Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия.

  • Опасность

  • Источники опасности

  • Жизненно важные интересы

  • Угроза безопасности

  • Национальная экономическая безопасность

  • Экономическая безопасность предприятия

  • ЛЕКЦИИ ЭКОНОМ. БЕЗОПАСНОСТЬ. Лекция Концепция экономической безопасности региона и предприятия


    Скачать 480.5 Kb.
    НазваниеЛекция Концепция экономической безопасности региона и предприятия
    АнкорЛЕКЦИИ ЭКОНОМ. БЕЗОПАСНОСТЬ.doc
    Дата22.04.2017
    Размер480.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛЕКЦИИ ЭКОНОМ. БЕЗОПАСНОСТЬ.doc
    ТипЛекция
    #5181
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    III. Учебные материалы
    Лекция 1. Концепция экономической безопасности

    региона и предприятия.
    Основные понятия.

    Концепция национальной безопасности Российской Федерации - политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

    Опасность - объективно существующая возможность негативного воздействия на жизненно важные интересы личности, общества и государства, в результате которого может быть причинен ущерб или вред.

    Источники опасности - это условия и факторы, которые таят в себе враждебные намерения.

    Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

    Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

    Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

    Экономическая безопасность - состояние, в котором общество может самостоятельно, без вмешательства и давления определять пути и формы своего экономического развития.

    Национальная экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал даже при неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессах.

    Экономическая безопасность предприятия - это состояние наиболее эффективного и системного использования ресурсов предприятия для предотвращения различных угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.

    Уровень экономической безопасности предприятия - это оценка состояния использования ресурсов предприятия по критериям экономической безопасности.
    Актуальность проблем и необходимости обеспечения экономической безопасности предприятия.

    В условиях экономической и общественно-политической нестабильности в России важной задачей экономической науки и практики хозяйственной деятельности предприятий становится разработка и практическое применение системы обеспечения экономической безопасности предприятия.

    Трудности экономического и политического характера, а также изменения системы ценностей, принятых в обществе, вынуждают российские предприятия быстро адаптироваться к условиям экономической нестабильности.

    Однако не просто находить адекватные решения таких сложнейших проблем и угроз, как:

    1. Отсутствие полной и квалифицированно разработанной законодательной базы, регулирующей различные аспекты деятельности предприятий, а также постоянное изменение действующего законодательства.

    2. Отсутствие на предприятиях квалифицированных специалистов, особенно это касается высшего и среднего менеджмента предприятий.

    3. Неудовлетворительное состояние технологий и производственного оборудования.

    4. Разрыв экономических связей и крайне низкий уровень исполнения договорных обязательств.

    5. Высокая криминализация общества, охватывающая большинство работающих предприятий.

    Перед подавляющим большинством предприятий всех отраслей экономики стоит острая проблема создания и применения системы оценки и обеспечения своей экономической безопасности, как механизма мобилизации и наиболее оптимального управления ресурсами данного предприятия с целью наиболее эффективного их использования и обеспечения устойчивого функционирования предприятия, его активного противодействия всевозможным негативным воздействиям на свою экономическую безопасность.
    Необходимость обеспечения региональной экономической безопасности.

    Российская Федерация на современном этапе находится в сложном социально-экономическом положении, что определяет актуальность исследований по обеспечению экономической безопасности территориальных образований (район, область, республика, регион). На смену глобальной угрозе военного противостояния пришел ряд внешних и внутренних угроз, большинство из которых порождены экономическими трудностями.

    Исследование проблем экономической безопасности территориальных образований не может быть достаточно корректным и полным без комплексного, системного подхода к анализу, оценке, сопоставлению и ранжированию геополитических факторов характерных для соответствующих территорий.

    Экономическая безопасность территориальных образований характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктурой, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему внешних хозяйственных связей.

    Под комплексной системой экономической безопасности территориальных образований (район, область, республика, регион) понимается совокупность текущего состояния условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории в условиях неопределенности и риска.
    Определение и содержание экономической безопасности предприятия.

    Экономическая безопасность предприятия - это состояние наиболее эффективного и системного использования ресурсов предприятия для предотвращения различных угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.

    Одним из важнейших показателей, характеризующих экономическую безопасность предприятия является уровень экономической безопасности.

    Уровень экономической безопасности предприятия - это оценка состояния использования ресурсов предприятия по критериям экономической безопасности.

