Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Ветеринария
Сельское хозяйство
Юриспруденция
Право
Языкознание
Языки
Логика
Этика
Философия
Религия
Политология
Социология
Физика
История
Информатика
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Математика
Вычислительная техника
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Экология
Геология
Начальные классы
Механика
Строительство
Доп
образование
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Технология
География
Школьному психологу
Иностранные языки
Директору, завучу
Астрономия
Музыка
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу
Логопедия

Шахматов. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТ-РА. Литература в исследованиях. Хрестоматия. М., 1986. Вводная часть


Скачать 169.5 Kb.
НазваниеЛитература в исследованиях. Хрестоматия. М., 1986. Вводная часть
АнкорШахматов. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТ-РА.doc
Дата16.01.2018
Размер169.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШахматов. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТ-РА.doc
ТипДокументы
#14240
страница1 из 4
  1   2   3   4

А. А. Шахматов «Повесть временных лет» // Древнерусская литература в исследованиях. Хрестоматия. М., 1986.

Вводная часть

Глава I. Три древние редакции Повести временных лет

1. Общее понятие о летописном своде, называемом Повестью временных лет. Повестью временных лет при­нято называть тот летописный свод, который озаглавлен соответствующим образом ', составлен в Киеве, обнимает события до второго десятилетия XII века и содержится в начале большей части летописных сводов XIV— XVII веков. В древнейших сводах держится довольно устойчиво один общий текст, в позднейших он подвер­гается или сокращению и случайным вставкам (напр., в Пер.), или соединению с другим киевским летопис­ным сводом и древними новгородскими известиями (напр., в Соф., Новг. 4-й и др.).

2. Сильвестровская редакция Повести временных лет. В списках Лаврентьевском, Троицком, Радзивилов-ском и Московско-Академическом Повесть временных лет доведена до известия о чудесном видении в Киевопечерском монастыре, случившемся 11 февраля 6619 (январского 1111, мартовского 1110) года, когда здесь, над каменной трапезницей, появился огненный столп, перешедший затем на церковь, где стал над гробом Феодосиевым... за этим известием следуют неоконченные благочестивые размышления... а засим читается запись игумена Киевского Выдубицкого Михайловского мона­стыря Сильвестра, свидетельствующая о том, что он написал «книгы си Летописець» в 6624 (1116) году...

Запись игумена Сильвестра служит непререкаемым доказательством в пользу того, что Повесть вр. лет была составлена во втором десятилетии XII в. и доведена именно до 6618 (1111) года. Эту запись можно бы тол-

------------------------------------------------------------------

1 Заглавие это встречается в нескольких видах: 1) «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля» и т. д. (Лавр., Троицк.); 2) «Повесть временьных лет черноризца Федосьева манастыря Печерьскаго, откуду есть пошла Руская земля» и т. д. (Ипат., Радзив., Моск. Акад.); 3) «Повести временных лет Нестера черноризца Феодосиева манастыря Печерскаго, откуду есть пошла Руская земля» и т. д. (Хлебн.)...

134
ковать так, как ее понимали некоторые ученые иссле­дователи, заключавшие из нее, что Сильвестр был со­ставителем Повести вр. лет; однако такое заключение встречается с основательными возражениями, на кото­рых остановлюсь ниже. Конечно, игумен Сильвестр не был простым переписчиком чужого труда; но его запись может свидетельствовать о том, что Сильвестр редакти­ровал копию с Повести вр. лет, приготовленную им для Выдубицкого монастыря.

3. Еще одна древняя редакция Повести вр. лет. В списках Ипатьевском и Хлебниковском (возводящихся несомненно к одному общему оригиналу, который мож­но определить как Южнорусский летописный сборник XIV века) находим в пределах до 1111 года текст, в общем тождественный с текстом Лаврентьевского, Троиц­кого, Радзивиловского и Московско-Академического списков; лишь местами (и притом начиная с 1076 года) текст И. X. дополнен известиями, имеющими ближай­шее отношение к Владимиру Мономаху. Но под 6618 (1111) годом И. X. содержат не одно начало благоче­стивых рассуждений, читающееся в Лавр., Разд., Акад., но и их окончание. Это обстоятельство ведет неминуемо к установлению нижеследующих двух положений: 1) на­чало благочестивых рассуждений по поводу чудесного знамения не читалось в Сильвестровской редакции По­вести вр. лет, а вставлено в Л. Р. А. (предположитель­но также и в Т., т. е. в утраченный Троицкий список), следовательно, в их общий протограф или в общие их первоисточники, из другой редакции, из свода, сходного или тождественного с тем, что представлен списками И. X.; 2) Повесть вр. лет по Сильвестровской или по иной более древней редакции нашла себе непосредствен­ное продолжение в упомянутых благочестивых рассуж­дениях. Эти рассуждения имеют целью доказать, что чудесное явление огненного столпа над Киевопечерским монастырем предзнаменовало славный поход русских князей против половцев в марте 6619 (январского и мартовского 1111 года); поход описан весьма подробно, очевидно, ближайшим современником; следовательно, Повесть вр. лет нашла себе продолжение в десятых го­дах XII столетия. Мы получаем, таким образом, осно­вание говорить еще об одной древней редакции Повести вр. лет: она отличалась от Сильвестровской в части до 1111 года некоторыми вставленными в нее известиями, а после сообщения о чудесном явлении столпа продол-

135
жением, где описывались современные события. Эта ре­дакция представлена списками И. X.

4. Первое доказательство в пользу существования редакции Повести вр. лет 1118 года. Мы видели, что упомянутая выше древняя редакция Повести вр. лет отличалась от Сильвестровской между прочим вставкой известий, относящихся к Владимиру Мономаху; рассказ о походе 1111 года составлен также несомненно лицом, близким к Мономаху, которому приписывается самый почин этого похода; предшествующие благочестивые рассуждения по поводу огненного столпа находят себе естественное заключение в статье 1111 года: в образе столпа спустился на землю ангел, «Се бо ангел вложи с сьрдьце Володимеру поустити братию свою на иноплеменьникы, Русьскые кънязе. Се бо, якоже рекохом, видение видеша в Печерьстемь манастыри... И тъгда се, ангел въложи Володимеру в сьрдьце, и нача понужати братию на поганыя, якоже рекохом»... Конечно, это написано уже во время великого княжения Владимира в Киеве (с апреля 1113 г.); перед нами летописец-сов­ременник Мономаха, летописатель его княжения. По­этому с полной уверенностью приписываем ему и даль­нейший рассказ, следующий за описанием похода 1111 года. Некоторые части этого рассказа обличают в рассказчике того самого летописца, который составил рассуждения по поводу явления ангелов в статьях 6618 и 6619 годов; ср. ссылку на хронографическое известие о знамениях в Иерусалиме под 6621 (1113) годом по поводу затмения, бывшего 19 марта..., а также в особен­ности обширный комментарий под 6622 (11.14) к сооб­щениям о каменном дожде и о животных, падающих из туч, в северных странах; в этом комментарии при­водятся обширные выписки из хронографа... Летописец вообще не скуп в своих описаниях; он дает длинные статьи и под 6623, 6624 и 6625 годами. Но, начиная со следующего 6626 года, видим в списках И. X. иные приемы летописания: изложение становится сухим и кратким; под 6626—6630 годами находим незначитель­ные по объему статьи, составленные из сжатых и отры­вочных известий. Это в связи еще с тем обстоятельст­вом, что статья 6625 года оканчивается известием, от­носящимся к следующему году, а именно известием о кончине императора Алексия (ум. 15 августа 1118 года), дает мне первое основание к утверждению, что рассма­триваемое продолжение к Повести вр. лет, доведенное

136
до статьи 6625 года включительно, а также та особая редакция Повести вр. лет, в которой содержалось это продолжение, составлены в 1118 году.

5. Второе доказательство в пользу существования редакции Повести вр. лет 1118 года. Указанное утверж­дение может быть подкреплено еще другими соображе­ниями. В И. X. под 6622 (1114) годом сообщается о закладке каменной стены в Ладоге... летописец случился в это время в Ладоге; посадник ладожский Павел и другие ладожане заинтересовали летописца рассказами о каменном дожде, выпадающем близ Ладоги, а также о северных странах, лежащих за Югрой и Самоядью («Пришьдъшю ми в Ладогу, поведаша ми ладожане... Сему же ми есть послух Павьл ладожьскыи и вьси ла­дожане...») ; летописец поверил чудесным рассказам, но счел нужным подтвердить их вероятность ссылкой на хронограф («Аще ли кьто сему веры не иметь, да почьтеть хронографа...»), откуда приводятся затем длин­ные выписки. Под 6604 (1096) годом в И. X. читаем сообщение о том, что летописец четыре года перед этим слышал рассказ новгородца Гюряты Роговича о север­ных странах, где живут югра и самоядь, причем Гюрята со слов своего отрока передавал рассказ югры о зага­дочном народе, заключенном в горах, заходящих в луку моря, и ведущем с югрой меновную торговлю... летопи­сец поверил рассказу, а сомнения своего собеседника, Гюряты Роговича, счел нужным опровергнуть ссылкой на Мефодия Патарского, повествующего о народах, зак­люченных в горах Александром Македонским... Внутрен­няя связь между обеими рассмотренными статьями ле­тописи очевидна; в виду этого принимаю, что та и другая статья составлены одним лицом; лицо это, согласно предыдущему — составитель позднейшей редакции По­вести вр. лет, ибо именно ему принадлежат статьи 6618—6625 годов, читающиеся в И. X. Правда, статья 6604 (1096) года имеется также в списках Л. Р. А,, но отсюда не следует непременно, чтобы она содержалась в Сильвестровской редакции Повести вр. лет (и чтобы в летописце, говорящем о себе под 1096 г., надлежало видеть Сильвестра или Сильвестрова предшественника). Мы уже знаем, что в списки Л. Р. А., вообще воспроиз­водящие Сильвестровскую редакцию, вошло кое-что из позднейшей редакции: начало благочестивых рассужде­ний в статье 6618 заимствовано, как указано выше, из позднейшей редакции Повести вр. лет. Поэтому можем

137
допустить, что оттуда же заимствовано в Л. Р. А. рас­сматриваемое сообщение летописца о разговоре его с Гюрятой Роговичем. Из статьи 6622 (1114) мы узнаем, что летописец посетил север (где побывал в Ладоге) именно в 1114 году; а из статьи 1096 года видно, что летописец был на севере (где беседовал с Гюрятой Ро­говичем новгородцем) за четыре года до составления своего труда. Следовательно, летописец работал над пе­ределкой и продолжением Повести вр. лет в 1118 году. Итак вот второе основание для признания 1118 года временем составления позднейшей редакции Повести временных лет.

6. Включение в редакцию 1118 года местного ладож­ского предания доказывает, что составитель ее тождест­вен с автором статьи 1114 года. Сказание о призвании варягов является в древних списках Повести вр. лет в двух видах: один из них читается в Л. Т.: приз­ванные князья-братья приходят из-за моря и садятся — Рюрик в Новгороде (впрочем, как увидим, слова «седе Новегороде» опущены в Л. и вписаны позже в Т.). Си-неус на Белеозере, Трувор в Изборске; по смерти Синеуса и Трувора вся власть переходит к Рюрику, который раздает отдельные города в управление своим мужам. Другой вид читается в Р. А. И. X. и Пер.: призванные князья-братья приходят сначала к словенам и ставят город Ладогу: старший Рюрик садится в Ладоге, Синеус на Белеозере, Трувор в Изборске; по смерти Синеуса и Трувора вся власть переходит к Рюрику: он отправ­ляется к Ильменю и строит здесь над Волховом городок, который называет Новгородом; отсюда Рюрик раздает отдельные города в управление своим мужам... Едва ли может подлежать сомнению, что первоначальным видом Сказания надо признать первый из двух видов: дело в том, что Сказание содержится именно в этом первом виде в Нов­городской летописи младшего извода (списки Комис­сионный, Академический, Толстовский), которая, как увидим, включила в свой состав киевский летописный свод, старший, чем Повесть вр. лет. Второй вид мог явиться из первого под влиянием местных преданий, а именно ладожских преданий, выставлявших старшинство Ладоги перед Новгородом. Как мы уже знаем, летопи­сец, составивший позднейший извод Повести вр. лет, был знаком с ладожанами; он мог услышать от них не только рассказы о далеких северных странах, но также их местные исторические предания. Отсюда выводим,

