Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Ветеринария
Сельское хозяйство
Юриспруденция
Право
Языкознание
Языки
Этика
Философия
Религия
Логика
Социология
Политология
Физика
История
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Информатика
Математика
Химия
Вычислительная техника
Связь
Автоматика
Электротехника
Экология
Геология
Начальные классы
Строительство
Механика
образование
Доп
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Школьному психологу
Технология
География
Директору, завучу
Иностранные языки
Музыка
Астрономия
Социальному педагогу
ОБЖ
Обществознание
Логопедия

Методика подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. Методика подготовки и проведения личностно-ориентированного клас. Личностноориентированный классный час


НазваниеЛичностноориентированный классный час
АнкорМетодика подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа
Дата18.09.2017
Размер263 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодика подготовки и проведения личностно-ориентированного клас.doc
ТипКлассный час
#34009
КатегорияВоспитательная работа
страница1 из 4
  1   2   3   4



Методика

подготовки и проведения

личностно-ориентированного классного часа.

Личностно-ориентированный классный час

Классного руководителя современной школы интересует не только содержание, но и способы организации классного часа. Большинство педагогов полагают, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребёнка, формировании его неповторимой индивидуальности.

Рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный классный час поможет классному руководителю дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его возможности и способности. В период радикального преобразования воспитательной работы в школах возникла необходимость рассмотреть методику проведения такого классного часа.

Личностно-ориентированный подход
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство. Многие педагоги считают его современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального; психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а это обязывает применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися; современная школа нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания.

Однако одного осознания целесообразности преобразований ещё не- достаточно для того, чтобы их осуществить. Сейчас очень важно систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на этой основе попытаться расширить границы его использования в деятельности педагогов, например, при подготовке и проведении классных часов.

Личностно-ориентированный подход – это методическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов, действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Основные компоненты личностно-ориентированного подхода




Основные понятия

Принципы

Методы

Индивидуальность.

Личность.

Самоактуализированная личность.

Самовыражение.

Субъект.

Субъективность.

Я-концепция.

Выбор.

Педагогическая поддержка

Самоактуализации.

Индивидуальности.

Субъектности.

Выбора.

Творчества и успеха.

Доверия и поддержки



Диалога.

Игровые.

Рефлексивные.

Педагогической поддержки.

Диагностические.

Создания ситуации выбора и успеха.





Принципы личностно-ориентированного подхода


  1. Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностях. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей.

  2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

  3. Принцип субъективности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

  4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, формы и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

  5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству, ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я»

  1. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребёнка.

Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребёнка.
Характерные черты, технология подготовки и проведения

личностно-ориентированного классного часа
Чтобы выявить характерные черты личностно-ориентированного классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выявить, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. С этой целью обратимся к публикациям известных учёных и выпишем из них определения этого понятия.

  • Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н. И. Болдырев).

  • Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» (Н. Е. Щуркова, Н. С. Финданцевич).

  • «Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приёмы, средства и способы организации взаимодействия» (Е. В. Титова).

  • «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» (В. П. Созонов).

  • «Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру» (Л. В. Байбородова).

К перечню определений учёных можно добавить ещё одно – обобщённый вариант суждений педагогов-практиков об этой форме воспитательной работы. Большинство из них под классным часом понимают специально отведённое классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса.

Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов (Е.Н.Степанова).

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствуют о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:


  1. обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, человеке, технике;

  2. усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;

  3. формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребёнка;

  4. содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

  5. формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.


Какое же место в этой системе должен занять личностно-ориентированный классный час? В чём заключается его основное предназначение?

Получение ответа на эти вопросы позволяют педагогу более уверенно и осознанно осуществлять выбор цели, содержания и способов организации личностно-ориентированного классного часа. Главное его предназначение связано с решением четвёртой задачи, т. е. с содействием становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, развитием их творческих способностей.

Деятельность по подготовке и проведению такого классного часа может быть направлена на достижение и других целевых ориентиров, но не вместо, а наряду с решением задачи-доминанты по развитию субъективности, индивидуальности и креативности ребёнка.