    С целью достижения наиболее высокого уровня экономической безопасности предприятие должно проводить работу по обеспечению максимальной безопасности основных функциональных составляющих своей работы.

    Функциональные составляющие экономической безопасности предприятия - это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.

    Примерная структура функциональных составляющих экономической безопасности предприятия:

    1. Финансово-хозяйственная.

    2. Интеллектуальная и кадровая.

    3. Технико-технологическая.

    4. Политико-правовая.

    5. Информационная.

    6. Экологическая.

    7. Физическая.

    Каждая из перечисленных функциональных составляющих экономической безопасности предприятия характеризуется собственным содержанием, набором функциональных критериев и способами обеспечения.

    Для обеспечения экономической безопасности предприятие использует совокупность имеющихся в собственном распоряжении ресурсов.

    Ресурсы предприятия - это факторы бизнеса, используемые владельцами и менеджерами для выполнения целей предприятия.

    Из основных необходимых ресурсов можно выделить следующие:

    1. Капитал. Собственный капитал, привлеченные средства и прочие активы необходимы для приобретения, поддержания и развития других ресурсов.

    2. Персонал. Менеджеры предприятия, штат инженерного персонала, производственных рабочих и служащих с их знаниями, опытом и навыками являются основным связующим звеном, соединяющим воедино все факторы бизнеса, обеспечивающим проведение в жизнь идеологии бизнеса, а также достижение целей предприятия.

    3. Информация и технология. Информация, касающаяся всех сторон деятельности предприятия, является наиболее ценным и дорогостоящим из ресурсов предприятия. Именно информация об изменении политической, социальной, экономической и экологической ситуации, изменения рынков предприятия, научно-техническая и технологическая информация, конкретные “ноу-хау”, касающиеся каких-либо, аспектов бизнеса, новое в методах организации и управления бизнесом позволяет предприятию адекватно реагировать на любые изменения внешней среды бизнеса, эффективно планировать и осуществлять свою хозяйственную деятельность.

    4. Техника и оборудование. На основе имеющихся финансовых, информационно-технологических и кадровых возможностей предприятие приобретает технологическое и другое оборудование, необходимое, по мнению менеджеров предприятия и доступное, исходя из имеющихся ресурсов.

    5. Лицензии и права. Этот ресурс включает в себя права на использование патентов, лицензии и квоты на использование природных ресурсов, права на пользование патентов, лицензии и квоты на использование природных ресурсов, а также экспортные квоты, права на пользование землей. Использование этого ресурса позволяет предприятию приобщиться к передовым технологическим разработкам, не проводя собственных дорогостоящих научных исследований.
    Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности.

    В России понятие “национальной безопасности” вошло в теорию и практику лишь в 1991 году. Концепция “национальной безопасности” силу закона получила, когда Указом Президента РФ от 5 марта 1992 году был утвержден закон “О безопасности”.

    Концепция национальной безопасности России - официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз. Исходя из положений концепции безопасности разрабатываются концепции (доктрины) во внешнеполитической, экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной и иных видах безопасности, включая охрану здоровья населения.

    Среди других нормативных документов, регламентирующих обеспечение национальной безопасности России, можно назвать следующие:

    Указ Президента РФ “О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)” от 29 апреля 1996 г. № 608;

    Постановление СФ ФСРФ “О законодательном обеспечении экономической безопасности РФ” от 8 августа 1996 г. № 327-СФ;

    Указ Президента РФ “Об утверждении концепции национальной безопасности РФ” от 17 декабря 1997г. № 1300;

    Постановление ГД “Об экстренных мерах по выводу РФ из кризиса” от 17 февраля 1999г. № 3669-II ГД;

    Указ Президента РФ “О структуре аппарата Совета Безопасности РФ” от 15 марта 1999 г. № 333.

    Руководящими лицами и органами управления и обеспечения экономической безопасности России являются:

    Президент РФ;

    Совет Безопасности РФ, созданный Указом Президента РФ от 10 июля 1996 г. № 1024, который является конституционным органом при Президенте РФ. В состав Совета Безопасности входит Управление экономической безопасности с соответствующими отделами, работающее на постоянной основе;

    Федеральное собрание - парламент РФ (СФ и ГД);

    Правительство РФ;

    Законодательные и исполнительные структуры субъектов Федерации;

    Министерство обороны РФ;

    Министерство иностранных дел РФ;

    Министерство внутренних дел РФ;

    Прокуратура РФ;

    Федеральная служба безопасности;

    Федеральное агентство правительственной связи и информации.

    Основная литература.

    Экономическая и национальная безопасность. Учебник. Гриф УМО РФ Гончаренко Л.П. М: Дело, 2007.

    Экономическая безопасность России: общ. курс: учебник / под ред. Сенчагова В.К. - 2-е изд. М.: Дело, 2005.

    Дополнительная литература.

    Логинов Е.Л. Актуальные проблемы экономико-правового обеспечения экономической безопасности. Краснодар, 2000.

    Герасимов А.П. Экономическая безопасность российской государственности: экономико-правовые аспекты. СПб., 2001.

    Экономическая безопасность — часть национальной безопасности государства//"Information Security/ Информационная безопасность" №6, 2005.

    Коротков Э.М., Беляев А.А. Управление экономической безопасностью общества.//Менеджмент в России и за рубежом №6, 2001
    Лекция 2. Содержание системы обеспечения экономической

    безопасности региона и предприятия.
    Основные цели экономической безопасности предприятия.

    Главной целью экономической безопасности предприятия является обеспечение его устойчивого и максимально эффективного функционирования в настоящее время и обеспечение высокого потенциала развития и роста предприятия в будущем. Наиболее эффективное использование ресурсов предприятия, необходимое для выполнения целей данного бизнеса, достигается путем предотвращения угроз негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия и достижения следующих основных функциональных целей экономической безопасности предприятия:

    обеспечение высокой финансовой эффективности работы предприятия и его финансовой устойчивости и независимости;

    обеспечение технологической независимости предприятия и достижение высокой конкурентоспособности его технологического потенциала;

    высокая эффективность менеджмента предприятия, оптимальность и эффективность его организационной структуры;

    высокий уровень квалификации персонала предприятия и его интеллектуального потенциала, эффективность НИОКР;

    высокий уровень экологичности работы предприятия, минимизация разрушительного влияния результатов производственной деятельности на состояние окружающей среды;

    качественная правовая защищенность всех аспектов деятельности предприятия;

    обеспечение защиты информационной среды предприятия, коммерческой тайны и достижение высокого уровня информационного обеспечения работы всех его служб;

    обеспечение безопасности персонала предприятия, его капитала, имущества и коммерческих интересов.

    Выполнение каждой из вышеперечисленных целей экономической безопасности предприятия является существенно важной для достижения ее главной цели. Кроме того, каждая из целей экономической безопасности предприятия имеет собственную структуру подцелей, обуславливаемую функциональной целесообразностью и характером работы предприятия. Подробная разработка и контроль за выполнением целевой структуры экономической безопасности предприятия являются весьма важной составной частью процесса обеспечения его экономической безопасности.
    Система обеспечения экономической безопасности предприятия.

    Очевиден тот факт, что обеспечение экономической безопасности предприятия - это постоянный циклический процесс.

    Обеспечение экономической безопасности предприятия - процесс реализации функциональных составляющих экономической безопасности с целью предотвращения возможных ущербов и достижения максимального уровня экономической безопасности предприятия в настоящий момент времени и в будущем.

    Способы обеспечения экономической безопасности предприятия - это набор мер и система организации их выполнения и контроля, которые позволяют достигать наиболее высоких значений уровня экономической безопасности предприятия.

    Схема процесса обеспечения экономической безопасности предприятия выглядит следующим образом (см. рис.1).
    ОСНОВНОЙ БЛОК
    СИСТЕМА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    РЕСУРСЫ
    КАПИТАЛ ПЕРСОНАЛ ОБОРУДОВАНИЕ
    ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИЯ ЛИЦЕНЗИЯ

    АУДИТ ПРЕДПРИЯТИЯ

    ОЦЕНКА СТОИМОСТИ И ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ


    АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
    СИСТЕМА АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    ПОДСИСТЕМЫ

    ФИНАНСОВАЯ КАДРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ
    ПРАВОВАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ
    ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ


    СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ
    ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


    СИСТЕМА ОБЩЕЙ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    ПРЕДПРИЯТИЕ


    ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ БЛОК
    ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ

    СИСТЕМА КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСА


    ПРОГРАММНОЕ ВНЕДРЕНИЕ И СИСТЕМА

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДГОТОВКИ

    КОМПЛЕКСА КОМПЛЕКСА СПЕЦИАЛИСТОВ


    Рис. 1. Структурная схема комплексной системы экономической безопасности предприятия

    Для осуществления целей предприятия в соответствии с направлениями его деятельности, рассчитываются потребности бизнеса в различных ресурсах, и формируется набор ресурсов предприятия.
    Планирование экономической безопасности предприятия.

    Важным этапом обеспечения экономической безопасности предприятия является стратегическое планирование и прогнозирование его экономической безопасности. Этот этап включает в себя разработку стратегического плана обеспечения экономической безопасности предприятия. В этом документе необходимо задать качественные параметры использования ресурсов предприятия в сочетании с его организационно-функциональной структурой и взаимосвязями структурных подразделений, а также некоторые количественные ориентиры обеспечения функциональных составляющих экономической безопасности предприятия в целом.

    На основе разработанного стратегического плана обеспечения экономической безопасности предприятия и выработки рекомендаций по его реализации осуществляется стратегическое планирование хозяйственной деятельности. Создаются стратегические финансовые, производственные планы, и осуществляется планирование персонала.

    После разработки стратегического плана деятельности предприятия необходимо провести оперативную оценку уровня обеспечения и текущее тактическое планирование экономической безопасности предприятия. Анализ уровня экономической безопасности предприятия проводится на основе оценки эффективности мер по предотвращению ущербов и расчета функциональных и совокупного критерия экономической безопасности предприятия.

    Текущее планирование экономической безопасности предприятия осуществляется на основе разработки нескольких альтернативных сценариев развития ситуации и расчета значений совокупного критерия экономической безопасности по каждому из них. После выбора по результатам расчетов лучшего варианта и анализа остальных вырабатываются оперативные рекомендации по текущему планированию деятельности предприятия. Эти рекомендации не носят в отличие от стратегических долгосрочного характера и задают не только качественные ориентиры текущей деятельности предприятия, но и содержат количественные задания.

    На основе оперативной оценки уровня экономической безопасности предприятия и выработанных рекомендаций осуществляется оперативное управление хозяйственной деятельностью предприятия, после чего производится практическая реализация разработанных планов.

    В процессе осуществления предприятием своей хозяйственной деятельности появляется информация для анализа состояния его экономической безопасности. На основе этой информации осуществляется оценка функциональных и совокупного критериев экономической безопасности этого предприятия, их отклонений от плановых значений, анализируются причины возникновения этих отклонений. После этого вырабатываются рекомендации по корректировке набора ресурсов предприятия, систем стратегического и текущего планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также системы оперативного управления его деятельностью.

    Корректировки могут вноситься и в систему планирования экономической безопасности предприятия. В этом случае нужно заново использовать описанные выше методы планирования экономической безопасности предприятия и вносить соответствующие изменения в хозяйственные планы предприятия и систему их реализации.

    Основные источники угроз экономической безопасности предприятия

    Очевидно, что уровень экономической безопасности предприятия базируется на том, насколько эффективно службам данного предприятия удается предотвращать угрозы и устранять ущербы от негативных воздействий на различные аспекты экономической безопасности. Источниками таких негативных воздействий могут являться действия людей, организаций, в том числе органов государственной власти, международных организаций или предприятий - конкурентов, а также стечения объективных обстоятельств: состояние финансовой конъюнктуры на рынках данного предприятия, научные открытия и технологические разработки, форс-мажорные обстоятельства и так далее.

    В зависимости от субъектной обусловленности негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия может применяться следующая градация этих негативных воздействий.

    Объективные негативные воздействия - это такие негативные воздействия, которые возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих.

    Субъективные негативные воздействия - это негативные воздействия, возникшие как следствие неэффективной работы предприятия в целом или его работников.

    Анализ современного состояния экономики позволяет выделить следующие негативные воздействия на экономическую безопасность предприятия:

    необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов всех видов;

    высокие темпы инфляции;

    отсутствие реального хозяйственного права, что препятствует снижению общего уровня риска через контрактные отношения;

    отсутствие персональной ответственности значительной части менеджеров за результаты своей деятельности, что увеличивает уровень риска любой сделки;

    зависимость руководителей предприятий от криминального мира, неспособность правоохранительных органов защитить их;

    неустойчивое налоговое законодательство;

    недобросовестная конкуренция;

    нечеткость и непрерывная изменчивость законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий.

    Эти причины порождают неопределенность у руководителя и одновременно ставят предприятие под угрозу возможных потерь. Избежать эти потери и приобрести уверенность можно благодаря стратегии фирмы и организации деятельности в рамках создания системы экономической безопасности предприятия.
    Цели и задачи экономической безопасности региона.

    Главной целью экономической безопасности региона является определение комплексного набора территориальных факторов способных сохранить и поддерживать экономическую безопасность территориальных образований (района, области, республики, региона).

    Основными задачами экономической безопасности региона являются:

    оценка кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере субъектов РФ и обра зующих их территорий ;

    оценка влияния региональных кризисных ситуаций на экономическую б езопасность вышестоящих территориальных образований;

    обоснование правильности бюдж етной по литики на различных уровнях;

    выделение приоритетов и направлений социально-экономич еского раз вития территориальных образований в условиях неопределенности и риска;

    разработка и обосно вание программно-целевых м ероприятий по обесп ечению экономической безопасности территориальных образований.


    Объект и предмет экономической безопасности региона.

    Объектами экономической безопасности территориальных образований являются территория региона и все относящиеся к его экономике, расположенное на данной территории.

    Объектами исследования являются:

    территориальные образования (район, область, республика, регион);

    промышленные узлы;

    города и крупные районы;

    моногорода;

    районо- или градообразующие предприятия.

    Территория - участок земной поверхности, имеющий отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий, кроме производства, производственную и социальную инфраструктуру, и который рассматривается как полигон жизнедеятельности, как фактор и ресурс развития территории.

    Предметом исследований являются:

    выявление, классификация и мониторинг факторов влияющих на неустойчивое развитие территории в текущей ситуации и перспективе;

    формирование экономической политики территориальных образований в условиях неопределенности и риска;

    реструктуризация экономики с преимущественным развитием отраслей наиболее прибыльных на данный период и отраслей, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда;

    реанимация или активизация собственных источников развития;

    формирование территориально-производственных комплексов, ориентированных на требования рынка и гибко реагирующих на конъюктурные изменения;

    развитие межрегиональных инфраструктурных систем с достойным представительством территории;

    локализация и преодоление депрессивного состояния отдельных районов, а в случае необходимости придания им статуса “территорий экономического бедствия”.
    Принципы обеспечения экономической безопасности региона.

    Обеспечение требуемого уровня научной обоснованности оценки угроз и их последствий для экономической безопасности объекта исследования базируются на следующих принципах:

    комплексности, то есть необходимости анализа всех сторон объекта исследования (отраслевой и территориальной, социальной, технической и экологической составляющих);

    системности, то есть учете как внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей, так и внешних факторов с позиций рассмотрения объекта исследования как элемента экономического пространства более высокого уровня;

    вариантности (альтернативности), то есть выявлении и обоснованности нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации, расчета направлений социально-экономического развития территории с точки зрения концепции экономической безопасности;

    безусловного обеспечения экономической безопасности как важнейшего элемента качества жизни и социального прогресса, то есть приоритетности решения задач и осуществления мероприятий направленных на сохранение здоровья и жизни человека, поддержания нормальных условий его существования;

    приемлемого риска, то есть выявлении и реализации доступных мер, направленных на защиту человека в условиях неопределенности и риска и недопущение преодоления пороговых ситуаций;
    Сущность экономической безопасности территориальных образований реализуется в системе показателей (индикаторов). Оценка состояния экономики выполняется с позиции развития процессов на территории в рамках ее экономической безопасности и включает набор индикаторов экономической безопасности (ИЭБ), которые позволяют количественно и качественно оценить, сигнализировать о грозящей опасности и осуществить комплекс мероприятий по стабилизации обстановки.

    ИЭБ различаются для территорий с районо- или градообразующим предприятием и территорий более высокого ранга (промузел, район, область, республика и регион).

    Для экономической безопасности территории принципиальными являются пороги показателей, то есть предельные значения, превышение или недостижение которых приводит к началу разрушительных, нерегламентированных процессов на территории.

    Комплексная система экономической безопасности территорий позволяет:

    Проводить экспресс-анализ региональных кризисных ситуаций с ранжированием регионов по уровню угроз экономической безопасности.

    Проводить анализ экономической безопасности в регионах по сферам жизнедеятельности.

    Проводить углубленный анализ экономической безопасности с целью обоснования комплекса мер по локализации и нейтрализации очагов кризисных ситуаций в регионах.
    Основная литература.