138
что в Сильвестровской редакции читался первый вид Сказания о призвании варягов, а в позднейшей редак­ции (редакции 1118 года) —второй вид Сказания. Спис­ки И. X. вообще представляют чтения Повести вр. лет этой позднейшей редакции: вот почему в них читается второй вид Сказания. Списки Р. А., как отмечено уже выше, находились под сильным влиянием списка, близ­кого к протографу И. X. или тождественного с ним; вот почему и здесь находим второй вид Сказания. На­против, Л. Т. представляют вообще чтения Сильвест­ровской редакции: вот почему мы находим в них пер­вый вид Сказания.

7. Третье доказательство в пользу существования редакции Повести вр. лет 1118 года. Упомянутое выше Поучение Владимира Мономаха внесено, как мы видели, в Л. из того же первоисточника, что сообщение о бе­седе с Гюрятой Роговичем: оно попало во всяком слу­чае не на свое место, разорвав сообщение летописи о нашествии половцев и ее рассуждения относительно их происхождения. В Поучение Мономаха включена ле­топись, составленная Мономахом, где он в хронологи­ческом порядке рассказывает о своих походах, начиная с того времени, когда ему было 13 лет (следовательно, с 1066 года); летопись эта доведена до похода Влади­мира Мономаха на Ярослава Святополчича: «И по томь ходихом к Володимерю на Ярославця, не терпяче злоб его». Поход этот относится к 1117 году, как видно из И. X., где читаем «в се же лето иде Володимер на Ярослава к Володимерю» и т. д. ... Согласно предыду­щему Поучение Мономаха попало в Л. из того же ис­точника, что сообщение о беседе с Гюрятой Роговичем; но это сообщение, как мы видели, восходит к поздней­шей редакции Повести вр. лет; следовательно, к этой же редакции может быть возведено и Поучение. То об­стоятельство, что читающаяся в составе Поучения ле­топись Мономаха доходит до 1117 года, может быть поставлено в связь с тем, что позднейшая редакция Повести вр. лет составлена около того же года. Итак, получаем третье доказательство в пользу составления позднейшей редакции Повести вр. лет в 1118 году.

8. Четвертое доказательство в пользу существования редакции Повести вр. лет 1118 года. Имеется несколько указаний на то, что в списках И. X., хотя и содержащих позднейшую редакцию Повести вр. лет, встречаются тем не менее также и чтения, исправленные по старшей

139
Сильвестровской редакции. В некоторых, впрочем до нас недошедших, летописных сводах редакция 1118 года могла сохраняться в более первоначальном виде. Один из таких сводов был использован тем памятником (2), из которого произошли два позднейших свода XV в.: Соф. 1-я и Новг. 4-я летописи. Пользование со стороны этого памятника (вероятно, в числе еще и других источни­ков) позднейшей редакцией Повести вр. лет обнару­живается, напр., в том, что в нем под 1111 годом содер­жался подробный рассказ о походе русских князей на половцев (рассказ этот, как мы видели, не читался в Сильвестровской редакции и появился только в редак­ции 1118 года); ср. соответствующий рассказ в Соф. 1-й и Новг. 4-й. В числе отличий той редакции Повести вр. лет, которую использовал указанный памятник, отличий ее от Сильвестровской редакции, находится замена в указанной позднейшей редакции большой хро­нологической статьи под 6360 (852) годом... двумя меньшими статьями: из них одна (содержащая хроно­логию мировых событий) читается под 6360 годом, а другая (содержащая хронологию русских событий) перенесена под 6395 (887) год. Эта последняя статья дошла до нас не в первоначальном виде и осложнена несколькими позднейшими вставками (касающимися событий XI—XIII в.); но окончание ее, как можно ду­мать, древнее; а оканчивается она по Новг. 4-й летописи такими словами: «Володимер Ярославичь лета 4» (в Соф. 1-й: «От Володимера Ярославича лета 4»). В виду того, что вслед за сим читается «А Володимера Ярославича сынове», но на самом деле приводятся име­на сыновей Владимира Мономаха, заключаем, что «Во­лодимер Ярославичь» позднейшее неисправное (появив­шееся, быть может, в Новгороде) чтение и что перво­начально рассматриваемая хронологическая статья оканчивалась словами: «Володимер лета 4»; под Володимером, как видно из дальнейшего перечня его сыно­вей, разумеется Владимир Мономах. Следовательно, пе­ред нами хронологическая статья, восходящая к По­вести вр. лет и свидетельствующая о том, что она, а следовательно, и содержащая ее редакция Повести со­ставлена на пятый год великого княжения Владимира,

---------------------------------------------------------------------

2 Всего вероятнее этим памятником был общерусский летопис­ный свод, составленный в 1423 году при дворе митрополита Фотия.

140
поэтому в 1117—1118 году, ибо Владимир сел в Киеве 20 апреля 1113 года. Отсюда заключаем о существо­вании редакции Повести вр. лет, составленной в 1118 году. В И. X.,, представляющих вообще текст редакции 1118 г., в отношении хронологической таблицы видим отступление: она дана под 6360 годом в Сильвестров­ской редакции.

9. Сильвестровская редакция Повести вр. лет не мо­жет быть основной редакцией этого памятника. Приз­нание игумена Сильвестра составителем Повести вр. лет встречает весьма существенные возражения, выдвигав­шиеся многими нашими учеными исследователями; к числу менее веских возражений относится то, что Силь­вестр, работавший в 6624 (1116) году, довел бы состав­ленный им свод до этого года, между тем Повесть вр. лет оканчивается на 6618 (1111) годе. Решающим со­ображением в пользу того, что Повесть вр. лет состав­лена не в Выдубицком монастыре, не игуменом Силь­вестром, является следующее. Повесть вр. лет уделяет особенное, исключительное внимание событиям, отно­сящимся к Киевопечерскому монастырю; мы находим в ней статьи и известия явно киевопечерского происхож­дения не только в древнейшей части (посвященной со­бытиям второй половины XI столетия), но и в позд­нейшей (обнимающей последнее пятилетие XI в. и два пятилетия XII): так под 6604 (1096) сообщается о на­падении половцев на Печерский монастырь («нам су­щем по келиям, почивающем по заутрьни»)... под 6614 (1106) сообщается о смерти Яня, «от негоже (говорит летописец) и аз мънога словеса слышах, яже и въписах в летописании семь»; Янь погребен в Печерском мона­стыре... под тем же годом читаем о пострижении Свя­тоши в Печерском монастыре; <...> под 6615 (1107) рассказывается о посещении Святополком Печерского монастыря 15 августа после славной победы над полов­цами; «так бо обычаи имеяше Святопълк; коли идяше на воину, или инамо ноли поклонивъся у гроба Феодосиева и молитву възьмь у игумена, ту сущаго, тоже идяше на путь свои»;., под 6616 (1108) говорится о вписании пр. Феодосия в синодик;., под 6617 (1109) о кончине княжны Евпраксии Всеволодовны, похороненной в Пе­черском монастыре... наконец, под 6618 (1111) о явле­нии огненного столпа над Печерским монастырем 11 февраля... Отсюда ясно, что Повесть вр. лет по самому содержанию своему должна быть признана памятником

141
  1   2   3   4
написать администратору сайта