Главная страница
Навигация по странице:

  • По месту расположения

  • Речные порты

  • По годовой продолжительности эксплуатации

  • По отношению к уровню воды

  • По отношению к международной торговле

  • ИСТОРИЯ ПОРТОВ В РОССИИ Греческие порты-колонии

  • Допетровская Русь

  • 16. Морские порты. Морские порты россии общие характеристики портов


    Скачать 38.59 Mb.
    НазваниеМорские порты россии общие характеристики портов
    Анкор16. Морские порты.doc
    Дата20.11.2017
    Размер38.59 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла16. Морские порты.doc
    ТипДокументы
    #10321
    страница2 из 8

    Подборка по базе: ЛУЧШИЙ ДОНОР РОССИИ.docx, КИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПОРТ РОССИИ.docx, 13. Петровские реформы (общая характеристика). Проблема европеиз, Конституционное право России.pdf, Внешняя торговля России.pptx, Известные библиотекари России.ppt, Известные библиотекари России.ppt, Развитие малого предпринимательства в России.docx, Расчет тусы на Даче Ивана в День России.pdf, Расчет тусы на Даче Ивана в День России.pdf.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    Если грузооборот транспортного узла не превышает 50 тыс. тонн в навигацию или если он предназначен только для пересадки пас­сажиров местных и пригородных линий, то его называют прис­танью. С точки зрения классификационной, пристани относятся к IV категории портов. К внекатегорийным портам Российской Федерации относятся Санкт-Петербургский, Новороссийский и Находкинский.
    По месту расположения различают порты морские и речные.

    В свою очередь морские порты бывают:

    • устьевые;

    • береговые;

    • лагунные;

    • внутренние.

    Устьевые порты характерны тем, что в них сходятся морские и речные водные пути. Почти все крупнейшие порты мира (Санкт-Петербургский, Лондонский, Нью-Иоркский, Гамбургский, Роттер­дамский, Антверпенский и др.) расположены в устьях рек. Пор­товые устройства размещаются, как правило, по берегам реки или в вырытых в берегу бассейнах. При этом порты стремятся раз­местить на некотором расстоянии от моря, чтобы избежать стро­ительства оградительных соору­жений.


    Схемы расположения морских портов:

    а – в лагуне; б – в защищенной бухте; в – в полузащищённой бухте;

    г – на открытом побережье

    1 – территория порта; 2 – акватория порта; 3 – мол; 4 – подходный канал;

    5 – направление господствующего волнения
    Береговые морские порты соз­даются на открытом морском бе­регу, и для защиты их акваторий и причалов от волнения прихо­дится строить оградительные сооружения (например, Марсельский и Одесский порты). Длина этих сооруже­ний в портах на песчаных побережьях измеряется километрами. Если порт размещается в естественной, частично защищенной бух­те, то длина оградительных сооружений уменьшается.

    Лагунные порты размещаются в глубине лагун, образовав­шихся на песчаных берегах вследствие отложения естественных кос, отделяющих лагуны от моря. Такие порты не нуждаются в защите от волнения, но имеют подходные каналы, на которых не­обходимо поддерживать глубины, удаляя наносы землечерпанием (порт Ильичёвск близ Одессы, иранский порт Пехлеви).

    Внутренние порты размещают на значительном расстоянии от моря на низовых (глубоководных) участках рек (например, Архангельск, Херсон, Николаев, Руан) либо на искусственных каналах, прорытых от моря внутрь страны (Манчестер, Амстердам, Брюссель).
    Речные порты по назначению делятся на:

    • общие;

    • специальные;

    • аванпорты;

    • порты-убежища.

    Общие и специальные порты предназначены для передачи грузов с судов на берег и обратно. В аванпортах, расположенных на водохранилищах (в верхних бьефах шлюзов), составы судов или плоты переформировываются перед вводом их в камеру шлюза; аванпорты используются также для отстоя судов и плотов, прибывающих из нижнего бьефа в верхний во время шторма. Иногда под защитой одних и тех же оградительных сооружений находятся одновременно аванпорт и порт общего назначения (Куйбышевский, Цимлянский и др.). Порты-убежища служат лишь для отстоя судов и плотов во время шторма; они создаются обычно в естественных бухтах; причальные сооружения в них, как правило, не устраиваются.

    По расположению различают порты:

    • на свободных реках, характерной особенностью которых являются значительные колебания уровня воды (до 15 м и более);

    • на судоходных каналах, в которых амплитуда колебаний уровня всегда невелика;

    • водохранилищные и озёрные, подвергающиеся воздействию ветровых волн и требующие, как правило, устройства оградительных сооружений (эти порты имеют много общего с морскими).

    Русловые порты на свободных реках обычно имеют на акватории 2 рейда (рейд прибытия и рейд отправления), на которых соответственно расформировываются или формируются буксируемые составы и откуда отдельные баржи подаются буксирами к причалам для грузовых операций. Рейды обычно располагаются выше или ниже причалов с тем, чтобы не стеснять транзитного судового хода и акватории у причалов. Значительные колебания уровня воды определяют характер причальных устройств в речном порту и обусловливают применение дебаркадеров и в некоторых случаях т. н. весенних причалов.

    Внерусловые порты на свободных реках и порты на судоходных каналах располагаются в естественных бухтах, на уширениях каналов или в ис­кусственном ковше, в последнем случае порт называют ковшовым. Внерусловые порты обычно используются и для зим­него отстоя судов, а поэтому имеют в своем составе судоремонт­ные заводы. Нередко в крупных портах имеются и участки, рас­положенные в русле реки и участки ковшовые. В этом случае порт относится к категории смешанных портов.

      Основные элементы, гидротехнические сооружения и технические характеристики речных портов те же, что и у морских портов. По навигационному грузообороту речные порты подразделяются на 5 классов.

    По годовой продолжительности эксплуатации порты на внут­ренних водных путях подразделяют на постоянные и временные. Постоянные порты эксплуатируются в течение всей навигации. Временные сезонные порты функционируют только часть навига­ции, что обусловливается гидрологическими условиями (продол­жительностью периода высокой воды, когда возможен подход су­дов к причалам) или сезонностью груза (например, продукции сельского хозяйства). Обычно временные порты не имеют больших размеров – это, скорее, пристани. Иногда временные порты создают для обслуживания крупных строек, такие порты функционирующие все­го несколько лет, за время своей эксплуатации принимают иногда миллионы тонн грузов.

    По отношению к уровню воды морские порты бывают откры­тые и закрытые.

    Закрытые морские порты располагаются в бас­сейнах, отделенных от моря шлюзами или полушлюзами. Благо­даря этому, на закрытой акватории путем поддержания повышен­ного уровня воды снижается амплитуда приливных колебаний, что значительно удешевляет причальные сооружения и облегчает об­работку судов.

    По отношению к международной торговле морские порты разделяются на порты мирового, международного и внутреннего зна­чения.

    Порты мирового значения являются центрами мировой торгов­ли и принимают суда, плавающие по всем морям и океанам. Пор­ты международного значения принимают суда, плавающие в пре­делах того бассейна, на котором расположен сам порт. Порты внутреннего значения, или каботажные порты, обслуживают внутренние перевозки между портами одной лишь страны.

    ИСТОРИЯ ПОРТОВ В РОССИИ
    Греческие порты-колонии
    В конце II – начале I тысячелетия до н. э. греки называли нынешнее Черное море «Понтом Аксинским» – морем негостеприимным. Среди греков ходили легенды о том, что дикие жители Крыма – свирепые тавры и скифы – убивают всех пришельцев, приносят их в жертву своим богам, из черепов делают чаши для вина. Кроме того, на этом море довольно часты были шторма, особенно в зимнее время.

