Главная страница
Навигация по странице:

  • Каков порядок допуска стропальщика к работе

  • В каких случаях должна проводиться повторная проверка знаний стро­пальщиков

  • Кому подчинен стропальщик

  • Как должен быть одет стропальщик

  • Какие грузоподъемные машины обслуживает стропальщик

  • Какие существуют типы грузоподъемных кранов Краны мостового типа

  • Рис. 2.1. Грузоподъемные машины

  • Портальный кран

  • Железнодорожный кран

  • Какие основные параметры характеризуют кран Грузоподъемность

  • Вылет

  • Высота подъема

  • Колея

  • Рис. 2.2. Основные параметры грузоподъемных кранов

  • Как зависит грузоподъемность крана от вылета

  • Какие опрокидывающие силы действуют на кран и влияют на его устой­чивость

  • Рис. 2.4. Устойчивость крана

  • Что удерживает кран от опрокидывания

  • По каким причинам краны теряют устойчивость и опрокидываются

  • Стропальщик 2007. Непрерывное профессиональное образование


    Скачать 5.59 Mb.
    НазваниеНепрерывное профессиональное образование
    АнкорСтропальщик 2007.doc
    Дата31.01.2017
    Размер5.59 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСтропальщик 2007.doc
    ТипДокументы
    #1388
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1.2. Основные требования, предъявляемые к стропальщику


    Каков порядок подготовки и аттестации стропальщиков?

    Подготовка и аттестация стропальщиков должны проводиться в учеб­ных заведениях, располагающих базой для теоретического и производ­ственного обучения.

    Аттестация (экзамен) стропальщиков проводится квалификационной комиссией, в работе которой участвует представитель органов Ростехнадзора. Учащимся, выдержавшим экзамен, выдается удостоверение стропальщика.

    Каков порядок допуска стропальщика к работе?

    Допуск к работе стропальщика должен оформляться приказом (распоряжением) по организации.

    Стропальщик перед допуском к работе должен пройти:

    • медицинское освидетельствование;

    • подготовку и аттестацию;

    • первичный инструктаж и стажировку.

    Производственная инструкция должна быть выдана стропальщику под расписку.

    В каких случаях должна проводиться повторная проверка знаний стро­пальщиков?

    Повторная проверка знаний стропальщиков квалификационной ко­миссией должна проводиться:

    • периодически, не реже одного раза в год;

    • при переходе работника на другое место работы;

    • по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов или инспекто­ра Ростехнадзора.

    Повторная проверка знаний стропальщиков должна проводиться в объеме производственной инструкции. Результаты периодической проверки знаний должны оформляться протоколом с отметкой в удо­стоверении.

    Кому стропальщик обязан предъявлять удостоверение?

    Во время работы стропальщик должен иметь удостоверение при себе и предъявлять его по требованию:

    • инспектора Ростехнадзора;

    • инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов;

    • лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

    • крановщика.

    Кому подчинен стропальщик?

    Во время работы стропальщик обязан выполнять только приказы и распоряжения лица, ответственного за безопасное производство ра­бот кранами.

    Стропальщик должен обращаться к нему при отсутствии средств инди­видуальной защиты, соответствующих грузозахватных приспособлений, вспомогательного инвентаря, в случаях, когда неизвестна масса груза, а также для получения другой необходимой информации.

    Как должен быть одет стропальщик?

    Работодатель должен обеспечить стропальщика спецодеждой и сред­ствами индивидуальной защиты (каска, жилет, рукавицы). На правой руке стропальщика (сигнальщика) должна быть повязка. Стропальщи­ку рекомендуется иметь форму ярких, выделяющихся цветов:

    • жилет и каску — желтого цвета;

    • рубашку — голубого;

    • повязку — красного.

    2. Грузоподъемные краны

    2.1. Общие сведения о грузоподъемных кранах


    Какие грузоподъемные машины обслуживает стропальщик?

    К грузоподъемным машинам (рис. 2.1), которые обслуживают стропальщики, относятся грузоподъемные краны, краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы.

    Кран-трубоукладчик — это самоходная грузоподъемная машина с боковой стрелой 2 для подъема, транспортировки и монтажа труб. Базовой машиной для крана-трубоукладчика обычно является гусе­ничный трактор 1.

    Кран-манипулятор — это грузоподъемная машина, состоящая из краноманипуляторной установки 3, смонтированной на транспортном средстве 4 или фундаменте.

    Какие существуют типы грузоподъемных кранов?

    Краны мостового типа это краны, у которых грузозахватный орган 5 (см. рис. 2.1) подвешен к грузовой тележке 7, перемещающейся по мосту 6. К ним относятся мостовые и козловые краны.

    Краны кабельного типа — это краны, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим кана­там 8. К этому типу относятся кабельные и кабельно-мостовые кра­ны. У кабельного крана несущие канаты закреплены в верхней части опорных мачт 9.

    Краны стрелового типа это краны, у которых грузозахватный орган подвешен к стреле или к грузовой тележке, перемещающейся по стреле.



    Рис. 2.1. Грузоподъемные машины:

    1 — гусеничный трактор; 2 — стрела; 3 — краноманипуляторная установка; 4 — транспортное средство; 5 — грузозахватный орган; 6 — мост; 7 — грузовая тележка; 8 — несущий канат; 9 — мачта; 10 — портал; 11 — башня; 12 — же­лезнодорожная платформа

    К стреловому типу относятся портальные, башенные, железнодо­рожные и стреловые краны.

    Портальный кран — это кран поворотный, размещенный на портале 10, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомо­бильного транспорта.

    Башенный кран — это кран поворотный, со стрелой 2, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни 11.

    Железнодорожный кран — это кран, смонтированный на платформе 12, передвигающейся по железнодорожному пути.

    Стреловой кран — это кран поворотный, у которого стрела закрепле­на на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходо­вом устройстве. Стреловые краны различаются по виду ходового уст­ройства:

    • кран автомобильный, установленный на автомобильное шасси;

    • кран пневмоколесный, установленный на пневмоколесное шасси;

    • кран короткобазовый, установленный на короткобазовое шасси;

    • кран на специальном шасси, установленный на специальном шасси автомобильного типа;

    • кран гусеничный, установленный на гусеничном ходовом устройстве.

    Какие основные параметры характеризуют кран?

    Грузоподъемность Q (рис. 2.2) — максимальная масса груза, на подъем и перемещение которой кран рассчитан в заданных условиях эксплу­атации. В величину грузоподъемности включается масса съемных гру­зозахватных приспособлений и тары, используемых для перемещения груза.

    Вылет L— расстояние по горизонтали от оси вращения крана стре­лового типа до оси грузозахватного органа.

    Грузовой момент М — произведение величин грузоподъемности и соответствующего ей вылета М = QL(Т*М).

    Пролет S— расстояние по горизонтали между осями рельсов крано­вого пути для кранов мостового типа. Вылет и пролет — это парамет­ры, характеризующие величину зоны, обслуживаемой краном.

    Высота подъема Н — расстояние от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.

    Глубина опускания h— расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении.

    Колея — расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана стрелового типа.

    База В — расстояние между осями опор (ходовых тележек) крана, измеренное вдоль пути.

    Стропальщик должен знать технические характеристики обслуживаемых им кранов. Технические характеристики крана — это числовые значе­ния его параметров.


    Рис. 2.2. Основные параметры грузоподъемных кранов:

    Q — грузоподъемность; L — вылет; S — пролет; Н — высота подъема; h - глубина опускания; В — база

    Как зависит грузоподъемность крана от вылета?

    Грузоподъемность кранов стрелового типа зависит от вылета обрат­но пропорционально. Максимальную грузоподъемность кран имеет на наименьшем вылете, а при увеличении вылета его грузоподъемность



    Рис. 2.3. Грузовая характеристика гусеничного крана ДЭК-251 уменьшается. Стропальщику важно понимать эту зависимость, чтобы не допустить перегрузки крана.

    Зависимость грузоподъемности крана от вылета показывает его грузо­вая характеристика. Рассмотрим грузовую характеристику гусеничного крана ДЭК-251 (рис. 2.3), который имеет максимальную грузоподъем­ность 25 т на вылете 5 м. При увеличении вылета грузоподъемность крана уменьшается, поэтому при наибольшем для данного стрелового оборудования вылете — 14 м — кран может поднять всего лишь 4 т.

    Какие опрокидывающие силы действуют на кран и влияют на его устой­чивость?

    На кран действуют следующие силы:

    • масса груза Q (рис. 2.4);

    • ветровая нагрузка;

    • сила инерции Рин, которая возникает при изменении скорости
      подъема и опускания груза.

    Уклон рабочей площадки также снижает устойчивость крана. Опрокидывающие силы создают опрокидывающий момент относительно ребра опрокидывания (РО). Опрокидывающий момент, создаваемый грузом, равен произведению массы груза Q на плечо b:

    Мопр = Qb.

    Очевидно, что при увеличении вылета увеличивается плечо b, следо­вательно, возрастает опрокидывающий момент.



    Рис. 2.4. Устойчивость крана:

    1 — выносная опора; 2 — противовес; G — масса крана; Fин — сила инерции; Q — масса груза; a, b — плечи действия сил; РО — ребро опрокидывания

    Что удерживает кран от опрокидывания?

    Стреловой кран является свободностоящей машиной, которая удер­живается от опрокидывания собственной массой G(см. рис. 2.4). Мас­са крана создает восстанавливающий момент, равный произведению массы крана G на плечо а:

    Мвосстан = Ga

    Устойчивость крана повышается за счет увеличения массы крана проти­вовесом 2, который монтируется в задней части поворотной платформы.

    Вторым способом повышения устойчивости стрелового крана явля­ется установка выносных опор 1. Кран расставляет выносные опоры, как человек для повышения устойчивости шире расставляет ноги, при этом увеличивается плечо я, соответственно уменьшается плечо b.
    По каким причинам краны теряют устойчивость и опрокидываются?

    Возможные причины опрокидывания кранов:

    • превышена грузоподъемность крана на данном вылете;

    • нарушены правила установки стрелового крана (не установлены
      выносные опоры, установка на свеженасыпанный грунт и т.п.);

    • неисправен рельсовый крановый путь;

    • кран работает при скорости ветра, которая превышает указанную в его паспорте;

    • башенный или другой рельсовый кран не установлен на противоугонные устройства по окончанию работы.

    Все краны рассчитаны с запасом устойчивости, поэтому опрокидыва­ние крана всегда является результатом грубого нарушения правил безопасности.

    ВНИМАНИЕ! Опрокидывание крана может произойти по вине стропальщика в случае строповки груза, превышающего грузоподъемность крана на данном вылете.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    написать администратору сайта