Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Физика
Политология
Социология
История
Искусство
Культура
Математика
Информатика
Энергетика
Промышленность
Химия
Вычислительная техника
Автоматика
Электротехника
Связь
Экология
Геология
Начальные классы
Механика
Доп
образование
Строительство
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Технология
География
Школьному психологу
Иностранные языки
Директору, завучу
Астрономия
Музыка
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу
Логопедия

Статья "Методы профориентационной работы в современной школе". Статья "Методы профориентационной работы в современной школ. Методы организации профориентационной работы в современной школе


Скачать 8.26 Mb.
НазваниеМетоды организации профориентационной работы в современной школе
АнкорСтатья "Методы профориентационной работы в современной школе"
Дата17.09.2017
Размер8.26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСтатья "Методы профориентационной работы в современной школ.doc
ТипДокументы
#33143
КатегорияДоп. образование

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Марина Владимировна Жукова

Учитель технологии высшей категории МБОУ СОШ №1 МО «Охинский городской округ» Сахалинской области. Победитель областного конкурса на лучший инновационный проект (2007 г.), Дипломом III степени за доклад на IV педагогических чтениях в Сахалинской области. Победитель конкурсного отбора лучших учителей национального проекта «Образование» (2008 г.), общероссийского конкурса «Современные образовательные технологии на уроках технологии» Диплом II степени (2014 г.), муниципального конкурса в номинации «Мой новый урок» в номинации «Основное и среднее образование» Диплом I степени (2015 г.),

Автор статей, опубликованных на страницах СМИ «Завуч. Инфо» «Технологическая карта урока «Сервировка стола к завтраку», доклад «Личная мотивация педагога - основа инновационной деятельности». На страницах Всероссийского интернет – педсовета размещен материал «Эссе «Мозаика моей жизни». На сайте www.1 septembe.ru опубликована статья «Использование новых образовательных технологий как средство повышения самообразования учителя». Руководитель муниципальной творческой группы учителей «Технология».
Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требует новых подходов к профессиональному определению молодежи. Формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию. Именно поэтому становится актуальной помощь ребенку в выборе образовательного и профессионального маршрута.

В последнее время в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, она включает в себя задачи обеспечения успешности и социализации, сохранения и укрепления здоровья ученика.

Доктор психологических наук Н.Ю. Синягина1 выделяет задачи психолого-педагогического сопровождения в старшей школе - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию и т.д.

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современную школу. Изменение школы - объективный и естественный процесс. Главной задачей современного этапа является достижение нового качества образования, качества, которое проявляется в усилении личностной направленности образования, в создании условий для проявления активности школьников, в увеличении возможностей выбора.

В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути. Важно правильно выбрать ориентиры образовательной среды и в этом важное место занимают отношения со структурами и организациями района.

Как связано образование и общество, какие существуют способы сотрудничества между ними? Общество – это не случайный посредник, не приглашенный понятой в делах между властью и образованием. Общество заинтересованно в социальном благополучии. Эффективный диалог с ним будет только тогда, когда буден виден результат, то полезное, что получится в итоге.

Важное направление в развитии социальных связей школы занимают отношения со структурами и организациями, влияющими на профессиональное самоопределение учащихся. Это учреждения дополнительного образования, учебные заведения профессионального образования, учреждения социальной защиты, образования и молодежной политики, органы здравоохранения, учреждения культуры и спорта, территориальные отделы и службы занятности, межшкольные комбинаты, органы внутренних дел, средства массовой информации.

Сегодня можно констатировать, что в жизнь образования входит еще одно новое понятие – социальное партнерство.

В современных условиях никакое правительство, предприятие, компания или образовательное учреждение не могут действовать без сотрудничества с партнерами и потребителями. Какой бы ни была общественность, успех взаимодействия определяется взаимопониманием. Без хороших отношений невозможны ни постановка целей, ни согласованные действия по их реализации. По мнению В.И.Криличевского, развитие общественных отношений происходит под воздействием двух взаимосвязанных процессов информирования и взаимодействия. При этом логика развития общественных отношений может быть рассмотрена в виде схемы: информированность-понимание-доверие - согласие- сотрудничество.

Изменяющиеся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. В нашей школе помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда, призван новый экспериментальный курс « Твоя профессиональная карьера». Это в своё время послужило отправной точкой формированию отношений с операторами нефтяных проектов компаний Эксон Нефтегаз Лимитед и Элвари Нефтегаз. Итогом партнерства стало открытие на базе МБОУ СОШ №1 кабинета профориентации.

Процесс становления общественных отношений с операторами проектов по разработке шельфовых месторождений носит целенаправленный характер и долгосрочный характер. Выделенные средства, позволили укомплектовать современным оборудованием, необходимый кабинет, закупить методическую литературу, в том числе и на электронных носителях. Благодаря этому появилась возможность применять на уроке интерактивные технологии, разнообразить способы информирования учащихся о современном мире профессий.

Кабинет профориентации был открыт в нашей школе в октябре 2006 года, В этом году будет восемь лет, кабинет преобразился в Центр школьной профориентации «Компас», задачей которого состоит в организации, координации и осуществление профессиональной ориентации учащихся нашей общеобразовательной школы. На базе кабинета происходят различные мероприятия: встречи с интересными людьми, беседы, организуются экскурсии на предприятия нашего района.

Наступило и в нашей стране время, когда союз бизнеса и образования позволил разработать непрерывную систему экономического образования школьников. В 2006-2007 учебном году Дочернее общество РН «Роснефть» «Сахалинморнефтегаз» на базе МБОУ СОШ №1 г. Охи открыло первый в нашей области профильный «Роснефть-класс», класс довузовской подготовки учащихся. В учебном плане по Стандарту, помимо общеобразовательных предметов, введены специальные курсы «Планирование профессиональной карьеры», «Психология». Компания «РН» регулярно проводит обучающие семинары по математике, физике и спецкурсов для преподавателей работающих в профильных классах. Обучающиеся имеют возможность участвовать в региональных научно-технических конференциях молодых специалистов ООО «РН-Сахалинморнефтегаз». Представители Компании участвуют в проведении совместных мероприятий: ролевые игры, спортивные состязания, летней и зимней рыбалки.

В нашей школе стало доброй традицией деловые отношения с отделом службы занятости. Специалисты знакомят обучащиюхся с потребностью нашего района в кадрах на 5-7 лет. Социальное партнерство проявляется в разных формах. Одним из примеров - ролевая игра «Презентация портфолио», с представителями учебных заведений Индустриального техникума и Охинского филиала ФГ БОУ ВПО «Сахалинский государственный университет».

За время работы школьного центра профориентации «Компас» было проведено большое число профориентационных экскурсий. Мы побывали с ребятами на ООО «Охинский механический завод», ОАО «ТЭЦ», Управлении связи, месторождениях «Одопту-море», «Чайво», в компании «Авиа-Шельф», «ЦРБ», ООО «ЭнергоНефть», ООО «Сахалинское УТТ» и многих других. На предприятия, вижу бывших наших учеников- молодых рабочих, с которыми впервые посещали цеха, промыслы.

Надо отметить, что наши партнеры по социальному партнерству, влияющие на профессиональное самоопределение учащихся, с пониманием и поддержкой откликаются на все наши просьбы, выделяют транспорт, приглашают специалистов для проведения экскурсии, за это им большое спасибо.

Успех реализации социальных связей школы, построение общественных отношений во многом зависит не только от руководителя, но и от « рядового» педагога школы, от сложившегося типа организационного поведения, которое предполагает: стремление активно участвовать в жизни школы, максимально способствовать достижению её целей, стремление сделать максимум возможного.

Социальное партнерство, является одним из важнейших стратегических ориентиров образовательной среды. И школа как один из важнейших социальных институтов должна помогать учащимся, адаптироваться к новым производственным отношениям за счет расширения внешних и социальных связей, а это достигается лишь тогда, когда в образовательном процессе участвуют все субъекты. Мы к такому сотрудничеству готовы и открыты.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Нагиева Е. В. Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников»[Текст] / Е. В. Нагиева//-2004.

  2. Нагиева Е.В., Густелева А.Н. «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников 10-11 класс» 1,2 части. [Текст] / Е. В. Нагиева А.Н Густелева //-2005.

  3. Черникова Т.В. «Профориентация старшеклассников»[Текст] / Т.В. Черникова//-2007.

  4. Федеральный образовательный стандарт, основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2013.





1 См. Приложение к письму Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-513/16
написать администратору сайта