    Плавания в то время осуществлялись только непосредственно вблизи и вдоль берегов. Основные суда греков в то время – униремы, то есть галеры с одним рядом весел, длиной до 15 м.

    Около 750 года до н. э. началась эпоха Великой греческой колонизации. Причинами такой колонизации историки считают перенаселенность самой территории Греции, нехватку продовольствия, получаемого на каменистой малоплодородной земле древней Эллады. В течение последующих 200 лет греки основали множество колоний вдоль побережья Средиземного и Черного морей. Существовали три основных направления колонизации: на запад – нынешние Италия, Испания; на юг – Северная Африка и на северо-восток – Черное море.

    Как писал греческий комедиограф Аристофан, «греки расселись вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота». При этом греки не занимались открытием новых земель, а следовали уже проторенными путями финикийцев, вытесняя предшественников. Кроме того, они не исследовали новые земли вглубь, ограничивая своё присутствие побережьями.

    Колонии создавались, как правило, в местах существования удобных естественных гаваней с хорошими условиями для подхода кораблей к берегу, погрузки и разгрузки различных товаров.



    Греческая колонизация Средиземноморья в VII – V веках до н. э.



    Греческие города-колонии в Северном Причерноморье в VI – IV веках до н. э.



    Греческие колонии на Севере Черного моря в 450 году до н. э.

    На Черноморском побережье особенно преуспели в расселении и создании колоний жители греческого города Милета, расположенного на западном побережье Анатолийского полуострова Малой Азии. Древний грек Анифей (конец II – начало III века до н. э.) в своем сочинении «Пир софистов» писал: «…Милетяне, пока не предались роскоши, побеждали скифов и заселили славными городами Понт…» Милетянами в VI веке до н. э. были основаны: город Тира на правом берегу Днестровского лимана (ныне город Белгород-Днестровский); город Ольвия на правом берегу Днепро-Бугского лимана (село Парутино); Феодосия и Пантикапей (Керчь) в Крыму; Гермонасса (станица Таманская) на восточном берегу Керченского залива и др. После создания в VII – V веках до н. э. в Причерноморье многочисленных греческих городов-государств началось интенсивное освоение греками Черного моря и его побережий с торговыми целями. Примерно половина зерна, потреблявшегося Афинами в VI веке до н. э., привозилось по морю из Северного Причерноморья, в основном с полей, расположенных вблизи Феодосии и Пантикапей. В это время Черное море греки стали называть Понт Эвксинский – «море гостеприимное».

    Керченский пролив греки называли Боспором Киммерийским (в отличие от Боспора Фракийского у Константинополя), реку Кубань – Гипанисом, реку Дон – Танаисом, Азовское море – Меотидой.

    Один из древних авторов писал, что в IV – III веках до н. э. «…многие из перевозчиков товаров на грузовых барках из Меотийского (Азовского – К.М.) моря на десятый день достигали гавани на острове Родос, отсюда… на четвертый день приезжают в Александрию, а из нее, плывя вверх против течения (по Нилу – К.М.), в другие десять дней без особенного труда могут прибыть в Эфиопию. Таким образом, от крайнего холода до высшей степени жары выходило не более двадцати пяти дней беспрерывного пути…»

    В 480 году до н. э. города восточного и западного побережий Боспора Киммерийского объединились, создав Боспорское царство со столицей в городе Пантикапей (современная Керчь). Это царство принято считать первым государственным объединением на территории нынешней России. Процветание Боспорского царства обусловливалось продажей в Грецию хлеба, выращиваемого на плодородных таманских (кубанских) землях. В обмен на хлеб из Греции поступали кузнечные изделия, одежда, оливковое масло, вино, ювелирные изделия, предметы быта.




