Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольные работы, в которых каждый лист вложен в отдельный пластиковый файл, не проверяются и возвращаются как незачтенные.

  • (Логика) Задания для контрольных работ ЮР 2011. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по логике


    Скачать 283 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по логике
    Дата08.07.2019
    Размер283 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла(Логика) Задания для контрольных работ ЮР 2011.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #83788
    страница1 из 4

    Подборка по базе: Методические рекомендации по оформлению отчета по проекту.docx, Морозов, Криволапова, Емец Методические указания по дипломной ра, РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению рефератов, контрольных, курсовых рабо, Рекомендации по выполнению Задания 2.docx, Тематика контрольных работ ОДУУП для 6 курса 40.05.02.docx, Методические рекомендации Бакалавриат, СПО.docx, Клинические рекомендации (протокол) по оказанию скорой медицинск, (Логика) Задания для контрольных работ ЮР 2011.doc, Рекомендации к выполнению задания 1.docx, Методические рекомендации по самостоятельной работе.doc.
      1   2   3   4

    ЛОГИКА



    задания для контрольных работ

    для студентов заочной формы обучения

    специальности «юриспруденция»

    Методические рекомендации


    по выполнению контрольных работ по логике
    Контрольная работа призвана проверить знания студента по дисциплине в целом. К выполнению контрольной работы следует приступать только после изучения всего курса логики. Для студентов специальности «юриспруденция» основным пособием является учебник В.И.Кириллова, А.А.Старченко «Логика». Другие пособия приведены в списке рекомендованной литературы.
    Как определить свой вариант?

    Номер варианта определяется по порядковому номеру в списке группы, если Ваш порядковый номер превышает цифру 28, то порядок определения варианта следующий: 29 номер выполняет 1-ый вариант, 30 – 2-ой вариант, 31 – 3-ий вариант и т.д.
    Как выполнять работу?

    Контрольная работа состоит из десяти заданий, которые соответствуют основным темам курса. Вначале обязательно приводится формулировка задания, затем – решение задачи или ответ на вопрос. В заданиях, предполагающих графическое исполнение, рисунки должны быть выполнены аккуратно и четко, исключая двоякое толкование. Если в задании требуется подобрать понятие, преобразовать высказывание и т.п., ответ дается только в виде требуемого поняти, высказывания (без объяснения или обоснования). Если в задании требуется оценить правильность или ошибочность, ответ должен быть мотивирован: правильно, поскольку соблюдены такие-то правила и законы; ошибочно, поскольку нарушено такое-то правило. Если в задании требуется подобрать аргументы или обоснование, следует показать в логической форме связь между аргументами (обоснованием) и выводом.

    Не следует приводить в контрольной работе общей описательной информации, цитировать определения, законы и логические правила. Наличие излишнего, не относящегося прямо к решению задачи текста снижает оценку за выполнение задания.

    Образец выполнения заданий различных типов приведен в конце, после списка литературы.
    Как оформлять работу?

    Оформление титульного листа и списка использованных источников производится в соответствии с общим для филиала РГСУ порядком.

    Контрольные работы, в которых каждый лист вложен в отдельный пластиковый файл, не проверяются и возвращаются как незачтенные.
    Когда нужно сдать работу?

    Контрольная работа должна быть сдана для проверки не позднее, чем за 10 дней до начала зачетно-экзаменационной сессии. Если работа возвращена для переработки, она может быть сдана повторно в любое время.
    Как оценивается работа?

    Отметка «зачтено» за выполнение контрольной работы является допуском к экзамену, однако каждая контрольная работа подлежит защите на экзамене. Студент должен быть готов пояснить и обосновать каждое решение в выполненной им контрольной работе.
    Желаю Вам успехов!

    Вариант 01
    1. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему):

    Национальное собрание Республики Беларусь.

    2. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

    Населенный пункт, село, город, город Беларуси, столица.

    3. Соблюдены ли правила деления понятий в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?

    Книги делятся на научные, учебные, детективные и скучные.

    4. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

    «Благородный муж» живет в согласии со всеми. (По Конфуцию).

    5. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

    Некоторые знаки не имеют значения.

    6. Постройте таблицу истинности формулы:

    (A ˄ В) B);

    7. В данном силлогизме установите заключение, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим правилам и правилам фигур. Достоверен ли вывод?

    Каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому наказанию. Обвиняемый совершил преступление, следовательно, он должен быть подвергнут справедливому наказанию.

    8. По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам.

    Если люди экологически не поумнеют, они обречены. (Реймерс Н.Ф.).

    9. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.

    Какао-бобы способствует улучшению состояния сердечно-сосудистой системы. К такому выводу пришел сотрудник Медицинского института Гарварда. По словам доктора Н.Холленберга, полезные свойства какао-бобов сравнимы с теми, которыми обладают зеленый чай или красное вино. Содержащиеся в этих продуктах вещества снижают кровяное давление и улучшают кровоснабжение мозга и конечностей. К таким выводам ученый пришел, обследуя состояние здоровья жителей островов у побережья Панамы. В диеты местных индейцев входит много соли, однако, несмотря на это, они не страдают от повышенного артериального давления. Как выяснилось, это происходит благодаря употреблению большого количества какао-бобов. Выводы ученого косвенно подтверждаются и обследованием тех, жителей островов, которые переехали на материк, где в продающемся какао содержится меньше полезных веществ: эти люди часто страдают от повышенного давления.
    10. Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений).

    Образование.

    Вариант 02.
    1. Определите вид данных понятий по объему:

    Президент; действующий президент России, президент Великобритании.

    2. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

    Студент, студент-минчанин, студент РГСУ, студент-юрист, военнообязанный.

    3. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:

    Словарь есть книга, предназначенная для объяснения иностранных слов.

    4. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

    Заключенные, у которых есть какая-либо возможность контролировать окружающее (они могут передвигать стулья, включать и выключать телевизоры, зажигать свет), испытывают меньший стресс.

    5. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

    Некоторые виды буддийской медитации направлены на достижение непоколебимого спокойствия.

    6. Постройте таблицу истинности формулы:

    ¬˄В)˅(СА);

    7. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

    Некоторые студенты РГСУ – заочники.

    8. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.

    Обмен жилыми помещениями может быть судом признанным недействительным, если он произведен с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом Республики Беларусь. В случае признания обмена недействительным, стороны подлежат переселению в ранее занимаемые помещения.

    9. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.

    Исследуя происхождение цветов радуги, английский мыслитель Р.Бэкон установил, что цвета радуги появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы. Расширив область своих наблюдений, он открыл, что тоже явление имеет место и при прохождении света через другие прозрачные среды; он нашел его в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от ударов веслами по воде. Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы.

    10.Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

    В этом журнале публикуются разнообразные статьи.

    Вариант 03
    1. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?

    Город, поселок.

    2. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях:



    3. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?

    Люди делятся на дающих и берущих взаймы.

    4. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.

    Лень никогда не приводит к добру.

    5. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

    Некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии.

    6. Переведите на символический язык сложное суждение:

    Если вообще ставить цель преодолеть враждебность между людьми, то другого пути, чем путь любви не существует.

    7. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, является ли приведенный ниже категорический силлогизм правильным, а заключение – истинным суждением.

    В зимние месяцы идет снег. В ноябре идет снег. Значит, ноябрь – зимний месяц.

    8. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.

    Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды могут размыть дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты останутся без подвоза сырья и продовольствия.

    9. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.

    На складе работали Иванов, Петров и Сидоров. Систематически обнаруживались недостачи. Иванов уволился. Недостачи прекратились. Предположили, что Иванов – вор.

    10.Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

    Современная молодежь мало читает классической художественной литературы.

    Вариант 04
    1. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему). Ученик.

    2. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

    Депутат Национального Собрания; предприниматель; отец; спортсмен; футболист.

    3. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?

    Школы делятся на средние, начальные, общеобразовательные и вечерние.

    4. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.

    Студенты любят учиться.

    5. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

    Лень никогда не приводит к добру.

