Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1. Роль литературы в развитии личности ребёнка.

  • Детская литература

  • Ещё одним источником

  • Пути изучения

  • Итак, детская литература – это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребёнок, что такое его микро- и макрокосм, т. е. всё, окружающее его.

  • Основные функции детской литературы

  • Лекции по детской литературе. Литература для детей учит любить себя, вспомним Карлсона Я красивый, умный, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил!


    НазваниеЛитература для детей учит любить себя, вспомним Карлсона Я красивый, умный, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил!
    АнкорЛекции по детской литературе.doc
    Дата22.04.2017
    Размер202 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по детской литературе.doc
    ТипЛитература
    #5097
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    ЛЕКЦИЯ 1
    Специфика произведений для детей или куда уходит детство




    1. Роль литературы в развитии личности ребёнка.

    2. Ребёнок как воспринимающий субъект: специфика восприятия литературного произведения детьми.

    3. Литературное творчество для детей: темы и проблемы. Жанровая специфика литературы для детей.

    1.1. Роль литературы в развитии личности ребёнка. Детский психоаналитик Француаза Дальто утверждала, что ребёнок не собственность родителей, и его желания, мнения заслуживают внимания. Для неё человек – это прежде всего говорящее существо, даже если это младенец. Он стремиться насытиться речью не меньше, чем молоком матери. Он воспринимает мир при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, но только обращённое к нему слово даёт ребёнку возможность почувствовать себя частью человеческого рода. Речь вводит ребёнка в человеческое общество и одновременно позволяет ему почувствовать себя отдельным существом, обозначить своё отличие от другого, чтобы затем суметь по-настоящему разделить с окружающими свои чувства, мысли и воспоминания.

    « Сердце найдёт решение там, где голова бессильна, и разглядит путь там, где не видят глаза», – писала известная шведская писательница Астрид Лингрен, определяя один из способов познания мира – интуитивный. В своих книгах для детей она учит нарушать запреты, игнорировать условности, делать что взбредёт в голову (не об этом ли мечтает каждый?). Однако в мире Лингрен царит свобода, а не хаос: привычные установки: верность дружбе, любовь к близким, уважение к чужим ценностям – играют здесь такую же роль, как в мире реальном, становясь результатом осознанного выбора свободных людей. Литература для детей учит любить себя, вспомним Карлсона: «Я – красивый, умный, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил!», эта формула отношения к себе пронизывает большую часть произведений Астрид Лингрен. Живые, несовершенные, а порой и просто комичные, её герои относятся к себе с уважением и любовью, не исключающими обаятельной самоиронии. Находчивость вместо послушания проповедует шведская писательница для детей. «В вашей школе для меня слишком много яблок, ежей и змей. Прямо голова закружилась, » – печально констатирует Пеппи, отчаявшись решить бессмысленные арифметические задачи. Консервативная модель воспитания давно не работает: мир меняется слишком быстро, и порой не детям приходится учиться у взрослых, а наоборот, взрослым – у детей. Главное, что стоит развивать в детях, - это заложенные в них от природы творческое начало, изобретательность и открытость новому. Писатели для детей не скрывают от своих читателей того, что в мире существует одиночество, нищета, смерть. Маленький бродяга Расмус и братья Львиное Сердце знакомы с ними не понаслышке. Однако в литературе страдание героев неотделимо от радости, боль не исключает, а усиливает вкус счастья.

    «Буря свободы сокрушит угнетателей!» – восклицает Урвар, герой книги «Братья Львиное Сердце». «А сокрушит – это убьёт?» – спрашивает маленький Юнатан и, получив утвердительный ответ, отказывается проливать кровь людей. Бездумному участию в коллективной борьбе писатели противопоставляют созидательную душевную работу отдельной личности, выраженную словами известного гайдаровского героя из книги «Тимур и его команда»: «…Когда человек прав – ему ничего не страшно, но ему всё равно больно». Право на самоуважение учат отстаивать писатели разных времён и народов, потому что только с этого права начинается человек.

    Детская литература – учебный предмет, изучающий историю литературы, которая изначально адресована детям, а также литературу, которая с течением времени включается в круг детского чтения. Пример произведений первого рода – «Доктор Айболит» К.Чуковского, второго - «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Таинственный остров» Жюля Верна, «Путешествие Гулливера» Д.Свифта, «Дон Кихот» М.Сервантеса и др.

    Детская литература «входит» в жизнь ребёнка в устной форме и своим основным компонентом имеет слово звучащее. Иначе говоря, детская литература начинается фольклором., устной народной словесностью. В дописьменный период человечества, и нации, и отдельного человека она являет собой круг синкретических произведений.

    С развитием книгопечатания и издательского дела «народное» и «детское» были поставлены в один ряд: по известному тезису «народ-дитя малое» организаторы этого дела полагали, что и те и другие для чтения серьёзной литературы не готовы. Издания для детей и народа были дешёвыми и иллюстрированными.

    Итак, одним из источников детской литературы является устная народная словесность как неотъемлемая часть народной культуры, созданная устным речевым творчеством народа.

    Ещё одним источником со времён крещения Руси становятся религиозные богослужебные тексты, являющиеся частью церковной службы, литургии, жизни по христианскому календарю. В монастырях, при церквях учили грамоте. Первые печатные книги Азбука и Евангелие. Молитвы, евангелическое чтение. Жития Святых, Псалтырь, - всё это читалось устно или пелось в храме. Важнейшей эстетической единицей было звучащее слово.

    Произведения детской литературы (от раннего младенчества до юношества) можно изучать, руководствуясь различными принципами:

    1. Линейно-концентрическим – даёт представление об эволюции жанрово-стилевых образований в искусстве слова для детей (неоднократное чтение одного и того же текста на разных этапах взросления).

    2. Культурно-историческим – изучаются произведения по мере появления их в литературе и с учётом происхождения автора произведения.

    3. Поло-возрастным – с учётом гендерной ориентации и возрастного развития.

    Пути изучения детской литературы:

    1. Целостный анализ художественного произведения. Цель его – характеризуя отдельные компоненты, создать цельное представление о замысле автора идейной концепции текста.

    2. Как часть авторского метатекста. Литературное произведение изучается в связи с биографией и творчеством писателя, при этом, по сути, изучается жизнь (миф о жизни) отдельного человека, занимающегося литературой.

    3. Как часть истории детской литературы.

    4. Литературно-критический подход.

    Итак, детская литература – это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребёнок, что такое его микро- и макрокосм, т. е. всё, окружающее его.
    Основные функции детской литературы:
      1   2   3   4   5
    написать администратору сайта