Главная страница

3. Организация и тактика борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Лекция Организация и тактика борьбы с незаконным оборотом наркотиков


Скачать 34.81 Kb.
НазваниеЛекция Организация и тактика борьбы с незаконным оборотом наркотиков
Дата13.02.2020
Размер34.81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла3. Организация и тактика борьбы с незаконным оборотом наркотиков.docx
ТипЛекция
#108278

С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: 2. Синдромология травмы мозга.docx, 1. Магнитно-резонансная томография.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Хим биол Лекция 11 Өзін-өзі тексеру бақылау сұрақтары.docx, урок - лекция.docx, электротехника и электроника лекция 9 на казахском языке.docx, ГП лекция.docx, 19. Лекция 16.docx, 1. Организация медико-санитарной помощи женщинам и детскому насе, 134118030568_9 лекция.docx, 1 лекция Новая Методы измерения определяются видом измеряемых ве, 03 Тема 2.Производственный процесс и принципы его организации. О, №10Запись информации на компакт-диски различных видов. Организац

Лекция 3. Организация и тактика борьбы с незаконным оборотом наркотиков




Общесоциальные меры борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ


В нынешнее время и перед государством, и перед гражданским обществом стоит одна из важнейших задач - проблема предотвращения распространения наркотических средств в стране.

Общественные меры в сфере предотвращения наркооборота являет собой совокупность социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий. В рамках данных мероприятий основными направлениями являются обнаружение, нейтрализация условий и источников распространения и употребления наркотических или психотропных веществ. Важным направлением в рамках этих мероприятий является и предотвращение не только преступности в целом в данной сфере, но и устранение и предотвращение персональных последствий употребления наркотиков, среди которых и беспризорность, нарастающая криминогенность, увеличение числа лиц, зараженных опасными для жизни болезнями.

Исходя из анализа специализированной литературы, мы можем судить о том, что в целом мероприятия по предотвращению преступлений в сфере наркооборота (а он априори нелегальный), направлены в две области:

  1. уменьшение спроса;

  2. уменьшение предложения.

Остановимся более конкретно на данных группах мероприятий.

Так, уменьшение спроса заключается в следующих профилактических мерах:

Первичная профилактика. Данная деятельность направлена, в первую очередь, на ту часть населения, которое не зависимо от употребления наркотических и психотропных веществ. Данная мера направлена на профилактику производства и торговли нелегальными веществами. Субъектами профилактики являются государственные и общественные учреждения: правоохранительные службы, образовательные заведения, СМИ, различного рода психологические центры, а также религиозные соединения (церкви, религиозные дома и пр.)

Особенное место среди специализированных средств первичной профилактики преступного оборота наркотических средств отведено антинаркотическому просвещению, состоящего из:

а) распространение сведений о вреде и недопустимости употребления наркотиков, в первую очередь, несомненно, среди особо уязвлённых групп общества – малолетних и молодежи. Донесение сведений о зловредных последствиях, наносящих урон здоровью и жизни, о юридической ответственности, а также о том, где и каким образом можно получить услуги по снижению и тотального освобождения наркозависимости, если она уже имеется;

б) весьма значимым в рамках просвещения являются уроки, семинары, как в учебных заведениях, так и вне их - пропаганда здорового образа жизни. Речь идет о приобщении молодёжи к спорту, о развитии правильного понимания, что есть здоровье в принципе, об отказе от пагубных привычек, коей может стать и наркоупотребление;

в) антинаркотическое образование: включает донесение сведений о мерах ответственности за наркоупотребление, а также просвещение особо уязвимые группы населения (молодое поколение) о том как можно распознать зависимость от наркотиков, и о том, какими методами могут сторонние вовлечь в употребление наркотических средств;

г) воспитание антинаркотического сознания, то есть: выработка стойких психологических установок и образа жизни без наркосредств, мотивационных настроек в человеке в сопротивлении популяризации наркотиков в окружающем.

Вторичная профилактика, как логично предположить, направлена уже на лиц, которые столкнулись с наркотиками: зависимыми или периодически принимающими. Это также совокупность социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, основное направление которых - предупреждение формирования наркозависимой болезни и её осложнения. В качестве субъекта профилактики выступает правоохранительный орган, медицинское учреждение, психологический центр. В рамках данной программы основными задачами является обнаружить потребителя наркосредств и принять участие по вмешательству в поведение данных индивидов. В содержание программа дезинтоксикации может быть включено первичное медицинское влияние и дальнейшее использование иных форм. Лечение нарокозависимых или потребляющих периодично происходит путем замены сильных на менее токсичные препараты, к примеру, героина меняют на метадон. Такого рода лечение происходит в профилактических и лечебных центрах страны (распространённость которых в стране достаточно велика), где больные проживают, проходя групповое или индивидуальное лечение.

Медицинские меры борьбы с наркозависимостью и наркоупотреблением не сводятся лишь на тотальном излечении данной категории лиц (при этом часто для них преступные действия являются единственным способом по добыче наркосредств). Часто медицинские меры, как было уже отмечено, связаны со снижением дозы и токсичности употребляемых наркосредств, в целях поддержания интереса к жизни и трудоспособности. О тотальном излечении, к сожалению, говорить не позволяют факты и мировой практики антинаркотической борьбы, по свидетельствам которой лишь 2-10% могут избавиться от зависимости в абсолютном смысле.

Итак, вторая группа профилактических меры связана с уменьшением существующего предложения на наркотические средства, и, соответственно, их оборот. В данную группу входят следующие мероприятия:

а) Повышение действительного и потенциального риска для торговца наркотическими средствами (берется во внимание ситуация в крупном городе).

б) Увеличение цены наркотического средства через усложнение доступа к нему.

Как правило, в этих целях, сотрудникам правоохранительных органов нужно осуществлять незапланированные проверки и обыски, организовывая на дорогах пункты осмотра транспортных средств, осуществлять обыск подозрительных помещений, производить аресты. Иными словами, прямо исполнять предусмотренные законодательством меры предотвращения наркооборота в стране. С точки зрения общественно-психологического восприятия такого рода мер, установленных законом, вырабатывается впечатление, что вовлеченность в бизнес, связанный с наркотиками – рискованный в крайней мере (и данное впечатление вполне реально). Эффективность такого положения усиливается программами строгого преследования лиц, связанных с наркооборотом.

Другими словами, при помощи правоприменительных программ, благодаря которым обеспечивается повышение цены и сокращение предложения, наркобизнес становится все более дорогостоящим и трудным.

Кроме указанных мер, активно ведутся кампании по борьбе с уличными розничными наркоторговцами. Важны сведения, полученные от информаторов и проведение обысков на их основе. Это, как правило, пугает случайных потребителей, не имеющих прочной зависимости от наркотических средств.

В конечном счете, полиция может осуществлять попытки сбора сведений о подозреваемом наркобизнесмене для того, чтобы узнать его место проживания, источник поставок и способ реализации. Осуществление данных программ в конечном итоге оказывает превентивное воздействие и на иные виды преступности и состояние общественного порядка.

Бесспорно, и иные действия правоохранительных органов имеют огромное значение в предотвращении преступлений, которые связанны с нелегальным оборотом наркотических средств. Однако эффективность борьбы с наркооборотом снижается объективными процессами, происходящими в социуме, и снижает продуктивность «формулы»: «арест - уголовное преследование – осуждение». Потенциальная возможность мести или расплаты сдерживает потенциального информатора и свидетеля, превращая сотрудничество полицейскими органами в рискованную деятельность. Общеизвестно, что и коррупция, нисколько не преувеличивая, является глобальной проблемой нашей страны. Наркобизнес, в свою очередь, обладая огромными финансами, способствует коррумпированности полиции и политической системы страны в целом.

Среди приоритетных задач - координация работы государственных органов и общественных фондов в слаженности, единности профилактических мер, которые направлены на противодействие, преодоление и превенцию распространения наркосредств, как на всей территории нашей страны, так и между определенными ее регионами. Во внимание необходимо брать и региональную специфику, особенности имеющейся наркотической обстановки в том или другом регионе.

При координации профилактики и борьбы с наркоманией, как социальным явлением, и наркооборотом, в частности, необходим комплексный подход. Что на практике проявляется в виде обязательного социального мониторинга, основанного на учете и оценки показателей развития наркотической ситуации (распространенность наркотических средств и других психотропных веществ, частота злоупотреблений и состояния зависимости, тяжелых последствий, отношение определенных категорий и групп лиц к наркотической ситуации).

На эффективность профилактики употребления наркотиков и наркооборота существенно оказывают влияние и следующие факторы: формирование общей автоматизированной базы информации и сведений (для их обмена); реализация всероссийского и межрегиональных мероприятий профилактики и превенции наркооборота; повышение качества регулирования и обмена данными между правоохранительными службами дальнего и ближнего зарубежья, принимающих участие в борьбе с криминальными действиями, связанными с оборотом наркосредств.

Итак, основной целью указанных мер социального характера заключается в повышении качества разных областей общественной жизни, в нейтрализации и ликвидации социальных предпосылок для формирования криминальных действий, связанных с наркооборотом. Нельзя утверждать безусловно, что социальные меры ликвидируют данный вид преступности тотально, их причины и условия: иными словами, они оказывают второстепенное влияние. Но, вместе с тем, социальная профилактика и описанные выше меры формируют антинаркотическое сознательное поведение социально уязвимых в этой области групп населения (молодежи, в первую очередь), формируют социальный климат для формирования сопротивления и недопустимости вступления на рискованный (во всех смыслах) преступный путь.


Специальные (криминологические) меры борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ


Криминологические, специальные меры по борьбе с наркооборотом, соответственно, составляют комплекс мер, целенаправленных на ограничение и ликвидацию причин преступности или определенных преступных проявлений в данной области. На практике это выражается через международное сотрудничество и усиление охраны государственной границы, через реализацию совместных спецопераций по ликвидации наркопосевов, приведение законодательства в области противодействия наркопреступности в единонаправденнное состояние.

Два основных стратегических направления борьбы с наркооборотом и наркоманией в целом, суммируя многолетний опыт, зафиксированные в документах ООН заключаются (также, как меры социального характера) в уменьшении спроса и предложения наркосредств.

Таким же образом, упоминая сотрудничество государства в качестве формы профилактики наркомании, нужно отметить, что главные усилия стран (включая и Российскую Федерацию) в указанном направлении осуществляются следующими способами:

      1. заключение многосторонних и двусторонних договоров и соглашений государствами в сфере контроля над наркотическими средствами и борьбы с популяризацией наркомании.

      2. сотрудничество государств с международными региональными организациями, которые заняты борьбой со злоупотреблением наркотическими средствами и их нелегальным оборотом, включая и Европейский союз;

      3. сотрудничество государств, в установленных границах Программы ООН по международному контролю над наркотическими средствами;

      4. поддерживание постоянно контактов между правоохранительными органами и специальными службами государств по вопросам организации противодействия нелегальному обороту наркотических средств;

      5. наращивание института офицеров связи по линии борьбы с нелегальным оборотом наркотических средств в государствах – крупных производителях и распространителях наркотических средств, в первую очередь, Центрально-Азиатского региона и Латинской Америки и в государствах- участниках СНГ и при Генеральном секретариате Интерпола;

      6. реализация международных оперативных профилактических операций («Канал», «Синтез», «Пограничное братство» и «Мак»), включающих в себя:

а) определение уголовной ответственности за нелегальные деяния с, сильнодействующими и ядовитыми веществами, свершенные общими субъектами без цели сбыта; распределение норм уголовной ответственности за «отмывание» денежных средств или другого имущества, которое приобретено лицом преступным путем, в случае непредставления документального подтверждения, законного характера приобретения имущества;

б) усовершенствование мер высокоэффективного лечения и реабилитации больных наркоманией.

В тех случаях, когда человек обращается впервые, основным лечением в любом случае, выступает госпитализация. При этом она не зависит от состояния человека: находится ли он в состоянии абстинентного синдрома, острого отравления, хронической интоксикации или психоза. Лечение наркозависимых или употребляющих периодически должно осуществляться в специализированных учреждениях, а в случае, если таковых не имеется в местности – в общесоматических.

Как отмечается, особое внимание необходимо уделить больному к концу второй или третьей недели, когда вновь появляется непреодолимая туга употребить наркотик.

Лечение нужно чередовать с активной психотерапией, осуществляющей либо специалистами (психологами), либо самими медиками. Психотерапия заключается в формировании у больной уверенности в успешности его излечения, в убежденности в правильности выбора лечения (а не дальнейшего употребления), в объяснении последствий употребления наркосредств.

Завершающий этап лечения наркотически зависимых людей - поддерживающая терапия, длящаяся достаточно долгий период времени, в течении которого больной в обязательной прядке должен находиться под наблюдением, перманентно посещать кабинет или находиться под наблюдением патронажной медицинской сестры на дому. В данный период времени реализуется психотерапевтическое вмешательство, повторный курс условно-рефлекторной, общеукрепляющей, стимулирующей терапии.

Мероприятия, которые направлены на предупреждение рецидивов наркоманов, отнесены к третичной профилактике. Другими словами, это реабилитация, представляющая собой совокупное направленное применение медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер для приспособления больного к деятельности на максимально допустимом для него уровне. Они охватывают:

а) усовершенствование мер по ограничению нелегального оборота, включая безразличные для уголовного права вещества, при учете возможности замещения немедицинского потребления одних веществ, которые вызваны их малодоступностью, иными, в частности алкоголь и продукция на его основе;

б) согласно сведениям ВНИИ физкультуры и спорта, от 10–12% до 38% молодежи, которая занята массовым видом спорта, потребляет так именуемые анаболики (стимуляторы, сопоставимые по эффекту с наркотическими средствами). Анаболиками называют лекарственные средства, которые стимулируют синтез белка в организме и способствуют фиксированию кальция в костной ткани. Они - представители группы кортикостероидов, структурные аналоги мужского полового гормона тестостерона. Анаболики потребляются при разных заболеваниях, которые сопровождаются уменьшением массы тела, потерей аппетита, ослаблением организма из-за потерь белка или дистрофии, при замедленном срастании отломков в случаях переломов костей и другое. Вследствие своей гормональной природы анаболики оказывают многостороннее воздействие на процесс синтеза и распада белковых структур, через продукты которых урегулируются главные процессы жизнедеятельности. При длительном потреблении анаболиков для наращивания мышечной массы спортсменами (включая и занятия культуризмом), зачастую, наступают опасные для здоровья последствия. Потребление анаболиков женщинами порождает нарушение менструального цикла, появление признаков вирилизации - характерных особенностей, которые присущи мужчинам (усиление роста волос на лице и теле, огрубение голоса и тому подобное). Из-за опасных и негативных последствий применения анаболических стероидов, еще одной из специальных мер выступает реализация жесткого контроля над законным оборотом веществ в области индустрии профессионального спорта.

в) запрещение рекламы и свободной продажи лекарственных препаратов, которые имеют в своем составе наркотики и психотропные вещества.

Вследствие, запрета пропаганды и рекламы наркотических средств, требуется определить и ответственность за нарушение указанных норм. Практика говорит о том, что СМИ зачастую занимают в данном вопросе или нейтральную позицию, или, руководясь целью погони за сенсацией, реально возбуждают нездоровый интерес к проблеме наркотических средств, представляя способы их производства, привлекая внимание граждан к неисчисляемой прибыли, которая может быть получена от нелегального сбыта наркотиков. Некоторые страны (в частности, Франция) обладают законодательными нормами, которые предоставляют им возможность оказывать воздействие на недобросовестных журналистов и редакторов, которые печатают за деньги указанные материалы.

г) исполнение комплекса законодательных мер, которые предусматривают насильственное лечение наркозависимых.

Следовательно, можно прийти к выводу, что в отличие от общего социального, специальное криминологическое предотвращение нуждается в специальных криминологических знаниях, требуемых при разработке комплексных планов, мер предотвращения преступлений, которые связаны с нелегальным оборотом наркотиков и психотропных веществ. огромным значением здесь обладают уровень и квалификация привлеченных специалистов, их опыт работы, личностные качества, что оказывает содействие выработке определенных критериев при принятии решений, особой системы оценок социальной полезности и продуктивности профилактической работы в области нелегального оборота наркотиков и психотропных веществ.

Физическое и моральное здоровье граждан - это залог существования российского общества и нормальной работы его системы. Но рост наркомании и наркопреступности порождает тревогу и указывает на значительные проблемы нашего социума. Как представляется, в нынешнее время проблематика наркооборота в целом, преступности с ним связанной, явления употребления накросредств – это проблема не только правоохранительных органов, это проблема всего нашего общества, и только совместными усилиями возможно успешно с ней бороться.

Особое беспокойство вызывает ситуация относительно участия в преступлении, предусмотренном ст. 228 и ст. 229 УК РФ несовершеннолетнего лица. Сведения НИИ наркологии указывают на то, что преобладающий возраст детей, которые употребляют наркотические средства (60% от потребляющих) - 14-15 лет. Количество детей-наркоманов или наркозависимых от 7 до 11 класса значительно увеличивается. Каждый четвертый девятиклассник попробовал наркотики, притом в школах замечены факты массовой их торговли по заниженной цене для формирования привыкания к наркотическим средствам детьми пубертатного возраста.

Сегодня можно разработать предложения по улучшению борьбы с нелегальным оборотом наркотиков и психотропных веществ и усовершенствованию существующего законодательства.

  1. В первую очередь, важно чтобы проблема наркомании всегда была в поле внимания, как государственных органов власти, так и населения. Опыт зарубежных стран указывает на то, что средства, которые вложены в борьбу с наркоманией и предотвращение нелегального оборота наркотических средств существенно меньше в сравнении с теми суммами, которые необходимы на преодоление последствий распространение наркотических средств.

  2. Невзирая на постоянное усовершенствование законодательства, в действительности, оно требует внесение тех или иных корректировок, многие вопросы по-прежнему нуждаются в нормативном правовом регулировании, отвечающим потребностям сегодняшнего дня. Обозначим важнейшие из них.

Решение проблемы видится в необходимости снижения возрастного порога привлечения к уголовной ответственности лиц за нелегальный оборот наркотиков (психотропных веществ) с 16 до 14 лет.

  1. Статью 233 УК РФ необходимо дополнить и согласовать с иными нормами действующего Уголовного кодекса. Из ее названия и диспозиции вытекает, что ответственность наступает в случаях нелегальной выдачи или подделки рецептов (другого документа) исключительно наркотических средств и психотропных веществ. Из этого следует, что подделка (нелегальная выдача) документа (рецепта) на сильнодействующее, одурманивающее, ядовитое вещество не может быть квалифицировано по ст. 233 Уголовного кодекса. То есть, диспозиция ст. 233 Уголовного кодекса Российской Федерации, существенно сужает уголовные правовые возможности в борьбе с психоактивными веществами ненаркотического ряда, которые оказывают схожее с ними воздействие.

Диспозиция ст. 233 УК РФ могла бы быть звучать в следующей редакции:

«Нелегальная выдача, подделка или сбыт рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства, психотропного, сильнодействующего, ядовитого и одурманивающего вещества...».

  1. Важная роль в предотвращении и пресечении проявлений нелегального оборота наркотиков, устранении причин и условий, которые способствуют распространению данного явления;

  2. Для предотвращения распространения наркомании, в стране уделить особое внимание формированию реабилитационных центров по лечению лиц, нелегально употребляющих наркотики, при этом разумно принять во внимание международный опыт формирования и работы указанных центров.

  3. Сегодня на законодательном уровне практически не существует системы принуждения больных наркоманией к лечению и наблюдению. Из-за этого, требуется внести изменения в действующие нормы через определение способов и порядка принуждения и наблюдения, как правонарушителей - лиц, больных наркоманией, так и больных наркоманией, которые в связи с конкретными обстоятельствами могут представлять опасность для себя и иных лиц или находятся в беспомощном состоянии.

Главная задача борьбы с нелегальным оборотом наркотиков и психотропных веществ в настоящее время - это формирование преград для массового вовлечения в него лиц, еще не втянувшихся в употребление наркотиков и психотропных веществ и в свершение других нелегальных действий с ними.

Общество, государство должны придерживаться стратегии сокращения вреда от уже реально существующего и в данных условиях неискоренимого негативного социального явления, который принял характер хронической социальной болезни. Ведь злоупотребление наркотиками и их нелегальный оборот - это проблема, выходящая за границы чисто юридического явления. Наркомания и связанные с ней преступления обладают неуклонной тенденцией к росту.

Не существует ни одной страны, которую в той или другой мере не затронули бы проблемы, которые связаны с нелегальным распространением наркотических средств. В Российской Федерации – нет ни одного субъекта федерации, который бы обошли стороной процессы наркотизации населения. В указанных условиях, борьба с организованной наркопреступностью, подрыв экономических основ наркобизнеса, противодействие злоупотреблению наркотическими средствами, формирование условий для лечения и реабилитации наркозависимых, профилактика наркомании и распространения наркотиков являются одними из самых важных, приоритетных направлений государственной политики.


написать администратору сайта