    6. Постройте таблицу истинности формулы:

    ((А˄В)˅(¬А˄С))(¬А˅¬В);

    7. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

    Некоторые европейские страны – члены НАТО.

    8. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и правилам фигур. Достоверен ли вывод?

    Лица, совершившие хулиганский поступок привлекаются к уголовной ответственности. Однако П. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как хулиганского поступка он не совершал.

    9. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

    Если менеджер по персоналу уволит работника, то у фирмы образуется вакансия. Если менеджер по персоналу примет на работу нового специалиста, то у фирмы увеличится штат. Но у фирмы не образовалась вакансия, и не увеличился штат.

    10.Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

    Всякая наука заслуживает уважения.

    Вариант 05
    1. Определите вид данных понятий по объему:

    Студент-юрист; студент-заочник; староста нашей группы.

    2. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

    Память; способность; зрительная память; хорошая память; плохая память.

    3. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?

    Мировые религии – это христианство, ислам, буддизм и иудаизм.

    4. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

    Прекрасное и полезное отчасти совпадают.

    5. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):

    Ни один член семьи Ивановых не является честным человеком.

    6. Постройте таблицу истинности формулы:

    ÙВ)≡¬С;

    7. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

    Все преступления – общественно опасные деяния.

    8. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

    Если бензин дорожает, то цены на продукты растут. Цены на продукты не выросли.

    9. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

    Проступки бывают гражданскими, административными и дисциплинарными. Проступок, который совершил гр-н П., не является ни гражданским, ни дисциплинарным.

    10. Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений).

    Человечность.

    Вариант 06
    1. Определите вид данных понятий по объему:

    Город; город-миллионер Республики Беларусь; столица Республики Беларусь.

    2. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

    Медведь; панда; бурый медведь; животное; млекопитающее; крокодил.

    3. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:

    Персональный компьютер – это техническое устройство.

    4. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

    Большинство юристов имеют законченное высшее образование.

    5. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.

    Некоторые адвокаты работают в государственных структурах.

    6. Постройте таблицу истинности формулы:

    ((АВ)˅С)ÙА);

    7. Какой из основных законов мышления нарушен?

    В 1907 году кадетская фракция в Думе по вопросу об отношении к правительству постановила: не выражать ему ни недоверия, ни доверия. Причем, если будет резолюция доверия правительству, то голосовать против нее. А если будет резолюция недоверия правительству, то голосовать против нее.

    8. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и правилам фигур. Достоверен ли вывод?

    Некоторые металлы не тонут в воде, так как натрий металл, а натрий не тонет в воде.

    9. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.

    Если средства производства находятся в руках отдельных лиц или части общества, то собственность приобретает частный характер. В этом случае люди становятся в неравное отношение к средствам производства. Если же люди становятся в неравное отношение к средствам производства, то в обществе возникают отношения господства и подчинения, отношения эксплуатации.

    10. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

    У многих молодых людей нет возможности учиться в вузе.

    Вариант 07
    1. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом - в разделительном смысле: Гражданин Республики Беларусь.

    2. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях:



    3. Ограничьте и обобщите понятие: Единица информации.

    4. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

    Некоторые деяния являются общественно опасными.

    5. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):

    Некоторые студенты нашей группы не изучают английского языка.

    6. Переведите на символический язык сложное суждение:

    Побеждающий людей – обладает силой. Побеждающий себя – становится сильным. (Лао Цзы, Дао-дэ цзин).

    7. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС. Определите характер вывода.

    Заведомо незаконный арест наказывается лишением свободы на срок до одного года. Заведомо незаконный арест- преступление против правосудия.

    8. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

    Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки совершенное лицом деяние потеряло характер общественно опасного или это лицо перестало быть общественно опасным. Деяние, совершенное Н., потеряло характер общественно опасного или перестал быть общественно опасным Н.

    9. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.

    В нормальном воздухе свеча горит, а в воздухе, лишенном кислорода, - гаснет. Значит, необходимой предпосылкой горения является кислород.

    10.Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

    Экологическое состояние городов плачевно.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта