Главная страница

Методические указания по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы Уровень высшего образования специалитет Направлению подготовки 36. 05. 01 Ветеринария


Скачать 391.31 Kb.
НазваниеМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы Уровень высшего образования специалитет Направлению подготовки 36. 05. 01 Ветеринария
Дата08.12.2018
Размер391.31 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла3_2016_metodichka_Patanatomia_kursovaya_zaochno.pdf
ТипМетодические указания
#59278
страница1 из 5

Подборка по базе: Задание на контрольную работу с методическими указаниями.doc, Метрология - указания лабораторным работам.pdf, Методические указания к курсовому проектированию по МДК 03.02.do, 5 методические указания для выполнения лабораторных работ-1.doc, Методические указания по процессам фориообразования спец15.02.08, Морозов, Криволапова, Емец Методические указания по дипломной ра, Рекомендации по изучению УМК.docx, Методические указания (36.03.02).docx, Методические указания (36.03.02).docx, Методические указания по проведению УП 2 (2019).pdf.
  1   2   3   4   5

Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«
Южно-Уральский государственный аграрный университет»
Кафедра морфологии и патологии животных
«Патологическая анатомия
и судебно-ветеринарная экспертиза»
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы
Уровень высшего образования: специалитет
Направлению подготовки: 36.05.01 Ветеринария
Форма обучения: заочная, очно-заочная
Троицк 2016

2
УДК 619:616-091 (07)
ББК 48.7-3я73
Утверждено на заседании кафедры морфологии и патологии животных
(протокол № 12 от 26. 02. 2016 г.)
Зав. кафедрой__________________________ Стрижиков В.К.
( п о д п и с ь )
Утверждено на заседании Методической комиссии факультета заочного факультета (протокол №____от _____________2016 г.)
___________________________________
Декан факультета
( п о д п и с ь )
Рецензент: Смолякова Н. П. кандидат вет. наук, доцент каф. физиологии и фармакологии
Составитель: Стрижикова С.В.
Стрижикова, С.В. Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза: Методические указания по изучению и выполнению курсовой работы для студентов факультета заочного обучения / С. В. Стрижикова.− Троицк:
ФГБОУ ВО Южно−Уральский ГАУ, 2016.− 46 с.
В методических указаниях представлены порядок изучения дисциплины, выполнения, структура и требования к оформлению курсовой работы по учебной дисциплине «Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза», а также примерный перечень ее тем. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 36.05.01 Ветеринария
(уровень высшего образования специалитет)
УДК 619:616-091 (07)
ББК 48.7-3Я73
©
ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный аграрный университет»

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4
1 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6
1.1 Разделы дисциплины
6
1.1.1
Общая патологическая анатомия
6 1.1.2 Частная патологическая анатомия
15
2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
26
2.1 Порядок выполнения курсовой работы
26
2.2 Выбор темы курсовой работы
26
2.3 Структура курсовой работы
27
2.4 Схема протокола вскрытия трупа животного
28
2.5 Оформление курсовой работы
34
2.6 Защита курсовой работы
38
3 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
39
4 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
40
ПРИЛОЖЕНИЕ
42
Приложение А Пример оформления титульного листа
42
Приложение Б Пример оформления оглавления
43
Приложение В Пример оформления библиографического списка
44
Приложение Г Образец рецензии на курсовую работу
46

4
ВВЕДЕНИЕ
«
Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза» – наука о морфологических изменениях в органах и тканях животных и человека при разных болезнях.
Цели освоения дисциплины: формирование теоретических знанийо возникновении и развитии патоморфологических (структурных) изменений в больном организме, выявляемых при вскрытии трупов, и практических умений, обеспечивающихпостановку патологоанатомических диагнозов.
Задачи дисциплины:
1. Изучение общепатологических, приспособительных и компенсаторных процессов, характерных для всех болезней.
2. Изучение этиологии, патогенеза, патоморфологическойдиагностики инфекционных и неинфекционных болезней отдельных органов и организма в целом.
3. Изучение технологии утилизации трупов с учётом экологической безопасности и хозяйственного использования вторичного сырья.
4. Изучение судебно-ветеринарной медицины для проведения экспертизы.
5.Формирование практических навыков вскрытия павших и убитых животных; постановки патологоанатомического диагноза, клинико- анатомического сопоставления и составления заключения о причинах смерти животного; оформления протоколов вскрытия, взятия, фиксации и пересылки патологического материала для лабораторных исследований; владения техникой комплексной дифференциальной патоморфологической диагностики заболеваний животных при вскрытии трупов, владения техникой патогистологических исследований;производства судебно-ветеринарной экспертизы.
Дисциплина «Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза» относится к базовой части (Б.1.Б.31) цикла «Дисциплины (модули)».
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):
Компетенция
Индекс компетенции
Способность и готовность проводить вскрытие и профессионально ставить посмертный диагноз, оценивать правильность проведенного лечения в порядке судебно- ветеринарной экспертизы и арбитражного производства
ПК-7

5
Способность и готовность осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты
ПК-25
Изучение дисциплины «Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза» базируется на знаниях по учебным дисциплинам: «Анатомия животных»,«Патологическая физиология», «Иммунология», «Цитология, гистология и эмбриология», «Микробиология и микология», «Физиология и этология животных».
Дисциплина «Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза» связана с такими учебными дисциплинами, как: «Эпизоотология и инфекционные болезни», «Паразитология и инвазионные болезни», «Основы общей терапии и внутренние незаразные болезни», «Ветеринарно-санитарная экспертиза».
В настоящих методических указаниях внимание студентов заочников обращено на порядок и последовательность изучения материала дисциплины и на основные положения, которые должны быть усвоены, в конце темы даны вопросы для самостоятельной проверки знаний по каждому разделу предмета. После теоретического изучения материаластуденту необходимо выполнить курсовую работу. К написанию курсовой работы необходимо приступать только после детальной проработки всего материала.
Целью выполнения курсовой работы по учебной дисциплине
«Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза»является углубление и закрепление теоретических знанийпо изучению и диагностике инфекционных болезней животных и формирование умений самостоятельной работы студентов при вскрытии трупов, определениии описаниипатологических изменений в органах и тканях, постановке диагноза.
Задачивыполнения курсовой работы:

систематизировать, закрепить и углубить полученные теоретические знания по учебной дисциплине «Патологическая анатомия и судебно- ветеринарная экспертиза»;

совершенствовать умения пользоваться справочной, нормативно – правовой документацией, научной и учебной литературой, электронными источниками;

6

научиться проводить дифференцированный анализ, оценку, сравнение результатов вскрытия с клинико-анатомическим диагнозом и данными гистологического, бактериологического и других видов лабораторных исследований;

выработать навыки оформления заключительной части по результатам вскрытия;

воспитывать чувство ответственности за качество принимаемых решений.
В курсовой работе должнодемонстрироваться умение автора анализировать и сопоставлять результаты, полученные при вскрытии трупа, с данными литературных источников с целью правильной постановки диагноза. Курсовая работа по «Патологической анатомии и судебно-ветеринарной экспертизе» является заключительным этапом в изучении дисциплины студентамиочной формы обучения.
1 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п
Наименование разделов дисциплины
1.
Общая патологическая анатомия
2.
Частная патологическая анатомия
1.1.1
ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Предмет и задачи патологической анатомии и судебно-ветеринарной экспертизы. Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза как теоретическая и практическая основа современной ветеринарии. Значение патологоанатомических исследований в своевременной постановке диагноза гибели животного и проведении своевременных профилактических оздоровительных мероприятий. Краткие сведения из истории патологической анатомии. Основные этапы ее развития. Место патологической анатомии в системе высшего ветеринарного образования. Ведущая роль отечественных ученых в развитии патологической анатомии.
Знать понятия, относящиеся к специальной терминологии; основные этапы развитияпатологической анатомии и судебно-ветеринарной экспертизыи ее современное состояние, ученых, внесших вклад в развитие дисциплины;
Уметь: пользоваться полученными знаниями, позволяющими определить место патологической анатомии и судебно-ветеринарной экспертизы среди других ветеринарныхнаук, анализировать закономерности и частные патологические изменения в органах тканях, возникших при различных болезнях;
Владеть: навыками работы с микроскопом; изучения гистологических препаратов.

