Главная страница
Навигация по странице:

  • Автоматизацию звука в слогах

  • Автоматизация звука

  • Развитие фонематического восприятия

  • Чтение слогов Автоматизация звука

  • Работа над голосом и мимикой

  • Автоматизация звука в словах.

  • Автоматизация звука в предложениях

  • Дидактическая игра по развитию звукопроизношения. Дидактическая игра - конкурс. Методические рекомендации по использованию развивающего пособия по коррекции звукопроизношения Самолётик


    Скачать 43.57 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по использованию развивающего пособия по коррекции звукопроизношения Самолётик
    АнкорДидактическая игра по развитию звукопроизношения
    Дата12.08.2019
    Размер43.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДидактическая игра - конкурс.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #85032

    Подборка по базе: ДИПЛОМ методические рекоментации по написанию ВКР 24.10.13.pdf, Клинические рекомендации Смагулова Г..pptx, Методические рекомендации по написанию литературного обзора.docx, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.docx, Клинические рекомендации тактика врача общей практики при синдро, Методические рекомендации по написанию и защите дипломных работ , 5 методические указания для выполнения лабораторных работ-1.doc, Методические рекомендации по оформлению отчета по проекту.docx, Морозов, Криволапова, Емец Методические указания по дипломной ра, по использованию пенс подо.docx.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    по использованию развивающего пособия по коррекции звукопроизношения «Самолётик».
    «Ленивого игра может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем…Словно волшебная палочка , игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.»

    Е.М. Минскин

    Развивающее пособие по коррекции звукопроизношения «Самолётик» разработано учителями-логопедами МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №65»: Полтавской И.В., Щербаковой Т.В.

    Данное развивающее пособие предлагается к использованию в своей практической деятельности учителям-логопедам, педагогам (воспитателям), а так же вполне доступна для широкого круга заинтересованных лиц от специалистов коррекционных учреждений до родителей детей с ОВЗ. Пособие может быть использовано как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях с детьми 4-6 лет, а также родителям для использования в домашних условиях при выработке правильного произношения звуков.

    В ней наглядно демонстрируется вся система постановки звуков на всех этапах формирования правильного их произнесения.

    В представленной методической разработке имеются такие интересные с точки зрения практических логопедов и воспитателей приёмы, которые позволяют проводить весь комплекс коррекционной помощи ребёнку с ОВЗ, с использованием одного развивающего пособия.

    Цель развивающего пособия по коррекции звукопроизношения «Самолётик» - исправление неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, заученной и самостоятельной речи, в процессе игры, образовательной деятельности.

    Задачи:

    • пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

    • обогащать словарь, формировать грамматический строй речи;

    • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

    • повысить познавательную активность и работоспособность детей;

    • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

    • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

    Развивающее пособие по коррекции звукопроизношения «Озорные звуки» представляет собой панно из фетра с изображением самолета с «окошечками», тучками и парашютиками, которое используется по назначению в зависимости от основных  этапов  логопедической работы по коррекции нарушения  звукопроизношения.

    Исправление звуков c использованием панно проводится поэтапно (четыре основных этапа):

    •  подготовительный,

    •  постановка звука,

    •  автоматизация звука,

    •  этап дифференциации в случаях замены одного звука другим или смешения      их.

    I. Подготовительный этап.  (Подготовительные упражнения).

    Цель этого этапа - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

    На этом этапе работа идёт по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

    Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием подбирается картинка-образ (образ - наглядное представление о чём-либо). Картинка-образ вставляется в «окошки» самолетика и ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику с опорой на наглядность («Качели», «Почистим зубки, «Горка» и др.)

    Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой. При выработке внеречевого дыхания используем упражнения «Ветерок» (подуть на султанчики), «Самолетик летит через снежную бурю» (сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.), «Самолет летит-ветер свистит» (подуть в пузырёк, горлышко которого касается нижней губы) и т.п.

    Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук. На панно в его нижней части и на «облачках» расположены шнурочки, с которыми можно проводить различные игры, направленные на развитие и нормализацию мелкой моторики рук.

    -Разместить шнурок зигзагом и предложить ребёнку:

    • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;

    • «прошагать» по дорожке из шнурка;

    «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

      • Различные шнуровки «Красивые облака», «Разгоним облака».

      • Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

    Одним из основных видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребёнка умения улавливать разницу между правильными и искажёнными звуками. На панно в «окошечки» согласно условиям игры выставляются картинки, звуки, слоги.

    Дидактическая игра « Кто больше?»


    Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

    Ход игры-соревнования. Дети подбирают картинки с словами, начинающиеся на заданный звук («С»).

    Дидактическая игра «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

    Цели: развивать фонематические представления, внимание.

    Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них (вставляют квадратик или звук в «окошечки» самолётика, исходя из определенного места звука в слове) .

    Дидактическая игра «Нужное слово».

    Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

    Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

    Дидактическая игра «Сложи звуки».

    Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

    Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

    Дидактическая игра «Узнай букву».

    нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных (расположенных в кармашках парашютов).

    II. Постановка звуков.

    Цель этого этапа - добиться правильного звучания изолированного звука.

    Для каждого звука, который ставит педагог, можно подобрать картинку-символ. Картинка-символ соотносится с движениями основных органов артикуляционного аппарата, подсказывает ребёнку направление движений. Например: воздух из шланга насоса выходит вниз, и кончик языка опущен за нижние зубы (звук с- Поможем самолету взлететь- накачаем насосом шины и т.д)

    III. Автоматизация поставленных звуков. Закрепление поставленных звуков и введение их в речь .

    Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

    Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка. Осторожность и постепенность этого процесса обеспечиваются доступностью и систематичностью речевого материала: переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог - закрытый слог - звукосочетания типа апа, ама, омо, уму в соответствии с автоматизируемым звуком), слоги со стечением согласных (спа, ста, ска), затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развёрнутой речи.

    Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр.

    Игровые задания

    «Падают снежинки», «Лепим снежки», «Катаем снежную бабу».

    Выделение ударного слога.

    Са-са; сы-сы-сы,са-сы-со-су и др.

    Какой слог лишнийСа-са-са-сы.

    Повтори слогиса-сы-со. Послушай еще раз. Са-со. Какой слог исчез из ряда? (Со.)

    Анализ и синтез слогов

    — Какой первый звук в слоге са?Какой второй звук? Сколько звуков в слоге са?

    — Звук [с] «подружился» со звуком [е]. Какой слог получился?

    — Есть ли звук [с] в словах сок, сын, сумка, самосвал?

    Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал.

    Автоматизация звука в обратных слогах

    Работа над голосом

    Произнесение слогов ис-ис-ис, ыс-ыс-ыс, ас-ас-ас, ос-ос-ос, ус-ус-ус от имени героев сказки «Теремок» с разной интонацией.

    Запоминание и воспроизведение слоговых рядов: ис-ыс-ас, ыс-ис-ас, ис-ыс-ас-ус, ыс-ис-ас-ус.

    — Какой слог лишний? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ис.

    — Какой слог появился? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ас.

    Анализ и синтез обратных слогов

    — Какой слог получится, если я «дам» тебе звук [а], а затем — [с]. Обозначить слог цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета).

    — Какой первый звук в слоге ыс?Какой второй звук?

    — Назови второй звук в слоге ос?

    Составление слогов ис, ыс, ас из букв разрезной азбуки (вставляются в окошечки самолетика)

    Развитие фонематического восприятия

    Отбор картинок, слова-названия которых содержат звуки [с], [з], [ц] и др.

    Игра «Ботаническое лото». Найди только овощи. Найди фрукты. Положи в корзинку овощи и фрукты, в названии которых есть звук [с].

    Назови пропущенный слог в словах как...(тус), ана...(нас).

    Автоматизация звука в слогах (интервокальное положение)

    Координация дыхания, артикуляции и фонации

    «Лиса учит лисят говорить». Произнесение слоговых сочетаний ысы-ысы-ысы, аса-аса-аса и т.п от имени Лисы и лисят (высоким и низким голосом со сменой интонации).

    Развитие фонематического восприятия

    — Назови место звука в слоге. Называются слоги са, ас, аса. Где слышится звук [с] в словах лиса, слон, Барбос.

    Автоматизация звука в слогах со стечением согласных звуков

    Развитие артикуляционной моторики

    Произнесение слоговых сочетаний с движением рук: сту-сту-сту (шагаем по ступенькам трапа самолета ); ста-ста-ста (пролетают облака).

    Координация мимической гимнастики с дыханием, артикуляцией и фонацией: сто-сто-сто (сердито); сты-сты-сты (добродушно). Ты почему такой сердитый? Ста-сто-сту-сты (ласково). Давай помиримся.

    Развитие фонематического восприятия

    — «Раздай билеты».Найди картинки, в названии которых есть звук [с], и положи их к букве с.

    - «Распредели груз» Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [с] и [з]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку.

    -«Рассади пассажиров по местам». Определение позиции звука в 2—3-х словах.

    Чтение слогов 

    Автоматизация звука в слогах со стечением согласных звуков

    Игровое упражнение

    «Жонглеры». Подбрасываем шарики и произносим слоги:

    сма-сма-сма-сма сна-сно;сва-сво-сву и т.д.

    — Найди картинки, в названии которых есть звук [с]; положи их к букве с. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ц]. Есть ли звук [с] в слове цапля?Есть ли звук [с] в слове сова?

    Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2—3-х словах.

    Работа над голосом и мимикой

    Игровое задание «Разговор пассажиров»:

    — Сфа-сфо; сфу-сфы. (удивленно)

    — Сла-сло; слу-слы. (с опасением)

    — Сла-сло-слу; сба-сбо-сбу-сбы. (печально)

    — Спа-спо; спу-спы-спа!(радостно)

    — Асма-аста; аспа-асфа. (разочарованно)

    Автоматизация звука в словах. На каждое положение звука в слове - в начале, в середине, в конце - подбирают по 20-30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т.е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечение согласных).

    Игра «1,2,5,9»

    Цель: автоматизация звука С  в словах; согласование  числительных с существительным.

    Ход игры: Составь словосочетания  со словами сайка, сын, касса, коса по образцу: одна сайка, две сайки, пять саек, девять саек.

    Игра «Закончи слово»

    Цель: автоматизация звука С  в словах;

    Ход игры: Добавь последнюю букву: но…, коко…, наве…, автобу…

    Игра «Запомни, повтори»

    Цель: автоматизация звука С  в словах; развитие слуховой памяти;

    Ход  игры: Запомни и повтори ряд слов. (Взрослый 4 раза меняет порядок слов.)

    Стадион – стакан – статус – стадо

    Игра «Снежный ком»

    Цель: автоматизация звука С  в словах; развитие слуховой памяти;

    Ход  игры: Повтори мое, слово со звуком С и придумай свое. Я повторяю свое, твое, и придумываю новое слово.

    Сом, Сом-сани, Сом – сани – совок, Сом – сани – совок- -скалка

    Игра «Один - много»

    Цель: автоматизация звука С  в словах; развивать умение  образовывать мн. ч. существительного;

    Ход  игры: Послушай слова, измени по образцу. лист - листы, аист - аисты.

    Игра «Назови ласково»

    Цель: автоматизация звука С  в словах; развивать умение  образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными  суффиксами;

    Ход  игры: Послушай слова, назови ласково: суп – супчик,  санки – саночки т. д.

    Игра «Скажи наоборот»

    Цель: автоматизация звука С  в словах; расширение словаря;

    Ход  игры: Назови слово противоположное  по значению: мокрый – сухой, низкий -  высокий, темный – светлый…

    Игра «Распутай слова»

    Цель: автоматизация звука С  в словах.

    Ход  игры: Взрослый переставляет слоги  местами, называет слово, которое получилось, ребенок отгадывает слово.ниса- сани, касум- сумка, судапо – посуда

    Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. В дальнейшем можно перейти к заучиванию стихотворений и скороговорок, текст которых насыщен упражняемым звуком. Затем ребёнок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.

    Игра «Жадина»

    Цель: автоматизация звука С в словосочетаниях; согласование притяжательного местоимения с существительным.

    Ход  игры: Взрослый  просит поиграть  в жадину, который говорит , что все вещи его: стакан – мой стакан, стадо – мое стадо, паста – моя паста и т. д.

    Игра «Что из чего сделано?»

    Цель: автоматизация звука С  в словосочетаниях; образование относительных прилагательных.

    Ход  игры: Взрослый  называет предмет и спрашивает из чего он сделан.

    стеклянный стакан – стакан из(с) стекла, соломенная кукла….

    Игра «Измени предложение»

    Цель: автоматизация звука С  во фразе;

    Ход  игры: Спряжение глагол по образцу. (Образец дает взрослый)

     Стоять на ступеньках. Я стою на ступеньках. Ты стоишь на ступеньках.

    Он стоит на ступеньках. Она …     Вы…      Мы…       Они…

    Игра «Путаница»

    Цель: автоматизация звука С  во фразе;

    Ход  игры: Составь и преобразуй предложение по образцу: Соня, сумка, у. – У Сони  сумка.  

    Игра «Исправь ошибки»

    Цель: автоматизация звука во фразе.

    Ход  игры: Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее. Мясо ест собаку.- Собака ест мясо.

    IV. Дифференциация звуков.

    Цель данного этапа - учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

    Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, в словах, фразах и различных видах развёрнутой речи.

    Игра «Свистит – шипит» 

    Цель. Дифференциация звуков с—ш.

    Ходигры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с... Гусь: ш-ш-ш... и т.д. Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука с язык внизу, а при произнесении ш – вверху.

    Игра «Полет на самолете» 

    Цель. Дифференциация звуков с—ш.

    Ход игры. Педагог говорит; «Сейчас мы полетим на самолете. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом: с-с-с... (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с...) Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети ш-ш-ш...) Заделаем дырочку и еще раз накачаем шину. (Дети: с-с-с...)Вот теперь можно полететь на самолете. А кто помнит, как воздух выходил из шины?» (Дети: ш-ш-ш...)!

    Можно обратить внимание детей, что когда они накачивали шину и произносили звук с, то воздух был холодным, язык был внизу. Когда воздух выходил из шины (ш-ш-ш...), он был теплый, язык находился вверху. т.д.
    Исправление звуков c использованием панно «Самолётик» может проводиться на всех 4 этапах с использованием разнообразных игр и упражнений, использование которых будет зависеть только от опыта, фантазии педагога и необходимой постановки и коррекции звуков его воспитанников.


    написать администратору сайта