Главная страница
Навигация по странице:

  • Образовательные цели модуля

  • Ключевые слова

  • Тем3.1Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях реализации ФГОС СОО

  • 3.1.2. Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников в условиях введения ФГОС

  • МОДУЛЬ 3. Модуль 3 Организация образовательной деятельности в условиях реализации фгос соо образовательные цели модуля


    Скачать 124.14 Kb.
    НазваниеМодуль 3 Организация образовательной деятельности в условиях реализации фгос соо образовательные цели модуля
    Дата14.04.2019
    Размер124.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМОДУЛЬ 3.docx.docx
    ТипДокументы
    #73764
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Если человек не знает, к какой пристани

    он держит путь, для него ни

    один ветер не будет попутным.

    (Сенека)
    Модуль 3

    Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС СОО

    Образовательные цели модуля

    Изучив данный модуль, Вы сможете:

    • исследовать проблемы предпрофильной подготовки профильного обучения в условиях ФГОС.

    • определить особенности профильного обучения в старших классах современной школы .

    • осуществить мониторинг соответствия Вашего образовательного учреждения требованиям к организации профильного обучения.

    • спроектировать учебный план и план внеурочной деятельности в условиях ФГОС СОО.

    Ключевые слова: предпрофильная подготовка, профильное обучение, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, вариативность, учебный план, план внеурочной деятельности, индивидуальный учебный план.
    Тем3.1Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях реализации ФГОС СОО

    В Федеральных образовательных стандартах общего образования подчеркивается необходимость профориентации и отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессии, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. В сформулированных требованиях стандартов обозначена значимость старшей ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

    Но в настоящее время подготовка старших школьников к жизненному и профессиональному самоопределению остается актуальной социально- педагогической проблемой, выдвигая на первый план задачи обеспечения вариативности образовательного пространства. Требует изменений общая для многих российских школ практика, когда выбор профиля осуществляется старшеклассниками случайно, а профильное обучение в основном ориентировано на углубление и расширение знаний, но не обеспечивает условий для осуществления старшеклассниками профессиональных проб. У значительной части школьников выбор будущей профессиональной сферы деятельности и соответствующего образования происходит интуитивно, под влиянием случайных факторов и стереотипов. Поэтому совершенно справедливы выводы целого ряда ученых о том, что сложившаяся система профилизации школьного образования не способствует успешному социально- профессиональному самоопределению и дальнейшей конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Рассмотрим вопросы реализации профильного обучения школьников, особенности и проблемы в условия введения ФГОС.

    Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения:

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» (с последующими изменениями);

    3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

    4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы»;

    5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»;

    6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями);

    7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями);

    8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);

    9. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с последующими изменениями);

    10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с последующими изменениями);
    3.1.2. Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников в условиях введения ФГОС
    Актуальность программы предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников является важнейшей предпосылкой для разработки и применения в педагогической практике новых средств ориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах в связи с тем, что ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования возникает уже в выпускном классе основной школы.

    Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Они становятся главными, поскольку определяют конкретику выбора. Остановившись на том или ином варианте обучения, старшеклассник направляет основные образовательные усилия на освоение тех предметов, которые определяются как профильные. Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени школы перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Центральным звеном перехода к профильной школе должна стать предпрофильная подготовка выпускников основной школы. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся 4 основной школы, направленную на их самоопределение в отношении профиля обучения в старшей школе.

    В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и многосторонностью самой ситуации выбора профессии.

    Несмотря на декларирование предпрофильной подготовки «как комплексной подготовки к жизненному важному выбору» подростков, в реальной модели организации этой подготовки на данный момент мы видим лишь возможности для знакомства учащихся с существующим спектром профессий, а также приобретения еще большего объема знаний по предметам. Но целенаправленного формирования умений, связанных с ответственным выбором, мы не наблюдаем, что не приводит к настоящей готовности школьников к выбору профиля. Предпрофильная подготовка по сути своей сегодня представляет облегченную версию профильного обучения, в котором процедура пробы и выбора явно не представлена – и это главная проблема.

    «концепция профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования» предполагает, что обучение на старшей ступени должно представлять собой индивидуальною образовательную траекторию, определяемую самим учащимся. В нашей школе в течение семи лет организовано профильное обучение. Профильные группы формируются на основе изучения способностей и интересов учащихся и их родителей.

    Профилизация обучения ставит ребенка перед необходимостью совершения ответственного выбора в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

    В соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности..

    Согласно части 4 статьи 66 Закона № 273-ФЗ профильное обучение - это способ организации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который основан на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

    В общеобразовательных организациях профильное обучение реализуется на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (далее - ФК ГОС СОО).

