Главная страница
Навигация по странице:

  • - восстановление проходимости дыхательных путей – А - восстановление дыхания (ИВЛ) – В - поддержание кровообращения путем массажа сердца – С

  • Методические рекомендации при обструкции дыхательных путей инородным телом

  • Оказание неотложной помощи пострадавшему в сознании.

  • Оказание неотложной помощи пострадавшему без сознания (дыхательные движения отсутствуют)

  • При необходимости (остановка сердца и дыхания), провести пострадавшему полный цикл сердечно-легочной реанимации.

  • Восстановление проходимости дыхательных путей

  • Причины нарушения проходимости

  • Искусственная вентиляция легких ивл

  • При проведении ИВЛ способом «изо рта в нос»

  • Данная методическая разработка поможет Вам освоить материал прак. Методическая разработка поможет Вам освоить материал практического занятия по теме Сердечнолегочная реанимация во внебольничных условия. Методическая разработка состоит из двух частей I. Введение


    Скачать 23.93 Kb.
    НазваниеМетодическая разработка поможет Вам освоить материал практического занятия по теме Сердечнолегочная реанимация во внебольничных условия. Методическая разработка состоит из двух частей I. Введение
    Дата25.06.2019
    Размер23.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДанная методическая разработка поможет Вам освоить материал прак.docx
    ТипМетодическая разработка
    #82998

    Подборка по базе: Методическая разработка урока Японский стиль.docx, Данная методическая разработка поможет Вам освоить материал прак, Эссе на тему что мне поможет в профессии.docx, МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.docx, Фармацевтическая разработка.docx, ЛР Разработка приложений.docx, Задание 8 Разработка гибридных интеллектуальных систем.docx, Учебный проект. Разработка урока..docx, Методическая разработка конроль и оценка знаний.doc, МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА геод игра.docx.

    Данная методическая разработка поможет Вам освоить материал практического занятия по теме: «Сердечно-легочная реанимация во внебольничных условия».

    Методическая разработка состоит из двух частей:

    I.ВВЕДЕНИЕ

    Содержит основные цели практического занятия, перечень вопросов для подготовки к занятию, перечень литературы для подготовки к занятию, оснащение занятия.

    II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Содержит план практического занятия, что позволит Вам иметь полное представление об этапах самостоятельной работы. Здесь же представлены методические рекомендации к манипуляциям, проблемно-ситуационные задачи, тестовые задания.

    I. Введение

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что в проведении сердечно-легочной реанимации фактор времени играет первостепенную роль: при ее немедленном начале успешное оживление достигает 80 – 90%, а при задержке падает до 10 – 20%. Не следует бояться «преждевременно» начать реанимационные мероприятия. Если клиническая смерть еще не наступила, но угнетение сердечной и дыхательной функций настолько выражено, что заставляет усомниться в их наличии, проведение СЛР, безусловно, показано, так как в любом случае способствует повышению эффективности дыхания и кровообращения. Необходимость четких и, что наиболее важно, незамедлительных действий при проведении реанимационных мероприятий требует почти автоматического исполнения всех процедур. Несоблюдение или нарушение последовательности манипуляций сводит на нет все усилия по спасению жизни, поэтому изложение этой последовательности в руководствах и практическое обучение методам реанимации носят характер жестких инструкций, не допускающих различных толкований.

    П. Сафаром сформулировал так называемое правило АВС на последовательность этапов оживления.

    1. Элементарное поддержание жизни (осуществляет немедицинский и медицинский персонал):

    - восстановление проходимости дыхательных путей – А

    - восстановление дыхания (ИВЛ) – В

    - поддержание кровообращения путем массажа сердца – С

    2. Дальнейшее поддержание жизни (осуществляет медицинский персонал):

    - лекарственная терапия – D

    - электрокардиография – Е

    - дефибриляция – F

    3. Длительное поддержание жизни (проводится врачами-реаниматологами):

    - оценка состояния пациента, установление причин клинической смерти, прогноз – G

    - восстановление нормальной функции головного мозга – H

    По изучаемой теме Вы должны знать:

    - технологии выполнения медицинских услуг;

    - факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

    Основы эргономики

    По изучаемой теме Вы должны уметь:

    - собрать информацию о состоянии пациента;

    - определить проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

    По изучаемой теме Вы должны иметь практический опыт:

    - выявления нарушений потребностей пациента;

    -оказания медицинских услуг в пределах своих компетенций;

    - планирования и осуществления сестринского ухода;

    Оснащение занятия: Учебное пособие, конспект, ситуационные задачи, методическая разработка для преподавателя, студентов; алгоритм сестринских манипуляций, тестовые задания, фантомы, таблицы. Фантом, этиловый спит, стерильные салфетки, секундомер, таблицы №5, №18, тестовые задания, ситуационные задачи.

    Методические рекомендации при обструкции дыхательных путей инородным телом

    При определении непроходимости дыхательных путей (полной или частичной) и развитии при этом дыхательных нарушений, угрожающих жизни (нарастание синюшности, одышка с затрудненным вдохом и выдохом, беспокойство или заторможенность), пострадавшему должна быть оказана доврачебная помощь. Необходимо использовать приемы, направленные на выталкивание инородного тела из дыхательных путей.

    Запомните! Прежде, чем приступить к оказанию помощи пострадавшему, попросите кого-нибудь из присутствующих рядом вызвать «Скорую помощь».

    Оказание неотложной помощи пострадавшему в сознании.

    1. Подойти к пострадавшему сзади.

    2. Проксимальной частью ладони , нанесите 3-4 отрывистых удара по позвоночнику на уровне верхнего края лопаток.

    Если это не помогает, используйте прием Хеймлиха.

    1. Подойдите к пострадавшему сзади.

    2. Обхватите пострадавшего обеими руками.

    3. Поместите кулак одной руки на эпигастральную область пострадавшего, прикрыв кулак ладонью второй руки.

    4. Прижмите пострадавшего к себе 3-4 раза, производя отрывистые толчки в направлении спереди назад и снизу вверх.

    5. Проверьте, выпало ли инородное тело в ротовую полость.

    Оказание неотложной помощи пострадавшему без сознания (дыхательные движения отсутствуют)

    1. Станьте на колени сбоку от пострадавшего, лежащего на спине.

    2. Взяв пострадавшего за руки, поверните его на бок, лицом к себе.

    3. Удерживая пострадавшего одной рукой в таком положении, ладонью второй руки нанесите 3-4 отрывистых удара по его спине между лопаток.

    4. Поверните пострадавшего на спину и проверьте, не выпало ли инородное тело в ротовую полость.

    Если нет, используйте прием Хеймлиха.

    1. Станьте на колени сбоку от пострадавшего, лежащего на спине (можно сесть «верхом» на колени пострадавшего).

    2. Положите ладонь одной руки на эпигастральную область пострадавшего, а ладонь другой – на тыльную поверхность первой.

    3. Резко надавите 3-4 раза обеими руками на эпигастральную область по направлению спереди назад и снизу вверх.

    4. Проверьте, выпало ли инородное тело в ротовую полость.

    5. Пальцами извлеките инородное тело из дыхательных путей.

    6. Проведите пострадавшему ИВЛ.

    7. Проконтролируйте пульс на сонной артерии.

    При необходимости (остановка сердца и дыхания), провести пострадавшему полный цикл сердечно-легочной реанимации.

    Осмотр пострадавшего

    При осмотре пострадавшего сначала устанавливают, жив он или мертв. Признаками жизни являются:

    1. Наличие сердцебиения (его определяют рукой или ухом на грудной клетке в области левого соска).

    2. Наличие пульса на артериях (определяют на сонной, бедренной, лучевой).

    3. Наличие дыхания (определяют по движению грудной клетки и живота; увлажнению зеркала, приложенному к носу и рту пострадавшего; движению кусочка ваты или бинта, поднесенных к носу и рту пострадавшего).

    4. Наличие реакции зрачков на свет (при освещении глаза пучком света наблюдается сужение зрачка – это положительная реакция зрачка на свет).

    Можно при дневном свете на некоторое время закрыть глаза пострадавшего рукой, затем быстро отвести руку в сторону. При этом заметно сужение зрачка.

    Запомните!

    Отсутствие сердцебиения, дыхания и реакции на свет еще не означает, что пострадавший мертв. Подобный комплекс симптомов может наблюдаться и при клинической смерти, когда пострадавшему также необходимо оказать помощь в полном объеме. Оказание помощи бессмысленно при явных признаках биологической смерти.

    Восстановление проходимости дыхательных путей

    Восстановление проходимости дыхательных путей – важнейший этап, без которого не мысленно осуществить эффективную СЛР.

    Причины нарушения проходимости дыхательных путей могут быть различными:

    западание языка, наличие слизи, мокроты, рвотных масс, крови, инородных тел. Выбор метода восстановления проходимости дыхательных путей зависит от уровня непроходимости и обстоятельств возникновения непроходимости. На улице, в транспорте, не месте происшествия, катастрофы приходится обходиться минимальными средствами.

    Алгоритм действия:

    1. Уложите пострадавшего на спину на жесткое основание.

    2. Расстегнуть стесняющую одежду.

    3. Пальцами обеих рук захватите нижнюю челюсть пострадавшего около ушной раковины и сместите челюсть вперед и вверх так, чтобы нижние и верхние зубы располагались в одной плоскости.

    4. Большими пальцами сместите нижнюю челюсть и откройте рот пострадавшему (эти приемы используют при западении языка).

    5. повернув голову пострадавшего на бок, пальцами, обернутыми носовым платком или марлей, круговыми движениями обследуйте полость рта и очистите ее от слизи, рвотных масс, крови, мокроты и т.д.

    6. При наличии инородных тел в ротовой полости 2-3 пальцами, как пинцетом, постарайтесь захватить и удалить его (если это возможно). Для удаления инородных тел из других отделов дыхательных путей используйте один из приемов, описанных выше.

    7. Подведите левую руку под шею, а правую положите на лоб и запрокиньте голову пострадавшего назад.

    Внимание! Если Вы подозреваете, перелом позвоночника у пострадавшего, голову назад запрокидывать не рекомендуется.

    8. Под лопатки подложите валик. В таком положении язык поднимается вверх и отходит от задней стенки глотки, таким образом, устраняется препятствие на пути воздуха, и просвет дыхательных путей наибольший.

    Данные мероприятия необходимы потому, что в положении на спине и расслабленных мышцах просвет дыхательных путей уменьшается, а корень языка закрывает вход в трахею. Убедившись, что дыхательные пути свободны, приступают к ИВЛ.

    Искусственная вентиляция легких ивл необходимо проводить в случаях, когда дыхание отсутствует или нарушено в такой степени, что это угрожает жизни пострадавшего.

    ИВЛ проводят методом активного вдувания воздуха в легкие пострадавшего.

    Задача ИВЛ – заместить утраченный или ослабленный объем вентиляции легочных альвеол. ИВЛ может быть осуществлена несколькими способами. Самый простой из них – ИВЛ «рот в рот» или «рот в нос».

    Алгоритм действия:

    1. Обеспечьте проходимость дыхательных путей.

    2. Большим и указательным пальцами руки, находящейся на лбу пострадавшего, зажмите нос и проведите ИВЛ способом «изо рта в рот»

    3. Сделайте глубокий вдох.

    4. Плотно прижав свой рот к изолированному марлевой салфеткой (или носовым платком) рту пострадавшего, сделайте глубокий энергичный выдох в его дыхательные пути. Постарайтесь вдуть достаточный объем воздуха, чтобы хорошо расправилась грудная клетка.

    5. Затем отстранитесь, удерживая голову пострадавшего в запрокинутом положении, и дайте возможность осуществиться пассивному выдоху.

    6. Как только грудная клетка опуститься и примет первоначальное положение, цикл повторите.

    Запомните! Продолжительность вдоха должна быть короче выдоха по времени в 2 раза. Частота вдуваний в среднем должна быть равна 12-14 в минуту.

    При проведении ИВЛ способом «изо рта в нос» положение пострадавшего такое же, но при этом его рот закрывают и одновременно смещают нижнюю челюсть вперед для предупреждения западания языка.

    Вдувания производят через нос пострадавшего, изолированный марлевой салфеткой или носовым платком.

    Запомните!Если у пострадавшего имеются съемные протезы, при проведении ИВЛ их оставляют во рту для более плотного контакта со ртом спасателя. При проведении ИВЛ через трахеостому голову пострадавшему не разгибают.

    Критерий эффективности ИВЛ

    1. Синхронное с вдуванием расширение грудной клетки.

    2. Выслушивание и ощущение движения вдуваемой струи при вдохе.

    Осложнения ИВЛ

    Попадания воздуха в желудок, в результате чего происходит вздутие надчревной области. Это может привести к пассивному затеканию содержимого сначала в рот из желудка, а затем в дыхательные пути.

    Непрямой массаж сердца

    Массаж сердца – это механическое воздействие на сердце после его остановки с целью восстановления его деятельности и поддержания непрерывного кровотока до возобновления работы сердца.

    Признаки внезапной остановки сердца следующие:

    - резкая бледность,

    - потеря сознания,

    -Исчезновение пульса на сонных артериях, прекращение дыхания или появление редких судорожных вдохов (агональное дыхание),

    - расширение зрачков.

    Сердце расположено между задней поверхностью грудины и передней поверхностью позвоночника, т.е. между двумя жесткими поверхностями. Уменьшая пространство между ними, можно сжать область сердца и вызвать искусственную систолу. При этом кровь из сердца выбрасывается в крупные артерии большого и малого кругов кровообращения. Если надавливание прекратить, то сжатие сердца прекратиться и кровь засасывается в него. Это искусственная диастола. Ритмичное чередование сжатий грудной клетки и прекращения надавливания заменяет сердечную деятельность, обеспечивающую необходимое кровообращение в организме. Это так называемый непрямой массаж сердца – самый распространенный метод оживления, осуществляемый одновременно с ИВЛ.

    Показаниями к массажу сердца являются все случаи остановки сердца.

    АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ:

    1. Уложите пострадавшего на спину на жесткое основание.

    2. Встаньте слева от пострадавшего и расположите ладони на нижней трети грудины на 2 поперечных пальца выше мечевидного отростка.

    Ладонь одной руки расположите перпендикулярно оси грудины, ладонь другой руки – на тыльную поверхность перпендикулярно первой.

    3. Обе кисти приведите в положение максимального разгибания, пальцы не должны прикасаться к грудной клетке. Пальцы руки, расположенной внизу, должны быть направлены вверх (к голове).

    4. Усилием всего тела с помощью рук (руки во время массажа должны оставаться прямыми) толчкообразно, ритмично надавливайте на

    грудину, чтобы она прогнулась на 4-5 см. В положении максимального прогиба ее нужно удерживать чуть меньше 1 секунды. Затем

    нажим прекратите, но ладони от грудины не отрывайте.

    ЗАПОМНИТЕ! Число нажатий на грудину должно равняться в среднем 70 в минуту.

    Критерий эффективности непрямого массажа сердца

    1.Изменение цвета кожных покровов (они становятся менее бледными, серыми, цианотичными)

    2.Сужение зрачков с появлением реакции на свет

    3.Появление пульса на крупных артериях (сонных, бедренных)

    4.Появление АД на уровне 60-8- мм рт.ст.

    5.Последующее восстановление самостоятельного дыхания.

    Осложнения непрямого массажа сердца

    Перелом ребер и грудины с ранением сердца, легкого и плевры, развитие пневмо- и гемоторакса.

    ЗАПОМНИТЕ! СЛР необходимо начинать немедленно в любых условиях, где бы ни произошла остановка дыхания и сердца. Главное условие успешного оживления – правильное сочетание свободной проходимости дыхательных путей, ИВЛ и массажа сердца. Только совместное применение 3-х этапов обеспечивает достаточное поступление кислорода в кровь и доставку его к органам, в первую очередь к головному мозгу.

    Особенности ивл у детей

    Сердечно-легочная реанимация детям слр у детей в возрасте до 1-го года

    Последовательность действий:

    1. Слегка потрясите или похлопайте малыша, если вы подозреваете, что он без сознания

    2. Положите малыша на спину;

    3. Позовите кого-нибудь на помощь;

    4. Освободите дыхательные пути

    Запомните! При разгибании головы малыша избегайте ее перегиба!

    5. Проверьте, есть ли дыхание, если нет, начинайте ИВЛ: глубоко вдохните, охватите ртом рот и нос малыша и сделайте два медленных неглубоких вдувания;

    6. Проверьте наличие пульса в течение 5 – 10сек. (у детей до 1 года пульс определяют на плечевой артерии);

    Запомните! Если вам в это время предлагают помощь, попросите вызвать «скорую».

    7. При отсутствии пульса поставьте 2-й и 3-й пальцы на грудину, на один палец ниже линии сосков и начинайте непрямой массаж сердца

    - частота не менее 100 в 1 мин.;

    - глубина 2 – 3 см;

    - соотношение толчков на грудину и вдуваний – 5:1 (10 циклов в минуту);

    Запомните! Если пульс есть, а дыхание не определяется; ИВЛ проводят с частотой 20 вдуваний в мин. (1 вдувание каждые 3 сек)!

    8. После проведения непрямого массажа сердца переходят к ИВЛ; сделайте полных 4 цикла

    У детей до 1 года нарушение дыхания чаще всего вызвано инородным телом в дыхательных путях.

    Как и у взрослого пострадавшего, закупорка дыхательных путей может быть частичной или полной. При частичной закупорке дыхательных путей малыш испуган, кашляет, вдыхает с трудом и шумно. При полной закупоркой дыхательных путей - кожные покровы бледнеют, губы становятся синюшными, кашля нет.

    Последовательность действий при реанимации малыша с полной закупоркой дыхательных путей:

    1. Положите малыша на свое левое предплечье лицом вниз, чтобы голова ребенка «свешивалась» с руки спасателя;

    2. Сделайте 4 хлопка по спине пострадавшего основанием ладони;

    3. Переложите малыша на другое предплечье лицом вверх;

    4. Сделайте 4 нажатия на грудную клетку, как при непрямом массаже сердца;

    5. Выполняйте 1 – 4 этапы до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или малыш не потеряет сознание;

    Запомните! Попытка удалить инородное тело вслепую, как и у взрослых, не допустима!

    6. Если малыш потерял сознание, сделайте цикл из 4-х хлопков по спине, 4-х толчков на грудину;

    7. Осмотрите рот пострадавшего:

    - если инородное тело видно, удалите его и сделайте ИВЛ (2 вдувания);

    - если инородное тело не удалено, повторяйте хлопки по спине, толчки на грудину, осмотр рта и ИВЛ до тех пор, пока грудь малыша не поднимется: - после 2 удачных вдуваний, проверьте пульс на плечевой артерии.

    Для восстановления дыхания у детей до 1 года ИВЛ осуществляют «изо рта в рот и нос», у детей старше 1 года – способом «изо рта в рот». Оба способа проводятся в положении ребенка на спине. Детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (н-р, сложенное одеяло), или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка слегка запрокидывают. Оказывающий помощь делает неглубокий вдох, герметично охватывает ртом рот и нос ребенка до 1 года или только рот у детей старше года, и вдувает в дыхательные пути воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем меньше ребенок. У новорожденных объем вдыхаемого воздуха составляет 30-40 мл. При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие (а не в желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка.

    Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям – к разрыву альвеол и легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость.

    Запомните!

    Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которые с возрастом уменьшается.

    В среднем ЧДД в 1 минуту составляет:

    - у новорожденных и детей до 4 месяцев – 40

    - у детей 4-6 месяцев – 35-40

    - у детей 7 месяцев – 35-30

    - у детей 2-4 лет – 30-25

    - у детей 4-6 лет – около25

    - у детей 6-12 лет – 22-20

    - у детей 12-15 лет – 20-18 лет.

    Особенности непрямого массажа сердца у детей

    У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.

    Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их – на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладываются под спину.

    Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим детям – обеими кистями рук (как взрослым).

    Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у новорожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, 3-4 см у детей старше года.

    Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:

    - у новорожденных – 140

    - у детей 6 месяцев – 130-135

    - у детей 1 года – 120-125

    - у детей 2 лет – 110-115

    - у детей 3 лет – 105-110

    - у детей 4 лет – 100-105

    - у детей 5 лет – 100

    - у детей 6 лет – 90-95

    - у детей 7 лет – 85-90

    - у детей 8-9 лет – 80-85

    - у детей 10-12 лет – 80

    - у детей 13-15лет – 75


    написать администратору сайта