Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание Введение Глава 1. Начало журналистской деятельности В.Г. Белинского Глава 2. Белинский в «Телескопе» и «Молве».

  • Глава 1. Начало журналистской деятельности В.Г. Белинского

  • Глава 2. Белинский в «Телескопе» и «Молве».

  • Глава 3. «Примирение с действительностью»

  • Список литературы

  • Начало журналистской деятельности Белинского. Белинский в Молве. Начало журналистской деятельности В. Г. Белинского. Белинский в Молве


    Скачать 33.37 Kb.
    НазваниеНачало журналистской деятельности В. Г. Белинского. Белинский в Молве
    Дата09.05.2018
    Размер33.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНачало журналистской деятельности Белинского. Белинский в Молве .docx
    ТипРеферат
    #43181

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    Федеральное государственное

    автономное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Российский университет дружбы народов»

    Филологический факультет

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине:

    «История отечественной журналистики»

    на тему:

    «Начало журналистской деятельности В.Г. Белинского. Белинский в «Молве»

    и «Телескопе». «Примирение с действительностью.»

    Выполнил студент 1 курса, очного отделения

    группы ФЖБ-12

    Росип Дмитрий Игоревич

    Студенческий билет №1032175122

    Проверил доцент кафедры

    теории и истории журналистики

    Алгави Лейла Омаровна

    Москва 2018

    Содержание

    Введение

    Глава 1. Начало журналистской деятельности В.Г. Белинского

    Глава 2. Белинский в «Телескопе» и «Молве».

    Глава 3. «Примирение с действительностью»

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Виссарион Григорьевич Белинский являлся не только хорошим литературным критиком, но и отличным журналистом. Стоит отметить, что он вошёл в историю как первый профессиональный демократический журналист. Благодаря своим исследованиям и рассуждениям в сфере теории и истории журналистики сформировал базис науки о печати. Белинский – один из первых, кто выдвинул в России те условия, которым, по его мнению, должна соответствовать журналистика. Он развил представление о журналистике не только как о методе умственного развития людей, но и как единичном методе поднятия их политического и правового сознания.

    Всю свою жизнь Белинский стремился понять факторы прогресса журнальной промышленности, факторы воздействия журналистики торгового назначения. Несмотря на то, что тогда в России не были сформированы капиталистические отношения, русские мещане научились получать выручку из печатного слова. Открытая просветительская и гуманистическая функция прессы сменилась на, непосредственно, торговлю словом. Таким образом, прибыль издателей была зависима от обесценивания идей, обозначенных журналами. Виссарион Белинский пытался понять, почему они стали так резко популярны.

    В торговой журналистике он видел и плюсы, например: увлекательность, доходчивость, разносторонность и изобилие материалов. Он считал, что эту журналистику надо сделать ведущей в стране. Да, несомненно, Виссарион Белинский был за идейность изданий параллельно с применением метода «захвата» читателя. Но это не весь его вклад в развитие русской журналистики. Белинский сделал универсальным жанр литературной критики. Этот жанр стал главным в русской журналистике второй половины 19 века. Виссарион Белинский сформировал теорию реализма. Главной идеей этой теории являлись самобытность и народность литературы. Работы Белинского, в течение длительного времени, были нравственными и эстетическими целями для интеллектуального слоя общества.

    Глава 1. Начало журналистской деятельности В.Г. Белинского

    Журнально-публицистическая работа Виссариона Григориевича Белинского была разнообразной и предстала существенным вкладом в историю русской журналистики. Он являлся великолепным публицистом, способным под покровом литературной критики, в условиях сильной цензуры поднять на рассуждение самые глубокие и актуальные проблемы развития общества. Его литературные обозрения стали теоретическими анализами литературного процесса. Обзоры Белинского утверждали и устремляли отечественное общественное представление, а благодаря глубокому философскому аргументу основали и воспитали целое поколение русской интеллигенции. Большое достоинство Белинского в теоретическом «переваривании» целей и функции журналистики в обществе.

    Журналистская деятельность Белинского началась во время действия самой жестокой цензуры за всю историю печатного слова в России. Согласно Цензурным уставам 1826 и 1828 годов журналисты были почти лишены каких-либо прав на рассмотрение любых вопросов, имевших связь с внутренней и внешней политикой страны. Таким образом, единственной областью действия для русских журналистов были вопросы литературы, искусства и науки. Виссарион Белинский делал акцент именно на этих сферах. Его публицистическую деятельность можно разделить на три части: литературная критика, театральная критика и полемика. Стоит отметить, что полемичность являлась основным свойством творческого стиля Белинского.

    Огромнейшую часть достоинства Белинского составляют литературно-критические статьи, рецензии и обзоры литературы. Как мы уже упоминали ранее, Виссарион Григорьевич как литературный критик основал и изложил теорию реализма, тем самым, опередив пути развития русской литературы на долгое время. Его статьи, в которых он исследовал творчество А.С.Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова охватывали цепь новых эстетических взглядов и положений, ставших важнейшими при анализе литературного произведения – самобытность, правдоподобие, преданность характеру героя, современность. Художественная точка зрения Белинского всегда сопоставлялась с исторической и социальной точкой зрения.