    Боспорское царство IV – II века до н. э.
    В I – II веке нашей эры влияние Боспорского царства распространилось на Херсонес и большую часть Крыма. Однако в III веке Боспорское царство все больше подвергается нападениям племен варваров – готов, гелуров, боранов. И в IV веке н. э. в причерноморские районы вторглись дикие племена кочевников-гуннов. Они окончательно разорили и уничтожили все, что попадалось им на пути, города были сожжены, большинство жителей погибло.

    Еще одна большая греческая колония возникла в конце VI века до н. э. на восточном берегу Черного моря в Колхиде. Располагалась она на территории нынешнего Сухуми и называлась Диоскурия (Диоскуриада). Город назван в честь братьев-близнецов Диоскуров – Кастора и Поллукса (Полидевка) – сыновей Зевса и Леды. В городе был крупный торговый порт. Именно с этим местом связана легенда о путешествии аргонавтов во главе с Язоном за золотым руном. В Колхиде для добывания золотого песка в реках местные жители расстилали по дну золотоносных рек шкуры животных с длинной шерстью. Золото застревало в таких шкурах, делая их «золотыми». Вероятно, миф сложился на основе рассказов о первых плаваниях греков в эти места.

    Древнегреческий историк Страбон в I веке до н. э. писал: «…Существуют рассказы о богатствах этой страны (Колхиды – К.М.), состоящих из золота, серебра, железа, и заставляющих предполагать истинную причину похода аргонавтов». Кроме того, как отмечал Страбон: «Диоскурия  служит началом перешейка между Каспийским морем и Понтом и общим торговым центром для народов, живущих выше ее и вблизи; сюда сходятся, говорят, 70 народностей, а по словам других писателей, нисколько не заботящихся об истине, даже триста; все они говорят на разных языках».


    Древний город располагался на сухом песчаном берегу между реками Гумиста и Басла (Беслетка). Болотистые берега рек защищали его от набегов враждебных соседей. Здесь находились портовые сооружения – причалы, склады, крепостные укрепления. Однако со временем берег оказался разрушенным – вначале Диоскурия потеряла порт с причалами и молами, а затем под воду ушла и большая часть города. Историки считают причиной наступления моря и отступления берега размыв волнами, возможно вместе с подземными толчками. Ширина затопленного берега составляет 100 м.

    Впоследствии на месте исчезнувшей Диоскурии римляне построили свою крепость и назвали ее Себастополис. Название происходит от греческих слов «севастос» – величие, слава, и «полис» – город, то есть Себастополис – «город величия, славы».

    И уже древнеримский ученый Плиний, погибший в 79 году при извержении Везувия, пишет о Диоскурии: «Теперь этот город находится в запустении, но некогда был столь знаменит, что, по словам Тимосфена, туда сходились 300 племен, говоривших на разных языках. И после того наши римляне вели здесь свои дела при посредстве 130 переводчиков».

    Однако и римская крепость скоро разрушилась. В середине VI века византийский император Юстиниан I воевал с персами на черноморском побережье Кавказа. И историк Прокопий Кесарийский в своей «Истории войн» упоминает лишь о небольшой «крепостице», лежащей на пути от Лазики к Азовскому морю, а затем сообщает: «Император Юстиниан сей самый Себастополис, который прежде был небольшой крепостью, возобновил и стенами, и другими способами, так что город этот по обширности и богатству стал одним из первых на восточном побережье Черного моря».

    Затем наступило турецкое владычество, и упоминания об этом городе исчезают. Осталась память о существовавшем некогда городе Себастополисе, но память о месте нахождения города стерлась настолько, что когда войска генерала Долгорукова в 1771 году вышли на юго-западный берег Крыма и увидели на берегу белые колонны (это был древний Херсонес), они приняли их за остатки Себастополиса. Поэтому Екатерина II и повелела назвать новую военно-морскую базу России на берегу Крыма Севастополем.

    Самой поздней по времени создания греческой колонией на территории нынешней России был основанный в 422 – 421 годах до н. э. Херсонес Таврический. Название «Херсонес» по-гречески означает «полуостров», город находится на Гераклейском полуострове. Херсонес был городом-государством, «полисом», в его подчинении находилась «хора» – группа небольших городов сельскохозяйственного, торгового, военного назначения. Жители этих городов обеспечивали Херсонес продовольствием, торговали с местным населением. Херсонес обеспечивал их защиту.

    Одним из основных городов Херсонесской хоры была Керкенитида – морская крепость, стоявшая на берегу нынешнего Евпаторийского залива. Это был город, окруженный высокой каменной стеной длиной около 1,2 км с несколькими сторожевыми башнями. За стеной в городе размещались жилые дома, лавки, амбары и проч.

    Третий по величине город Херсонесского государства – Калос Лимен – по-гречески «Прекрасная гавань». В городе за крепостной стеной находилось 100 – 150 усадеб с каменными 3 – 5 комнатными домами. Жители Калос Лимена занимались морской торговлей и рыболовством.

    Местные скифские племена в IV – III веке до н. э. объединились в государство со столицей в Неаполе Скифском (на территории нынешнего Симферополя), начались военные столкновения скифов и жителей Херсонесского государства.

    В конце II века до н. э. скифы разгромили Херсонесскую хору и подступили к самому Херсонесу. Граждане-колонисты обратились к могущественному царю Понта Митридату VI Евпатору. Его войска прибыли на помощь, сняли осаду и разгромили скифов. Но этот момент стал концом существования самостоятельного независимого Херсонесского государства. Оно попало в зависимость от Митридата, который объединил Боспорское и Понтийское царства для войны с Римом. Однако, после поражения Митридата, а затем его сына Фарнака, Херсонес попал в зависимость от Рима, сначала республики, затем империи.




    Римский император Феодосий укрепил Херсонес и превратил его в крупную военно-морскую базу. В городе были проложены прямые ровные улицы, установлены статуи, построены длинные причалы и установлен высокий маяк. На берегу вблизи гавани возник «нижний» город с рыночной площадью, торговыми рядами, складами, амбарами, зернохранилищами и жилыми домами.

    В V веке Херсонес вошел в состав Византийской империи, а в IX веке стал одной из её военно-административных областей. Византийцы называли его Херсоном, славяне – Корсунем. Вплоть до XIII века он был форпостом Византии в Крыму. Продолжилось строительство морского порта, новых поселений за стенами крепости. В городе утвердилось христианство. Лишь однажды за всю полутысячелетнюю историю Херсона врагам удалось его захватить. Это было в 988 году, когда киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В сознании древнерусских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с крещением Руси и предшествовал распространению православия среди русского народа.

    После провала IV крестового похода в 1204 году византийская империя развалилась на ряд мелких государств. И в первой половине XIII века хозяевами Причерноморья стали турки-сельджуки. В 1299 году южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. Во второй половине XIII века главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Каффу (современная Феодосия), Солдайю (современный Судак), а вблизи Херсонеса возникает Чембало (современная Балаклава).

    В середине XIV века контроль над городом осуществляли генуэзцы, но вернуть ему былое могущество не удалось. Великий князь Литовский Ольгерд, разбил крымско-татарское войско в 1363 году близ устья Днепра, вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Преемник его Витовт в 1397 году пошёл на Крым, дошел до Каффы и снова разрушил Херсонес. И наконец, в 1399 году монголо-татарский темник Едигей предаёт город огню и мечу.

    После таких сокрушительных ударов Херсонесу подняться было не суждено. Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Каффой, Чембало и другими. Они забрали в свои руки торговлю в бассейне Черного моря.

