Главная страница
Навигация по странице:

  • Е. П. Борзова

  • Н. Н. Суворов

  • Возникновение и становление культурологии как особой гуманитарной науки.

  • Культурология (Иконникова,Большаков). Литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов


    Скачать 2.03 Mb.
    НазваниеЛитература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов
    АнкорКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    Дата01.02.2017
    Размер2.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология (Иконникова,Большаков).pdf
    ТипЛитература
    #1605
    страница1 из 38
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    По культурологии издано и издается множество учебников и учебных пособий. Тем не менее потребность в культурологической учебной литературе все еще велика. Авторы этого учебника адресуют его всем, кто изучает культурологию, и поэтому стремились излагать материал просто, ясно, логично, сохраняя при этом высокий научный уровень и соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.
    В учебнике рассмотрены проблемы теории культуры, методов ее изучения, коротко, но емко – истории культуры, особенностей современной культуры мировой и отечественной, социологии и семиотики культуры, межкультурных коммуникаций и культуры повседневности.
    А также, что очень важно, освещены вопросы, связанные с практическим значением культурологии.
    В учебнике даны контрольные вопросы, указана дополнительная литература по всем темами словник, словарь основных культурологических понятий и терминов.
    Учебник написан коллективом высококвалифицированных авторов, профессоров и доцентов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, в составе которого:
    В. П. Большаков, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, – предисловие глава 2; разд. 5.2 главы 5; разд. 14.5 главы 14 (совместно с Г. В. Скотниковой); глава 15; заключение словник общий список литературы;
    Е. П. Борзова, доктор философских наук, профессор, – главы 9, 10, 11, 12; разд. 13.1 главы 13; глава 14 (кроме разд. С. Н. Иконникова
    , доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки, президент Санкт-Петербургского культурологического общества глава 1; глава 4; глава В. Д. Лелеко
    , доктор культурологии, профессор, – глава СТ. Махлина, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, – глава ИК. Москвина, кандидат философских наук, доцент, – разд. 5.3 и 5.4 главы Е. П. Островская, доктор философских наук, профессор, – глава О. В. Прокуденкова, кандидат культурологии, доцент, – разд. 5.1, глава В. В. Селиванов, доктор философских наук, профессор, – глава Г. В. Скотникова, доктор культурологии, профессор, – разд. 14.5 главы 14 совместно с В. П. Большаковым);
    Н. Н. Суворов, доктор философских наук, профессор, – разд. 13.2 главы 13.

    ГЛаВа 1. СТаНОВЛЕНИЕ КуЛьТуРОЛОГИИ Первичные смыслы слова и понятия культура. Этапы развития представлений о культуре античность, Возрождение, Просвещение. Становление культурологии в ХIХ – ХХ вв.: накопление знаний о культуре, изменение понимания культуры, цивилизации и их исторического развития. Идеи эволюционизма. Исторические типологии культур. Многообразие культур и локальных цивилизаций.
    Возникновение и становление культурологии как особой гуманитарной
    науки.
    Предмет и значение культурологии, ее структура и разделы. антропология культуры (социальная и культурная антропология, социология культуры, аксиология и семиотика культуры. Значение и смысл понятия культура в контексте истории
    культурологии
    Культура является неотъемлемой составляюшей жизни человека и общества. Она возникает в процессе становления человека. Все народы мира создают культуру, сохраняют приобретенный опыт и достижения, передают их последующим поколениям. С древних времен люди обеспечивали свои потребности, охотились и возделывали землю, использовали примитивные орудия, обустраивали жилище, поддерживали огонь, утоляли голод, передавали сообщения, имели обычаи и обряды, вели счет времени, сочиняли мифы и легенды. Созданная человеком искусственная среда обитания, развитие мышления, разума и чувств как способа совершенствования духовного мира, изменение отношений с человеческим сообществом – все это процесс развития культуры. Человек выступает как творец и творение культуры, в этом состоит его историческая роль на нашей планете Земля.
    Но это еще не означает, что уже в давние времена в языке разных народов было слово культура. Культурная реальность была, а понятия культура не было. Такое случается довольно часто. Реальность есть, а обозначение, собирательное понятие возникает гораздо позже. Само существование культуры столь же очевидно, как и реальность природы, общества, человека. Культура сложна, у каждого человека есть свои представления о культуре. Видимо, потому, что культура не имеет четких очертаний и конкретной сферы в обществе, сознании и поведении человека. Культура охватывает все формы и проявления человеческой деятельности. Культура имеет всепроникающий характер, смыслы, знаки, ценности культуры охватывают все. Культуру невозможно распознать простым обозначением, указывая на вещь, предмет или явление. Культура скрыта в них, не поддается прямому познанию. Для определения культуры необходимо понять смысл, заложенный в предмете, раскрыть его назначение, определить ценность. Иначе эта вещь, хотя и создана человеком, лишена культурной ценности и потому остается за пределами культуры. Вне ценностного отношения предметы лишаются культурного смысла картина становится раскрашенным куском холста, произнесенное слово – хаотическим сочетанием звуков. Как справедливо отмечает профессор В. М. Межуев, культуру не увидишь теми же глазами, что и предметы внешнего мира. Здесь требуется особого рода зрение – зрение умом, или умозрение, способностью к которому и наделена философия. Именно у нее надо спрашивать, как возможна и чем реально является культура. Три этапа развития представлений о культуре античность, Возрождение, Просвещение
    Первоначально понятие культура (cultura) вводится в обиход как слово латинского происхождения от глаголов colo, colere и имеет широкий спектр значений. В этих словах выделяют три группы смыслов
    1) обрабатывать, возделывать 2) взращивать 3) обитать, населять слово colonus трансформировалось в колонию. Все эти значения слов возникли в Римской империи.
    Культура обозначала обустройство человека на определенной территории, а также возделывание, обработку земли. Так возникают слова ag-
    ricultura – обработка земли, земледелие и agricola – земледелец. Понятие культура оказывается связанным с весьма почетным занятием – крестьянским трудом и означает сознательную, целенаправленную деятельность человека. Земледелие требовало достаточно обширных знаний о почве, времени сеяния и сбора урожая, способах хранения и потребления, участия в торговом обмене и продаже, использовании обычаев и обрядов, молитв и песнопений. Земледелец воплощал определенный уровень культуры, был героем эпоса, мудрецом.
    Предметом заботы былине только место, земля, растения, но ибо- жество, которое охраняло жизнь человека и плоды его труда. В латинском языке возникло слово cultus, что означало попечение, забота о божестве, культ. В истории культуры известны культ фараона в Египте, культ Солнца в Древней Руси, культ веры в религиях мира Межуев В. М Идея культуры. Очерки по философии культуры. М Прогресс-
    Традиция, 2006. С. 11.
    1.2. Три этапа развития представлений о культуре
    Перечисленные значения составляют древнейший комплекс смыслов слова культура. Как отмечает культуролог ЮС. Степанов, это понятие отражает три грани единого смысла и представляет целостную формулу обустройство того места, где живешь обработку земли, уход за ней почитание богов – хранителей этого места обережение богами людей, которые в таком месте живут и которые так хорошо поступают»
    1
    Известно высказывание философа Цицерона (106–43 гг. дон. э, который писало культуре души (cultura Для античности как первого этапа формирования представлений о понятии культура характерна космоцентричная модель картины мира с универсальными законами природы, общества и человека. Впоследствии, в Средние века, это представление оказалось в подчинении божественной воле, использовалось понятие ментальной, интеллектуальной, духовной культуры (cultura mentis) как божественного дара и предназначения человека. Но сама идея культуры как проявления творческого замысла человека не получила развития в общественной мысли, оставалась подчиненной религиозной, схоластической, теоцентричной картине мира. Если Античность можно назвать первым периодом в обосновании понятия культура, то вторым историческим этапом стала эпоха Возрождения. Основой ренессансного мировоззрения является отношение к человеку как к свободной, творческой личности, и это положение выражает сущность гуманизма. Формируется антропоцентричная картина мира, где главным действующим лицом становится личность, индивидуальность, свободно действующая в культуре. На протяжении многих веков идеи гуманности и свободы являются воплощением сущности культуры и мерилом человеческих ценностей. Восхищением творческими способностями человека, достижениями в искусстве и литературе наполнена эпоха Ренессанса. Однако, как всякий исторический период, Возрождение было внутренне противоречивыми неоднозначным, содержало в себе предпосылки последующего духовного кризиса.
    Третьим важнейшим историческим этапом становления представлений о сущности культуры была эпоха европейского Просвещения XVIII века. Этот период по праву называют периодом формирования классической модели культуры, в которой особое значение придается разумной деятельности человека, освобождению его от невежества благодаря образованию и просвещению Человек культурен по мере реализации разумности в его сознании и поведении. Культура – непросто заложенное
    1
    Степанов ЮС Константы словарь русской культуры. Опыт исследования. МС. Глава 1. Становление культурологии
    в человеке стремление к свободе или милосердию, но деятельность, освещенная светом разума. В новой модели гуманизм дополнен рационализмом, господством разума. Именно на этом фундаментальном положении воздвигается здание европейской культуры. Подвергается критике несовершенство политической организации государства, необразованность и невежество, моральная распущенность, несправедливость и неравенство. Необходимо освободиться от религиозных догматов, мифов и суеверий. Гуманизм и рационализм определяют процесс развития науки, техники, искусства, морали в Новое время. Все формы культуры развиваются на основе просвещения и образования, торжество разума укрепляет веру в прогресс и всеобщность европейской культуры и цивилизации. Возникает и получает поддержку социоцентричная картина мира, где базовой идеей становится разумное политическое переустройство общества и всех его структур. Для реализации этого идеала необходим рост просвещения и образования как главного условия развития культуры и цивилизации. Именно в эпоху Просвещения появляются трактаты и сочинения, посвященные исследованию культуры как целостному миру, созданному человеком. Культура предназначена для создания условий для жизни, духовного совершенствования человека и взаимопонимания между народами. Идеи гуманизма и просвещения отражены во многих трудах, наполняли духовную атмосферу европейского общества, развивались в Италии и Франции, Германии и России. Среди тех, кто заложил теоретические основы исследования культуры как целостного явления, называют итальянского гуманиста Дж. Вико (1668–1744) и немецкого мыслителя И. Г. Гердера (1744–1803).
    Джамбатиста Вико – историки философ, доктор права и риторики в Неаполитанском университете, автор многих сочинений. Главный труд Основания Новой науки об общей природе наций состоит из пяти книг, содержит идеи о культурном единстве и многообразии мира, динамике циклического развития культуры и смены эпох, значении языка, мифа и фольклора как средства общения между народами. В истории культуры было три грандиозных эпохи Век Богов, Век Героев, Век Людей. В разделении эпох Вико ссылается на древнюю истину египтян, рассказанную историком Геродотом. Вико дает краткий очерк культуры Греции и Рима, Индии, Китая, России, Персии, Турции, Японии. Каждая эпоха отличается только ей присущими особенностями искусства и нравственности, права и власти, мифов и религии, но круговорот циклов отражает бесконечность развития чело См Вико Дж Основания Новой науки об общей природе наций. М, 1994.
    1.2. Три этапа развития представлений о культуре

    8
    вечества. Эти идеи находятся у истоков современной культурологии, социальной и культурной антропологии, хотя при жизни Вико они не получили широкого распространения за пределами Италии. Они стали известны в европейской истории и философии ХIХ–ХХ вв. Социологи культуролог ПА. Сорокин считал сочинение Дж. Вико первым систематическим трудом по социальной и культурной динамике. Иоганн Готфрид Гердер – философ, теоретик литературы, пастор. Родился в Восточной Пруссии, окончил теологический факультет Ке- нигсбергского университета, слушал лекции знаменитого немецкого философа И. Канта, был теоретиком литературного движения Буря и натиск в Германии, другом великого немецкого поэта ИВ. Гете. Все эти обстоятельства оказали влияние на его мировоззрение. Основная концепция развития культуры изложена в труде Идеи к философии истории человечества (1784–1791). По замыслу и его воплощению этот труд можно назвать первой энциклопедией мировой культуры. Книга была переведена на многие языки мира. В России взгляды И. Гердера были известны историку Н. Карамзину, писателю Л. Толстому, Н. Гоголь в Арабесках назвал его величайшим зодчим мировой истории. И. Гердер исследовал историю культуры многих народов Европы, в том числе славян, культуры Вавилона, Ассирии, Индии и Китая, Египта и Греции.
    Согласно взглядам Гердера, высокое предназначение человека заключается в развитии Разума и Гуманности. Этому служат просвещение и воспитание, преодоление невежества и поддержание миролюбия, справедливости и доверия друг к другу. Исследовать дух гуманности подлинная задача историка. Гуманность проявляется в общении людей, в государственных делах, науках и искусствах, отмечает И. Гер- дер. Основная черта человечности – миролюбие, сочувствие другим людям, совместное переживание жизненных событий, дружеское общение и любовь. Высшая гуманность проявляется в религии, которая является наставницей человека. Она подает людям совет в их делах, утешает в беде, радуется счастью. Разум, человечность и религия – три наиболее важные ценности культуры. Для их реализации необходимо воспитание, направляющее человека к совершенству. Человечество должно пройти несколько ступеней культуры, чтобы достичь гармонии разума, веры и справедливости. Путь этот сложен и опасен. Кровавые войны и преступления, деспотизм и рабство, унижение достоинства и заблуждения постоянно преследуют человека, расшатывают культуру. Но человек и культура обладают силой сопротивления злу и неуклонного стремления к совершенству. Весь человеческий род – одна порода людей. Все обладают разумом, испытывают чувства радости и Глава 1. Становление культурологии
    гнева, имеют язык для общения. Человечество постоянно обновляет культурный облик, совершенствует отношения с другими народами. Многообразие форм культурной жизни требует изучения и составления антропологической карты народов мира. Понятия культура и цивилизация в их историческом развитии Энергетика слова и понятия культура на протяжении многих веков, сохраняя свое первоначальное значение, дополняется новыми аспектами. В понятии культуры органично сочетаются обыденный, сакральный и светский смысл, схема понимания явлений культуры. Почти во всех европейских языках понятие культура выражается одним словом латинского происхождения, имеющим некоторые различия в написании франко- и англоязычная форма – culture, немецкое, итальянское – coltura (cultura), испанское – cultura. Общий термин подчеркивает единство культуры народов европейского мира, а впоследствии он становится общим для описания культуры человечества
    1
    В России слово культура впервые отражено в Карманном словаре иностранных слов Н. Кириллова (1846) и означало целенаправленную деятельность для пробуждения дремлющих в предмете сил. В 1865 г. в Толковом словаре В. Даля культура рассматривается как понятие умственного и нравственного образования. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1896) культура определяется как материальное и духовное состояние исторической эпохи или народа.
    Наряду со словом культура постепенно включаются в лексикон понятия образование и воспитание от греческого слова пай- дейя» и латинского эквивалента понятия гуманности. Эти категории органично сочетаются друг с другом, выдвигается культурно-образо- вательный идеал, целостный образ культурной жизни, выражающий гуманистическую направленность творческой деятельности человека. Понятия человечности, гуманности оказываются близкими и даже синонимичными культуре. Так постепенно формируется в истории идея культуры, которая станет предметом особого рассмотрения.
    Следует отметить еще понятие цивилизация (civilization, civiliser), которое появляется значительно позже слова культура, но впоследствии употребляется в близком значении как синоним или выражает новый смысл. Во французском языке предпочтение отдается понятию
    1
    См Асоян Ю, Малафеев А Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины ХIХ и начала ХХ веков. МС. Понятия культура и цивилизация в их историческом развитии
    цивилизации, в английской традиции эти понятия взаимозаменяемы, в немецком и русском языках находятся в оппозиции друг к другу как противопоставление немецкой культурности и французской цивили- зованности.
    Наиболее основательно и подробно историю слова цивилизация исследует французский историк Люсьен Февр в книге Бои за историю, в главе Цивилизация эволюция слова и группы идей»
    1
    Проблемы взаимодействия понятий культура и цивилизация рассматриваются в трудах многих европейских и российских ученых. По сравнению со словом культура понятие цивилизация появляется лишь в XVII–XVIII вв. и означает противоположность варварству, соблюдение законов, правил приличия и учтивости в отношениях между людьми, смягчение нравов общества. Этот идеал означал универсальность европейской цивилизации, или европоцентризм, утверждал всеобщий характер ценностей европейской культуры. Впоследствии он подвергается критике, формируется представление о множестве цивилизаций, каждая из которых имеет свой неповторимый облик и судьбу. Цивилизации необходимо изучать, сравнивать друг с другом, выявлять достоинства и достижения, включать в мировой поток развития культуры. У каждого народа есть своя цивилизация и культура, но существуют близкие народы, объединенные в европейскую, ближневосточную, центральноазиатскую и другие цивилизации. Всеобщая история цивилизации – задача будущих исследований.
    Понятие цивилизации в отличие от понятия культуры акцентирует внимание на всеобщих элементах технического прогресса, развития средств массовой информации и коммуникации, финансовых системах и транснациональных корпорациях, политическом устройстве и демократических процессах, социальных институтах образования и досуга, комфорта сферы услуг. Цивилизации приобретают универсальный, всеобщий характер, в то время как культуры уникальны, неповторимы, ив этом состоит их историческое назначение и смысл. Цивилизации стремятся к объединению и похожести по уровню развития. Культуры выявляют индивидуальные отличия как основу самореализации своеобразия и сохранения собственного облика. Возникновение культурологии как гуманитарной науки. Идеи
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
    написать администратору сайта