7
Методические указания
Начиная знакомство с новой дисциплиной – Патологической анатомией и судебно-ветеринарной экспертизойнеобходимо представить ее положение среди других биологических наук. Изучить классические и новейшие методы патоморфологических исследований: люминесцентной и электронной микроскопии, методов прижизненного исследований и культивирования тканой и т.д. Выяснить достижения русских и зарубежных ученых в развитии науки.Понять значение этих открытий, как важных аргументов в борьбе материалистических воззрений.
Вопросы для самоконтроля:
1.
Что изучает патологическая анатомия?
2.
Что является предметом изучения в патологической анатомии?
3.
Назовите основные этапы развития патологической анатомии? Кто из ученых внес вклад в развитие науки?
4.
Назовите советских и российских ученых и основные научные школы.
5.
Опишите значение патологоанатомического исследования в постановке диагноза.
1.1.1.
1 Смерть и посмертные изменения
Смерть и посмертные изменения. Жизнь и смерть как единство противоположностей. Причины и ихклассификация. Танатогенез. Клинические признаки имеханизм смерти. Посмертные изменения: охлаждение, окоченение, трупные пятна (гипостазы и имбибиция), посмертное свертывание крови, аутолиз и гниение. Отличие трупных изменений от сходных прижизненных патологических процессов и их значение в посмертной диагностике и судебно- ветеринарной экспертизе. исходы. Изучив раздел, студент должен:
Знать: определение и виды смерти, комплекс посмертных изменений.
Уметь: определять посмертные изменения и дифференцировать их от прижизненных.
Владеть: навыками диагностического определенияпатологических процессов.
Методические указания:
При изучении раздела обратить внимание на классификацию видов смерти, уяснить понятия агонии, клинической, биологической смерти (танатогенез).
Особое внимание уделить посмертным изменениям в трупе и отличию их от прижизненных патологических процессов.
Вопросы для самоконтроля:
1.
Что такое смерть?
2.
Назовите виды смерти.

8 3.
Каковы основные признаки клинической смерти?
4.
Что такое ближайшая и определяющая причина смерти?
5.
Какие изменения происходят в трупе после смерти?
6.
Какое практическое значение имеет определение трупных признаков при вскрытии?
1.1.
1.2 Некроз
Некроз. Определение. Понятие о паранекрозе, некробиозе, апоптозе, аутолизе. Причины, механизмы развития и морфологическая характеристика некроза. Классификация, исход и значение для организма. Клинико- морфологические формы некроза, их характеристика, исходы. Изучив раздел, студент должен:
Знать: виды и патоморфологическое проявлениеразличных видов некрозов;
Уметь: определять общие патологические процессы и дифференцировать их от сходных патологий;
Владеть: диагностикой определения общих патологических процессов.
Методические указания:
При изучении некрозов особое внимание нужно уделить этиологии некрозов, изменению ядер, цитоплазмы и межуточного вещества. Уяснить причины и сущность паранекроза, некробиоза, апоптоза и аутолиза. Изучить классификацию некрозов (сухие, влажные, гангрена). Запомнить какие бывают исходы некрозов и их морфологическое проявление.
Вопросы для самоконтроля:
1.
Что такое некроз, некробиоз, апоптоз, аутолиз? Каковы причины из развития?
2.
По каким микроскопическим признакам классифицируют некрозы?
3.
Приведите классификацию некрозов.
4.
Что такое гангрена? Чем она отличается от сухого и влажного некрозов?
5.
По каким макро- и микроскопическим признакам отличаются некрозы от живой ткани?
6.
Понятие об организации, инкапсуляции, обызвествлении, секвестрации и мутиляции.
1.1.1.3
Атрофии
Атрофия. Определение. Причины и сущность атрофии. Виды физиологической атрофии. Нужно знать, чем атрофия отличается от гипоплазии
(недоразвитости). Изучить классификацию, этиологию, механизм, исход, значение для организма видов патологической атрофии. Изучив раздел, студент должен:

9
Знать: понятия, относящиеся к специальной терминологии, виды и патоморфологическое проявление атрофий;
Уметь: определять общие патологические процессы и дифференцировать их от сходных патологий;
Владеть: диагностикой определения общих патологических процессов.
Методические указания:
При изучении темы нужно уяснить понятие атрофии. Виды физиологической и патологической атрофии. Нужно знать, чем отличается атрофии от гипоплазии. Макро- и микроскопические признаки атрофии. Исходы атрофий и значение их для организма.
Вопросы для самоконтроля:
1.
Что такое атрофия, гипоплазия и кахексия?
2.
В чем выражаются морфологические изменения при атрофии?
3.
Приведите примеры физиологической и патологической атрофии.
4.
Каковы микроскопические признаки атрофии?
5.
Что такое бурая атрофия, в каких органах она развивается и как она выражается морфологически?
6.
Как отражается атрофия на функции органа?
1.1.
1.4 Дистрофии
Дистрофии. Определение. Общая характеристика, этиология, механизм дистрофических процессов (инфильтрация, декомпозиция, трансформация).
Принципы классификации дистрофических процессов,исход изначение для организма. Белковые дистрофии. Сущность, классификация. Клеточные диспротеинозы: зернистая, гиалиново-капельная, гидропическая, роговая дистрофия. Внеклеточные диспротеинозы: мукоидное, и фибриноидное набухание, гиалиноз, амилоидоз. Белковые смешанные дистрофии. Смешанные диспротеинозы: нарушение обмена гликопротеидов, нуклеопротеидов и хромопротеидов. Жировые дистрофии. Углеводные дистрофии. Сущность, классификация, причины, механизм, морфологическая характеристика, исход и значение для организма. Нарушение минерального обмена. Общая характеристика. Нарушение обмена кальция и фосфора. Образование камней.
Изучив раздел, студент должен:
Знать: виды и патоморфологическое проявлениебелковых, жировых и минеральных дистрофий;
Уметь: определять общие патологические процессы и дифференцировать их от сходных патологий;
Владеть: диагностикой определения общих патологических процессов.

10
Методические указания:
При изучении этой темы необходимо уяснить, что такое дистрофия. Знать основные причины, вызывающие дистрофические процессы в органах и тканях.
Механизм развития дистрофий. Нужно помнить, чтоклассификация дистрофий основана на характере нарушения обмена веществ в организме. Обратить внимание,на обратимость дистрофических процессов в организме и уяснить какое значение они имеют для организма в целом. Белковые, жировые, углеводные, минеральные дистрофии, их классификация, макро- и микроскопические признаки, причины, вызывающие их. Конкременты, причины и механизм их образования, их морфологическая характеристика, химический состав и значение для организма.
Вопросы для самоконтроля:
1.
Что такое дистрофия? Какие виды дистрофий знаете?
2.
Какие белковые дистрофии знаете?
3.
Опишите макрокартину органа при зернистой дистрофии.
4.
Чем характеризуется гиалиново-капельная дистрофия?
5.
Какие виды роговой дистрофии знаете? Как они проявляются?
6.
Дайте классификацию внеклеточных диспротеинозов.
7.
Что такое мукоидное и фибриноидное набухание7 8.
Опишите причины и сущность гиалиноза и амилоидоза.
9.
Приведите классификацию смешанных белковых дистрофий.
10.
Назовите классификацию пигментов.
11.
Какие пигменты относятся к гемоглобиногенным?
12.
Что такое желтуха и какие виды желтух существуют?
13.
Как проявляется нарушение обмена пигмента меланина?
14.
Что такое мочекислый диатез и падагра7 15.
Чем характеризуется слизистая дистрофия и в каких видах протекает?
16.
Какова макро- микрокартина жировой дистрофии печени, почек, сердца?
17.
Опишите причины и исход отдельных видов жировой дистрофии.
18.
Как проявляется расстройствоуглеводного обмена?
19.
Дайте понятие о рахите, остеомаляции, остеодистрофии.
20.
Что такое конкременты? Причины их образования. Как классифицируют камни?
1.1.1.5
Компенсаторно-приспособительные процессы
Гипертрофия и гиперплазия. Организация, инкапсуляция, заживление ран.
Регенерация тканей и органов. Сущность и формы регенерации (клеточная и внутриклеточная). Виды регенерации. Виды и уровни регенерации, органные особенности. Тканевые проявления нарушений нейроэндокринной регуляции в гормонально-зависимых органах. Патогенез, морфология и формы дисгормональных гиперплазий матки, молочной и предстательной желез.

11
Тканевые проявления нарушений клеточного обновления. Патологическая регенерация. Воспалительные разрастания эпителия. Метаплазия. Дисплазия.
Механизм и структурные проявления стресса. Патогенез, формы и морфологические проявления шока. Компенсаторно - приспособительные процессы. Общие закономерности. Гипертрофия. Атрофия. Механизмы развития, исходы. Изучив раздел, студент должен:
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта