Главная страница
Медицина
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Право
Юриспруденция
Языкознание
Языки
Логика
Религия
Философия
Этика
Социология
Политология
Физика
История
Информатика
Энергетика
Промышленность
Искусство
Культура
Математика
Вычислительная техника
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Экология
Геология
Механика
Начальные классы
Строительство
Доп
образование
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Школьному психологу
Технология
География
Директору, завучу
Иностранные языки
Астрономия
Музыка
Обществознание
Логопедия
ОБЖ
Социальному педагогу

ЛЕКЦИЯ 2. Лекция Требования к качеству управленческих решений. Психологические аспекты процесса принятия решений Качество управленческого решения


Скачать 93.36 Kb.
НазваниеЛекция Требования к качеству управленческих решений. Психологические аспекты процесса принятия решений Качество управленческого решения
Дата26.01.2018
Размер93.36 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлаЛЕКЦИЯ 2.pptx.pptx
ТипЛекция
#35211


Лекция 2. Требования к качеству управленческих решений. Психологические аспекты процесса принятия решений


Качество управленческого решения

это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации

К числу таких характеристик следует отнести:
  • обоснованность

  • непротиворечивость

  • своевременность

  • адаптивность

  • реальность



Обоснованность

Обоснованность решения определяется степенью учета как закономерностей функционирования и развития объекта управления, так и тенденций развития экономики и общества в целом

Решение будет компетентным, если в нем достаточно полно отражены цели и задачи управления конкретным объектом в сочетании со знанием природы и специфики этого объекта, а также тенденций его развития во взаимодействии с окружающей средой

Обоснованным может быть лишь то решение, которое принято на основе достоверной, систематизированной и научно обработанной информации, что достигается использованием научных методов разработки и оптимизации решений

Обоснованность решения обеспечивается следующими основными факторами:
  • учетом требований объективных экономических законов и закономерностей

  • знанием и использованием тенденций развития объекта управления

  • наличием полной, достоверной и научно обработанной информации

  • наличием специальных знаний, образования и квалификации у ЛПР

  • знанием и применением ЛПР основных рекомендаций менеджмента и теории принятия решений



Непротиворечивость

Единство управления современными сложными организациями, осуществляемого глубоко специализированным аппаратом, не может достигаться иначе, чем последовательностью взаимодополняющих, непротиворечивых частных решений, носящих целеполагающий, организующий, мотивирующий, контролирующий и регулирующий характер

Следует различать непротиворечивость внутреннюю и внешнюю

Под внутренней непротиворечивостью понимается соответствие целей и средств их достижения, а также соответствие сложности решаемой проблемы и методов разработки решения

Непротиворечивость внешняя — преемственность решений, их соответствие стратегии, целям организации и ранее принятым решениям



Своевременность Качество решения многих проблем очень часто определяется его своевременностью. Даже оптимальное решение, рассчитанное на получение наибольшего экономического эффекта, может оказаться бесполезным, если будет принято поздно. Более того, оно может даже принести определенный ущерб

Таким образом, фактор времени оказывает существенное влияние на содержание управленческого решения

Если необходимость обоснованности и непротиворечивости решения увеличивает время, затрачиваемое на его разработку, требование своевременности, оперативности, напротив, существенно ограничивает этот период

Адаптивность Решение всегда носит временный характер

Срок его эффективного действия может быть принят равным периоду относительной стабильности проблемной ситуации, на разрешение которой оно направлено, и за пределами этого периода решение может превратиться в свою противоположность — не способствовать разрешению проблемы, а обострять ее

Управлять нужно так, чтобы оставалась определенная свобода выбора решений в будущем, когда ситуация изменится и будет разрабатываться новое решение

Между тем, недостаток многих решений в том и заключается, что они не учитывают необходимости подобной адаптации и носят излишне «жесткий» характер

Реальность

Решение должно разрабатываться и приниматься с учетом объективных возможностей организации, ее потенциала. Другими словами, материальные возможности, ресурсы организации должны быть достаточны для эффективной реализации выбранной альтернативы



Таким образом, управленческое решение может считаться качественным, если оно отвечает всем перечисленным выше требованиям

Причем речь идет именно о системе условий, т.к. несоблюдение хотя бы одного из них приводит к дефектам качества решения и, следовательно, к потере эффективности, трудностям или даже невозможности его реализации





Психологические феномены Феномен Ф. Ирвина — завышение значимости и вероятности желательного результата решения и занижение вероятности нежелательного

Феномен «позитивного сдвига риска» Р. Стоунера. Он состоит в большей рискованности групповых решений по сравнению с индивидуальными. Этот парадоксальный результат казался неожиданным, т.к. противоречил логичным ожиданиям большей осторожности, взвешенности и меньшего риска, свойственным групповым решениям. Однако группа часто идет на уровень риска, предлагаемый самым рискованным ее членом

Психологические феномены
  • Феномен Л. Планкеттома и Г. Хейла. «Аналитический паралич», при котором сбор и анализ информации из средства нахождения решения превращается в самоцель, а также феномен «излюбленной альтернативы», являющийся следствием стереотипного видения руководителем ситуаций и проблем и способов выхода из них. Даже в иной ситуации, решая нестандартную проблему, руководитель, следуя сложившемуся у него стереотипу, выбирает «любимое» решение


Психологические феномены

Феномен «Groupthink» - деформация мышления индивидов, принимающих решение в группе (феномен Д. Яниса). Содержание этого феномена может быть описано совокупностью следующих «симптомов»:
  • иллюзия неуязвимости, разделяемая большинством или всеми членами группы

  • коллективное стремление дать рациональное объяснение принимаемому решению

  • безусловная вера в исповедуемые группой нормы поведения



  • открытое давление на членов группы, выдвигающих возражения и аргументы против групповых стереотипов

  • иллюзия единодушия относительно мнений и оценок, соответствующих точке зрения большинства

  • появление самозванных «охранителей группового духа» — членов группы, которые защищают ее от неблагоприятной информации, способной нарушить испытываемое чувство удовлетворенности от принимаемых решений


Психологические феномены

Феномены «схождения» — сближения мнений, суждений, позиций членов группы в ходе дискуссии, а также «расхождения» — поляризации мнений и суждений.

Эти феномены характеризуют две стороны одного и того же явления и указывают на возможность разной направленности динамики индивидуальных позиций при их столкновении в ходе групповой дискуссии

«Знак» динамики (сближение или поляризация) зависит от характеристик группы, особенностей проблемы и условий ее решения

Психологические феномены Особое место по значимости и многообразию конкретных проявлений в процессе принятия совместных решений занимает «эффект состава». Под этим эффектом понимается устойчивая зависимость особенностей процесса принятия решений в группе от ее количественного и качественного состава

Наиболее эффективны группы численностью 4—8 человек, однако эта оптимальная величина вариативна и, в свою очередь, зависит от таких факторов, как структура группы, ее зрелость, компетентность ее членов и, конечно же, характер решаемой задачи

Психологические феномены Феномен «избегания лидерства». Это явление заключается в том, что лидер в ситуации выбора и под влиянием связанной с ним ответственности стремится переложить свои функции по выработке решения на стоящих ниже в иерархии членов группы, используя для этого свои властные полномочия

Психологические феномены Феномен гипертрофированного доверия к лидеру. Проявляется в предположении членов группы, что никто другой не владеет ситуацией лучше, чем лидер, поэтому именно ему и следует доверяться в большей степени при разработке решения. И этот феномен также может иметь свое как бы зеркальное отражение: например, в условиях конфронтации группы и лидера или при его явной некомпетентности формируется установка на недоверие лидеру и предлагаемым им решениям



Психологические феномены

Феномен «ложного согласия». Проявляется в том, что отдельные члены группы, в силу определенных причин не принимают конструктивного участия в групповой дискуссии, а демонстративно подчеркивают свое согласие с мнением лидера или большинства, хотя оно может противоречить их собственному мнению.

И, наоборот, в процессах принятия решений может проявляться противоположное поведение: стремление «выделиться», показать свою роль. Это может спровоцировать феномен «демонстративного несогласия»

феномен «виртуального решателя» — субъекта, которого реально нет в группе, но который, по не вполне обоснованному мнению существенной ее части, должен появиться и решить проблему

написать администратору сайта