Главная страница
Навигация по странице:

  • Оградительные сооружения

  • Берегоукрепительные сооружения

  • Характер грузооборота Категории портов в зависимости от годового грузо­оборота, тыс. т

  • Б. Порты специального назна­чения, перегружающие

  • 16. Морские порты. Морские порты россии общие характеристики портов


    Скачать 38.59 Mb.
    НазваниеМорские порты россии общие характеристики портов
    Анкор16. Морские порты.doc
    Дата20.11.2017
    Размер38.59 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла16. Морские порты.doc
    ТипДокументы
    #10321
    страница1 из 8

    Подборка по базе: ЛУЧШИЙ ДОНОР РОССИИ.docx, КИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПОРТ РОССИИ.docx, 13. Петровские реформы (общая характеристика). Проблема европеиз, Конституционное право России.pdf, Внешняя торговля России.pptx, Известные библиотекари России.ppt, Известные библиотекари России.ppt, Развитие малого предпринимательства в России.docx, Расчет тусы на Даче Ивана в День России.pdf, Расчет тусы на Даче Ивана в День России.pdf.
      1   2   3   4   5   6   7   8

    15. МОРСКИЕ ПОРТЫ РОССИИ
    ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОРТОВ
    Порт (франц. port, от лат. portus – гавань, пристань) – это воднотранспортный пункт, оборудованный сооружениями и устройствами, необходимыми для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, обслуживания пассажиров, обеспечения безопасной стоянки судов и их обслуживания.

    Как транспортный пункт, порт обеспечивает связь нескольких видов транспорта – водного, железнодорожного, автомобильного. В порту производятся операции по передаче грузов с сухопутных видов транспорта на водные и наоборот.

    Для обеспечения выполнения своих функций порт должен располагать акваторией (водной частью), территорией (береговой частью) и причальным фронтом.
    Акватория порта – это водная площадь, необходимая для устройства рейдов, предназначенных для безопасной стоянки судов в ожидании обработки, и для удобного движения судов к причалам, заправочным и ремонтным пунктам.

    В состав акватории обычно входят водные подходы к порту, рейды и внутренние бассейны. Водные подходы могут быть естественными (в виде участка моря или реки) или искусственными (с устройством подходных каналов, связывающих порт с естественными глубинами). Рейды – это участки акватории, защищенные от сильного волнения, где суда могут стоять на якорях в ожидании разрешения на подход к причалам или на выход из порта. При отсутствии в порту глубоководных причалов, на рейдах также производят перегрузочные операции, для чего используют вспомогательные мелкосидящие суда – лихтеры и баржи. Внутренние бассейны (иногда их называют гаванями или портовыми бассейнами), прилегающие непосредственно к портовой территории, предназначаются для стоянки судов у причалов; в них производят основные и некоторые вспомогательные грузовые операции.

    В случае необходимости акватория порта ограждается специальными гидротехническими сооружениями для защиты от волнения воды, течений и наносов. Судовой ход в акватории должен быть обставлен знаками судовой обстановки и иметь глубину, достаточную для движения расчетных судов. Порой в пределах акватории устраиваются специальные бассейны (например, у судоремонтных заводов и судоподъемных сооружений).

    Площадь акватории порта должна быть достаточной для маневрирования входящих в порт и уходящих из порта судов, удобной для стоянки на рейде и безопасной для стоянки судов у причалов, а также для местного маневрирования судов при подходе к причалам и отходе от них. Обычно эту площадь определяют путем построения возможных линий движения судов к каждому причалу с необходимым радиусом поворота расчетного судна.

    Территория порта – прилегающие к акватории участки суши, на которых размещаются портовые сооружения и устройства, обеспечивающие выполнение основной функции порта – перегрузки грузов, обслуживания пассажиров, обслуживание судов и их команд.

    Причальный фронт – участок береговой линии, оборудованный соответствующими устройствами и оборудованием для безопасной стоянки судов и выполнения перегрузочных работ.

    Причальные линии могут располагаться фронтально (вдоль берега), вдоль молов, на выступающих в акваторию пирсах, а также вдоль внутренних береговых бассейнов. Размещение причалов должно обеспечивать, с одной стороны, удобство подхода и швартовки судов, а с другой – возможность обслуживания причалов железнодорожным и автомобильным транспортом.

    На территории порта и у причального фронта размещаются оперативные площадки, складские помещения и подъездные пути. Кроме того, на территории порта могут размещаться здания для обслуживания пассажиров (морской вокзал, речной вокзал), электроподстанции, ремонтные мастерские, гаражи, помещения материально-технического обеспечения, административные и бытовые помещения. Иногда на территории порта или вблизи неё располагаются судоремонтные предприятия, сортировочные железнодорожные станции и парки отстоя вагонов.

    Размеры территории порта определяются из условия удобного размещения портовых сооружений, оборудования, подъездных путей и внутрипортовых железнодорожных и автомобильных путей.

    Основные технические характеристики порта: глубина у причала, длина причальной линии и отметка портовой территории. Глубина у причала отсчитывается от наинизшего судоходного уровня воды и определяется расчётными осадками судов и запасом глубины под килем судна. В современных морских портах глубина у причалов для сухогрузных судов составляет 10 – 15 м, нефтеналивных – 15 – 20 м. Длина причальной линии определяет количество судов, которые могут одно временно стоять у причалов и подвергаться обработке. Количество причалов устанавливается отдельно по каждой категории грузов. Кроме причалов, необходимых для выполнения грузовых и пассажирских операций, в портах предусматриваются также вспомогательные причалы, обслуживающие бункеровку, стоянку служебно-вспомогательного флота и судоремонт. Отметка портовой территории (возвышение над уровнем воды) выбирается с таким расчётом, чтобы территория порта при высоком стоянии уровня не затоплялась и были созданы наиболее благоприятные условия для выполнения грузовых и др. операций. Отметка прикордонной части портовой территории, как правило, постоянна, что облегчает движение железнодорожного транспорта.

    Для обеспечения работы порта в нем устраиваются гидротехнические сооружения. Основными портовыми гидротехническими сооружениями являются:

    • причальные сооружения;

    • оградительные сооружения;

    • берегоукрепительные сооружения;

    • судоремонтные сооружения;

    • навигационные сооружения.


    Причальные сооружения должны обеспечить удобную и безопасную стоянку судов во время погрузочно-разгрузочных работ. Различают два основных вида причальных сооружений: плавучие и береговые (набережные).

    Причальные набережные в поперечном сечении могут иметь различные формы (рис.):

    • вертикальную;

    • откосную;

    • полуоткосную;

    • полувертикальную.



    Поперечные профили береговой причальной линии:

    а – вертикальная; б – откосная; в – полуоткосная; г – полувертикальная

    Вертикальные наиболее удобны для швартовки и стоянки судов. Однако при большой глубине акватории и большой амплитуде колебания уровня воды приходится устраивать набережную большой высоты, а это достаточно дорого.



    Вертикальные причальные набережные:

    а – из массивной кладки; б – из массивов-гигантов; в – свайная со шпунтовой стенкой и анкерами; г – свайная со шпунтовой стенкой и наклонными сваями

    1 – каменная постель; 2 – бетонные массивы; 3 – причально-отбойная рама; 4 – железобетонный массив-гигант; 5 – шпунтовые сваи; 6 – анкерная тяга; 7 – анкерная плита; 8 – деревянные сваи; 9 – железобетонный ростверк; 10 – грунтовая засыпка
    Откосные набережные наиболее дешевы, но они менее удобны для швартовки и стоянки, а для погрузки на суда, стоящие у таких набережных нужны краны с большим вылетом стрелы. Для удобства стоянки и швартовки судов у таких набережных часто используются промежуточные плавучие причалы в виде металлических понтонов.

    Полуоткосная и полувертикальная набережные по условиям эксплуатации являются промежуточными по сравнению с вертикальной и откосной.

    По конструкции вертикальные набережные бывают гравитационные и свайные (рис.). Гравитационные при этом бывают: ряжевые, из массивной кладки, из массивов-гигантов и сборные.

    Набережная из массивной кладки под водой складывается из крупных бетонных блоков (10 тонн и более каждый). В надводной части устраивается монолитный железобетонный пояс – ростверк, с причальными устройствами (отбойные брусья, швартовные тумбы, рымы и т. п.).

    Набережные из массивов-гигантов делают из заранее изготовленных полых железобетонных секций длиной 15 – 30 м и необходимой высоты. Их на плаву доставляют к месту установки, затем, наполняя водой, опускают на подготовленное основание и заполняют песком или щебнем.

    Свайные набережные выполняют в виде сплошной стенки из металлического или железобетонного шпунта, удерживаемого металлическими анкерными тягами, закрепленными в анкерных плитах. Со стороны берега набережная засыпается до отметки территории порта.
    Оградительные сооружения, защищающие акваторию порта от волнения воды – это волноломы и молы. Возведение их требует больших затрат, поэтому при устройстве портов стараются использовать для размещения порта хорошо защищенные естественные бухты, заливы, лагуны и т. п. По форме поперечного профиля и по принципу гашения волн оградительные сооружения бывают (рис.):

    • откосные;

    • с вертикальными стенками;

    • сквозные;

    • плавучие.



    Внешние оградительные сооружения:

    а – из грунта с креплением откосов камнем; б – из камня и бетонных массивов;

    в – из массивов-гигантов на каменной постели
    Берегоукрепительные сооружения предназначены для защиты участков берега от размыва волнами и течением. Они бывают откосного и полуоткосного типа (рис.).

    Кроме продольных береговых укреплений иногда строятся поперечные сооружения (буны), которые примыкают либо к продольному укреплению, либо к незащищенному берегу. Такие буны способствуют отложению наносов, наращивают береговую полосу и ослабляют волновое воздействие на берег.

    Для периодического осмотра и ремонта подводной части судов применяют судоремонтные гидротехнические сооружения: доки, эллинги и слипы.

    Доки предназначены для полного осушения подводной части судна, они бывают двух типов – плавучие и сухие.



    Откосные и полуоткосные береговые укрепления:

    а – каменная мостовая; б – полуоткосное укрепление с упорным свайным рядом;

    в – откосное укрепление из каменной наброски и бетонных плит; г – специальное береговое укрепление

    Плавучий док – это металлическая или железобетонная коробчатая конструкция, состоящая из дна и вертикальных стен. Внутри дна и стен существуют камеры (отсеки), которые с помощью насосов могут заполняться водой и опорожняться. При заполнении отсеков конструкция погружается в воду, и судно может войти в такой док. Затем судно закрепляется в доке и вода из отсеков откачивается. Док вместе с судном всплывает, и подводная часть судна оказывается выше уровня воды.



    Укрепление береговой полосы поперечными сооружениями:

    а – буны, примыкающие к незащищенному берегу;

    б – буны, примыкающие к продольной дамбе

    1 – буны; 2 – продольная дамба; 3 – засыпка; 4 – отложения наносов
    Сухой док представляет собой замкнутый бассейн (камеру) с входными воротами или затворами. После входа в док судна, вода из него откачивается, и подводная часть судна оказывается доступной для осмотра и ремонта.

    Для подъема судов из воды используются продольные эллинги и поперечные слипы.

    Эллинг – это наклонная плоскость с рельсовыми путями и продольной тележкой. Судно наплывает на тележку, находящуюся под водой, и затем эту тележку с помощью лебедки перемещают по рельсам вверх на сушу.

    Поперечные слипы позволяют поднять и ремонтировать несколько судов.

    Мелкие суда для осмотра и ремонта могут быть подняты мощными портовыми кранами.

    К навигационным портовым гидротехническим сооружениям относятся морские маяки и знаки судоходной обстановки, расположенные в пределах акватории порта.


    Схема крупного порта:

    1 – акватория порта; 2 – территория порта; 3 – волнолом; 4 – мол; 5 – пирс;

    6 – набережная: 7 – бассейн; 8 – маяк; 9 – портовые огни; 10 – предпортовая железнодорожная станция


    Плавучий док



    Плавучий док


    Плавучий док в Севастополе



    Плавучий док


    Авианосец в сухом доке. На заднем плане – плавучий док



    Сухой док



    Внутри сухого дока – подводная лодка



    Эллинг


    Слип

    Порты классифицируются по нескольким признакам:

    • по назначению;

    • по грузообороту;

    • по месту расположения;

    • по годовой продолжительности эксплуата­ции;

    • по отношению к уровню воды;

    • по отношению к международ­ной торговле.


    По назначению порты можно подразделить на:

    • транспортные;

    • военные;

    • промысловые;

    • порты-убежища.

    Транспортные порты, предназначенные для передачи грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой, могут быть раз­делены на порты общего назначения, в которых перерабатывают­ся самые различные грузы и пересаживаются пассажиры, и пор­ты специальные, предназначенные для переработки какого-либо одного груза (уголь, руда, нефть, лес и т. д.). Как правило, специ­альные порты имеют мощные высокопроизводительные перегру­зочные устройства, которые служат для переработки одного лишь вида груза.

    Устройства для перегрузки других видов грузов и пассажир­ские причалы в специальных портах если и существуют, то име­ют второстепенное значение.

    Нередко встречаются и специальные пассажирские порты, в которых грузовые операции ограничива­ются перегрузкой багажа.

    В портах общего назначения перегружаются различные грузы, а перегрузочные устройства более универсальны. Наиболее круп­ные отечественные и зарубежные порты являются портами обще­го назначения.

    Военные порты или базы флота предназначены для обслужи­вания военно-морского флота. Они характеризуются наличием больших рейдов, бассейнов для ремонта судов, специальных складов военного снаряжения и продовольствия. На территории военного порта нередко разме­щаются обширные казармы. Для обороны порта имеются форти­фикационные и другие инженерные сооружения.

    Промысловые порты, из кото­рых наибольшее развитие полу­чили рыбные порты, оборудуются складами-холодильниками и име­ют в своем составе перерабаты­вающие предприятия. Такие пор­ты, являясь базами промыслово­го флота, располагают, как пра­вило, и собственными судоре­монтными устройствами.

    Порты-убежища, как это видно из названия, предназначены для укрытия во время шторма судов, которые не рассчитаны на действие крупных волн. Как правило, для портов-убежищ исполь­зуют естественные бухты и лагуны, производя в них минималь­ный объем дноуглубительных работ для создания рейдов. В не­которых случаях для создания защищенных рейдов возводят огра­дительные сооружения. Максималь­ное расстояние между портами-убежищами определяется из ус­ловия, чтобы суда и плоты могли достичь их, находясь в любой точке судоходной трассы, с момента получения сигнала о подхо­дящем шторме. К портам-убежищам относятся и специальные огражденные акватории у судопропускных сооружений в верхних бьефах водохранилищ (так называемые аванпорты), где суда отстаиваются в ожидании шлю­зования в нижний бьеф или выхода в водохранилище.
    Грузооборот – это общее количество переработанных грузов в тоннах. В грузооборот входят все грузы, прибывшие в порт по воде и отправленные из него по воде за определенное время (за навигацию, за месяц, за сутки). В грузооборот включаются и грузы, перегружаемые с одного судна на другое. Общий грузооборот порта обычно имеет неоднородную структуру и существенную неравномерность во времени.

    Грузообороту порта должна соответствовать его пропускная способностьвесовое количество грузов, перерабатываемых за единицу времени. Если грузооборот – это реальное количество перерабатываемых портом грузов (зависящая от места расположения порта, товаропотока в регионе и проч.), то пропускная способность – это техническая возможность всех причалов порта пропустить (погрузить и выгрузить) определенное количество грузов за определенное время. Очевидно, что для обеспечения эффективной и равномерной работы порта его пропускная способность должна быть больше или, как минимум, равна грузообороту.
    В зависимости от грузооборота и пассажирооборота все порты подразделяются на несколько категорий. По категории порта опре­деляются: административная структура порта и его эксплуатаци­онные штаты, затраты на его эксплуатацию и ре­монтные работы, объемы работ по его развитию, класс основных сооружений, отметки территории и расчетные уровни воды. Ввиду неодинаковой трудоемкости переработки различных грузов категория порта определяется по грузообороту в условных тоннах. Существуют таблицы перевода грузов различной природы (например, лес, нефть, щебень, контейнеры), в том числе и пассажиров, в условные тонны.
    Морские порты, в зависимости от годового грузооборота, де­лятся на три основные категории:

    Характер грузооборота

    Категории портов в зависимости от

    годового грузо­оборота, тыс. т




    I

    II

    III

    А. Порты общего назначения











    Общий грузооборот

    Более 1400

    601—1400

    600 и менее

    Грузооборот по генеральным и лесным грузам

    Более 400

    101—400

    100 и менее

    Б. Порты специального назна­чения, перегружающие:










    а) навалочные грузы

    (уголь, руда)

    Более 4500

    3001—4500

    3000 и менее

    б) инертные минерально-строительные грузы

    Более 10000

    7001—10000

    7000 и менее
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта