Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.) Методы физической культуры для повышения эффективности учебного труда.

  • Список используемых источников

  • 3.Контрольная физра. Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спортом, туризмом. Физическое и духовное развитие учащейся молодежи органически дополняет друг друга и способствует повышению социальной активности личности


    Скачать 167.5 Kb.
    НазваниеМолодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спортом, туризмом. Физическое и духовное развитие учащейся молодежи органически дополняет друг друга и способствует повышению социальной активности личности
    Дата06.11.2018
    Размер167.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла3.Контрольная физра.doc.doc
    ТипДокументы
    #55508
    страница2 из 2
    1   2

    2.) Стресс. Эмоциональное утомление.

    Хорошо известно, что современные нагрузки оказывают чрезвычайно вредное влияние на психо-эмоциональное состояние студентов любых учебных заведений. Страх перед экзаменами, ожидание зачётов, напряжённая умственная работа - всё это в конечном итоге приводит студента к состоянию эмоционального утомления и часто - к стрессу.

    Что же такое стресс? Известный австрийский эндокринолог Ганс Селье впервые сформулировал понятие стресса: "неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование". Стресс составляет важную часть нашей повседневной жизни. Потенциально же опасным для психического и физического здоровья человека является слишком продолжительный, хронический стресс, который затрудняет адаптацию к постоянно изменяющимся условиям среды обитания.

    Селье выделил три фазы "общего синдрома адаптации":

    -реакцию тревоги, когда организм готовится к встрече с новой ситуацией;

    -фазу сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации;

    -фазу истощения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются.

    В случае продолжительного стресса истощение приводит к нервному срыву, а иногда и к серьезным физиологическим нарушениям.

    По способам реагирования на стресс людей можно разделить на три категории - "стресс кролика", "стресс льва" и "стресс вола". К первой относятся те, кто пассивно реагирует на стресс. При этом человек способен лишь на короткое время активизировать свои немногочисленные силы. Другой вариант, когда человек бурно и энергично, как лев, реагирует на стресс. Наконец, третий тип людей может долго трудиться на пределе своих возможностей, как вол, способный продолжительное время работать с большой нагрузкой.

    Кем же лучше быть - "кроликом", "львом" или "волом"? Однозначного ответа не существует. Бывают ситуации, когда лучше "не суетиться" и просто "плыть по течению". Например, шеф в гневе отчитывает своего подчиненного. Объяснить или доказать что-либо человеку, который находится в таком состоянии, невозможно. Поэтому лучше сберечь свои силы и ничего не предпринимать. С другой стороны, бывают ситуации, когда "львиная" реакция человека буквально спасала ему жизнь. Например, известны случаи, когда после постановки смертельного диагноза человек, сумев мобилизовать все свои ресурсы, выживал.

    Однако, существуют общие рецепты борьбы со стрессом и психо-эмоциональным утомлением. Рассмотрим лишь некоторые из них.

    а) Аутотренинг и релаксация.

    Стрессовое состояние человека можно разложить на следующие временные отрезки: сначала возникает "предстартовая лихорадка", во время которой мы думаем о предстоящем событии, например, об экзамене или объяснении с начальником. Затем наступает сам стресс. Далее следует состояние, которое называют "постстрессом". Психологи предлагают различные методы борьбы со стрессом на каждой из перечисленных стадий. Ими разработаны многочисленные методики саморегуляции и релаксации, которые широко используются как специалистами, так и людьми, далёкими от психологии и медицины.

    МЕТОДЫ ОСЛАБЛЕНИЯ "ПРЕДСТАРТОВОЙ ЛИХОРАДКИ"

    1. Метод рационализации предстоящего события.

    Для этого следует максимально детально представить ситуацию, которая вас ожидает: где произойдет волнующее вас событие, во что вы будете одеты, что вы будете говорить, во что будет одет собеседник, что он будет говорить. В реальности детали могут быть не такими, однако это неважно. В результате у вас снизится уровень неопределенности и, как следствие, снизится повышенный уровень эмоций, мешающий работать.

    2. Метод избирательной позитивной ретроспекции (полезен для тех, кто часто сомневается).

    Вспомните ситуацию, в которой вы решили свою проблему и можете гордиться собой и своими действиями. Запишите все комплименты, которые можете себе сделать. Теперь подумайте, если вы раньше уже успешно решили подобную задачу, то есть все основания полагать, что и с настоящим заданием вы справитесь так же успешно.

    3. Метод избирательной негативной ретроспекции.

    Запишите все свои провалы и проанализируйте их причины: нехватка ресурсов (если да, то каких), недостаточное планирование и т.п. Постарайтесь учесть выявленные ошибки при планировании своих действий в будущем.

    4. Метод зеркала.

    В момент волнения отметьте, в какой позе находится ваше тело. Придайте ему позу уверенности. Изменение позы вызовет изменения на физиологическом уровне (организм станет вырабатывать меньше адреналина), и ваши негативные эмоции исчезнут или их уровень понизится.

    5. Метод детальной визуализации неудачного исхода ситуации (предельное усиление).

    Представьте себе различные варианты исхода событий, вплоть до самого неблагоприятного. Подумайте, что вы будете делать, если реализуется наихудший для вас вариант развития событий. Аналогичным образом спланируйте свои действия при других исходах. В результате вы снизите уровень неопределенности, который и провоцирует обычно лишние эмоции.

    МЕТОДЫ НОРМАЛИЗАЦИИ CОСТОЯНИЯ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ

    Бывает, что мы находимся внутри стрессовой ситуации, и от нашей способности "держать себя в руках" и не поддаваться на провокации со стороны собеседника зависит исход деловых переговоров. Психолог Наталия Раннала предлагает следующие методы работы над своим состоянием, выполнить которые несложно после некоторой тренировки:

    -по возможности смените обстановку; например, если предыдущий этап переговоров закончился "накалом страстей", то целесообразно проводить следующие переговоры в другом помещении либо изменить дизайн существующей "переговорной" комнаты;

    -следите за своим дыханием; если вы хотите оставаться хладнокровным, то длительность вашего выдоха должна быть больше, чем длительность вдоха;

    -обратите внимание на окружающие вас предметы, назовите их мысленно на выдохе, тогда вам будет легче донести до визави содержание своих мыслей в максимально корректной форме; некоторым людям с "горячим" темпераментом психологи рекомендуют досчитать до ста, прежде чем начать возражать оппоненту.

    МЕТОДЫ НОРМАЛИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ В ПОСТСТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ

    Стресс уже наступил. Теперь нам нужно сделать все возможное, чтобы снизить его негативные последствия. Предлагаемые способы можно разделить на две большие группы.

    1. Работа с эмоциональной составляющей стресса

    -релаксация: движение, ходьба, вкусная еда, ванна с успокаивающими травами и маслами, музыка, аутотренинг, массаж;

    -еще один способ отдыха - активизация обоих полушарий головного мозга, этой цели можно достичь, выполняя любые движения одновременно руками и ногами;

    -переключение внимания на другое занятие - юмористический фильм, книга или спектакль, хобби.

    2. Работа с когнитивной познавательной составляющей стресса:

    -осознание главных целей в жизни, сравнение их и травмирующего вас события в масштабе мировых проблем

    -"проговаривание" проблемы: стресс - это образ, за создание которого отвечает правое полушарие головного мозга, и когда мы рассказываем о том, что нас волнует, мы нагружаем левое полушарие, ответственное за речь, тогда как правое полушарие отдыхает, поэтому психологи рекомендуют подробно рассказывать о своих чувствах хорошему собеседнику;

    -визуализация проблемы в разных рамках: мысленно поместите проблему, тревожащую вас, в темную картинку, под фонарь.

    А теперь представьте, как падает снег и засыпает эту картинку хлопьями.

    И не беспокойтесь - все будет хорошо!

    б) Массаж.

    Это средство преодоления стресса или нервно-эмоционального утомления широко известно, поэтому подробно на нём останавливаться не будем.

    Массаж - это система дозированных механических воздействий на поверхности тела для восстановления функций и повышения умственной и физической работоспособности. Существуют различные виды массажа; гигиенический, лечебный, косметический, точечный; для студентов наиболее подходящим можно считать самомассаж или точечный массаж. Точечный массаж - механическое раздражение биологически активных точек - небольших участков кожи, в которых тесно переплетаются сосуды, нервы, клетки соединительной ткани. Эти зоны воспринимают внешние воздействия, преобразовывают их в специальные нервные процессы в виде импульсов и обеспечивают передачу воздействия с участков кожи на внутренние органы. На этом же принципе основан метод акупунктуры, освоение которого также может очень помочь студентам восстанавливать интеллектуальные и физиологические возможности организма.

    3.) Методы физической культуры для повышения эффективности учебного труда.

    Физическое воспитание в учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

    Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

    Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во вне учебное время по заданию преподавателей или в секциях.

    Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

    Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

    В связи с введением достаточно тяжелых тестов и высоких нормативов оценки физической подготовленности студентов, 4-х часов занятий в неделю физическими упражнениями недостаточно. Кроме занятий в общих и специальных медицинских группах по физвоспитанию необходимы самостоятельные занятия физическими упражнениями.

    Самостоятельные занятия должны быть обязательной составной частью здорового образа жизни студентов. Они восполняют дефицит двигательной активности и способствуют более эффективной подготовке к сдаче государственных тестов и нормативов. Физическая культура и спорт – средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижение поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

    Сегодня нужно совершенствовать традиционные и применять новые формы и методы проведения массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы.

    а) Самостоятельные занятия.

    Самостоятельные занятия физическими упражнениями должны быть обязательной составной частью здорового образа жизни студентов высших учебных заведений. Они восполняют дефицит двигательной активности, способствуют более эффективному восстановлению организма после утомления, повышению физической и умственной работоспособности.

    Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разное время и включать задания преподавателя-тренера или проводиться по самостоятельно составленной программе, индивидуальному плану. Установка на обязательное выполнение задания, развитие инициативы, самонаблюдения и анализа своей деятельности активизирует занимающихся.

    Занимающиеся при проведении самостоятельных занятий опираются на методическую помощь кафедры физического воспитания.

    б) Планирование самостоятельных занятий.

    Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами при консультации преподавателей. В зависимости от состояния здоровья, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в ВУЗе – от выполнения требований и норм комплекса ТТО до выполнения норматива спортивных разрядов.

    Главная задача самостоятельных тренировочных занятий студентов, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ) – ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний и устранение функциональных отношений и недостатков физического развития. Студенты СМГ при проведении самостоятельных тренировочных занятий должны консультироваться и поддерживать постоянную связь с преподавателем физического воспитания и лечащим врачом.

    Студентам, которые отнесены к подготовительной медицинской группе, рекомендуются самостоятельные тренировочные занятия с задачей овладения всеми требованиями учебной программы по физическому воспитанию.

    в) Методика самостоятельных тренировочных занятий.

    Методические принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении самостоятельных тренировочных занятий, следующие:

    принцип сознательности и активности предполагает углубленное изучение занимающимися теории и методики спортивной тренировки, осознанное отношение к тренировочному процессу, понимание целей и задач занятий, рациональное применение средств и методов тренировки в каждом занятии, учет объема и интенсивности выполняемых упражнений и физических нагрузок, умение анализировать и оценивать итоги тренировочных занятий;

    принцип систематичности требует непрерывности тренировочного процесса, рационального чередования физических нагрузок и отдыха, преемственности и последовательности тренировочных нагрузок от занятия к занятию. Эпизодические занятия или занятия с большими перерывами (более 4-5 дней) неэффективны и приводят к снижению достигнутого уровня тренированности;

    принцип доступности и индивидуализации обязывает планировать и включать в каждое тренировочное занятие физические упражнения, по своей сложности и интенсивности доступные для выполнения занимающимися. При определении содержания тренировочных занятий необходимо соблюдать правила: от простого – к сложному, от легкого – к трудному, от известного – к неизвестному, а также осуществлять учет индивидуальных особенностей занимающихся: пол, возраст, физическую подготовленность, уровень здоровья, волевые качества, трудолюбие, тип высшей нервной деятельности и т.п.. Подбор упражнений, объем и интенсивность тренировочных нагрузок осуществлять в соответствии с силами и возможностями их организма;

    принцип динамичности и постепенности определяет необходимость повышения требований к занимающимся, применение новых, более сложных физических упражнений, увеличение тренировочных нагрузок по объему интенсивности. Переход к более высоким тренировочным нагрузкам должен проходить постепенно с учетом функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся.

    Если в тренировочных занятиях был перерыв по причине болезни, то начинать занятия следует после разрешения врача при строгом соблюдении принципа постепенности. Вначале тренировочные нагрузки значительно снижаются и постепенно доводятся до занимающегося в тренировочном плане уровня.

    Все выше перечисленные принципы находятся в тесной взаимосвязи. Это различные стороны единого, целостного повышения функциональных возможностей занимающихся.

    г) Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма.

    Самоконтроль – это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.

    Данные самоконтроля записываются в дневник, они помогают контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий. В дневнике самоконтроля рекомендуется регулярно регистрировать субъективные (самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения) и объективные (ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, нарушения режима, спортивные результаты) данные самоконтроля.

    Самочувствие отмечается как хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.

    Сон. Отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

    Аппетит. Отмечается как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Различные отклонения состояния здоровья быстро отражаются, поэтому его ухудшение, как правило, является результатом переутомления или заболевания.

    Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие и т.п.) и силе проявления.

    ЧСС – важный показатель состояния организма. Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и то же время суток, в покое. Лучше всего утром, лежа, после пробуждения, а также до тренировки (за 3-5 мин) и сразу после спортивной тренировки.

    Масса тела должна определяться периодически (1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах. В первом периоде тренировки масса обычно снижается, а затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.

    Тренировочные нагрузки записываются коротко, вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

    Нарушение режима: не соблюдение рационального чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкоголя, курение и др.

    Спортивные результаты показывают правильно ли применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.

    В процессе занятий физическими упражнениями рекомендуется периодически оценивать уровень своего физического развития и физической (функциональной) подготовленности.

    Оценка физического развития проводится с помощью антронометрических измерений, которые дают возможность определить уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения, а также улучшение физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями. Самоконтроль прививает занимающимся грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физической культурой и спортом, имеет большое воспитательное значение. На психофизическом состоянии студентов отражаются также субъективные и объективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.
    Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых все время возрастает.
    Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер. Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.
    Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.
    Утомление - физиологическая защитная реакция организма, направленная на снижение уровня функционирования его систем с целью предотвращения негативных изменений. Возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко, как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.
    Утомление может появляться, как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления, памяти и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений, ухудшением координации, возрастанием затрат энергии при выполнении одной и той же работы. Его глубина зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности, физическому и психическому состоянию, уровню мотивации и нервно-эмоциональному напряжению. Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Утомление и сопутствующая ему усталость - естественное состояние людей, ведущих активный образ жизни.

    Переутомление- это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовки. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.

    Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление, сопровождающееся вялостью, ухудшением аппетита, бессонницей. Для снятия начинающегося переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень переутомления требует лечения, так как при этом происходит изменение деятельности сердечнососудистой системы.
    Меры профилактики утомления и переутомления:

    1. Своевременное назначение отдыха - активного или пассивного.

    2. Увеличение микро пауз - промежутков между отдельными операциями.

    3. Регламентация физической и умственной нагрузки.

    4. Использование функциональной музыки.

    5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС, например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и массажа головы, лица, шеи, туловища.

    6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика.

    7. Использование фармакологических препаратов, снижающих утомление, например, глюкозы, витамина. С, настойки элеутерококка, женьшеня и т.д.
    Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения.
    Работоспособность определяется, как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д. Работоспособность зависит от физиологического – состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем. От физических качеств – уровня развития выносливости, силы, быстроты движений и др.: совокупности специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

    Исследования показывают, что ежедневное использование средств физической культуры и спорта создают устойчивые предпосылки к физическому совершенствованию, что способствует эффективности в учебном процессе. Физические упражнения должны стать основой активного отдыха в сфере умственного труда студентов. Основными видами активного отдыха являются кратковременные физические упражнения. Это «малые фермы» физической культуры в режиме учебного труда. К ним относятся физкультпауза и микропауза. Физкультпауза – это организованное выполнение физических упражнений, обеспечивающее предупреждение наступающего утомления, поддержание работоспособности без перенапряжения. Физкультурную паузу следует проводить после 4-х часов учебных занятий в течение 5-10 мин., когда появляются первые признаки утомления. Полезны и микро паузы, обеспечивающие бодрость и работоспособность продолжительность от 1 до 3 мин.
    Не менее эффективны ежедневные занятия физической время. Одним из таких занятий является утренняя гимнастика в течение 20-30 минут. Она ускоряет приведение организма в рабочее состояние, усиливает приток крови и лимфы, активизирует обмен веществ. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую систему, нервную и дыхательную, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Утренняя гигиеническая гимнастика, дополненная водными процедурами – эффективное средство повышения физической тренированности. Применение закаливающих процедур уменьшает число простудных заболеваний, в отдельных случаях полностью исключает их появление. Водные процедуры – наиболее удобный вид закаливания, так как человек каждое утро встречается с водой при умывании. Учитывается недостаточное время препровождения на воздухе, желательно добираться от дома к воздуху и обратно пешком.культурой в свободное от учебы
    Для оптимизации работоспособности целесообразны учебно-тренировочные занятия физической культурой и спортом, это могут быть игровые виды, различные единоборства и т.д. Если учебные занятия в вузе проходят в первую смену, то тренировочные занятия целесообразно выполнять до 19-20 часов, а при занятиях во вторую смену до 13 часов.
    Выходной или свободный день от учебы должен быть в большей мере насыщен оздоровительно-физкультурными и спортивными мероприятиями. Особенно полезны загородные прогулки, однодневные туристские походы и др. коллективные мероприятия, организуемые на свежем воздухе. Студентам дважды в учебном году предоставлены каникулы (зимние и летние). Использование физической культуры в каникулярный период восстанавливают нарушенные нервные процессы головного мозга и увеличивают умственную работоспособность. Спортивные мероприятия в спортивных оздоровительных лагерях, строительных студенческих отрядах.
    Для оптимального внедрения средств физической культуры в жизни студентов, важное место занимает логическая методика их использования.
    В практике достаточно случаев когда, решая задачи физической подготовки, забывают о том, что физическое воспитание функционирует в целостной системе других учебных дисциплин. В результате возникают такие ситуации, при которых физическая культура угнетающе действует на учебно-тренировочную активность студентов.

    Заключение

    Нервное и физиологическое истощение в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в учебном заведении и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции. Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями.

    В результате исследования я выяснила, что основными причинами появления физиологического истощения у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми. Правильный режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, закаливание, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни, которые помогут справится с плохим эмоциональным состоянием . От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

    Список используемых источников :
    1. Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. — СПб.: Речь, 2007.

    2. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013

    3. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013

    4. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - М.: Юрайт, 2013

    5. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016

    6. Давиденко Д.Н. Здоровый образ жизни и здоровье студентов: Учебное пособие / Д.Н. Давиденко, В.Ю. Карпов.- Самара: СГПУ, 2004.

    7. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильина. – М.: Гардарики, 2004

    8. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие /Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов / Под общ. ред. Л.С. Дворкина. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглория, 2008

    9. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта /Борис Романович

    Голощапов. – Москва: Academia, 2009.

    10. Акулич, Н.В. Человек и его здоровье : учеб. пособие / Н.В. Акулич, Н.В. Мащенко. – Могилев : Могилев. гос. ун-т им. А.А. Кулешова, 2007.




    1   2
    написать администратору сайта