    С учетом требований ФГОС среднего общего образования решаются следующие задачи перехода на профильное обучение в среднесрочной перспективе:

    - обеспечить углубленное изучение учебных предметов в соответствии с профилем обучения;

    - создать условия для реализации индивидуальных учебных планов;

    - обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению основных профессиональных образовательных программ.

    При планировании введения профильного обучения следует принять во внимание объективную необходимо провести работу по обновлению содержания образования и его обеспечения (учебные планы, примерные программы, учебники и учебные пособия, переподготовка кадров).
    Выбор профиля обучения в рамках освоения основной общеобразовательной программы
    В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Закона № 273-ФЗ направленность (профиль) образования определяет предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

    Следовательно, профильное обучение позволяет обучающимся выбрать конкретную приоритетную область, связанную с определенным видом деятельности человека, для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга.

    Согласно ФГОС среднего общего образования общеобразовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный.

    Естественнонаучный профиль формирует научное мировоззрение на основе знакомства с формами и методами научного познания, изучения основных биологических и химических теорий, формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности, раскрытия роли естественных наук как производительной силы. Он ориентирует на такие сферы деятельности как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» (математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия; информатика) и «Естественные науки» (физика, химия, биология).

    Гуманитарный профиль обращён к миру человека, целям и мотивам его деятельности, его духовным ценностям, субъективному, личностному восприятию мира, к изучению общества, культуры и истории. Он ориентирует на такие сферы деятельности как гуманитарные науки, педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература» (русский язык, литература), «Иностранные языки» (иностранный язык, второй иностранный язык), «Общественные науки» (история, география, экономика, право) и предметы (курсы) по выбору обучающихся.

    Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, в таких сферах деятельности как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» (математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия; информатика), «Общественные науки» (история, география, экономика, право) и предметы (курсы) по выбору обучающихся.

    Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности, поэтому в данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» (математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия; информатика), «Естественные науки» (физика, химия, биология) и предметы (курсы) по выбору обучающихся.

    Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей. С одной стороны он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения по большинству предметов, с другой - ученик может изучать ряд учебных предметов и на углубленном уровне с точки зрения удовлетворения индивидуальных образовательных интересов или с целью подготовки к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ) для поступления в соответствующему профилю в образовательную организацию высшего образования (далее – ВУЗ).

    Таким образом, выбор профиля обучения должен строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности и с учетом предполагаемой модели продолжения образования обучающихся. В этом отношении профильное обучение тесно связано с сопровождением непрерывного профессионального самоопределения. По сути, являясь его результатом с точки зрения формирования профессиональных предпочтений в выборе сферы деятельности на этапе школьной профориентации.

    Решение задач профильного обучения обучающихся требует обеспечения вариативности содержательно-целевых направлений профориентационной работы в общеобразовательных организациях. Она реализуется через учебные занятия, внеурочную и воспитательную работу, занятия по дополнительным общеобразовательным программам с обучающимися.

    Стандарты закладывают основу для создания программ сопровождения непрерывного профессионального самоопределения обучающихся в рамках программ воспитания и социализации личности. В этой связи, формирование способности к профессиональному самоопределению является не отдельно стоящей задачей для основной и старшей школы, а частью всей образовательной деятельности школы, начиная с уровня начального общего образования. Создание программ, нацеленных на формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся, является немаловажным условием выбора ими направления и модели продолжения обучения, как в профильных классах на уровне среднего общего образования, так и в профессиональных образовательных организациях.

    Перед введением профильного обучения в общеобразовательных организациях должен быть проведен значительный объем работ по обеспечению предстоящего выбора обучающимися профилей обучения на уровне основного общего образования. На данном уровне образования определяется вектор построения индивидуального образовательно-профессионального маршрута, к реализации которого обучающиеся приступают на уровне среднего общего образования.

    Наиболее эффективными направлениями профориентационной деятельности, реализуемыми в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, являются профессиональное просвещение, включающее профинформирование; профессиональная диагностика (анкетирование, тестирование, в том числе компьютерная диагностика склонностей и интересов обучающихся); индивидуальное и групповое консультирование по вопросам выбора профессии; профессиональные пробы и общественно-полезная деятельность.

    В формировании профессиональных намерений обучающихся необходимо шире использовать потенциал кружковой деятельности: работа школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам, факультативов и предметных кружков во внеурочной деятельности обучающихся. Комплексная профориентационная работа с обучающимися включает в себя многообразие форм. Среди них:

    • работа в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников);

    • исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах, производительный труд, производственные практики;

    • индивидуальная работа с тьюторами (другими подготовленными педагогами) по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений обучающихся, психологическое тестирование, участие в тренингах;

    • профессиональные пробы с целью формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию, трудовой образ жизни, осознанное отношение к профессии;

    • участие в массовых профориентационных мероприятиях, акциях, встречах, направленных на создание положительного имиджа специалиста;

    • участие в днях открытых дверей в профессиональных образовательных организациях;

    • экскурсии на производство с целью ознакомления обучающихся со спецификой профессиональной деятельности, технологией производства, современной техникой;

    • посещение мастер-классов специалистов той или иной профессии для ознакомления с содержанием их трудовой деятельности;

    • изучение технологических основ производственной деятельности на уроках технологии;

    • трудовая деятельность в каникулярное время;

    Очень важно, чтобы различные направления и соответствующие им формы профориентационной работы не противоречили, а взаимно дополняли друг друга. Должно быть согласовано взаимодействие всех специалистов, участвующих в процессе сопровождения профессионального самоопределения в вопросах оказания педагогической поддержки обучающимся и их родителям (законным представителям), что предъявляет к таким специалистам особый набор требований в современных образовательных условиях.

    Проведение массовых профориентационных мероприятий с большим охватом обучающихся (как правило, имеющих информационно-просветительский характер) должно сочетаться с индивидуальными формами поддержки профессионально-образовательной траектории обучающихся, их вовлечением в систему практико-ориентированной (трудовой, проектной, исследовательской, общественно полезной деятельности) для формирования готовности к профессиональному самоопределению. Наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения разнообразия мероприятий, а за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждого из них.

    Работа по профессиональной ориентации должна осуществляться с учетом психологических особенностей школьников подросткового возраста, который связан со сложными процессами перестройки организма, развития самосознания, формирования нового типа отношений со взрослыми и сверстниками. В этот период становления субъективности подростка учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Поэтому актуальным становится вовлечение школьников в проектирование собственной учебной деятельности, построение своей траектории образования.

    Наряду с этим выдвигается требование обеспечения гибкости профиля, поскольку первоначальный выбор профиля не может быть окончательным, жестко определяющим обучение на протяжении всей старшей ступени. Поэтому должны действовать механизмы регулярного переосмысления правильности сделанного ранее выбора и коррекции образовательной траектории, смены профиля обучения.
    Модели организации профильного обучения в условиях

    муниципальной образовательной сети

    Важнейшим вопросом введения профильного обучения является выбор модели организации профильного обучения. В данном ключе следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа». Профильное обучение - средство индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

    Основной моделью профильного обучения являлась внутришкольная профилизация, то есть профилизация была «внутренним делом» одной общеобразовательной организации. В условиях введения ФГОС среднего общего образования все активнее заявляет о себе внешняя открытая модель сетевой организации профильного обучения. В подобной модели профильное обучение обучающихся конкретной школы происходит за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных организаций. В этом случае образовательные услуги предоставляются уже целой сетью образовательных организаций.

    В соответствии с частью 1статьи 15 Закона № 273-ФЗ, при сетевой форме реализации образовательных программ могут привлекаться ресурсы (материально-технические, кадровые, информационные) иных образовательных организаций, ведущих образовательную деятельность. Это могут быть организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, располагающие ресурсами, необходимыми для обучения, прохождения практик, а также иных видов деятельности, предусмотренных основной образовательной программой.

    Во многих случаях введение профильного обучения на этом уровне представляет собой проектирование и формирование муниципальных сетей профильного обучения, а распространение профильного обучения – включение в созданные муниципальные сети пока еще не охваченных ими образовательных учреждений. Поэтому на муниципальном уровне принимаются и выполняются важные управленческие решения о введении профильного обучения по всей совокупности подведомственных образовательных организаций.

    Современное понимание роли муниципального управления образованием во многом связано с приданием его деятельности сервисного характера по отношению к объектам, институтам и процессам, существующим (происходящим) внутри муниципальной образовательной системы. Иными словами, было бы неправильно свести ответственность органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области, осуществляющих управление в сфере образования, только к отслеживанию введения профильного обучения в подведомственных общеобразовательных организациях. Речь идет об управлении этим процессом, создании для него необходимых условий, поддержке общеобразовательных организаций (как общей, так и дифференцированной, учитывающей специфические возможности каждого образовательного учреждения) и межшкольных сетей. Например, такое важное решение, как определение школы в качестве ресурсного центра, или выбор иной модели сетевого взаимодействия, может осуществляться только на муниципальном уровне управления. Кроме того, муниципальный район или городской округ формируют для профильного обучения на уровне среднего общего образования свой специфический заказ рынка труда.

    Анализ состояния сетевого взаимодействия позволяет сделать вывод, что для муниципальных образований возможна реализация следующих моделей сетевого взаимодействия:
      1   2   3   4   5   6

    написать администратору сайта