Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Орфография и орфоэпия 1.1. Спишите. Вставьте Ь

  • ПОД-, ОТ

  • -чн-, -чк-, -шн-, -нщ-, -тч-, -зч-, -нч-, -дч-, -цк

  • 1. Лексика и фразеология

  • 2. Художественные тропы и стилистические фигуры речи

  • 3. Стили речи и стилистика

  • русский язык. Не с разными частями речи Правописание Ъ


    Скачать 43.75 Kb.
    НазваниеНе с разными частями речи Правописание Ъ
    Анкоррусский язык.docx
    Дата13.03.2019
    Размер43.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларусский язык.docx
    ТипДокументы
    #25708

    Вариант № 3

    Для успешного выполнения данного варианта контрольной работы необходимо повторить следующие разделы грамматики русского языка, орфографии, орфоэпии, морфологии, синтаксиса, культуры речи и стилистики (по любому учебнику, включая учебники для общеобразовательной школы, техникума, колледжа), а также использовать основную и дополнительную литературу к данному курсу:

    1. Правописание суффиксов, приставок, окончаний различных частей речи

    2. Правописание гласных в корне слова

    3. Правописание частицы НЕ с разными частями речи

    4. Правописание Ъ и Ь

    5. Правописание предлогов С и СО

    6. Правописание наречий, числительных, сложных слов

    7. Правописание слов через дефис

    8. Орфоэпические нормы русского языка

    9. Состав лексики русского языка

    10. Синонимы, антонимы и омонимы

    11. Что такое фразеологизмы

    12. Художественные тропы и фигуры речи

    13. Стили речи. Стилистика

    1. Орфография и орфоэпия

    1.1. Спишите. Вставьте Ь или Ъ, где это нужно. Составьте 3-4 предложения с
    некоторыми из этих слов по вашему выбору.

    Стрижёш...ся, маеш…ся, моеш…ся, мылиш…ся, дым пожарищ..., старый фонар...щик, куст был колюч..., суп был хорош..., пасхальный кулич..., модный плащ…, родниковый ключ…, ветер был свеж…, зелёный плющ…, верный товарищ…, зверь был свиреп и злющ…, он был охоч… до рыбалки, пыль сапожищ…, ноч…ной сторож… .

    Пред…явить, об…ехать, об…явление, с…езд, без…языкий, без…ядерный, с…ябедничать, ад…ютант, фел…д…егерь, сек…юрити, двух…ярусный.

    1.2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, и подчеркните их.
    Составьте 3-4 предложения с некоторыми из этих слов по вашему выбору.

    Меж…ярусный, меж…языковой, меж…американский, меж…институтский,
    меж…облас…ной, меж…сессио…ный, межд…усобицы, между…рядье, транс…европейский,
    транс…альпийский, транс…атлантический, транс…сибирский, транс…континентальный,
    супер…фосфат, супер…обложка, супер…арбитр, супер…генератор, сверх…человеческий,
    сверх…тяж…лый, сверх…урочный, сверх…изыскан…ый, сверх…скорос…ной,

    сверх…магистральный, сверх…срочник, сверх…срочно…служащий.

    1.3. Запишите данные словосочетания в 2 колонки: с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Устно
    объясните правило. Составьте 5-6 предложений с этими словосочетаниями по вашему выбору.

    Пр...ватный разговор, пр...вередливый клиент, пр...обрести товар, пр...странный посетитель, пр...бывать в тоске, пр...бытие поезда, пр…бывание за границей, пр...бавка к пенсии, пр…стиж профессии, пр…амбула документа, пр…лестный ребёнок, пр...клоняться перед красотой, пр...кратить пр…ния, пр...зумпция невиновности, солидное пр...имущество, пр...стижная профессия, понимать пр...вратно, пр…успеть во всём, пр…бить картину, не пр…нижать достоинство, пр…дупредить во…время, не…пр…смыкаться перед сильными мира сего, пр…красный концерт, пр…липчивый субъект, пр…ливная волна, пр…двинуться к краю, пр…ютить старца, органы пр…зрения, пр….рогатива правительства, пр….возной товар.

    24
    1.4. Запишите слова с приставками ПОД-, ОТ-, правильно выбирая букву И или Ы в начале корня слова.

    Под…маться, под…тожить, под…сканный, под…грать, под…гранный, под…скивается, под…нтегральный; от…граться, от…мать, от…мённый, от…сканный, от….гранный, от…скать.

    1.5. Приведите и запишите примеры слов, содержащих следующие буквосочетания: -чн-, -чк-, -шн-, -нщ-, -тч-, -зч-, -нч-, -дч-, -цк-. Задание выполните в виде таблицы.

    Буквосочетания

    Примеры слов из разных частей речи с данными буквосочетаниями

    -чн-

    Сочный, смачный и т.д.

    -чк-

    Синичка и т.д.

    -шн-

    Городошный и т.д.

    -нщ-

    Банщик и т.д.

    -зч-

    Извозчик и т.д.

    -тч-

    Клетчатый и т.д.

    -нч-

    Переменчивый и т.д.

    -дч-

    Находчивость и т.д.

    -цк-

    Калмыцкий и т.д.

    1.6. Спишите. Устно объясните правописание частицы НЕ- с разными частями речи.
    Составьте 5-6 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.

    не…дооценить врага; не…жданно-не…гаданно; не…имущие сословия; таблица не…металлов; старческая не…мощь; не…мыслимый наглец; не…казистый вид; не…молчный говор; не…исправимый лжец; не…ликвидный фонд; не…меркнущий свет; за не…имением средств; пришёл не…кстати; выбросили за не…надобностью; отлучиться не…надолго; находиться не…подалёку; не…насытная жажда; стоять не…подвижно; не…писаный закон; не….оценимый вклад; выразить не…одобрение; не…обузданный нрав; не…оспоримый аргумент; не…опалимая купина; чтоб не…повадно было; не…поддельный интерес; не…оглядные просторы; не….поворотливый человек; не….откуда взять; не…опознанный объект; наказание за не…платёж; уму не…постижимо; не…порочное зачатие; не…порочное, а нужное занятие.

    1.7. Запишите слова в две колонки: первая – с приставкой БЕЗ-, вторая – с приставкой
    БЕС-. Устно объясните правописание. Составьте 3-4 предложения с этими словами по вашему
    выбору.

    Бе…лиственный, бе…хитростный, бе…лимитный, бе…укоризненный, бе…умолчный, бе…отказный, бе…облачный, бе…образный, бе…приютный, бе…памятный, бе…корыстный, бе…визовый, бе…толковый, бе…предметный, бе…домный, бе…доходный, бе…душный, бе…гласый, бе…деятельный, бе…ропотный, бе…мятежный, бе…заветный, бе…билетный, бе…словесный, бе…ъядерный, бе..ъязыкий.

    1.8. Различайте чередование О/А в корнях зар/зор, кос/кас, рост/раст, клон/клан,
    гор/гар.
    Образуйте новые слова по предложенному образцу. Задание выполняйте в столбик,
    нумеруйте. Пример: 1. Расположить – располагать. 2. Прикоснуться – прикасаться.

    Растение, озарение, отросток, выскочить, подскочить, косвенный, поклониться, загореть, уклониться, выращенный, разгораться, приложить. Определите:

    1. чередование О/А в корне слова зависит от ударения

    2. чередование О/А в корне слова зависит от состава корня слова

    3. чередование О/А в корне слова зависит от следующего за ним суффикса.

    25
    1.9. Запишите правильно существительные, обозначающие современные термины из
    области экономики, информационных технологий, развлекательных мероприятий и т.п. -
    слитно, раздельно или через дефис: блок…схема, бизнес…мен, бизнес…вумен, бизнес…ланч,
    бизнес…план, бизнес…центр, бизнес…семинар, бизнес…класс, эконом…класс, веб…дизайнер,
    веб…райтер, гоф…маклер, кэш…память, Интернет…кафе, Интернет…ресурс, маркет…мейкер,
    топ…менеджер, прайс…лист, пресс…конференция, пресс…бюро, пресс…релиз, шоу…бизнес,
    ноу…хау, брейк…данс, кейс…технологии, выставка…презентация, выставка…продажа,
    выставка….ярмарка, дресс…код, диск…жокей, дизайн…студия, маски…шоу, масс…медиа,
    кейс…технологии, нано…технологии, человек…реклама, экспресс…информация,
    программа…вирус, рейтинг…шкалирование, фирма…конкурент, предприятие…партнёр,
    план…прогноз, курс…ступень, журнал…комикс, брейн…ринг, ай…кью.

    Добавьте свои примеры. Составьте с этими словами 5-6 предложений.

    1.10. Внимательно прочитайте. А) Выпишите в две колонки данные слова и
    словосочетания: в первую – перед которыми следует употребить предлог С, во вторую – те,
    перед которыми необходимо ставить предлог СО. Слова и словосочетания пишите вместе с
    выбранным предлогом. Б) Из приведённых примеров отдельной строкой выпишите
    фразеологизмы; устно объясните их значение. В) Составьте 5-6 предложений с любыми их этих
    словосочетаний.

    Выступать …струнным оркестром, …всеми вместе, кофе …сливками, блинчики …сгущёнкой, …скрученной верёвкой, …скрюченными корнями, взять …стола, снять …стула, …сплетёнными пальцами, …страданием в глазах, …состраданием в сердце, баба-яга …ступой, матч «Зенита» … «Спартаком», …спортивным азартом, девушка …стройной фигурой, парашют …стропилами, встреча …сказкой, разобраться …спорным вопросом, прийти …вступительных экзаменов, …страшной силой, в соответствии ...свершившимся фактом, …взведённым курком, …смущённой улыбкой, бороться …скукой, девочка …скакалкой, повариха …скалкой, девушка …стрижкой, бороться …сном, вернуться …свадьбы, …вспоротой раной, …встречным поездом, справиться …сколиозом, в поход …спальным мешком, пустырь …спиленными деревьями, неизвестный ...стволом, томик …стихами, по соседству …свалкой, очная ставка …свидетелем, в кармане …ста рублями, …столичным размахом, женщина …странностями, гель …скрабом, …старшим братом, парень …скутером, …свежими силами, старик ...старушкой, фильм …страшилками, пироги …сливами, компот …спелыми ягодами, брюки …стрелками.

    1.11. Спишите. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах имён существительных.
    Составьте 4-5 предложений с этими словосочетаниями по вашему выбору.

    Девч…нка, юбч…нка, собач…нка, рубаш…нка, руч…нка, реч…нка, мальч…нка, шапч…нка, нож…нка, лавч…нка, лапч…нка.

    Дириж…р, коммивояж…р, ухаж…р, массаж…р, режисc…р, тренаж…р, пастиж…р.

    1.12. Спишите. Вставьте, где это необходимо, суффиксы –Н-, -НН- в полных причастиях
    (и сложных прилагательных). Составьте 4-5 предложений с этими словосочетаниями по вашему
    выбору.

    Златокова…ый сундук, златотка…ый узор, златору….ый свиток, златостру….ый инструмент, златоуст…ый проповедник, златолист…ый наряд осени, златовлас…ый старец, златоверх…ий собор.

    Свежемороже…ый карп, свежезаморож….ый продукт, клубничное мороже…ое, мороже…ое мясо, только вчера мороже…ое масло, отмороже…ые руки, подмороже…ые яблоки, свежевыкраше…ый забор, свежевскопа…ый огород, свежевыбеле…ый лоскут, свежевыловле…ый судак, свежевыструга…ный наличник, свежеиспечё…ый пирог, свеженадое…ое молоко, свежеокраше…ый дом, свежеприготовле…ый сок, свежескоше…ый луг.

    26
    1.13. Спишите. Вставьте необходимые буквы Е\Ё в суффиксах кратких причастий.
    Составьте 3-4 предложения с этими словосочетаниями по вашему выбору.

    Отороч…н (рукав мехом), отточ…н (язык), поверж…н, подожж…н, пораж…н, посаж…н, постриж...н, приглаж…н, приглаш…н, приглуш…н, придуш…н, притуш…н, разбуж…н, размозж…н, располож…н, ублаж…н, увлеч…н, удуш…н, укороч…н.

    1.14. Спишите. Вставьте пропущенные буквы: в корне, в суффиксе, в приставке. Устно
    объясните правописание. Составьте 5-6 предложений с этими словами и словосочетаниями по
    вашему выбору.

    Бе...вкусица, бе...численный, бе…дарь, бе…компромис…ный, бе…во…ме…дный, бе…толковый, бе…примерный, бе…вольный, бе…ынтересный, бе…ымянный, бе…ысходный, бе…ра….удный, бе…ъядерный, бе…ъязыкий, и…ъезжен…ый, и…ысканный, и…устный, и…дали, и….тари, и…подлоб…я, и…верг, и…сечь, и…пуг, и…кус, и…бавление, и...подволь, и…вестие, не…вежий, не...дешний, тамо…ний, сни…хождение, ни...провержение, ни…вержение, таможе…ый, творож…ый, тревож…ый, травя…ой чай, покло…ый крест, об…езжен…ый конь, об…ять не…об…ятное, об…ёмистый том.

    1.15. Правописание наречий. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
    Расставьте ударения в словах. Устно объясните правописание. Составьте 3-4 предложения с
    этими словами по вашему выбору.

    (На)бекрень, (на)бело, (на)бок, (на)валом, (на)веки, (на)вечно, (на)верное, (на)верняка, (на)веселе, (на)взнич…, (на)взрыд, (на)всегда, (на)вскидку, (на)встречу, (на)выворот, (на)выкате, носить брюки (на)выпуск, (на)вытяжку, (на)гишом, (на)глухо, (на)голо, (на)голову разбить врага, (на)готове быть, (на)двое гадать, (на)добно, (на)долго, (на)едине, (на)ездом, (на)завтра, (на)земь, (на)зубок, (на)иболее, (на)изготовку, (на)изнанку, (на)искось, (на)кануне, (на)кладно, (на)конец.

    1.16. Запишите словами и поставьте в творительном падеже следующие количественные
    числительные:

    765, 2345, 893, 1812, 427. Составьте 2 предложения с этими числительными в творительном падеже.

    1.17. Правописание сложных слов с ПОЛ-/ПОЛУ-. От данных существительных и
    прилагательных образуйте новые слова по приведённому образцу: пол-листа, полчашки,
    полуоборот, пол-Европы.
    Составьте 3-4 предложения с новыми словами по вашему выбору.

    Грамотный, Африка, открытый, станок, кочевой, месяц, богиня, драгоценный, забытый, остров, автомат, обезьяна, ночной, смерть, сухой, тёмный, защитник, обморок, освещённый, тень, тяжёлый, фабрикат, шёлковый, шар, шаль, пустыня, финал, шутливый, согнутый, вековой, голодный, годовалый, литровый, круглый, дикарь, денный, годичный.

    Чайная ложка, столовая ложка, мерная чашка, мерный стакан.

    1.18. Спишите. Вставьте Ь, где это нужно, подчеркните его. Составьте 5-6 предложений
    с некоторыми из этих слов по вашему выбору. Отдельной строкой выпишите фразеологизмы,
    определите, что они означают. Составьте с ними предложения.

    Стрижёш...ся, маеш…ся, моеш…ся, мылиш…ся, как гора с плеч…, дым пожарищ..., старый фонар...щик, куст был колюч..., золотая молодёж…, суп был хорош..., у высоких круч…, пасхальный кулич..., стая грозовых туч…, хвалебная реч…, модный плащ…, родниковый ключ…, тиш… да блаж… да божья благодать, ветер был свеж…, зелёный плющ…, медный грош…, нестерпимая суш…, верный товарищ…, глубокая теч…, красивая брош…, зверь был свиреп и злющ…, он был охоч… до рыбалки, пыль сапожищ…, ноч…ной сторож… .

    27
    1.19. Спишите. Вставьте в окончаниях глаголов необходимые буквы, подчеркните их.
    Составьте 5-6 предложений с некоторыми из этих слов по вашему выбору.

    Снег та...т, надежды та…т с каждым днём; он ненавид...т; вчера увид...лся с друзьями; увид…ш…ся завтра; приеду, если вышл...те деньги; немедленно вышл…те деньги!, загад...вать наперёд; войска обескров...ло наступление; подкле…л туфли; возьм…те на…прокат; виноград скоро вызре…т; созре…т плоды в саду; реша…шь задачу; пиш…шь письмо; небо светле…т; луга зелене…т; облако проплыва…т мимо; луна желте…т; звёзды мерца…т; вы пиш…те диктант; у меня прос…ба: выпиш…те мне рецепт; вы дел…те имущество; выдел…те мне участок; вы выйд…те мне навстречу? приказываю: выйд…те на связь!

    1.20. Внимательно прочитайте группу слов, которая начинается с экс-. Запишите их в две
    колонки: первая – слова, где экс- является частью сложного слова, вторая – где экс- является
    частью корня слова. Значения неизвестных для вас слов проверяйте по словарям.

    Экс…курсия, экс…прессия, экс…пресс, экс…лидер, экс…каватор, экс…император, экс…терьер, экс…педиция, экс…министр, экс…клав, экс…либрис, экс…плуататор, экс…тернат, экс…тремизм, экс…тракт, экс…гумация, экс…чемпион, экс…король, экс…министр, экс…президент, экс…премьер.

    1.21. Спишите. Расставьте ударения в словах. Составьте 5-6 предложений с некоторыми
    из них по вашему выбору.

    Дремота, духовник, еретик, ессентуки (мин. вода), жалюзи, живописец, живопись, житие, завидно, завсегдатай, заговор, задолго, заколоченный, закупорить, занят, занята, занято, заострённый, запанибрата, застить, звонит, звонишь, позвонишь, зимородок, знамение, зубчатый, избалованный, избаловать, издавна, издревле, изредка, иконописание, иконописец, иконопись, имярек, иначе, иноплеменный, инструмент, исковой, исковое, искра, исповедание, исподволь, исстари, истекший, каллиграфия, камбала, каталог, квартал, километр, киноварь, новорожденный, свекла, творог, километр, бытие, житие.

    1. Лексика и фразеология

    2.1. Внимательно прочитайте группу синонимов. Спишите, вставьте пропущенные
    буквы, раскрывая скобки. Составьте 2-3 предложения с некоторыми из них по вашему выбору.
    Каждое предложение пишите с новой строки, нумеруйте.

    Нужда – (с)прос, (не)воля, злыдни, надобнос…ть, (не)обходимость, обязан…ость, потребнос…ть, лишения, беднос…ть, бе…хлебица, (не)достаток, нищенс…во, (не)имение, отсутс…вие, нищета, крайнос…ть, скудос…ть, убожество.

    2.2. Самостоятельно подберите и запишите максимальное количество антонимов к слову
    близко. Составьте с ними 2-3 предложения.

    1. Найдите в соответствующих словарях и выпишите фразеологизмы, в которых имеются однородные члены предложения. Например: пройти огонь, воду и медные трубы; сплошь и рядом; с бору да с сосенки; ни холодно ни жаркои др. Что они обозначают? Обратите внимание на знаки препинания в выписанных вами фразеологизмах. Составьте с ними 3-4 предложения.

    2. Омонимы полные (абсолютные) — омонимы, у которых совпадает вся система форм. Например, наряд (одежда) - наряд (распоряжение), горн (кузнечный) - горн (духовой инструмент). По этому образцу подберите самостоятельно и запишите не менее 10 омонимов с пояснительными словами. Составьте 3-4 предложения с выбранными вами омонимами.

    28
    2.5. Внимательно прочитайте группы слов. Классифицируйте их по группам и запишите.
    К каждой группе слов добавьте своих 5-6 примеров. Найдите в соответствующих словарях
    значение тех слов, которые вам неизвестны.

    1. стрельцы, опричники, тризна, гридни, бояре, дворянство, князь, граф, барин, помещик, фрейлины, целовальник, стряпчий, окольничий, дьяк, пристав, волость, жандарм, окольничий, стряпчий, городовой, губернатор, земство;

    2. намеднись, загорбок, баз, кочет, курень, хутор, гуторить, баять, бахорить, дюжий, сдюжить, лоншак, силеток;

    3. лопать, хряпать, трескать, дербалызнуть, чекалдыкнуть, втюриться, харя, ряха, морда;

    4. шпора, плавать, хвост, пара, ботаник, сачок, чайник, клёвый, прикол.

    1. Диалектизмы Б) Варваризмы

    2. Историзмы

    Г) Жаргонизмы (или сленг) Д) Профессионализмы

    2.6. Внимательно прочитайте группу слов. Выпишите только те, которые являются
    неологизмами наших дней. Значение неизвестных вам слов найдите в соответствующих
    словарях. Составьте 3-4 предложения с некоторыми неологизмами по вашему выбору.

    Маркетинг, менеджмент, мерчендайзер, масс-медиа, мафия, мониторинг, паблисити, плюрализм, рейтинг, ротация, рэкет, саммит, комиссар, комдив, нарком, комкор, атаман. К какому пласту лексики относятся данные слова:

    A) Исконно русские

    Б) Заимствования из славянских языков

    B) Заимствования из неславянских языков

    Г) Архаизмы, переходящие в активный запас современного языка

    2.7. Внимательно прочитайте группу слов. Спишите столбиком, подбирая к каждому
    слову его литературное значение. Например: клава – клавиатура, юзер – пользователь, емеля –
    электронная почта
    . К какому пласту лексики относятся данные слова?

    Спам, семнашка, серийник, зависон, закачать, звуковуха, игралка, соляра, собака (кошечка, обезьянка, альфочка), квакер, качалка, кило, трэш, пиратка, смайлик.

    A) Неологизмы

    Б) Заимствования из неславянских языков

    B) Жаргонизмы (сленг)
    Г) Профессионализмы

    2.8. Внимательно прочитайте группу слов. Выпишите только те, которые являются
    старославянизмами. Вставьте пропущенные буквы. Составьте 3-4 предложения с некоторыми
    старославянизмами по вашему выбору.

    Глава, врата, глад, град, перст, уста, ланиты, око, чело, перси, щёки, пальцы, одежда, надежда, нощь, дщерь, брада, бразды, во…петь, во…глас, во…даяние, во…мездие, плен, власть, страна, лад…я, и…гнание, ни…послать, ведущий, кормчий, пр…шествие, пр…ступить, предсказать, благочестие, благовещение, злоумышление, терзание, казнь, чадо, чревоугодие, влага, шлем, сладкий, деревня, станица.

    2.9. Внимательно прочитайте группу слов. Сформируйте их парами по принципу
    антонимии и запишите, вставив пропущенные буквы. Например: далёкий – близкий, зарубежье
    – отечество
    и др. Составьте 5-6 предложений с выбранными вами парами слов.

    В…ликан, не…зримый, карлик, малый, не…значительный, ни…чтожный, жалкий, вера, верить, великий, верность, пр…дательство, величествен…ый, предан…ость, верный, в…месте,

    29
    не…верие, верхний, сомневат…ся, нижний, верующий, веч…ный, измена, ошибочный, пр…ходящий, вздымат…ся, унылый, опускат…ся, видимый, отвращение, виноватый, правый, виновный, атеист, невиновный, порознь, весёлый, во…хищение.

    2.10. Подберите к следующим словам и словосочетаниям как можно больше фразеологизмов-синонимов и запишите столбиком. Например: близко – рукой подать; далеко – за тридевять земель. Составьте 5-6 предложений с выбранными вами фразеологизмами.

    Далеко, близко, умный, много, мало, бездельничать, голодать, грустить, богато, говорить глупости, врать, умереть, темно, обмануть, потерпеть неудачу, болтать попусту, вместе.

    2. Художественные тропы и стилистические фигуры речи

    3.1. Определите художественные тропы и стилистические фигуры в приведённом ниже
    поэтическом отрывке:

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса,

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)

    1. Олицетворение Б) Эпитет

    2. Сравнение Д) Метонимия Г) Анафора

    Д) Риторические обращения

    3.2. Определите художественные тропы и стилистические фигуры в приведённом ниже
    поэтическом отрывке.

    Я - изысканность русской медлительной речи,

    Предо мною другие поэты - предтечи,

    Я впервые открыл в этой речи уклоны,

    Перепевные, гневные, нежные звоны.