    В первой половине XV века ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его. Город умер… В XVI веке польский посол Мартин Браневский пишет о Херсонесе: «Достойные удивления развалины очень явно свидетельствуют, что это был некогда великолепный, богатый и славный город греков, многолюдный и славный своею гаванью. Во всю ширину полуострова, от берега до другого, ещё и теперь возвышается высокая стена и башни многочисленные и большие из тёсаных огромных камней. Этот город стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Дома лежат во прахе и сравнены с землёй…»

    Место греческих колоний на Черноморском побережье с XII века заняли генуэзцы. Генуя и Венеция в это время представляли собой самые развитые в экономическом отношении государства в Европе. В морской торговле они контролировали большую часть рынка хлебопродуктов, оружия, пряностей, строительных материалов и рабов.


    Красным цветом выделены генуэзские владения в Крыму


    Крым, первая половина XV века
    В XII же веке генуэзцы и венецианцы стали проникать на Черное море. В 1261 году между Византией и Генуей был заключен договор (Нимфейский трактат), по которому генуэзцам было предоставлено монопольное право на торговую деятельность в Черноморье.

    Свое основное торговое поселение генуэзцы разместили в Каффе, недалеко от того места, где располагалась античная греческая Феодосия. Они отремонтировали старинный мол, построили замок.

    Главными торговыми партнерами генуэзцев были зихи-черкесы, заселявшие территории между Таной (Азов) и Себастополисом (Сухум). На этой территории в XIII – XIV веках насчитывалось около 40 торговых поселений генуэзцев. Эти поселения представляли собой жилые кварталы в зихских (черкесских) населенных пунктах. Кафа была практически единственным самостоятельным поселением генуэзцев, скорее всего потому, что находилась в восточном Крыму, не контролируемом зихами. Большое число генуэзцев поселилось в портовых городах Мала (Анапа), Батияр (Новороссийск) и Копа (Славянск-на-Кубани). Зихские князья и генуэзцы были заинтересованы во взаимном сотрудничестве: черкесы гнушались торгового ремесла, а для генуэзцев это занятие было источником доходов. Основной статьей доходов генуэзцев в Причерноморье была работорговля. Кроме того Зихия (Черкессия) была одним из основных поставщиков зерна в Византию. С 1071 года Константинополь лишился основных сельскохозяйственных районов в Анатолии и поставки зерна из Зихии стали для византийских поселений южного Причерноморья жизненно необходимыми. Кафа являлась основным перевалочным портом зерновой торговли. Например, известно, что за осень 1289 – весну 1290 года из Кафы в Трапезунд было доставлено более 1300 тонн зерна. В отдельные годы до 10 – 15 % зерна, потребляемого в самой Генуе, привозилось из Зихии.

    В 1475 году началась турецко-османская экспедиция против Кафы. Огромный флот из 300 кораблей во главе с великим визирем Кедуком Ахмед-пашой подошел к Каффе. Одновременно в Крым двинулась и сухопутная армия. После четырех дней осады Каффа пала. Османы полностью разорили Каффу, забрав все товары, корабли и прочее имущество. По словам очевидцев: «… в это несчастное время в Каффе всех итальянцев, греков, армян, валахов, русских купцов, черкесов… считалось до семидесяти тысяч… Всякие христианские нации, кроме латинян, были схвачены, лишены одежд и частью проданы в рабство, частью закованы в цепи».

    Падение Кафы означало конец генуэзским поселениям на Черном море.
    Допетровская Русь
    История торгового мореплавания на Руси известна с глубокой древности. Как известно, основные задачи мореплавателей – завоевания и торговля. Морская торговля была опасным ремеслом, доступным только хорошо вооруженным мореплавателям. В эти времена была популярна профессия купца-воина, способного в зависимости от обстановки или мирно торговать, или мечом добывать те же товары.

    В IX – X веках, плавая вдали от Руси, русские мореплаватели представляли и защищали общерусские интересы. Так, например, в 860 году славяне ходили на Царьград для войны с греками, которые в нарушение договоров притесняли живших в Византии русских купцов. В 911 году после похода киевского князя Олега русские купцы получили право беспошлинной торговли в Царьграде.

