Главная страница
Навигация по странице:

  • КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ И ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ

  • (1 семестр, педиатрический факультет)

  • Оглавление Основы формирования здоровья (образовательный модуль 1)

  • Здоровьесберегающие технологии и профилактика здоровьеразрушающих

  • Основы формирования здоровья (образовательный модуль 1)

  • В результате изучения данной темы а) студент должен знать

  • Вопросы для самоподготовки

  • Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня

  • методичка офз. Методические рекомендации для студентов I курса педиатрического факультета по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины Основы формирования здоровья детей


    Скачать 0.71 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации для студентов I курса педиатрического факультета по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины Основы формирования здоровья детей
    Анкорметодичка офз.docx
    Дата12.12.2017
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодичка офз.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #10895
    страница1 из 20
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20



    ГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ
    КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ И ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ

    Методические рекомендации для студентов I курса педиатрического факультета по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины

    «Основы формирования здоровья детей»

    (1 семестр, педиатрический факультет)


    Составлены: к.м.н., доц. А.Б.Барашковой, д.м.н., проф. Ю.А.Алексеевой,

    к.м.н., доц. Л.И.Пономаревой, асс. Е.В.Денисовой, Н.В. Макаевой

    Тверь 2012 г.

    Оглавление
    Основы формирования здоровья (образовательный модуль 1)
    Тема 1. Вводное занятие. Науки, изучающие здоровье, их содержание и задачи.
    Тема 2. Правила написания реферата и требования к проведению лекций,

    к оформлению и выпуску санитарного бюллетеня для детей.
    Тема 3. История учения о здоровье.
    Тема 4. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья.
    Тема 5. Современные концепции формирования здоровья.
    Тема 6. Анатомо-физиологические закономерности роста и развития.
    Тема 7. Индивидуальное и общественное здоровье и факторы, его

    определяющие. Современная классификация факторов, определяющих здоровье.
    Тема 8. Роль наследственности в формировании здоровья человека.
    Тема 9. Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.
    Тема 10. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье

    человека. Микросоциальное окружение.
    Тема 11. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека.

    Экология и здоровье человека.
    Здоровьесберегающие технологии и профилактика здоровьеразрушающих

    форм поведения среди населения (образовательный модуль 2)
    Тема 12. Образ жизни и здоровье человека. Основные составляющие ЗОЖ.
    Тема 13. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Алкоголизм,

    наркомания, табакокурение. Основные характеристики и профилактика.
    Тема 14. Профилактика и ее роль в сохранении и укреплении здоровья

    населения. Современные формы и методы профилактической работы с населением.
    Тема 15. Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению

    и укреплению здоровья: индивидуального, общественного и группового (для самостоятельного изучения).
    Тема 16. Работа в фокус-группах по выбранной теме.
    Тема 17. Предметная олимпиада «Формирование здорового образа

    жизни детей и подростков»
    Тема 18. Санитарно–просветительная работа в образовательных учреждениях

    Тема 19. Итоговое занятие

    Основы формирования здоровья (образовательный модуль 1)
    Тема 1. Вводное занятие. Науки, изучающие здоровье, их содержание и задачи.
    1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ:

    Цель занятия - знание основных научных направлений познания о здоровье человека (науки «Санология», «Валеология»), их место в системе других наук; цели и задач изучаемой дисциплины; основных понятий, определяющих закономерности бытия человека.

    В результате изучения данной темы

    а) студент должен знать (2-й уровень):

    • определения валеологии, санологии,

    • цели и задачи изучаемой дисциплины,

    • определения: жизнь, адаптация, генотип, фенотип, здоровье, болезнь, образ жизни человека.

    б) студент должен уметь (3-й уровень):

    • применять междисциплинарный подход к проблеме изучения здоровья человека и его сохранения;

    • при изучении проблем, связанных с формированием здоровья выделять медицинские, педагогические, возрастные, экологические, социальные, профессиональные и др. аспекты.


    2.ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа
    3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".
    4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:

    1. Проверка посещаемости -2 мин.

    2. Знакомство студентов с основными правилами работы на данном цикле (введение в дисциплину) – 3 мин.

    3. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 20 мин.

    4. Отработка материала при составлении схемы Система наук, изучающих здоровье» и таблицы «Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека»-20 мин.

    5. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.


    5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
    Вопросы для самоподготовки:

    1. Назовите цель и задачи изучаемой дисциплины.

    2. Дайте определения «валеологии», «санологии».

    3.Основные научные направления познания о здоровье человека.

    4. Какие науки изучают здоровье человека?

    5.Дайте определения таким понятиям, как жизнь, адаптация, генотип, фенотип, здоровье, болезнь.
    Содержание:

    Основные научные направления познания о здоровье человека. Науки «Валеология», «Санология», их место в системе других наук. Основные понятия, определяющие закономерности бытия человека: жизнь, адаптация, генотип, фенотип, здоровье, болезнь, образ жизни человека.
    Предметом изучения дисциплины «Основы формирования здоровья детей» является здоровье ребенка и его резервные возможности. Объект – дети и подростки от 0 до 18 лет. Ключевым аспектом предмета «ОФЗ детей» является изучение факторов (генеалогических, биологических и социально-средовых), влияющих на здоровье и возможностей повышения резервов здоровья человека, с помощью здоровьесберегающих технологий, основанных на научно-обоснованном подходе к его формированию.

    В конечной реализации сохранения и укрепления здоровья важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и его резервов, а также исследование путей их повышения. При этом важным является максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание их на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды.

    Основные задачи дисциплины «ОФЗ детей»:

    1.Исследование и количественная оценка состояния здоровья ребенка и его резервов.

    2. Изучение факторов, определяющих здоровье человека.

    3. Изучение современных концепций формирования здоровья.

    4. Ознакомление с профилактическим направлением медицины.

    5. Изучение здоровьесберегающих технологий.

    6.Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через формирование установки на здоровый образ жизни и приобщение его к здоровому образу жизни.

    Изучаемая дисциплина основана, в первую очередь, на науках «Валеология» и «Санология».

    Санология - наука об общественном здоровье населения (коллектив, регион, страна).

    Валеология - наука об индивидуальном здоровье человека.

    Актуальной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью человека в обществе, здоровью населения в государстве в целом, и как существенная составляющая активной деятельности - воспитание культуры здоровья у каждого в процессе индивидуального развития личности.

    Валеология – сравнительно новая дисциплина в современных образовательных учреждениях. Российский учёный И.И.Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ ее и в 1980г. ввёл в обиход термин “валеология” (как производное от латинского valeo – “здоровье”, “быть здоровым”). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология, как наука и учебная дисциплина, получает всё более широкое признание не только в России, но и далеко за её пределами.

    Валеология есть межнаучное направление познания о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях его жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится категория здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины – болезнь и больной, а у гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

    В настоящее время, когда здоровые люди, составляют не более 10% от всего населения, необходимость валеологического воспитания требует начинать его уже среди детей различного возраста и продолжать всю жизнь. Это приобретает актуальную социальную значимость для населения в любом обществе.

    Несмотря на единодушное общественное признание валеологического направления в школьном и вузовском образовании, действующая практика пока не располагает предназначенными для этого междисциплинарными валеологическими знаниями. Среди компонентов таких программ должное место не уделяется вопросам по гигиене, экологии, демографии и другим.

    В связи с этим дисциплина ««Основы формирования здоровья детей» изучает аспекты не только индивидуального, но и общественного здоровья, рассматривая в том числе экологические, демографические, социально-гигиенические проблемы, исследует основы формирования здоровья человека в онтогенезе с учетом анатомо-физиологических особенностей и критических периодов развития организма.
    Научно-обоснованный подход в изучении здоровья. Место валеологии в системе наук.

    Объём информации в мире удваивается каждые 10 лет, то есть за указанное время появляется по объёму столько новой информации, сколько накопила вся предыдущая история человечества. А это означает, что она расширяет и углубляет познания человека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть – выходит за очерченные предметом и методом данной науки границы, а порой жизнь ставит проблемы, которые не вписываются в сферу интересов имеющихся отраслей знания. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в последней трети XX столетия. Одной из сравнительно новых дисциплин, изучающих здоровье человека, является валеология.

    Несмотря на то, что валеология имеет свою сферу деятельности, следует отметить то, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести чёткую грань, разделяющую их. Интересы валеологии порой довольно тесно переплетаются с другими науками, например, гигиены, санологии, профилактической медициной.

    Валеология – это комплекс наук или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях внешней и внутренней среды. Возникновение валеологии стало возможным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке – его биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности - не достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.

    Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создаёт целостную картину биологического мира.

    Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений “общество - человек - среда” и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

    Медицина, анатомия, физиология, гигиена, санология обосновывают систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья человека, по предупреждению и лечению заболеваний.

    Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоравливания (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

    Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека, как неотъемлемых характеристик здоровья.

    Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

    Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленные, на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

    Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.

    Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

    Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.

    Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом же и объектом той и другого является человек: воздействуя на природу и общество, он изменяет их, но, в свою очередь, испытывает на себе, в том числе и на своём здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалектического мировоззрения человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.

    Культорология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.

    История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.

    География устанавливает климатогеографическую и социально экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

    В тоже время имеются отличия между вышеназванными науками: в сфере интересов валеологии находится категория здоровье и здоровый человек, в то время как медицины – болезнь и больной, а гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

    Чтобы говорить о здоровье, нужно остановиться на следующих понятиях: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни человека.

    Жизнь – высшая по сравнению с физической и химической мерой форма существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития.

    Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ – непременным условием жизни, способности к развитию росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т. д.

    Гомеостаз или гомеостазис - свойство организма поддерживать постоянные параметры и физиологические функции в определённом диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды к различным внутренним и внешним воздействиям.

    Именно этот показатель – способность к гомеостазу – зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья.

    Адаптация – есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.

    Адаптация позволяет поддерживать постоянство внутренней среды.

    Различают три вида адаптивных изменений срочные, кумулятивные, и эволюционные.

    Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими в ответ на непрерывно меняющиеся условия среды.

    Кумулятивная адаптация отличается изменениями, которые возникают в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия. При этом организм становится способным отвечать более быстрыми, точными и адекватными ответными реакциями, на уровне имеющихся у него функциональных резервов.

    Суть эволюционной адаптации заключается в том, что если изменившиеся условия среды сохраняются достаточно долго, то это приводит к адаптивным изменениям в генной структуре, в результате чего для последующих поколений подобные условия становятся естественными.

    Адаптивные защитно–приспособительные реакции разделяются на специфические и неспецифические. Первые из них обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против данного раздражителя (типичные примеры – адаптация к физическим нагрузкам в тренировке или невосприимчивость организма к определённым видам возбудителей инфекционных заболеваний в виде иммунитета). Неспецифические адаптивные реакции способствуют повышению устойчивости и общей сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды. У человека неспецифический механизм адаптации получил заметное развитие через целенаправленную волевую тренировку, обеспечивающую рост резервных возможностей организма.

    Адаптация не всегда должна рассматриваться как положительное явление. В зависимости от вида и характеристик раздражителя она может сопровождаться различной степенью стимуляции функциональных систем организма, потому что в процессе адаптации они могут не только активироваться, но и истощаться.

    Генотип и фенотип. Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах.

    В более широком смысле - это совокупность всех наследственных факторов организма. Генотип формируется, как закономерное следствие генетического развития, обусловленное совершенствованием адаптационных механизмов к относительно постоянным и меняющимся условиям внешней среды.

    Под фенотипом понимается совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которой протекает его развитие.

    Таким образом, здоровье – это наивысшая ценность человеческого существования, практически все науки затрагивают те или иные аспекты здоровья.
    6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ:

    Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:

    1. Кто из ученых является основателем науки валеология?

    а) И. И. Брехман.

    б) И.М. Сеченов.

    в) И.П. Павлов.
    2. Дайте определение санологии:

    А) наука об общественном здоровье населения

    Б) наука об индивидуальном здоровье человека
    3. Дайте определение валеологии:

    А) наука об общественном здоровье населения

    Б) наука об индивидуальном здоровье человека
    4.С какими науками связана валеология:

    А) Биология и философия

    Б) Экология и социология

    В) Медицина и педагогика

    Г) Психология и политология

    Д) Культорология и экономика

    Е) Гигиена и санология

    Ж) Все вышеперечисленные
    5.Дайте определение «жизни»:

    1.
    6.Дайте определение «гомеостазу»:

    1.
    7.Дайте определение «адаптации»:

    1.
    8.Какие виды адаптивных изменений организма существуют:

    А) срочные, кумулятивные, и эволюционные.

    Б) быстрые, медленные и отсроченные

    В) оперативные и стратегические
    9. Чем характеризуется срочная адаптация:

    1.
    10. Чем характеризуется кумулятивная адаптация:

    1.
    11. Чем характеризуется эволюционная адаптация:

    1.

    12. Чем характеризуются специфические и неспецифические адаптивные защитно–приспособительные реакции:

    А) специфические:

    Б) неспецифические:

    1) способствуют повышению устойчивости и общей сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды

    2) обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против определенного раздражителя
    13. Что понимается под генотипом организма:

    1.
    14. Что понимается под фенотипом организма:

    1.
    7.ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ:

      1. Нарисовать схему «Система наук, изучающих здоровье»


    2.Составить таблицу «Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека»
    УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
    1.Сделать реферативное сообщение по теме:

    • Валеология – наука о здоровье человека. Основные проблемы науки валеологии и пути их решения.

    • Роль валеологии среди других медицинских дисциплин в изучении состояния здоровья человека.

    2.Сделать презентацию по теме «Науки, изучающие здоровье».
    8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

    а). Основная литература:

    1. Виноградов, А.Ф. Детская поликлиника: учебное пособие / А.Ф. Виноградов, Э.С. Акопов, Ю.А.Алексеева, М.А.Борисова.– Тверь «Герс», 2004.- 494 с.

    2.Основы здоровья человека: учебно-методическое пособие / под ред. Б.Н. Давыдова, А.Н.Кудинова.- Тверь: Триада.- 2005.- 102 с.
    б). Дополнительная литература:

    1. Агаджанян, Н.А. Проблема адаптации и учение о здоровье: учебное пособие/Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева.- М.:РГУДН, 2006.- 283 с.

    2. Галиуллин, А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие/ А.Н. Галиуллин. - М.: Академкнига.- 2008 – 499 с.


    в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

    1. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 255 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

    2. Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины / Решетников А.В., Шаповалова О.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    написать администратору сайта