    Я - внезапный излом,

    Я - играющий гром,

    Я - прозрачный ручей,

    Я - для всех и ничей. (К. Бальмонт)

    1. Олицетворение Б) Эпитет

    2. Сравнение Д) Метонимия Г) Аллитерация

    Д) Риторические обращения Е) Метафора Ж) Анафора

    3.3. Определите фигуры речи в приведённом ниже отрывке:
    Орлу подобно он летает

    И, не спросясь ни у кого, Как Дездемона, избирает Кумир для сердца своего. (А.С. Пушкин)

    1. Антитеза Б) Метонимия

    2. Литота

    Г) Сравнение

    30
    3.4. Внимательно прочитайте определения. Укажите строку с неверным утверждением:

    A) Оксюморон – создание нового понятия при помощи соединения контрастных по
    значению слов

    Б) Синекдоха – выявление целого и большего через его часть (т.е. меньшее)

    B) Градация – высказывание, в котором каждая последующая часть оказывается более
    насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая

    Г) Плеоназм – речевая недостаточность, вызванная пропуском нужного слова

    Д) Алогизм - нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила

    логики

    Приведите примеры из художественной литературы к тем строкам, в которых

    определения даны правильно.

    3. Стили речи и стилистика

    4.1. Прочитайте синонимичные ряды слов. Определите, к какой сфере стилистического
    употребления относится каждое из приведённых слов:

    1. Зодчий, архитектор, строитель Б) Купель, душ, баня, сауна

    2. Дом, здание, хижина, лачуга, жилище, домик, хата, сооружение, вилла

    4.2. Внимательно прочитайте. Определите, к какому стилю относится приведённый ниже
    отрывок:

    1. Художественному Б) Научному

    2. Публицистическому Г) Официально-деловому Д) Разговорному

    Гоголь умер!... Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, поражённый в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников. (И.С. Тургенев)

    4.3. Определите, какие из перечисленных жанров не относятся к публицистическому
    стилю:

    A) Интервью

    Б) Устные выступления

    B) Юмористические рассказы
    Г) Репортажи

    Д) Очерки Е) Повести

    4.4. Внимательно прочитайте. Выберите правильный ответ:

    A) Стилистика – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы
    их употребления в условиях языкового общения

    Б) Стилистика – это наука, изучающая словарный состав языка

    B) Стилистика – это наука о текстах произведений художественной литературы,
    устанавливающая подлинность того или иного текста

    31
    4.5. Прочитайте выражение «За чечевичную похлёбку». Определите, что это:

    1. цитата Б) фраза

    2. отрывок

    Г) крылатое выражение

    Д) цитата, ставшая крылатым выражением

    Вспомните, кому принадлежат эти слова, в связи с чем были сказаны.

    4.6. Внимательно прочитайте приведённые слова: мировые соглашения, презумпция
    невиновности, арбитражный суд, суды общей юрисдикции, неотвратимость наказания, мера и
    степень ответственности, состязательность сторон, римское право, адвокатская практика,
    нормативно-правовые акты, основной закон государства, судебные инстанции, уголовно-
    процессуальное законодательство
    . Определите, к какому стилю (подстилю) они относятся:

    1. Официально-деловому Б) Дипломатическому

    2. Художественному Г) Научному

    Д) Юридическому

    4.7. Прочитайте внимательно отрывок: «1. Государственным языком Российской
    Федерации на всей её территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать
    свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного
    самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с
    государственным языком Российской Федерации. З. Российская Федерация гарантирует всем
    её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
    Определите: а) слова употребляются в прямом или в переносном смысле; б) имеются ли
    образные выражения; в) как называется документ, в котором записаны эти слова; г) к какому
    стилю относится данный отрывок.

    A) Научному

    Б) Публицистическому

    B) Официально-деловому
    Г) Дипломатическому

    Д) Юридическому

    4.8. Образуйте словосочетания со связью управления. Заключённые в скобки зависимые
    слова поставьте в нужной падежной форме, где нужно, добавьте подходящий предлог.
    Обратите внимание на различное управление в приводимых попарно сочетаниях. Образец:
    Удивляться (талант юного музыканта) - удивляться таланту юного музыканта. Удивлён
    (гибкость акробата) - удивлён гибкостью акробата.


    1. Основываться (проверенные факты) - обосновывать (фактические данные).

    2. Отзыв (поступившая в редакцию статья) - рецензия (рукопись учебного пособия).

    3. Отчитаться (истраченные деньги) - сделать отчёт (проделанная за квартал работа).

    32

    написать администратору сайта