    Многочисленные морские военные и торговые походы русских по Черному морю способствовали тому, что греки и арабы в IX – X веках стали называть это море «Русским морем».

    В византийские порты приходили суда из Киева, Новгорода, Вышгорода, Чернигова, Смоленска. Эти города можно назвать своего рода внутренними морскими портами русской древности. Плавания в Царьград проходили в сложных условиях. Опасны были и днепровские пороги, и нападения кочевников на всем пути следования вплоть до выхода в море.

    Обычно в апреле русский флот собирался у Витичева, в 50 км ниже Киева на правом берегу Днепра. Шли до порогов, которые преодолевались одним из трех способов: вплавь за опытным проводником; волоком и с судами на плечах. Для защиты от печенегов часть воинов выходила на берег и действовала как сторожевое охранение. Далее плавание продолжалось до острова Березань, расположенного уже в открытом море (вблизи нынешнего Очакова). На этом острове, недоступном для кочевников, мореходы готовились к морскому плаванию: переоснащали суда, пополняли запасы воды и продовольствия. И далее шли вдоль берега до Византии.

    Крупные морские ладьи участвовали и в походе киевского князя Игоря в 913 – 914 годах по Каспийскому морю к берегам нынешнего Азербайджана. Суда славян ходили и по Мраморному, Эгейскому и Средиземному морям. Однако татаро-монгольское нашествие в XIII веке лишило Киевскую Русь выхода к южным морям.

    После распада Древнерусского государства образовался ряд княжеств – Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Новгородское. Мореходство в этот период не прекращалось. Новгородцы много и успешно ходили по Балтийскому, Белому и Баренцеву морям. Северные славяне посещали немецкие, датские, норвежские и шведские земли. Порты северных славян находились в Новгороде, Старой Ладоге, Мезени, Онеге, Кеми и других северных городах. К местам постройки, ремонта и обслуживания судов прикреплялись окрестные села с «работными» людьми – плотниками, столярами, смолокурами, конопатчиками и проч. Новгородцы имели такие опорные пункты и за рубежом, например на острове Готланд.

    Создание в XV веке централизованного русского государства с центром в Москве, присоединение к нему Новгорода с его обширными владениями послужило дальнейшему развитию русского мореплавания. В течение XV – XVI веков русские заложили на Севере несколько городов, крупнейшим из которых стал Архангельск, основанный в 1584 году.

    Уже в то время русские правители понимали, что удобная дорога на Запад лежит через Балтику. На побережье Балтийского моря с XIII века у России был сильный противник – немецкие рыцари и их союзники. В 1201 году в устье Западной Двины рыцари Тевтонского ордена построили крепость-порт Рига. В 1219 году датчане, пришедшие вслед немцам, захватили эстонский город Колывань и на одном из его холмов построили замок Реваль (позднее – Ревель, ныне – Таллинн). Опираясь на захваченные земли и строящиеся крепости, немцы, шведы и датчане продвигались на восток в новгородские земли.

    По указанию Ивана IV в 1557 году в устье Нарвы под защитой крепости Ивангород была заложена «корабельная пристань». С началом в 1558 году Ливонской войны между Россией и Ливонским орденом, Швецией, Польшей и Великим княжеством Литовским за контроль над Прибалтикой русские сразу же овладели Нарвой, являвшейся крупным торговым портом. Они хотели овладеть еще и Ревелем. Заняв Нарву, русские начали использовать ее как порт для заморской торговли. Для срыва этой деятельности европейцы использовали каперов – наемных пиратов. Иван Грозный решил создать на Балтике свою каперскую эскадру, ее возглавил наемник из Дании Карстен Роде. В 1570 году было заключено трехлетнее перемирие, закончилась Ливонская война. России не только не удалось овладеть Ревелем, но пришлось оставить Нарву.




    Экспансия Тевтонского ордена в Прибалтике


    Отражение немецкой и шведской агрессии

    Александром Невским (1239 – 1245 годы)



    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта