Главная страница
Навигация по странице:

  • ЕГОРЬЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

  • ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА Направление подготовки

  • 4.1. Составление плана работы

  • Наименование разделов Объем (кол-во стр.)

  • 4.2. Подбор и изучение литературных источников, нормативных актов и интернет-ресурсов

  • 4.3. Сбор и анализ практического материала

  • 4.4. Использование в работе научных достижений

  • 4.5. Использование в работе законов Российской Федерации

  • Основная часть ВКР

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ГМУ. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра направление подготовки


    НазваниеМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра направление подготовки
    Дата14.04.2019
    Размер178 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ГМУ.doc.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #73788
    страница1 из 3
      1   2   3



    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ЕГОРЬЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

    ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

    ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

    Направление подготовки:

    38.03.04.

    «Государственное и муниципальное управление»





    2018 г.
    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА


    Выпускная квалификационная работа завершает подготовку бакалавра по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Она определяет уровень теоретической практической подготовки студента к непосредственной практической деятельности. К выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра допускаются студенты, успешно завершившие обучения по образовательной программе высшего образования (уровень бакалавриата).

    Бакалаврская работа должна соответствовать следующим основным требованиям:

    • носить научно-исследовательский характер;

    • быть актуальной, т.е. отражать исследуемую проблему в контексте значимости современных психологических, педагогических и социальных проблем, соответствовать современному состоянию и перспективам развития сферы образования и социальной защиты;

    • отражать умения студента-выпускника самостоятельно собирать, систематизировать материалы и анализировать сложившуюся ситуацию или тенденции в практической деятельности в сфере образования и социальной защиты;

    • тема выпускной квалификационной работы, ее цели и задачи должны быть связаны с решением проблем исследования;

    • иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;

    • положения, выводы и рекомендации квалификационной работы должны опираться на новейшие достижения науки и результаты практики.

    Окончательный вариант работы, предварительно тщательно вычитанный и отредактированный, должен быть представлен на кафедру на бумажном (в переплетенном виде) и на электронном носителях.

    2. Выбор студентом темы выпускной квалификационной работы бакалавра

    Выбор темы бакалаврской работы имеет большое значение. Опыт показывает, что правильный выбор темы и объекта изучения в значительной степени обеспечивает успешное его выполнение.

    Профессиональная деятельность бакалавра в области государственного и муниципального управления может осуществляться в органах государственного и муниципального управления, государственных организациях и предприятиях, муниципальных структурах.

    Опыт учебно-научного исследования по данному направлению подготовки показывает, что все многообразие тем выпускных квалификационных работ на современном этапе развития системы государственного и муниципального управления можно свести к относительно небольшому числу вариантов:

    1) Решение проблем, задач социально-экономического развития регионов (субъектов федерации, муниципальных образований, городских районов и т.п.), в соответствии со специализациями.

    2) Совершенствование технологий выработки и принятия решений, в государственных и муниципальных организациях и предприятиях.

    3) Совершенствование организационной структуры органов государственного и муниципального управления.

    Тематика ВКР разрабатывается выпускающей кафедрой, рассматривается и утверждается на заседании кафедры, после чего объявляется студентам.

    При выборе темы работы следует также учесть место прохождения преддипломной производственной практики. В организации (предприятии), на котором будет проходить преддипломная практика, легче собрать необходимый материал для работы.

    Тема выпускной квалификационной работы обычно формулируется в следующей логической последовательности.

    На первом этапе определяется цель исследования. В качестве цели могут рассматриваться, например, анализ (оценка), исследование, разработка (проектирование), совершенствование (модернизация, повышение).

    На втором этапе необходимо указать предмет исследования, в качестве которого могут выступать, например: структура (государственного (муниципального) органа, управления, организационная и т.д.), функция (управления, регулирования, организации и т.д.), характеристика (численность, эффективность и т.д.), процесс (государственно-управленческая деятельность, планирование, регулирование, развитие и т.д.).