    Он внедрил в практику журналистской деятельности ежегодные обзоры литературы. Эти обозрения включали в себя цепь наиважнейших проблем общественной жизни. Содержание литературного произведения Белинский исследовал «со стороны развития литературных, нравственных и общественных начал». По мнению Виссариона Григорьевича, критика должна определять «дух времени» и давать ему новое течение.

    Базисом его литературно-критического способа была идея отрицания. «Истина, — писал Белинский в статье «Сочинения Державина», — состоит в единстве противоположностей. Все живое тем и отличается от мертвого, что в самой сущности своей заключает начало противоречия».1 «Все живое есть результат борьбы: все, что утверждается без борьбы, всё то мертво».2 Идея борьбы и отрицания внушалась Белинским в разум читателя постепенно и целенаправленно. Эта идея звучала как призыв и лозунг. В пропаганде отрицания и борьбы Белинского было понятие о значимости наступления исторического исследования. «Отрицание было пустым, мертвым и бесполезным актом, — писал Белинский, — если б оно состояло только в уничтожении старого. Последующее поколение, всегда бросаясь в противоположную крайность, одним уже этим показывает и заслугу предшествовавшего поколения, и свою от него независимость, и свою с ним кровную связь».3

    Глава 2. Белинский в «Телескопе» и «Молве».

    Виссарион Григорьевич Белинский начал свою журналистскую деятельность в журнале «Телескоп» и газете «Молва». Редактором этих изданий был профессор Московского Государственного Университета Николай Иванович Надеждин. Он взял Белинского к себе на работу, когда того отчислили из университета. До исключения из учебного заведения Виссарион Григорьевич работал в «Телескопе» как переводчик. В 1834 году в десяти номерах газеты «Молва» была напечатана его статья «Литературные мечтания».

    Резкие взгляды молодого Белинского заметили читатели издания. Первое предложение в его статье звучало так: «У нас нет литературы». Он считал, что народность или самобытность является одним из главных признаков в оценивании того или иного произведения. По мнению Белинского, Пушкин, Грибоедов, Крылов и Державин в своих произведениях показывают чувство самобытности.

    Второй критерий, который выделяет Белинский является современность, то есть умение отозваться на запрос времени. «В эпоху жизни, в эпоху борьбы и столкновения мыслей и мнений»4 нельзя, по мнению критика, оставаться равнодушным и нейтральным. Оценивая работу «Вестника Европы» и «Московского вестника» Белинский отмечает их главный минус – отсутствие «чувства современности». По его мнению, им чужда полемика. Белинский считает, что журнал «Вестник Европы» убило время.

    В своём первом публицистическом произведении он подчеркнул главные мысли своей литературной и журнальной теории. Их Белинский будет навязывать на протяжении всей журналистской деятельности. В 1835 году главный редактор журнала «Телескоп» и газеты «Молва» Н.И.Надеждин заболевает и уезжает лечиться за границу. На время его лечения главным редактором этих изданий становится Виссарион Григориевич Белинский, который, на тот момент, был популярен среди читателей. Он приводит в «Молву» и «Телескоп» новых людей: К. Аксакова, В. Боткина, Н. Станкевича, А. Кольцова. За это время сам Белинский изучает творчество русских писателей и публикует статьи о Гоголе, Бенедиктове, Кольцове. В этих произведениях он затрагивает свою теорию критического реализма. Стоит отметить, что возникновение теории Белинский сопоставил с творчеством Гоголя. Он назвал Гоголя главой русской прозы в статье «О русской повести и повестях Гоголя», которая была опубликована в журнале «Телескоп» в 1835 году.

    Большую роль в становлении журнального дела в России сыграла статья «Ничто о ничём, или Отчет г. издателю Телескопа за последнее полугодие (1835) русской литературы». В этой работе Белинский делает акцент на том, почему журнал «Библиотека для чтения» О. Сенковского стал так резко популярен. Он считает, что журнал смог понять требования читателя, давая, тем самым, то, чего тот так желает услышать. По мнению Белинского, читатель у журнала «Библиотека для чтения» терпимый и наивный. Он с удовольствием принимает эту кучу «перепрелого навоза». Критик считает, что главная цель журналов и журналистики состоит в воспитании, распространении знаний и в создании общественного мнения.

    Следующий журнал, который анализирует Белинский называется «Московский наблюдатель». Он пишет об этом издании в статье «О критике и литературных мнениях „Московского наблюдателя"». Белинский уверен в том, что журнал идёт в неправильном направлении, имея при этом салонный характер. Он не согласен с мнением журнала, что Гоголь является только комическим писателем. По мнению автора статьи, главной силой его творчества является «удивительная верность изображения жизни».

    В этот промежуток времени творчеством Белинского начинает интересоваться А.С.Пушкин. Ходили слухи, что он хотел предложить литературному критику работу в «Современнике», о котором Белинский написал две заметки в «Телескопе». Стоит отметить, что их мнения о всей современной журналистике совпадали. Но это так и не свершилось из-за смерти великого поэта.

    В 1836 году журнал «Телескоп» закрывают из-за публикации П.Я.Чаадаева «Философическое письмо». Виссарион Григорьевич Белинский временно остаётся без работы.

    Глава 3. «Примирение с действительностью»

    В 1838 году Белинский начинается публиковаться в журнале «Московский наблюдатель» и газете «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду», главным редактором которой был А.А. Краевский. В «Московский наблюдатель» Белинского пригласил Н.С. Степанов. Стоит отметить, что ранее Виссарион Григорьевич часто критиковал этот журнал и был не согласен с мнениями людей, которые там работали. Критик начал работать в этом журнале с одним условием – никто не будет вмешиваться в его журналистскую деятельность. Он попытался дать новую жизнь журналу, снова позвав в издание своих друзей по Московскому Государственному Университету: Бакунина, Боткина, Аксакова, Кольцова. В то же самое время у Белинского было напряжённое состояние. Он был в поиске научного и философского основания для вынесенных им признаков сопричастности к жизни и литературе. Отдельного внимания Белинского приковывают категории «действительность», «действие» и «отрицание».

    В 1838 году в журнале «Московский наблюдатель» был напечатан труд Гегеля «Гимназические речи». Работа была переведена М.А.Бакуниным. Упор в ней делался на популярной гегелевской формуле. В предисловии работы Бакунин пишет: «Что действительно, то разумно, и что разумно, то действительно. Вот основа философии Гегеля – основа, которая нашла еще много противников между призрачными современниками великого берлинского философа».5 По мнению Бакунина, из этого можно сделать заключение: «Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах есть великая задача нашего времени».6 Таким образом, ознакомившись с этой цитатой, Белинский решил взять её на вооружение. Он пишет письмо Станкевичу, в котором сообщает: «Какой новый, светлый, бесконечный мир! Слово действительно сделалось для меня равносильно слову бог. Я гляжу на действительность, столь презираемую мной прежде, и трепещу таинственным восторгом, сознавая её разумность». Но «ликование» длилось не так уж долго. К разочарованию в гегелевской формуле направляла первоначально сама диалектика Гегеля: ведь действительность – это жизнь, а жизнь развивается. Но, по мнению Гегеля, развитие – это процесс отрицания, диалектическое единство и поединок противоположностей. Это являлось прямым противоречием с цитатой «всё действительное разумно», от которого Белинский позже отказывается.

    Во время увлечения формулой о рассудительной действительности литературно-эстетические и общественные анализы Белинского были достоверные и основательные. Это можно увидеть в статье о «Ревизоре» Гоголя, а также в статье о стихотворениях Лермонтова.

    В 1839 году журнал «Московский наблюдатель» перестал издаваться, так как научная тематика журнала перестала привлекать читателей. Следующим этапом журналистской деятельности Виссариона Григорьевича Белинского можно считать работу в «Отечественных записках» (с 1839 по 1846 г.) и в «Современнике» (1847-1848).

    Заключение

    В журналистской деятельности Виссариона Белинского были как успехи, так и неудачи. Я считаю, что этот человек является одним из первых, кто привнёс в русскую журналистику демократию и свободу слова. Белинского уважали и ценили многие известные писатели, поэты и литературные критики, такие как Пушкин, Гоголь, Герцен, Чернышевский и другие. Можно с уверенностью сказать, что Виссарион Белинский оставил после себя огромное достояние и навсегда войдёт в историю русской журналистики.

    Список литературы

    1. «История русской журналистики XVIII-XIX веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. – СПб.: Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г.

    2. А.В. Западова. История русской журналистики XVIII–XIX веков. 1973

    3. Березина В. Г. Белинский и Бакунин в 30-е годы. — «Ученые записки ЛГУ», 1952, № 158, серия филологических наук, вып. 17.

    4. Григорьян М. М. В. Г. Белинский и проблема действительности в философии Гегеля. — В сб.: «Гегель и философия в России». М., 1974.

    5. Иовчук М. Т. Белинский, его философские и социально-политические взгляды. М., 1939.

    6. Филатова Е. М. Белинский. М. : «Мысль», 1976.



    1В.Г.Белинский. Статья «Сочинения Державина»

    2 В.Г.Белинский. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 8. с.412

    3 В.Г.Белинский. «Стихотворения Е.Баратынского»

    4торы В.Г.Белинский. «Публицистика». Москва. Директ-Медиа. 2012

    5 М.А.Бакунин. Анархия и порядок. Сборник. Москва-Берлин 2016. с.10

    6 М.А.Бакунин. Анархия и порядок. Сборник. Москва-Берлин 2016. с.18


    написать администратору сайта