Главная страница
Навигация по странице:

  • (пропедевтика детских болезней 3 курс) Вид занятия

  • Студент должен знать

  • Студент должен уметь

  • Вопросы для самостоятельной работы студентов

  • Основные антенатальные факторы риска

  • Таблица 1. Сравнительные данные окружности, длины борозд полушарий и площади коры головного мозга у детей

  • методички. НПР. методички. Методические рекомендации для студентов по теме


    Скачать 288.5 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации для студентов по теме
    Анкорметодички. НПР.doc
    Дата18.05.2017
    Размер288.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламетодички. НПР.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #7824
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    «Утверждаю»

    зав. кафедрой педиатрии,

    д.м.н., профессор

    А.И. Кусельман

    ------------------------------

    «------»-----------2006
    Методические рекомендации для студентов по теме:

    Критерии оценки нервно-психического развития детей и подростков. Этапы становления статики, моторики. Развитие речи эмоций, форм общения. Факторы, влияющие на НПР. Понятие об умственной отсталости, энцефалопатия.

    (пропедевтика детских болезней 3 курс)

    Вид занятия: практическое

    Продолжительность занятия 2 часа

    Цель занятия: Изучить особенности и методику оценки нервно-психического развития детей различного возраста. Освоить навыки определения безусловных рефлексов, выявления стигм дисэмбриогенеза и основных симптомов и синдромов поражения нервной системы.
    Студент должен знать:

    1. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие детей

    2. Закладка и развитие нервной системы плода

    3. Анатомические, морфологические и функциональные особенности головного и спинного мозга у детей

    4. Рост и дифференцировка структур центральной и периферической нервной системы после рождения ребенка

    5. Особенности кровоснабжения мозга и гематоэнцефалического барьера у детей, биохимический состав нервной ткани

    6. Исследование ликвора. Возрастные особенности состава спинномозговой жидкости

    7. Методика оценки нервно-психического развития

    8. Развитие моторики и статики у детей

    9. Условно-рефлекторная деятельность

    10. Безусловные рефлексы новорожденных

    11 Оценка безусловных рефлексов

    12. Закономерности формирования двигательной активности

    13. Условнорефлекторная деятельность, развитие эмоций и форм общения

    14. Развитие речи (подготовительный этап, этап возникновения моторной

    речи, «сенсорной» речи).

    15. Зрение и слух у детей в различные возрастные периоды

    17. Обоняние и вкус у детей в различные возрастные периоды

    18. Чувствительность кожи у детей

    19. Семиотика нарушений:

    а) гидроцефалия,

    б) болезнь Дауна

    в) детский церебральный паралич

    г) мененгиальный синдром, менингизм, судороги.
    Студент должен уметь:

    • Уметь правильно оценить факторы влияющие на нервно-психическое развитие

    • Овладеть методами оценки нервно-психического развития

    • Уметь определять и оценивать безусловные рефлексы

    • Оценить этап развития речи у ребенка

    • Определять стигмы дисэмбриогенеза

    • Правильно оценить симптомы и синдромы поражения нервной системы


    Вопросы для самостоятельной работы студентов:

    • самостоятельная курация больных

    • этапы становления НПР


    К моменту рождения ребенка его нервная система по сравнению с дру­гими органами и системами наименее развита и дифференцирована. В то же время именно к этой системе предъявлены самые большие требования. Нервная система обеспечивает приспособление организма к условиям ок­ружающей среды, она регулирует жизненно важные функции внутренних органов и обеспечивает их согласованную деятельность. Нервная система, с одной стороны, осуществляет координацию физиоло­гических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, ор­ганах и системах, а с другой — при ее посредстве устанавливается связь орга­низма в целом с окружающей средой. В онтогенезе различные отделы нервной системы интегрируют в единую функциональную систему, деятель­ность которой с возрастом совершенствуется и усложняется. В развитии нервной системы выделяют критические периоды развития, среди которых выделяют ряд отягощающих факторов. Если при вынашивании на плод повлияли патологические факторы, то поврежденный мозг хуже переносит даже нормальные роды (антенаталь­ное повреждение). Кроме того, возможно травмирование мозговой ткани при осложненных родах (интранатальное повреждение). Тяжелые воспали­тельные заболевания (сепсис, менингит, энцефалит и т.п.), травма черепа, неполноценное питание могут привести к постнатальным повреждениям.

    Основные антенатальные факторы риска:


    • разнообразные хронические заболевания матери (анемия, гиперто-­
      ническая болезнь, хронический гломерулонефрит, пороки сердца, са­-
      харный диабет, токсоплазмоз, ревматизм и др.); острые инфекцион­-
      ные заболевания матери во время беременности, а также прием на
      фоне этого медицинских препаратов:

    • внутриутробное инфицирование плода:

    • генетические дефекты (у умственно отсталых родителей вероятность
      рождения аналогично неполноценных детей в 2 раза выше, чем среди
      здоровой популяции);

    - алкоголь, курение родителей:

    • профессиональные вредности (тяжелый физический труд, вибрация);

    • экзогенные тератогенные факторы (повышенный радиационный
      фон, химические вещества и др.);

    • признаки отягощенного акушерского анамнеза (рождение первого
      ребенка до 16-18 или после 30 лет, интервал между родами меньше
      2 лет, угроза прерывания беременности, стрессовые состояния);

    - несовместимость по Rh-Фактору и системе АВО:

    • переношенная беременность, многоплодие, гипотрофия новорож­-
      денного.


    При отсутствии повреждаю­щего фактора во время беременности и нормальных родах ребенок рожда­ется со здоровой нервной системой. И. П. Павлов подчеркивал, что характер высшей нервной деятель­ности является синтезом факторов наследственности и условий воспитания. Полагают, что общее развитие умственных способностей человека на 50% происходит в течение первых 4 лет жизни, на ]/з — между 4 и 8 годами, а на остальные 20% —между 8 и 17 годами. Поскольку, по приблизительным оценкам, за всю жизнь мозг среднего человека усваивает 1015 (десять квадрил­лионов) бит информации, то становится понятным, что именно на ранний возраст падает наибольшая нагрузка и именно в этот период неблаго­приятные факторы могут вызывать более тяжелые повреждения центральной нервной системы.

    Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития в виде медуллярной пластинки, из которой в дальнейшем форми­руется медуллярная трубка. Передний конец ее на 2-й неделе внутриутробного развития утолщается. В результате роста передней части медуллярной трубки на 5 —6-й неделе образуются мозговые пузыри, из которых в последующем формируются известные 5 частей головного мозга:

    1. два полушария, свя­занные мозолистым телом (telencephalon);

    2. промежуточный мозг (diencephalon);

    3. средний мозг (mesencephalon);

    4. мостомозжечок (metencephalon);

    5. продолговатый мозг (myencephalon), непосредственно переходящий в спин­ной мозг.

    Задняя часть медуллярной трубки остается более тонкой, из нее образуется спинной мозг. В дальнейшем происходит сложная эволюция как формы отдельных, составляющих мозг частей, так и тонкой внутренней структуры нервной ткани и образований.

    Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10-й до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования центральной нервной системы. Позднее начинается ускоренное деление глиальных клеток, которое будет продолжаться до 2-летнего возраста ребенка. Если число нервных кле­ток мозга взрослого человека принять за 100%, то к моменту рождения ре­бенка сформировано только 25% клеток, к 6-месячному возрасту их будет уже 66%, а к годовалому — 90-95%. Различные отделы головного мозга имеют собственные закономерности сроков и темпа развития. Так как внутренний слой мозговых пузырей растет значительно медленнее, чем корковый, тоиз­быток роста последнего ведет к образованию складок и борозд. Развитие мозжечка начинается сравнительно поздно. Рост и дифференцировка, ядер ги­поталамуса, а также мозжечка наиболее интенсивны на IV —V месяце вну­триутробного периода. Развитие коры головного мозга особенно активно лишь в последние месяцы внутриутробного развития. Однако уже на VI меся­це внутриутробного развития начинает отчетливо выявляться функциональное превалирование высших отделов над бульбоспинальными.

    Сложный процесс формирования головного мозга не заканчивается к мо­менту рождения. Головной мозг у новорожденных отличается относительно большой величиной, крупные борозды и извилины хорошо выражены, но имеют малую высоту и глубину. Мелких борозд относительно мало, и они появляются после рождения. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной, наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами. Боковые желудочки относительно велики, растянуты. У новорожденных серое вещество плохо дифференцировано от белого. Это объясняется тем, что нервные клетки лежат не только близко друг от друга по поверхности, но и располагаются в значительном количестве в преде­лах белого вещества. Кроме того, практически отсутствует миелиновая оболочка.

    С возрастом изменяются топографическое положение, форма, количество и размеры борозд и извилин головного мозга. Особенно интенсивно этот про­цесс идет на первом году жизни ребенка. После 5 лет развитие борозд и изви­лин продолжается, но гораздо медленнее (табл. 1).

    Таблица 1.

    Сравнительные данные окружности, длины борозд полушарий и площади коры головного мозга у детей

    Возраст


    Окружность

    полушарий, мм

    Длина

    борозд, мм

    Площадь

    Коры, мм2

    Новорожденные

    323

    5559

    55 822

    10-11 лет

    491

    10 325

    189 585

    Во сколько раз увеличивается

    1,2

    2

    3,5
      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта