Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные типы химических реакций и процессов в функционировании живых систем

  • Техника безопасности при работе в химической лаборатории Общие правила работы

  • Работа с легковоспламеняющимися, взрывоопасными и ядовитыми веществами

  • Тушение местного пожара и горящей одежды

  • Первая помощь при несчастных случаях

  • Занятие 1. Протолитические реакции. Гетерогенные реакции в растворах электролитов. Цель занятия

  • Студент должен знать

  • Студент должен уметь

  • ПОСОБИЕ МОДУЛЬ 1. Методическая разработка к лабораторно практическому занятию для студентов медицинских специальностей Саратов 2013


    Скачать 2.05 Mb.
    НазваниеМетодическая разработка к лабораторно практическому занятию для студентов медицинских специальностей Саратов 2013
    АнкорПОСОБИЕ МОДУЛЬ 1.doc
    Дата02.05.2017
    Размер2.05 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПОСОБИЕ МОДУЛЬ 1.doc
    ТипМетодическая разработка
    #6426
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



    Министерство здравоохранения

    Российской Федерации

    Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    «Саратовский государственный медицинский университет

    имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения

    Российской Федерации

    (ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России)

    Основные типы химических реакций и процессов в функционировании живых систем

    Методическая разработка к лабораторно – практическому занятию

    для студентов медицинских специальностей

    Саратов

    2013



    Министерство здравоохранения

    Российской Федерации

    Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    «Саратовский государственный медицинский университет

    имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения

    Российской Федерации

    (ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России)

    Основные типы химических реакций и процессов в функционировании живых систем

    Методическая разработка к лабораторно – практическому занятию

    для студентов медицинских специальностей

    Саратов

    2013

    УДК 542.9:577.35 (075.8)

    Методическая разработка является руководством к выполнению модуля по теме: «Основные типы химических реакций и процессов в функционировании живых систем». Разработка составлена для студентов медицинских специальностей.

    В методической разработке вопросы теории и практики соединены в единую форму занятий. Широко представлен тестированный контроль, благодаря которому студент сможет проверить свои знания. Последовательность расположения заданий служит установлению логической связи между основными понятиями и раскрытию обобщающих закономерностей.

    Cоставители: П.В. Решетов, доктор химических наук, профессор, зав. кафедрой общей и биоорганической химии СГМУ, Н.В. Неврюева, кандидат химических наук, ассистент кафедры общей и биоорганической химии СГМУ, Семенова О.П., кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общей и биоорганической химии, С.Б. Орлов, старший преподаватель кафедры общей и биоорганической химии СГМУ, Р.Т. Куцемако, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и биоорганической химии СГМУ.

    Содержание

    Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Общие правила работы

    Занятие 1. Протолитические реакции. Гетерогенные реакции в

    растворах электролитов

      1. Основные типы химических реакций

      2. Константа диссоциации

      3. Взаимосвязь степени диссоциации и константы диссоциации

      4. Ионное произведение воды. Водородный показатель

      5. Гидролиз солей

      6. Кислотность желудочного сока

      7. Гетерогеннные равновесия в системе «раствор-осадок»

    Вопросы для самоконтроля

    Примеры решения задач

    Тесты для самоконтроля

    Занятие2. Растворы

    2.1. Вода. Свойства воды как растворителя

    2.2. Растворы

    2.3. Способы выражения концентрации растворов

    2.4. Способы приготовления стандартных растворов

    2.5. Посуда, применяемая в объемном анализе

    Вопросы для самоконтроля

    Примеры решения задач

    Тесты для самоконтроля

    Занятие 3. Коллигативные свойства растворов

    3.1.Температуры кипения и отвердевания растворов

    3.2. Осмос

      1. Осмотическое давление и его измерение

      2. Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах

    Вопросы для самоконтроля

    Тесты для самоконтроля

    Занятие 4. Буферные растворы

      1. Буферные растворы. Классификация буферных растворов.

    Механизм их действия

      1. Буферная ёмкость

      2. Буферные системы организма

      3. Кислотно-основное равновесие

      4. Применение реакции нейтрализации в фармакотерапии

    Примеры решения задач

    Вопросы для самоконтроля

    Лабораторные работы

    Тесты для самоконтроля

    Занятие 5. Реакции замещения лигандов

      1. Комплексообразование в организме

      2. Основные положения и понятия координационной теории

      3. Классификация и номенклатура комплексных соединений.

      4. Комплексообразующая способность s-, р- и d- элементов

      5. Характер химической связи в комплексных соединениях.

      6. Внешнеорбитальные и внутриорбитальные комплексы

      7. Представления о строении металлоферментов и других биокомплексных соединений (гемоглобин, цитохромы, кобаламины).

      8. Устойчивость комплексных соединений в растворах

      9. Механизм токсического действия тяжелых металлов.

      10. Значение комплексных соединений в медицине.

    Вопросы для самоконтроля

    Упражнения

    Лабораторные работы

    Литература




    6
    11

    11

    14

    15

    15

    17

    19

    21
    22

    23

    24

    27

    27

    29

    31

    33

    33

    34

    34

    35

    39

    41

    42

    43

    47
    49

    49

    53

    53
    53

    56

    60

    62

    63

    64

    65

    70

    70

    70

    72

    73

    73

    74

    75

    76

    76

    77

    77

    78

    78

    81


    Техника безопасности при работе в химической лаборатории

    Общие правила работы


    1. Категорически запрещается работать в лаборатории одному. Приступать к работе можно только в присутствии преподавателя или лаборанта.

    2. Запрещается работать в лаборатории в неустановленное время без разрешения преподавателя.

    3. В лаборатории следует работать в халате из хлопчатобумажной ткани, застегивающемся спереди. Необходимо иметь мыло, полотенце, тряпку, спички.

    4. Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок. Беспорядочность, поспешность или неряшливость часто приводят к повторению работы и даже к несчастным случаям.

    5. Запрещается посещение студентов, работающих в лаборатории, посторонними работами или разговорами.

    6. Категорически запрещается производить какие бы то ни было работы, не связанные с выполнением задания, полученного от преподавателя.

    7. Рабочее место следует содержать в чистоте и порядке; нельзя загромождать его посудой, бумагой. Запрещается держать на лабораторном столе портфели, сумки и другие посторонние предметы.

    8. Категорически запрещается пить в лаборатории воду, принимать пищу.

    9. Приступать к каждой работе можно только с разрешения преподавателя, после полного усвоения всех ее операций и знакомства со свойствами применяемых в синтезе веществ(токсичность, огнеопасность и другие.)

    10. Прежде чем взять необходимое количество вещества для синтеза, нужно внимательно прочитать надпись на этикетке.

    11. Органические вещества нельзя брать незащищенными руками. Кристаллические вещества следует отбирать сухим шпателем или специальной ложкой. При взвешивании сухих реактивов нельзя высыпать их прямо на чешку весов.

    12. Запрещается пробовать химические вещества на вкус, а также всасывать ртом в пипетки любые органические вещества и их растворы. Определять запах соединения можно, осторожно направляя к себе его пары легким движением руки.

    13. Перед проведением каждой операции нужно тщательно осмотреть аппаратуру и посуду, убедиться в том, что установка или прибор собран правильно.

    14. Нельзя нагревать закупоренными никакие сосуды или аппараты, кроме специально предназначенных для такого нагревания. При перегонках нельзя наглухо присоединять приемник – это может вызвать взрыв.

    15. Во время нагревания органических веществ в пробирках или колбах нельзя направлять отверстие сосуда на себя или на соседей, а также заглядывать в пробирки и колбы сверху, так как в случае выброса нагретого вещества может произойти несчастный случай.

    16. Категорически запрещается оставлять действующие установки без присмотра.

    17. Нельзя работать в грязной посуде. Посуду следует мыть сразу же после окончания опыта.

    18. Запрещается выливать в раковины остатки кислот, щелочей, растворителей, смол, сильно пахнущих веществ. Указанные вещества нужно сливать в специальные склянки, находящиеся в вытяжных шкафах.

    19. Не разрешается бросать в раковины бумагу, битое стекло, вату, песок и другие твердые вещества.

    20. Во время работы не следует касаться руками лица: многие органические вещества сильно раздражают кожу, а при попадании на слизистую оболочку глаз вызывают воспаление.

    21. Склянки с веществами нельзя поднимать или переносить, держа за горло. Их берут за горлышко, поддерживая другой рукой дно склянки.

    22. Не следует оставлять без надобности горящие газовые горелки или включенные электроприборы. Необходимо экономить газ, электричество, воду, реактивы.

    23. Следует соблюдать осторожность при работе со стеклянными трубками, капиллярами, приборами.

    Вставляя стеклянную трубку, стеклянную палочку, термометр в пробку, нужно предварительно оплавить концы трубки (палочки), смазать отверстие пробки глицерином и, взяв трубку (палочку, термометр) как можно ближе к вставляемому концу, ввести ее поступательно-вращательным движением.

    24. Необходимо пользоваться защитными очками при выполнении работ, связанных с опасностью для глаз, в частности:

    - при работе с концентрированными кислотами и щелочами;

    - с концентрированным раствором аммиака;

    - с взрывчатыми веществами;

    - при возможном разбрызгивании и разбрасывании едких веществ (перемешивание кислот и щелочей, дробление твердой щелочи, хлорида цинка, оплавление);

    - при дроблении металлических сплавов;

    - при работе с металлическим натрием;

    - при изготовлении стеклянных капилляров;

    - при перегонке в вакууме и работе с вакуум - приборами.

    25. По окончании работы необходимо:

    - вымыть посуду и сдать лаборанту;

    - положить лапки, кольца, подставки, бани в отведенные для них места;

    - вытереть поверхность стола;

    - выключить воду, газ и электричество.

    Работа с легковоспламеняющимися, взрывоопасными

    и ядовитыми веществами

    1. Все работы с легковоспламеняющимися жидкостями (диэтиловый эфир, спирт, ацетон, петролейный эфир, бензин, бензол) должны проводиться только вдали от открытого огня и включенных электроплиток.

    2. Запрещается нагревание легковоспламеняющихся жидкостей на открытом пламени. Нельзя нагревать горючие жидкости в открытых сосудах. Эти вещества следует нагревать или перегонять в колбах, снабженных водяными холодильниками, на электрической водяной или воздушной бане со скрытыми нагревательными элементами.

    Эфир можно перегонять на водяной бане, предварительно нагретой вдали от места перегонки на другом столе. Приемник для эфира нельзя помещать рядом с включенной электроплиткой или горящей горелкой.

    3.Перед разборкой приборов, в которых содержаться легковоспламе-няющиеся вещества, следует потушить горелки, находящиеся по близости.

    4.Нельзя проводить перегонку досуха, так как многие вещества (диэтиловый эфир, диоксан) образуют взрывчатые пероксиды.

    5.Диэтиловый эфир, диоксан и другие простые эфиры перед использованием необходимо проверять на содержание в них пероксидов.

    6.Категорически запрещается выливать эфир, эфирные растворы и другие легковоспламеняющиеся вещества в раковины. Эти вещества сливаются в специальные склянки, хранящиеся в вытяжных шкафах.

    7.Перекристаллизацию из легковоспламеняющихся растворителей следует проводить в колбах, снабженных обратным холодильником.

    8.Особую осторожность необходимо соблюдать при работе с металлическим натрием. Все работы с натрием должны проводиться в защитных очках и резиновых перчатках вдали от открытых водопроводных кранов и приборов с действующими водяными холодильниками.

    Нельзя допускать соприкосновения натрия с водой – в результате бурной реакции может произойти взрыв и пожар.

    Хранить натрий нужно под слоем керосина в банке, закрытой корковой пробкой.

    Резать натрий следует на сухой фильтровальной бумаге вдали от других работающих.

    Нельзя брать металлический натрий руками, а только пинцетом или щипцами.

    Категорически запрещается бросать обрезки натрия в раковины и оставлять их на столе открытыми. Обрезки натрия собирают в банку с керосином.

    9. Все работы с ядовитыми и сильнопахнущими веществами должны проводиться в вытяжном шкафу. Шторка секций шкафа, где ведется работа, должна быть поднята лишь на одну треть. Шторки у не-используемых секций шкафа следует опустить. Категорически запрещается просовывать голову внутрь вытяжного шкафа.

    10. Работы с бромом можно проводить только в вытяжном шкафу, обязательно в резиновых перчатках, защитных очках или маске.

    Необходимо помнить, что бром действует на слизистые оболочки и при попадании на кожу дает трудно заживающие ожоги.

    11. При работе с кислотами и щелочами необходимо помнить следующее:

    - работать с кислотами и щелочами нужно в защитных очках и резиновых перчатках;

    - категорически запрещается кислоты и щелочи затягивать ртом в пипетки;

    - разбавлять серную кислоту можно только, прибавляя небольшими порциями кислоту к воде, при перемешивании и охлаждении;

    - смешивать азотную кислоту с серной, приливая азотную к серной небольшими порциями;

    - растворять гидроксиды натрия и калия следует медленным прибавлением их к воде небольшими порциями; запрещается брать твердую щелочь руками.
    Тушение местного пожара и горящей одежды

    Каждая лаборатория оснащена средствами противопожарной защиты: ящиком с песком, кошмой (противопожарным одеялом), огнетушителем.

    1.При возникновении пожара необходимо выключить газ и электроприборы, убрать все горючие вещества подальше от огня, засыпать пламя песком, прикрыть противопожарным одеялом или воспользоваться огнетушителем.

    Не следует заливать пламя водой, так как во многих случаях это приводит лишь к расширению очага пожара.

    2.Если на ком-то загорится одежда, пострадавшего следует облить водой или немедленно повалить на пол и накрыть противопожарным одеялом.

    Можно потушить на себе горящую одежду быстрым перекатыванием по полу.

    3.В случае сильного пожара следует вызвать пожарную команду по телефону 01.
    Первая помощь при несчастных случаях

    Каждый работающий должен знать, где в лаборатории находится аптечка, содержащая все необходимое для оказания первой помощи.

    1.При термических ожогах нужно немедленно делать длительную примочку обожженного места 0,5%-ным раствором перманганата калия или этиловым спиртом, затем нанести на пораженный участок мазь от ожогов.

    2.При ожогах кислотами пораженное место необходимо промыть 10-15 минут проточной водой, а затем 3%-ным раствором гидрокарбоната натрия (NaHCO3).

    Если поражены глаза, то после длительного промывания водой их следует обработать 2-3%-ным раствором гидрокарбоната натрия и обязательно направить пострадавшего к врачу.

    3.При ожогах едкими щелочами нужно хорошо промыть обожженное место проточной водой, затем 1%-ным раствором уксусной кислоты.

    При попадании щелочи в глаза необходимо их сразу же обильно промыть водой, затем 0,5%-ным раствором борной кислоты и немедленно, обратиться к врачу.

    4.При попадании брома на кожу следует быстро смыть его спиртом или обработать пораженное место раствором тиосульфата, а затем смазать глицерином или мазью от ожогов.

    В случае вдыхания паров брома следует обильно смочить спиртом вату и глубоко вдыхать пары спирта, а затем выйти на свежий воздух.

    5.Если на кожу попадает разъедающее органическое вещество, то промывание водой в большинстве случаев бесполезно. Нужно промыть пораженный участок подходящим растворителем (спиртом, эфиром). Применять растворитель надо по возможности быстро и в большом количестве.

    6.При ожогах фенолом пораженное место обрабатывают спиртом.

    7.При порезах стеклом следует удалить из раны видимые осколки стекла, обработать рану 3%-ным спиртовым раствором йода и наложить повязку. При сильном непрекращающемся кровотечении, особенно в случае повреждения артерии, рекомендуется наложить жгут выше раны, после чего пострадавшего направить к врачу.


    Занятие 1. Протолитические реакции. Гетерогенные реакции в растворах электролитов.

    Цель занятия:

    Познакомить студентов с кислотностью и основностью; с условиями образования и растворения осадков.

    Студент должен знать:

    Протонную теорию кислот и оснований. Теорию Льюйса; константы кислотности, основности. Ионное произведение воды, рН растворов; гидролиз солей, степень и константу гидролиза. Амфолиты. Кислотность желудочного сока. Константу растворимости. Общую константу совмещенного гетерогенного равновесия. Условия образования и растворения осадков. Явление изоморфизма. Применение реакции осаждения в клиническом анализе, в анализе фармацевтических препаратах.

    Студент должен уметь:

    Расчитывать рН растворов, записывать уравнение гидролиза различных солей.

      1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    написать администратору сайта