    На третьем этапе следует уточнить, какой аспект бакалаврской работы выделяется как основной, т.е. какие основные направления функционирования и развития объекта охвачены исследовательской деятельностью. В качестве основного аспекта можно указать, например: кадры (государственной службы, государственных (муниципальных) органов, руководящие и т.д.), аппарат (государственного (муниципального) органа, государственный, управления и т.д.), ресурсное обеспечение (информационное, организационно-техническое, финансовое, учебно-научное, методическое, кадровое и т.д.), нормативно-правовая база (законодательство), исполнительская дисциплина, социально-экономические, политические, правовые, психологические, социологические, исторические и другие аспекты государственного и муниципального управления.

    На четвертом этапе должен быть определен объект исследования. В качестве него выступают управляющая или управляемая части системы, т.е. субъект или объект управления. Объектом исследования может быть система государственного (муниципального) управления в определенной сфере (отрасли) или уровня, вида (подвида); либо региональная экономика (муниципальная), ее отдельный элемент (отрасль, сектор, предприятие).

    Ориентация выпускных квалификационных работ на решение конкретных задач государственного и муниципального управления – одна из важных форм развития самостоятельности и активности у студентов.

    Чаще всего поставленная задача (комплекс задач) рассматривается как часть функционирующей в конкретной организации системы государственного и муниципального управления. Главное - тема работы должна предусматривать выполнение значительных самостоятельных исследований и, при необходимости, проектных работ, соответствовать современному подходу к совершенствованию управленческих и экономических процессов.

    Основным критерием при выборе темы выпускной квалификационной работы бакалавра служит научный и практический интерес студента. При выборе темы ВКР следует исходить из того, по какой из них студент может наиболее полно собрать материал, широко использовать практику работы государственных и муниципальных организаций и предприятий.

    Организации и предприятия с учетом своих потребностей иногда дают заказы на разработку студентами отдельных тем выпускных квалификационных работ.

    По одной теме могут выполнять бакалаврскую работу несколько студентов, если объекты их изучения или круг изучаемых вопросов различны. Это различие отражается в плане ВКР.

    Тема бакалаврской работы должна быть утверждена зав. кафедрой по личному письменному заявлению студента.
    3. Руководство и контроль за выполнением

    ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА
    Заведующий выпускающей кафедрой назначает руководителей ВКР из числа преподавателей кафедры, по отдельным темам к руководству (соруководству) могут привлекаться специалисты - практики.

    Руководитель выпускной квалификационной работы:

    - в соответствии с темой ВКР выдает студенту задание с указанием сроков окончания работ по теме и представления законченного исследования.

    Выданное студенту задание определяет весь процесс его дальнейшей самостоятельной работы. На основе задания студент по согласованию с руководителем составляет календарный план выполнения бакалаврской работы. При определении сроков представления законченного исследования решающее слово остается за руководителем, который руководствуется учебным планом и приказом по головному вузу, определяющими сроки государственной итоговой аттестации.

    После получения задания начинается самостоятельная работа студента по выполнению исследования. Успех работы в значительной мере будет зависеть от подготовки теоретической главы, сбора и анализа фактического материала.
    4. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА

    4.1. Составление плана работы

    План ВКР представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в работе. Правильно построенный план служит организующим началом в работе студентов, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

    План выпускной квалификационной работы студент составляет самостоятельно, с учетом замысла и индивидуального подхода.

    Согласно традиционной структуре выпускная квалификационная работа должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа.

    Наименование разделов

    Объем

    (кол-во стр.)

    Введение

    3-5

    Глава 1 – теоретическая часть

    20-20

    Глава 2 – аналитическая часть

    20-20

    Глава 3 – проектно-конструкторская часть

    20-25

    Заключение

    3-5

    Список используемых источников (min 50)

    3-5

    Приложения (по усмотрению автора)

    Не более 1/5 общего объема работы

    ИТОГО

    70-90


    В процессе работы план может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться. Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем, окончательный вариант плана выпускной квалификационной работы утверждается научным руководителем.
    4.2. Подбор и изучение литературных источников, нормативных актов и интернет-ресурсов

    Выпускная квалификационная работа выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Подбор и изучение литературы для выполнения ВКР является одним из важных этапов работы студента. Литература по теме исследования может быть подобрана студентом при помощи предметных, алфавитных и интернет-каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами.

    Для выполнения выпускной квалификационной работы студенту рекомендуется использовать следующие источники:

    • законы Российской Федерации по вопросам управления государственными и муниципальными органами власти, учреждениями и предприятиями;

    • указы президента Российской Федерации;

    • инструктивные и методические указания соответствующих министерств выбранному объекту исследования.

    При выполнении выпускной квалификационной работы целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, публикуемые в журналах «Государство и право», «Городское управление», «Муниципальное право», в газетах «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Российская газета», «Экономические новости», «Местное самоуправление» и т.п. Причем работу следует начинать с изучения законов РФ, учебников, учебных пособий, а также монографий. Затем изучаются статьи в журналах.

    Наряду с указанными источниками могут быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей, материалы научных конференций вузов страны, а также интернет-ресурсы.

    Записи прочитанного могут быть сделаны в виде выписок, конспектов. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в работе. После каждой цитаты позаимствованного высказывания должна быть ссылка на автора и источник, поэтому при конспектировании следует сразу же делать ссылки на автора и источник информации (название, место и год издания, издательство, номер страницы).
    4.3. Сбор и анализ практического материала

    Успешный сбор практического материала для выпускной квалификационной работы в значительной степени зависит от того, насколько четко студент представляет себе направление исследования и какой материал необходимо получить.

    Перед началом сбора практического материала для выпускной квалификационной работы на предприятии (в организации, учреждении) студенту рекомендуется составить календарный график выполнения отдельных этапов.

    В ходе преддипломной практики следует выявить как положительные моменты деятельности предприятия/организации, так и основные проблемы.

    В отчете по преддипломной практике должны быть отражены:

    1. организационные структуры;

    2. общие и специальные функции управления;

    3. этапы принятия управленческих решений;

    4. взаимодействие с другими государственными и муниципальными органами;

    5. эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию государственного и муниципального управления (экономическая эффективность, оперативность и др.).


    4.4. Использование в работе научных достижений

    Поскольку научность преподавания характерна для всего учебного процесса в вузе, постольку выпускная квалификационная работа, являющаяся завершающей частью этого процесса, должна носить научный характер.

    Студентам, приступающим к выполнению исследования, надлежит овладеть не только основным содержанием, но и методологией науки, которая позволит им творчески подойти к анализу фактического материала, установить связи и закономерности, сделать верные выводы.

    Творческое использование научных достижений в бакалаврских работах дело трудное, потому что наука, непрерывно развиваясь, усложняется, и требуются большие усилия для ее изучения.

    Решая вопрос развития тенденций, студент-дипломник должен уметь анализировать события прошлого и новые явления в общественной жизни, хозяйственном строительстве, уметь использовать приводимые факты и статистические материалы для подтверждения того или иного положения в современных условиях. Только путем сопоставления данных, глубокого их анализа дипломник может постичь суть изучаемой проблемы.
    4.5. Использование в работе законов Российской Федерации

    Знание законов и умение ими пользоваться в современный период необходимы каждому студенту-дипломнику для того, чтобы разработанные им предложения не противоречили законам Российской Федерации.

    Важно, чтобы студенты не только хорошо знали содержание законов по теме своего исследования, но и имели представление о фактических правовых последствиях того или иного закона. Решения, противоречащие закону, не имеют юридической силы. Но это вовсе не значит, что нельзя вносить обоснованных предложений по совершенствованию законодательства.

    Практически по любой теме бакалаврской работы есть тот или иной закон Российской Федерации, принятый Федеральным собранием (парламентом РФ).
    5. Общие указания по содержанию ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

    Выпускная квалификационная работа в соответствии с требованиями должна содержать:

    • титульный лист;

    • оглавление;

    • введение;

    • основную часть, разбитую на главы или подразделы;

    • заключение;

    • список литературы;

    • приложения (в случае необходимости);

    • отзыв руководителя о рекомендации к публичной защите;

    Работа должна быть сброшюрована и сдана на выпускающую кафедру не позднее 2 недель до защиты.

    Кроме того, ВКР оформляется и в электронном варианте, который хранится на выпускающей кафедре.

    Титульный лист является неотъемлемой частью ВКР и составляется по утвержденному единому образцу.

    В оглавлении указываются основные разделы ВКР, начиная с введения. В оглавление включается и приложение. Нумерацию страниц в бакалаврской работе начинают с титульного листа, на котором цифру не ставят.

    Для выпускной квалификационной работы рекомендуется следующий удельный вес отдельных частей в процентах:

    - введение - до 10%;

    - основная часть - 80 - 85%;

    - выводы и предложения - 5 - 10 %;

    Введение является важной частью бакалаврской работы. В нем должно быть определено следующее:

    - актуальность темы ВКР;

    - цель исследования;

    - задачи, которые необходимо решить для достижения цели;

    - обоснование структуры ВКР;

    - основные методы исследования, источники информации;

    - краткое изложение основных результатов, полученных автором и выносимых на защиту.

    При обосновании выбора темы работы необходимо попытаться оценить управленческую и экономическую ситуацию на выбранном объекте исследования и показать вклад в улучшение деятельности выбранного объекта данным исследованием. Рекомендуется отметить, в какой степени связанные с этой проблемой вопросы рассмотрены в научной литературе, выделить основную литературу по данной теме. Если в специальной литературе исследуемая проблема рассмотрена в недостаточной степени, то желательно указать, какие вопросы решены не полностью и каким вопросам в дипломном проекте уделено особое внимание. Цель выпускной квалификационной работы необходимо формулировать кратко и конкретно. Она должна вытекать из актуальности темы.

    При обосновании структуры выпускной квалификационной работы желательно указать, почему в текст работы включены именно эти главы и параграфы и почему в них рассмотрены именно эти конкретные вопросы. Обоснование структуры ВКР не является пересказом ее глав.

    Полезно обосновывать, какие предпосылки определили именно такую последовательность изложения материала в тексте работы, новизну исследования.

    Основную часть выпускной квалификационной работы следует разделить на главы, соответственно главы на параграфы и пункты. Число глав, параграфов, пунктов не регламентировано. Это зависит от объема и содержания ВКР. В конце каждой главы можно дать короткое обобщение ее содержания и полученные результаты (выводы). В основной части работы необходимо рассмотреть теоретическое обоснование методов решения исследуемой проблемы, а также содержание проводимых студентом работ и полученные результаты.

    Содержание выпускной квалификационной работы определяется темой и раскрывается в основной его части. Вместе с тем работа обязательно должна содержать теоретический анализ исследуемой проблемы, анализ состояния объекта исследования и обоснование конкретных практических предложений по совершенствованию функционирования и развития объекта исследования. Соответственно, бакалаврская работа должна состоять из трех разделов: теоретического, аналитического и проектно-конструкторского.

    Разделение выпускной квалификационной работы на теоретическую, аналитическую и проектно-конструкторскую части имеет известную долю условности. В главах (разделах, параграфах) последовательно излагается содержание исследования.

    В содержании выпускной квалификационной работы должны быть соблюдены основные требования:

    • обоснование предложений результатами анализа деятельности объекта;

    • реальная направленность результатов и проектно-практических (рекомендованных) мероприятий на повышение эффективности и оптимизации выполняемых функций;

    • соответствие предлагаемых мероприятий по совершенствованию организации управления целям и перспективным тенденциям социальной ориентированности государственного (муниципального) управления;

    • действенность и конкретность выводов о состоянии организации управления и предложений, направленных на ее модернизацию, социально-экономическая обоснованность предложений;

    • соответствие уровня разработки темы бакалаврской работы современному уровню разработок методических положений и рекомендаций по организации государственного (муниципального) управления.

    Современные требования к государственному и муниципальному управлению, предъявляемые обществом, ставят задачи максимального удовлетворения потребностей населения в услугах государства и муниципалитетов, их социальную ориентировочность, защиту прав, свобод, нужд и законных интересов граждан. В этой связи социальные критерии оценки организационных и управленческих решений имеют важное значение в анализе и проектировании систем государственного (муниципального) управления, осуществления государственно-управленческих функций. Поэтому в исследовательской работе бакалавра должны найти отражение вопросы, подходы и методы оценки качества государственного (муниципального) управления по отношению к обществу и гражданам.

    Основная часть ВКР должна состоять из трех разделов.

    Первый раздел проекта носит теоретический характер и представляет собой характеристику объекта исследования.

    В соответствии с выбранной темой работы в этом разделе должны быть изложены основные проблемы становления и развития объекта исследования:

    • основные понятия и теоретические основы, связанные с объектом исследования;

    • исследование существующих подходов и методов анализа объекта исследования;

    • сущность и основные этапы развития;

    • необходимость и функции регулирования функционирования и развития объекта исследования;

    • задачи и функции органов власти в управлении, регулировании и планировании;

    • нормативно-правовая база, регулирующая развитие объекта исследования.

    Освещая указанные вопросы, студент должен показать понимание сущности предмета и объекта исследования, основных целей, задач и особенностей функционирования и развития, отметить его достоинства и недостатки на различных этапах развития. Также он должен выявить уже решенные и требующие решения задачи, связанные с темой исследования, по которым можно дать самостоятельные выводы и предложения.

    Второй раздел выпускной квалификационной работы носит проблемно-аналитический характер и представляет собой анализ состояния объекта исследования.

    В соответствии с выбранной темой выпускной квалификационной работы, исходя из теоретических положений, рассмотренных в первом разделе, здесь должен быть выполнен анализ объекта и организации государственного (муниципального) управления:

    • Общая характеристика объекта и предмета исследования.

    • Анализ государственно-управленческой (муниципальной) деятельности в общих и аспектных вопросах.

    • Анализ системы государственного (муниципального) управления.

    В разделе должны быть представлены результаты проведенного студентом анализа по исследованию динамики развития объекта, выявлению основных тенденций и факторов, определяющих его развитие, выявлению и систематизации основных проблем развития. При отсутствии необходимых количественных данных студенту следует использовать для анализа экспертные методы.

    Перед проведением анализа студенту необходимо определить глубину, направления и период анализа, провести выборку регионов для анализа, а также определить показатели, которые в наибольшей степени характеризуют развитие объекта исследования.

    В данном разделе в соответствии с темой работы целесообразно провести сравнительный анализ региональной практики управления (планирования) объекта исследования систематизировать его результаты с целью разработки в дальнейшем предложений по решению выявленных проблем и повышению эффективности управления. Целесообразно провести анализ тенденций развития объекта в разрезе отобранных регионов.

    Последний параграф должен содержать перечень проблем, решение которых будет предложено в третьем разделе.

    Третий раздел выпускной квалификационной работы носит проектно-практический характер и определяет перспективы развития объекта исследования.

    Этот раздел должен включать конкретные предложения по повышению эффективности деятельности органов управления для улучшения функционирования и развития объекта исследования.

    В соответствии с выбранной темой выпускной квалификационной работы в этом разделе осуществляется разработка рекомендаций и мероприятий (предложений) по решению изучаемой проблемы и обоснование их эффективности в данной сфере.

    Предложения или рекомендации должны быть разработаны на основе усвоенных студентом теоретических, научно-методологических положений в данной сфере, проведенного анализа развития объекта исследования, а также изученного опыта решения данных проблем в различных субъектах РФ. Разработку рекомендаций целесообразно осуществлять в виде комплекса первоочередных, по мнению студента, мероприятий, позволяющих решить данные проблемы. Все мероприятия должны быть проранжированы по приоритетности, иметь обоснование с точки зрения экономической, бюджетной и социальной эффективности, а также должны опираться на действующее законодательство.

    Заключение содержит общую оценку исследования. Заключение целесообразно представить в виде ограниченного количества основных положений и выводов, состоящих из отдельных пунктов. В нем резюмируются итоги выполненного исследования в виде обобщения наиболее существенных положений, а также определяется, достигнута ли цель исследования. Выводы должны отражать содержание бакалаврской работы, быть краткими, ясно и четко сформулированными, они должны показать, как решены задачи, поставленные во введении: какие выявлены резервы и конкретные предложения по их реализации. Пункты выводов должны быть подкреплены цифрами из экономических расчетов работы. В данной части целесообразно отметить научное и практическое значение полученных результатов, степень их внедрения и экономическую эффективность.
      1   2   3

    написать администратору сайта