключительная фаза процесса производства … .

  • уничтожение

  • потребление

  • неудовлетворение


Экономические отношения, в основе которых лежит общественное разделение труда …

  • обмен

  • обман

  • торговля

  • хозяйство


Наиболее глубоко раскрыл роль производства в развитии общества….

  • К.Маркс

  • И.Кант

  • П.Сорокин

  • О.Шпенглер


Потребности выступающие как основные стимулы и источники развития производства

  • экономические материальные потребности

  • духовные потребности

  • социальные потребности

  • биологические потребности



    Применяемое в производстве орудие труда, техника, технология, транспорт – производительные …(силы).

    II.4. Нравственные ценности общества и личности. Общая и нравственная культура личности



Толерантность – это … .

  • терпимость, уважение, понимание богатого многообразия культур нашего мира

  • моральный долг

  • политическая необходимость

  • принятие самого себя

Единичноий представитель человеческого рода … .

  • индивид

  • индивидуальность

  • личность

  • субъект

Совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других …

  • индивидуальность

  • личность

  • субъект


Тип мировоззрения в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу … (индивидуализм).
Определение человека как совокупности характерных социальных качеств … (личность).
Человек как субъект отношений и сознательной деятельности …

личность

индивид

индивидуальность
Процесс и результат усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих осуществлять жизнедеятельность адекватным образом –… .

  • социализация

  • гуманизация

  • аккультурация

  • индивидуализация



    III. Профессиональная этика

    III.1. Понятие профессиональной этики



Размышление и практика решения нравственных проблем, существующих в конкретных профессиональных сферах деятельности

  • биоэтика

  • профессиональная этика

  • экологическая этика

  • экономическая этика



    Высказывание « … каждый класс и даже профессия имеют свою мораль» принадлежит … .

  • К.Маркс

  • И.Кант

  • П.Сорокин

  • О.Шпенглер

  • Ф.Энгельс

  • П.Флоренский



    III.2. Этика общения и деловой этикет



Деловой этикет – это … .

  • правила целесообразного поведения, способствующие успеху в деловых отношениях

  • нормы, закреплённые в законодательстве

  • учение о поведении



Моральные принципы практического поведения людей … (этикет).



Основное назначение визитной карточки – … .

  • поддержание контактов

  • знак благодарности

  • учёт знакомых

  • удостоверение личности



    III.3. Этика и культура служебных взаимоотношений

Социальный статус – это … .

  • положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с правами и обязанностями

  • орудие влияния на подчинённых

  • законодательное положение

  • положение, занимаемое человеком на работе



    III.4. Этические требования к руководителю (госслужащему, журналисту, юристу, экономисту, психологу и т.п.)

Управленческая этика это – … .

  • система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций

  • нормы, установленные государством для руководителей предприятий

  • правила приличия для представителей властных структур

Этический кодекс позволяет … .

  • наладить отчётность и учёт

  • повысить качество продукции

  • избежать конфликтов интересов, психологических проблем



Управленческая этика в эпоху постиндустриального общества … .

  • ориентируется только на ответственность человека перед фирмой

  • выполняет юридические законы

  • включает в понятие «ответственности» ответственность перед обществом, природой


Создал иерархическую модель мотиваций

М. Вебер

Г. Спенсер

А. Х. Маслоу

Э.Дюркгейм



    IV. Прикладная этика

    IV.1. Психология и социология морали

    IV.2. Экономическая этика

Обмен деятельностью, распределения различных предметов и услуг – …

  • духовные отношения

  • производственные отношения

  • деловые отношения

  • межличностные отношения



Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг …

  • производственная сфера

  • духовная сфера

  • политическая сфера

  • социальная сфера


Процесс взаимодействия людей их совместного воздействия на природу, с целью удовлетворения потребности….

  • игра

  • производство

  • учение

  • общение


Основополагающий стимул развития производства … .

  • мечта

  • потребность

  • борьба

  • желание трудиться


Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребности, заключительная фаза процесса производства … .

  • потребление

  • уничтожение

  • неудовлетворение


Экономические отношения, в основе которых лежит общественное разделение труда …

  • обмен

  • обман

  • торговля

  • хозяйство


Наиболее глубоко раскрыл роль производства в развитии общества….

  • К.Маркс

  • И.Кант

  • П.Сорокин

  • О.Шпенглер


Потребности выступающие как основные стимулы и источники развития производства

  • экономические материальные потребности

  • духовные потребности

  • социальные потребности

  • биологические потребности


Применяемое в производстве орудие труда, техника, технология, транспорт производительные … силы
Обмен деятельностью, распределения различных предметов и услуг – …

  • духовные отношения

  • производственные отношения

  • деловые отношения

  • межличностные отношения






    IV.3. Политическая и правовая этика

    Система общеобразовательных социальных норм, установленных или санкционированных государством … (право).

    Особая форма общественного сознания, отражающая право, правоотношения, правовую деятельность людей … (правосознание).

    В юридической характеристике права выделяют … функции, как способ воздействия права на общественные отношения.

  • духовная и культурная

  • регуляторная и охранительная

  • оценочная и коммуникативная



    Право – воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Так гласит теория… .

  • Фрейдизма

  • Марксизма

  • Файолизма


Теория естественного права возникла …

  • в эпоху Возрождения

  • в Античности

  • в 19 веке

  • в 20 веке

  • В эпоху Просвещения



    IV.4. Биоэтика

    IV.5. Экологическая этика

    IV.6. Этика средств массовой информации

    IV.7. Этика науки и образования



Изучение специфики моральной регуляции в научной сфере занимается… (этика науки).



    IV.8. Этика искусства



Этические учения Древней Греции


Социокультурные предпосылки этики Древней Греции.

Создание основ научного знания можно назвать специфической чертой древнегреческой культуры. Другой ее особенностью было формирование рабовладельческой демократии как формы социальной жизни. Эти предпосылки обусловили:

Особенности древнегреческой этики:

1) светская, нерелигиозная этика, опирающаяся в своих построениях на идеалы естествознания;

2) рационалистическая этика, которая считает разум лучшим руководителем нравственной жизни;

3) нравственным идеалом является мудрец, т.е. человек, обладающий полнотой разума;

4) индивидуалистическая этика, согласно которой задача личности состоит в максимальном самораскрытии своих возможностей. В большинстве этических учений подразумевалось, что такое самораскрытие идет на благо полиса, индивидуальная этика находилась в гармонии с социальной.

Основные проблемы древнегреческой этики:

1) проблема истинного блага: как составить иерархию благ в жизни человека, чтобы она соответствовала нравственным критериям;

2) проблема отношения к наслаждениям: выделение предпочтительных в нравственном отношении наслаждений, определение статуса наслаждений при построении нравственной жизни;

3) проблема приобретения добродетелей, т.е. положительных нравственных качеств, приближающих человека к истинному благу. Наиболее почитаемыми добродетелями были мудрость, мужество, умеренность и справедливость.

Выделенные проблемы получили свое разрешение в ряде учений.

Основные учения древнегреческой этики.

Софисты, начали этические размышления с того, что усомнились в существовании общезначимой морали. Относительность человеческих суждений о благе, счастье и смысле жизни побудила их перейти к анализу моральных явлений в противовес обыденному некритическому усвоению нравственности как неких очевидных правил. Релятивизм софистов, их рассуждения об относительности нравственных норм, разрушали догматические представления о морали, однако не содержали положительной моральной программы.

Сократ в противовес софистам считал, что мнения разных людей о добре относительны в сравнении с истинным понятием добра. Задача личности – «познать самого себя», т.е. перейти от «мнений о добре» к знанию добра, которое приобретается благодаря разуму. Знаменитые «сократические диалоги» показывают, каким образом разум может проясниться до понимания истинной, а потому единственной и всеобщей нравственности. Разве, зная истинный путь жизни, кто-нибудь пойдет безнравственным? Таким образом, для Сократа быть мудрым и быть нравственным – одно и то же. Безнравственность же – разновидность безумия. Все люди желают блага, значит, никто не делает зла по своей воле, зло – это ошибка в суждении, ведущая, как и всякая ошибка к несчастью.

Сократические школыунаследовали от рационалистической этики Сократа идею достижения счастья через мудрость, однако, разошлись в конкретной интерпретации данной моральной программы. Киренаики считали высшим благом удовольствие, и чувственные удовольствия предпочитали духовным. Разум при этом служит тому, чтобы избегать страданий, связанных с избытком наслаждений. Киники же (самым знаменитым из которых был Диоген Синопский) отождествляли высшее благо с внутренней свободой, в том числе свободой от удовольствий. Аскетический образ жизни Диогена стал способом его индивидуалистического самовыражения, чем отличался по смыслу от религиозного аскетизма.

Платон – ученик Сократа, развивший идею своего учителя о существовании абсолютного добра. Согласно Платону, подлинное добро как идеальный образец существует в «мире идей», на земле же – его бледные подобия, копии, тени. Задача личности – познать идею добра с помощью разумной части души, которая припоминает тот образец добра, что когда-то созерцала в «мире идей», когда сама была идеей. Чувственные удовольствия затемняют разумную часть души, поэтому злоупотреблять ими не следует. Индивидуальная этика у Платона дополняется социальной: теорией идеального государства, само устройство которого укрепляет добродетель граждан.

Аристотель – ученик Платона – классифицировал античное знание, выделив при этом учение о добродетелях в особое учение – этику, написал ряд специальных этических сочинений и, таким образом, конституировал этику как философскую дисциплину. В отличие от Платона, Аристотель считает, что этика – это не наука, постигаемая лишь с помощью разумной части души, а практическое знание о том, как стать счастливым благодаря добродетели. Добродетель достигается с помощью разумной части души, которая управляет страстями (подобно тому, как возница управляет горячими конями), правильно направленные страсти не вредят нравственности, но являются ее необходимым элементом. Быть добродетельным – значит знать «золотую середину» между крайностями, одна из которых состоит в недостатке какого-либо качества, а другая – в избытке того же самого качества (так мужество является серединой между трусостью и безумной отвагой). Главная же добродетель разумной части души – это мудрость, а интеллектуально-созерцательный образ жизни, жизнь мудреца, представляет собой нравственный идеал.

Итак, этические системы Древнего мира сформулировали базовые парадигмы в осмыслении этической проблематики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
написать администратору сайта