Главная страница
Навигация по странице:

  • Таким образом, результатом проведенной работы должен стать отбор наиболее важной и интересной информации по теме исследования, а также предварительный анализ изученного материала.

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАКУРСОВОЙ РАБОТЫ 2.1 Курсовая работа и ее структура

  • Структура курсовой работы

  • Степень разработанности проблемы

  • Основная часть Основная часть курсовой работы, как правило, содержит три главы, подразделяемые на параграфы. Первая глава

  • Объем курсовой работы составляет 40-45 страниц печатного текста.

  • ТРЕБОВАНИЯ К СТИЛЮ НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 3.1 Работа над текстом курсовой работы

  • В тексте используют авторское «мы», употребляющееся для «скромности» и ради объективности изложения.

  • 3.2 Требования к оформлениюосновного текста курсовой работы

  • Правила оформления формул

  • Правила написания числительных Однозначные количественные числительные

  • Правила оформления библиографического списка(списка литературы)

  • Библиографическое описание

  • Примеры библиографического описанияразличных источников

  • Оформление ссылок и примечаний

  • В качестве критериев оценки курсовой работы выступают

  • Методичка по курсовой. Написание курсовой работы


    Скачать 154.5 Kb.
    НазваниеНаписание курсовой работы
    АнкорМетодичка по курсовой.doc
    Дата26.04.2017
    Размер154.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодичка по курсовой.doc
    ТипКурсовая
    #5940

    НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

    ВВЕДЕНИЕ
    Курсовая работа представляет собой заключительный самостоятельный учебно-исследовательский труд, написание и защита которого являются обязательным условием профессиональной квалификации студента и признания его специалистом с высшим образованием. Исследовательская работа предусматривает изучение студентами методологии исследовательской работы, систему закрепления знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования.

    В курсовой работе должны быть отражены достижения отечественной и зарубежной экономической науки в изучаемой области. Она должна демонстрировать умение автора исследовать выбранную проблему, формулировать и аргументировано обосновывать выдвигаемые положения и тезисы, делать обобщающие выводы и заключения, обосновывать практические рекомендации.


    Глава 1.








    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА



    Курсовые работы выполняются студентами на кафедрах вуза под руководством преподавателей, при этом процесс выполнения курсовой работы включает несколько стадий:

    1. Выбор темы и ее изучение.

    2. Выявление литературы по теме и ее изучение в контексте решаемой проблемы.

    3. Составление развернутого плана.

    Наличие плана сильно облегчает выполнение практической части и написание текста работы. План исследования содержит общую характеристику предмета исследования, а также основные задачи, стоящие перед студентом. Он должен отражать очередность и логическую последовательность намеченных работ, а также наиболее существенные моменты каждого этапа исследования.

    1. Выполнение самостоятельного теоретического исследования.

    Используя различные методы исследования, необходимо провести самостоятельную работу и получить результаты, которые будут анализироваться и интерпретироваться в работе.

    1. Написание первоначального варианта текста работы. Первый (черновой) вариант курсовой работы обсуждается и согласуется с руководителем и редактируется по его замечаниям.

    Первые три этапа являются подготовительными, успешность их выполнения оказывает существенное влияние на качество курсовой работы. Все этапы работы отражаются в структуре работы, так как выполнение каждой операции предполагает результат, который и фиксируется в конкретной части – во введении, разделе по истории проблемы, теоретической разработке.
    После определения темы исследования, необходимо провести ее структурно-семантический анализ (выделяются ключевые слова, отражающие сущность темы, рассматривается их смысловое содержание). Для этого используются различ­ные справочные (энциклопедии, словари, справочники), учебные, периодические и продолжающиеся издания, монографические работы. В результате необходимо четко представлять перечень понятий, терминов, раскрывающих тему, фамилии ведущих ученых и специалистов, занимающихся данной проблемой. Имеющиеся списки литературы в справочных изданиях или какие-либо ссылки на документы в источниках необходимо фиксировать. В итоге намечаются основные контуры темы, круг вопросов, затрагиваемых его, делается предварительный набросок плана.

    Изучение литературы целесообразно начинать с работы со справочными изданиями, в процессе которой выясняются содержательные границы темы, выдающиеся деятели, внесшие вклад в разработку проблемы и т.д.

    Для определения структуры темы, ее разделов, частей следует обращаться и к учебным изданиям. К данным изданиям относятся учебники, учебные пособия, хрестоматии, практические руководства, практические пособия, учебно-методические пособия, учебные программы, практикумы.

    Кроме того, для более тщательного изучения темы обязательна работа с периодическими изданиями и монографиями (научно или научно-популярными изданиями, содержащими полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы).

    Работу с литературой целесообразно проводить в два этапа:

    • беглый просмотр содержания книги (название книги, автор, название издательства, выпускные данные, аннотация, предисловие и оглавление, и общее представление о содержании);

    • более детальное изучение научной публикации с конспектированием основных моментов.

    При цитировании текста необходимо фиксировать соответствующие номера страниц, а также следить за точностью выписываемых цитат. Отобранный материал должен тщательно регистрироваться, чтобы при необходимости его легко можно было найти.


    Таким образом, результатом проведенной работы должен стать отбор наиболее важной и интересной информации по теме исследования, а также предварительный анализ изученного материала.





    Глава 2.








    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
    КУРСОВОЙ РАБОТЫ




    2.1 Курсовая работа и ее структура


    Курсовая работа – это индивидуальная итоговая письменная работа студента, носящая исследовательский характер. Она формирует подготовку специалиста и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи.


    В курсовой работе студент должен показать:

    • прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

    • умение изучать и обобщать литературные источники, решать практические задачи, делать выводы и формулировать предложения;

    • навыки проведения анализа и расчетов, владения современной вычислительной техникой;

    • умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий.

    Структура курсовой работы определена в соответствии с ГОСТом 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Как правило, в структуре курсовых работ выделяют следующие составные части:

    1. титульный лист;

    2. содержание;

    3. введение;

    4. основная часть;

    5. заключение;

    6. список литературы;

    7. приложения.

    Написание Введения
    Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируется проблема и гипотеза ее решения, определяется цель работы и основные задачи, подлежащие решению, указывается объект и предмет исследования, используемые методы, изученность проблемы или степень разработанности. В зависимости от характера работы в качестве параметров введения могут быть новизна, практическая значимость, базы исследования (учреждения, организации, органы научно-технической информации и т.д.). Параметры введения можно разделить на обязательные и факультативные элементы. В качестве факультативных выступают «гипотеза», «новизна» и «прак-тическая значимость».

    Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения.

    Проблема исследования формулируется в теме работы. Исследователь должен ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Тема должна отражать движение от достигнутого наукой к новому. Тема – это отражение проблемы в ее характерных чертах. Точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.

    Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагает обоснование ее актуальности. Необходимо дать ответ на вопрос: почему проблему нужно изучать в настоящее время? При оценке актуальности выбранной темы необходимо избегать конъюнктурного подхода, в основу которого может быть положена односторонняя оценка ситуации в стране или мире, что приводит в конечном итоге к сужению спектра научных исследований.

    Степень разработанности проблемы – содержит результаты изучения документов по теме исследования, в форме краткого обзора и оценки вклада различных ученых и специалистов, занимающихся данной проблемой.

    Цель –это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражает то основное, что намеревается сделать исследователь.
    Например:

    • разработка научно-методических (социально-экономи-ческих) основ формирования ...;

    • выявление, обоснование и проверка экономических условий формирования ...;

    • разработка теоретической модели ...;

    • характеристика ... концепции, определение ее исторической значимости и роли в развитии современной системы ...;

    • анализ теорий, содержания, организационных форм и методов …;

    • выявление возможностей использования... опыта при формировании …

    Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Формулировка задач начинается с глагола, который показывает, что нужно сделать: выявить, разработать, проверить, провести анализ, определить, раскрыть, обобщить, охарактеризовать, обосновать, уточнить, осуществить, систематизировать и т.д.

    Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, обоснованием сущности и структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики его развития. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого процесса, т.е. с практическими аспектами работы.

    Объект исследования – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой информации. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

    Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливает границы научного поиска. Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как изучается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

    Обязательным элементом введения в курсовой работе является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. В числе методов исследования выделяют общие и специальные методы научного познания. Общие методы делятся на три группы:

    • методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение и т. д.);

    • методы теоретического исследования (абстрагирование, формализация);

    • анализ, синтез, моделирование.

    К специальным методам можно отнести: экономико-статистический, структурно-функциональный анализ и синтез, системный подход, исторический и др.

    Основная часть
    Основная часть курсовой работы, как правило, содержит три главы, подразделяемые на параграфы.

    Первая главаносит общетеоретический характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок.

    Вторая главаносит аналитический характер. В ней дается анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая экономико-математические. При этом не ограничиваются констатацией фактов, а выявляются тенденции развития, вскрываются недостатки и причины, их обусловившие, намечаются пути их возможного устранения.

    Третья главаявляется проектной, В ней разрабатываются конкретные предложения и рекомендации. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы во 2-й главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт.

    Между главами должна быть логическая связь и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

    В заключении логично, последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, эффективности разработок. При создании заключения следует анализировать поставленные задачи исследования: что решено, каким методом или способом, какие результаты получены, возможности использования в дальнейшем.

    Заключение включает четыре части: результаты, выводы, преимущества предложенного варианта решения, рекомендации. Для их описания можно использовать следующие словесные клише.
    Результаты:

    Из полученных результатов видно, что ...

    Главным результатом проведенного анализа следует считать ...

    Полученные результаты ... позволяют утверждать, что ...

    Выводы:

    Итак, можно сделать вывод, что ...

    Проведенные исследования позволяют сделать вывод о ...

    В заключение отметим, что ...

    Таким образом, можно сделать вывод ...

    Преимущества предложенного варианта решения:

    Этот способ имеет то преимущество, что ...

    Следовательно, преимущества состоят в ...

    Рекомендации:

    Система может быть рекомендована для ...

    Этот метод может быть рекомендован для ...

    ... может найти применение для ...

    В приложение следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, инструкции, заполненные формы отчетности и других документов, методики и т.д.


    Объем курсовой работы составляет 40-45 страниц печатного текста.





    Глава 3.








    ТРЕБОВАНИЯ К СТИЛЮ НАПИСАНИЯ
    И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ




    3.1 Работа над текстом курсовой работы
    Работа над рукописью курсовой работы начинается с общей оценки ее содержания и построения. Следует посмотреть, насколько логично и последовательно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, выделены ли основные мысли, удалось ли отчетливо показать, что нового несет в себе работа. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения.

    Текст работы должен отличаться логичностью, смысловой законченностью, целостностью и связностью. Серьезное внимание следует уделять языку и стилю. Языковая и стилистическая культура работы позволяет судить об общей культуре ее автора.

    Любой текст в обязательном порядке делится на части. Такой прием называют рубрикацией текста. Рубрикация текста работы представляет деление текста на составные части.Рубрикация отражает логику научного исследования и поэтому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части.

    Заголовки глав и параграфов работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. В заголовок не рекомендуется включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка. Не следует включать в заголовок слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера. Нельзя включать в заголовок сокращенные слова и аббревиатуры.

    Рубрикация текста, как правило, сочетается с нумерацией – числовым или буквенным обозначением последовательности расположения его составных частей. В настоящее время в научных и технических текстах применяется чисто числовая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей произведения (первая ступень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) – из двух цифр, третья ступень деления – из трех цифр и т.д. Использование этой системы нумерации позволяет не употреблять слова «раздел», «глава», «параграф» и т.д.

    Курсовые работы являются результатом исследовательской работы, поэтому целесообразно использовать научный стиль русского языка. Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Мысль здесь строго аргументирована, ход логических рассуждений особо акцентируется.


    В тексте используют авторское «мы», употребляющееся для «скромности» и ради объективности изложения.


    Для научной речи характерно использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания. Такая черта научной речи, как точность, выражается в употреблении терминологии, однозначных слов.

    Значительно облегчит описание содержания работы использование специальных функционально-синтаксических средств связи («дежурных» фраз, словесных клише), наиболее подходящих для конкретного смысла изложения:


    последовательность

    развития мысли –

    например, вначале, во-первых, значит, итак, прежде всего и т.п.;

    одновременность –

    в то же время, вместе с тем, одновременно;

    противоречивость –

    однако, между тем, в то время как, тем не менее, но, в противном случае, в противоположность, в противоречие с, другой, иначе, по-другому;

    сравнение –

    аналогичный, идентичный, наибольший, наилучший, наименьший, по сравнению с ..., точно так, подобным образом;

    причинно-следственные отношения –

    следовательно, поэтому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же;

    дополнение и уточнение –

    в дополнение как, в остальном, к тому же, кроме того, больше всего, в большинстве случаев, в ситуации, в том числе, в узком смысле слова, в частности, при (во время);

    необходимость –

    следует, необходимо, нужно, надо;

    обобщение, вывод –

    в общих чертах, в основном, все это, таким образом в результате, значит, как видно, наконец, по результатам, следовательно, так что, таким образом, тем самым;

    переход от одной мысли к другой –

    прежде чем перейти ..., обратимся к...; все сказанное позволяет сделать вывод; подводя итог; следует сказать...;

    переход к изложенному выше –

    вышеописанный, вышеприведенный, полученный, предложенный, предшествующий, приведенный, разработанный, указанный, упомянутый;

    акцентирование –

    важно отметить, тем не менее, однако, но;

    перефразирование –

    другими словами, иными словами, иначе говоря.

    В научных работах часто встречаются сокращения.Используют следующие виды сокращений:

    • буквенные аббревиатуры. Составляются из первых букв полных наименований (например, МВФ)

    • сложносокращенные слова (например, госсектор).



    3.2 Требования к оформлению
    основного текста курсовой работы

    Рукопись курсовой работы оформляется в соответствии с действующими стандартами. На определенном этапе подготовки рукописи очень важно, чтобы кто-то прочитал и прокомментировал ее, что значительно упростит задачу редактирования текста, после чего создается окончательный вариант текста.

    Оформление текста работы является заключительным этапом в процессе ее выполнения. Соблюдение грамматических и стилистических норм русского языка – главное требование к тексту работы. Особое внимание следует обратить на ясность выражения мыслей и четкость формулировок, точность определений, разнообразие употребляемой лексики, правильное использование специальных понятий и слов. С ее завершением необходимо тщательно выверить текст, точность цифр, используемых цитат, устранить опечатки.

    Работа представляется в печатной форме.


    Печать производится на одной стороне листа белой стандартной односортной бумаги формата А4 (210×297 мм) через полтора межстрочных интервала. Высота шрифта – не менее 1,8 мм (как правило, шрифт Times New Roman, 14 pt), печать четкая, средней плотности.


    Иллюстрации и таблицы можно при необходимости печатать с помощью компьютерной техники и в цвете на листах формата А3 (297×420мм). Фотографии, рисунки, таблицы выполненные в формате меньше чем А4, необходимо наклеивать на листы белой бумаги формата А4.

    Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм. При этом количество строк на странице должно быть не более 36, количество знаков в строке – не более 64 (включая пробелы). Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять пять пробелов (1,25 см). Отбивку заголовков следует делать через 3-5 интервалов и выделять полужирным шрифтом. Подчеркивать и переносить слова в заголовке не допускается.

    Текст на иностранных языках может быть целиком напечатан или вписан от руки чернилами, тушью или пастой черного цвета (смешивание частично напечатанных букв (цифр) и написанных от руки не допускается). Плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изде­лий и другие имена собственные приводят на языке оригинала или в переводе с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия. Перед и после тире оставляют по одному пробелу, для отличия его от дефиса.

    Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страниц проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер на нем не ставят. Если иллюстрации и таблицы располагают на отдельных листах, то они также включаются в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу.

    Основной текст делят на главы, разделы и подразделы.Заголовки глав и структурных элементов печатают симметрично тексту прописными буквами, не подчеркивая, без точки в конце. Заголовки разделов и подразделов печатают строчными буквами, кроме первой прописной, также симметрично тексту без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовки отделяют от текста сверху и снизу тремя межстрочными интервалами. Главы, разделы начинаются с новой страницы.

    Главы, разделы и подразделы следует нумеровать арабскими цифрами без точки. Номер располагают слева от названия и отделяют от него одним пробелом. Нумерацию разделов и подразделов целесообразно строить по индексационной схеме с цифровыми многоступенчатыми номерами.

    Например: Номер подраздела «1.1.2» означает первая глава, первый раздел, второй подраздел.

    Номера рисунков, таблиц, формул могут быть сквозными по всему тексту или прикрепленными к соответствующей главе.

    Таблицы и рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается, или на следующей странице. Название таблицы (рисунка) должно отражать содержание, быть точным, кратким. Название таблицы (рисунка) следует помещать над таблицей (под рисунком) слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире; точку в конце заголовка не ставят.

    Например: Таблица 1 – Основные характеристики открытых акционерных обществ, образованных в процессе приватизации.

    Таблицы и иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки и таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы (рисунка) состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. При переносе части таблицы нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу не подводят. Заголовок таблицы, слово «Таблица» и ее порядковый номер указывается один раз над первой частью таблицы, а над последующими частями пишется слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При этом повторяется боковик и головка, при размещении рядом – только головка.

    Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Текст в таблице допускается печатать через один межстрочный интервал.

    Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических и химических символов не допускается. Если данные в какой либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

    Следует избегать вертикальной графы «Порядковый номер». При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера проставляются в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием.

    На все таблицы и рисунки в тексте должны быть ссылки. При ссылке на таблицу следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. На иллюстрации делаются ссылки либо в виде заключенного в круглые скобки выражения «(рисунок 1)», либо в виде оборота типа: «... как это видно из рисунка 1».

    В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

    Правила оформления формул
    Формулы следует вписывать разборчиво. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. Рекомендуются следующие размеры знаков для формул: прописные буквы и цифры – 7-8 мм, строчные – 4 мм, показатели степени и индексы – 2-3мм.

    Уравнения (формулы) выделяют из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы оставляют не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–) , умножения (×), деления (÷), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Формулы следует нумеровать арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке (нумерация может быть сквозной по всему тексту или прикрепленной к соответствующей главе). Например:

    (1)
    Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например: ... в формуле (5). Допускается выполнение формул рукописным способом черными чернилами.


    Правила написания числительных
    Однозначные количественные числительные пишутся словами, например: три основных элемента.

    Многозначные количественные числительныепишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается абзац.

    Количественные имена числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах. Например: до пятидесяти копеек, к семистам рублям и т.д. При записи арабскими цифрами количественные числительные не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например: на 10 страницах.

    Порядковые числительныепишутся словами, например: седьмой, тридцать девятый и т.д. Исключение составляют случаи, когда написание порядкового номера обусловлено традицией (например, 20-е годы). Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания. При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (3 и 4-го элементов), Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому они относятся (в табл. 3, на рис. 4). При записи римскими цифрами для обозначения порядковых номеров столетий, кварталов падежные окончания не пишутся, например: XIX век.
    Правила цитирования
    Для представления важной информации по теме работы, для подтверждения собственных выводов ссылкой на авторитетный источник в курсовых работах используют цитаты. Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

    Используемая цитата должна удовлетворять следующим требованиям:

    1. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажения мысли автора. Какой-либо пропуск обозначается многоточием.

    2. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно производиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

    3. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы.

    4. Отрывки из критической литературы цитируются только тогда, когда они авторитетно подтверждают или авторитетно дополняют высказанное мнение.

    Примеры оформления цитат:

    1. Слова автора предваряют цитату:

    Как писал в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит: «Государственный деятель, который попытался бы давать частным лицам указания, как они должны употреблять капиталы, обременил бы себя совершенно излишней заботой» [27, с. 87]

    2. Слова автора разрывают цитату:

    «…обычным средством для увеличения нашего богатства и денег является внешняя торговля. – утверждает Томас Мен – При этом мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них» [15, с. 155].

    Если в состав цитаты необходимо внести пояснения, без которых взятая вне контекста цитата непонятна, то это пояснение помещается в квадратные [ ] скобки.
    Правила оформления библиографического списка
    (списка литературы)



    Обязательной составной курсовой работы является список литературы, использованной при их создании. Он показывает степень разработанности проблемы и степень ее изученности. Поэтому на него распространяется действие ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.12-93, ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.82-2001.


    Библиографический список состоит из совокупности библиографических записей, включающих описания использованных или цитированных произведений печати и других документов. Такой список помещается за текстом, связан с конкретными местами текста при помощи так называемых отсылок и обычно имеет простую структуру. Список включает библиографические описания документов, составленные на основе их анализа.

    Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.
    Примеры библиографического описания
    различных источников



    1

    Книги




    1.1

    Однотомные издания







    Юрьев В. М. Транзитарное хозяйство России:
    детерминизм экономических интересов / В. М. Юрьев. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 336 с. – ISBN 5-279-01865-1







    Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.




    1.2

    Многотомные издания







    Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. Т. 2. Пер. с англ. / Алан Маршалл. – М.: Прогресс, Универс, 1993. – 310 с.

    2

    Законодательные материалы







    Конституция Российской Федерации. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5-94462-025-0.


    3

    Периодические издания







    Абалкин Л. И. Истоки экономического роста / Леонид Абалкин // Экономист. – 2001. – № 12. – С. 3-5.

    4

    Неопубликованные документы
    (диссертации, авторефераты)







    Сипягин О.В. Динамика экономических интересов в условиях многообразия форм собственности: дис. к.э.н. / Олег Сипягин – Саратов, 2000. – 170 с.







    Ульянов Г.В. Трансформация отношений и прав собственности экономических организаций: содержание, взаимосвязь, тенденции: автореферат дис. на соискание уч. степени д.э.н. / Геннадий Ульянов. – Тамбов, 2002. – 44 с.

    5

    Электронные ресурсы







    Симонян Р. Приватизация по-прибалтийски и по-рос-сийски. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rusref.nm.ru/indexzexp.htm


    Список помещается в конце работы, после заключения. Литературу в списке объединяют в следующие группы: законы и нормативные акты, монографии, периодические издания, неопубликованные документы (диссертации, авторефераты), иностранные издания. Каждая группа нумеруется римскими цифрами, при этом сведения об источниках нумеруются арабскими цифрами без точки в пределах каждой группы, располагаются в алфавитном порядке и печатаются с абзацного отступа.

    Например:

    I Законы и нормативные акты

    1 Бюджетный кодекс Российской Федерацииот 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Российская газета. – 1998. – 12 августа.

    Описания произведений авторов-однофамильцев располагаются обычно в алфавите их инициалов, например:

    Свиридов А.К.

    Свиридов Л.А.

    Свиридов Л.С. и т.д.

    Работы одного и того же автора помещаются в алфавите их названий или в хронологии их издания.

    Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы и отражении ее в документальных потоках. Примерное количество для курсовой работы – 50-70.

    Оформление ссылок и примечаний
    В курсовых работах встречаются ссылки внутри текста на различные рисунки, страницы, формулы, таблицы, иллюстрации и библиографические ссылки. В этом случае применяют различные сокращения: с. – страница; разд. – раздел; п. – пункт; табл. – таблица; рис. – рисунок; прил. – приложение и др. Ссылки размещают в строке текста или в скобках.


    Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений (библиографическое описание) о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте издании, произведении печати либо другом документе (его части или группе произведений), необходимых для поиска и идентификации этого произведения печати (документа). Библиографические ссылки в работе оформляются в соответствии с Приложением 2 ГОСТа 7.1-84.


    Библиографические ссылки позволяют определять источниковедческую базу исследования, показывать связь новой публикации с предшествующими, создавать представление о научных позициях автора, проверять достоверность приводимых данных, раскрывать приоритет и научную ценность полученных результатов, оберегать авторские права и интересы, бороться с плагиатом.

    Ссылка в тексте курсовой работы оформляется путем указания в квадратных скобках группы и порядкового номера цитируемого источника из библиографического списка литературы, например, [I,9]. Если дается цитата, то принято дополнительно указывать и номер страницы: [IV, 7, с. 100]. При ссылке на несколько работ из библиографического списка, если они расположены по порядку, то указывается номер начальной и последней работы через дефис: [III, 3-8]. Если они расположены не по порядку, то используется запятая. [I,3,8,9,27].

    Применение внутритекстовых и особенно подстрочных ссылок на источники в курсовых работах не рекомендуется.

    Библиографические ссылки можно ввести в текст, используя стандартные обороты речи – маркеры. При этом выделяют пять основных видов ссылок:

    1. Ссылки, содержащие определение понятия, трактовку термина.

    В соответствии с определением, приведенным в [III, 15, с. 6] под ... будем понимать...

    В словаре ... [II,2] термин «...» определяется как...

    Понятие …в современной экономической науке трактуется как... [II, 1; 3-6].

    2. Нейтральные ссылки, ссылки упоминания

    Проблеме... посвящены работы [II, 17-21].

    Данный метод ... нашел отражение в работах [II, 3, с. 56-78; V, 14, с. 21-34].

    3. Ссылки-сопоставления.

    Известны исследования по ... как отечественных [II, 16-25], так и зарубежных ученых [V, 2-9].

    4. Ссылки-опровержения, отражающие точку зрения автора.

    Вряд ли можно согласиться с тезисом А.П. Ершова о том, что «...» [III, 27, с. 18].

    Утверждение авторов статьи [III, 29] о том, что..., является весьма спорным. Предложенный в монографии [II, 14] способ решения проблемы ... страдает рядом недостатков ...

    5. Ссылки-соглашения, одобрения, отражающие точку зрения автора

    С нашей точки зрения, наиболее удачный подход предложен в работах [7-9].

    Следует согласиться с выводом, полученным в исследованиях [III, 54-56] «…».

    В некоторых случаях в работах приводятся сведения из других изданий. Если автору работы не удается уточнить цитату по первоисточнику, то такие ссылки, воспроизведенные из других изданий, приводят с указанием источника заимствования, например: «Цит. по:», «Приводится по:». Далее дают библиографическое описание документа. Такая ссылка оформляется как подстрочная.

    Заимствование какой-либо информации из различных документов требует обязательной ссылки на этот источник.

    Примечания в тексте служат для уточнения данных, приводимых в работе: например, пояснения содержания текста, таблицы, иллюстрации и т.п.

    Примечания могут размещаться непосредственно после текста, к которому они относятся. Слово «Примечание» печатают с прописной буквы с абзацного отступа в разрядку, не подчеркивая; после слова «Примечание» ставят точку.

    В подстрочных примечаниях (в конце страницы) слово «Примечание» не приводится. Текст примечания отделяется от основного текста сплошной чертой. Примечания также связываются с основным текстом при помощи знаков сноски (порядковый номер, «звездочка»), приводимых на месте верхнего правого индекса. Примечания выполняют несколько функций. Они указывают источник цитаты; отсылают к дополнительным источникам; указывают параллельные места в работе и в других работах. В примечаниях подтверждаются мысли из основного текста. В этом случае приводятся цитаты, дополнительные аргументы, которые нежелательно вставлять в сам текст, чтобы не нарушать ход рассуждений. Примечания используют и для перевода тех слов, которые в тексте приводятся на иностранном языке или, наоборот: в сноске приводят термин на языке оригинала.

    В качестве критериев оценки курсовой работы выступают:

    1. Актуальность предмета исследования, четкость цели, задач, гипотезы.

    2. Глубина изучения избранной проблемы.

    3. Характер представленного в работе материала (оценивается каждый из подпунктов):

    3.1. Анализ информации, полученной в ходе самостоятельных наблюдений (изучение текстов, архивные изыскания, результаты практик и т.д.).

    3.2. Обработка информации, уже имеющейся по данной проблеме:

    а) полнота и точность изложения содержания;

    б) объективность в передаче содержания первоисточника;

    в) критичность, авторизованность в передаче информации (раскрытие содержания со своей точки зрения на последовательность действий автора).

    3.3. Экспериментальные данные или методические разработки, рекомендуемые для применения в вузах, на предприятиях и т.д.

    а) уровень организации и проведения экспериментов;

    б) соответствие методик экспериментов целям исследования, точность результатов экспериментов.




    написать администратору сайта