Чтобы реализовать это предназначение, надо внести изменения в целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-аналитический компоненты классного часа. В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены отличительные черты личностно-ориентированного классного часа от традиционного классного часа (Е.Н. Степанова).


Сравнительная характеристика

традиционного и личностно-ориентированного классного часа.



Основные

компоненты

классного

часа.


Традиционный классный час.

Личностно-ориентированный классный час.

Целевой

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образов поведения, т. е. на формирование в личности ребёнка социально типичного.

Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуаль-ности, субъективности и креатив-ности ребёнка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержа-тельный

Содержание классного часа составляет социально одобренный опыт построения деятельности. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъ-ектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъективную роль выполняют члены ученического само управ-ления.

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореали-зации и самоутверждения личности ребёнка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномо-чиями обладает большинство учащихся.

Организа-ционно-деятельност-ный.

Главным и часто единственным организатором совместной деятель-ности и общения выступает классный руководитель. Взаимо-действие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объективных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жёстко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа.

Учащиеся являются полноп-равными организаторами классного часа, происходящей на нём совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуации выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

Оценочно-аналитичес-кий.

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объём, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность её изложения, качество её усвоения учащимися.

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обо-гащение жизненного опыта ре-бёнка, индивидуально личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индиви-дуальности и творческих способ-ностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.


Технологические аспекты

организации личностно-ориентированного классного часа


  1. Составление педагогами совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год. Как правило, деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа начинается задолго до его проведения. Очень важно, чтобы ещё при планировании воспитательной работы на новый учебный год классный руководитель предусматривал включение в план воспитательной деятельности классных часов, непосредственно направленных на развитие субъектности, индивидуальности и креативности учащихся.

При определении их тематики педагог должен не только опираться на существование в науке представления о типичных психолого-физиологических характеристиках личности ребёнка в младшем, подростковом или старшем школьном возрасте, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентации.

Правильно поступают те классные руководители, которые накапливаемые сведения о ситуации и особенностях развития учеников класса фиксируют и систематизируют в своих дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.

В определении тем классных часов должны принимать участие учащиеся и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приёмов и методов, помогающих обеспечить субъектную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов. Перечислим некоторые из них:

  1. Методы социологического опроса. В ходе анкетирования, беседы или интервью можно выяснить мнение учеников и родителей по следующим вопросам:

    • Что следует в первую очередь обсудить в нашем классе?

    • На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?

    • Какая тема классного часа будет интересной для большинства учеников?

    • Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?

  2. Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис». Юным и взрослым членам классного сообщества предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы:

  • Самая главная проблема в нашем классе – это…

  • Больше всего меня волнует проблема…

  • Я считаю, что в нашем классе надо обязательно обсудить такую проблему, как…

    1. Составление цветограммы «Почва». На классной доске мелками зелёного, жёлтого и красного цвета условно изображаются три слоя почвы. Школьникам рекомендуется «окультурить» изображённую почву своими суждениями. В верхний (зелёный) слой с целью «подкормки» вносится то, что надо обсудить в классе в первую очередь; в средний (жёлтый) – то, что следует обсудить во вторую очередь; в нижний (красный) – то, что можно обсудить ещё позже.

    2. Методика «Строим новый классный дом». Учащимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.

    3. Метод («мозговой штурм»). На одном из родительских собраний или классных часов микрогруппы учащихся или родителей выполняют в течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в жизнедеятельности класса и назвать соответствующие им темы классных часов.

    4. Журнал-эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел». Учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведённые для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель анализирует полученную таким образом информацию и использует её при составлении тематики классных часов.

    5. Методика «Памятник проблеме века». Творческой группе школьников предлагается обсудить самую острую проблему жизни класса и «соорудить» посвящённую ей живую скульптурную композицию.

Использование перечисленных и других приёмов и методов позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.
  1.   1   2   3   4
написать администратору сайта