    Экономическая безопасность России: общ. курс: учебник / под ред. Сенчагова В.К. - 2-е изд. М.: Дело, 2005.

    Козаченко А.В., Пономарев В.П., Ляшенко А.Н. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения. Киев: Либра, 2003.

    Гуськов Н.С., Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая безопасность регионов России. М., «Алгоритм», 2000.

    Дополнительная литература.

    Экономическая безопасность хозяйственных систем / под ред. проф. Колосов А.В. М: Издательство РАГС, 2001.

    Есипов В.М. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов в России//ЭКО.№7, 2004.

    Соловьев А.И. Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта//Конфидент №3, 2002.


    Лекция 3. Критерии, показатели и методы анализа

    экономической безопасности.
    Алгоритм проведения анализа и оценки экономической безопасности региона.

    Для комплексной всесторонней характеристики причин и последствий территориальных кризисных ситуаций анализ производится по следующим сферам (подсистемам):

    производственный потенциал;

    занятость населения;

    уровень жизни населения;

    правопорядок;

    бюджетная и финансовая сфера;

    научно-технический потенциал;

    окружающая природная среда;

    демографические процессы.

    Анализ экономической безопасности производится в следующей последовательности:

    1.Составляется предварительный реестр объектов исследования:

    районы, об ласти и р еспублики, входящие в экономическую зону территории;

    крупные города, промышленные узлы, территории с особым режимом хо зяйствования, регионы с нарушенной экологией;

    территории с единственным градо/районообразующим предприятием.

    2.Производится сбор информации для оценки экономической безопасности.

    3.Оценивается уровень экономической безопасности.

    4.Производится разработка и анализ основных пока зателей (ИЭБ) для оценки экономической безопасности по сферам жизнедеятельности территорий.

    5.Оцениваются кризисные ситуации в регионах по сферам жизнедеятельности. На основании полученных показат елей производится ранж ирование территорий по уровню экономической безопасности.

    6.Для кризисных территориальных образований производится углубленный анализ причин и последствий кри зисных ситуаций.

    7.Производится анали з уровня угроз экономической бе зопасности в сфере об еспечения то пливом и электроэнергией.

    8.Прои зв одится ана ли з функционирования сферы обеспечения насе ления продово льст вием.

    9.Разрабатываются программно-целевые мероприятия, направленные на локализацию и нейтрализацию влияния очагов территориальных кризисных ситуаций.

    Полученные фактические значения показателей на основании экспертного зак лючения расставляются по уро вням пре дкризисной и кризисной ситуации.

    Итоговые значения расчетов позволяют сделать вывод об экономической безопасности территории и, в случае критической ситуации или экономического бедствия, принять решение о введении режима чрезвычайного экономического положения.
    Алгоритм анализа уровня экономической безопасности предприятия.

    Алгоритм проведения анализа уровня экономической безопасности предприятия выглядит следующим образом:

    1. Определение структуры негативных воздействии по каждой подсистеме экономической безопасности предприятия. Разделение объективных и субъективных негативных воздействий.

    2.Формирование списка мер, которые были предприняты предприятием к моменту проведения оценки уровня его экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий. Такие списки мер формируются по каждой подсистеме комплекса и по каждому негативному воздействию внутри каждой составляющей. В случае если в прошлом были приняты какие-либо превентивные меры по предупреждению определенных негативных воздействий, их также необходимо включить в список мер, даже если ожидавшиеся негативные воздействия так и не имели места.

    3.Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из подсистем экономической безопасности предприятия. Оценка эффективности принятых мер может производиться экспертами, проводящими общую оценку экономической безопасности предприятия или специально приглашенными лишь для этой цели, на основании оценки отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер, предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного ущерба по составляющей подсистеме.

    4.Определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся негативных воздействий и предотвращения возможных, а также определение ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.

    5.Определение перечня ожидаемых негативных воздействий. В этот список включаются негативные воздействия, которые не удалось устранить к настоящему моменту времени, а также те, которые могут появиться в будущем.

    6.Выработка рекомендаций по устранению существующих негативных воздействий и предупреждению возможных.

    7.Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.

    Частный функциональный критерий экономической безопасности предприятия.

    Для наиболее адекватной оценки влияния каждой из составляющих экономической безопасности предприятия на общий уровень его экономической безопасности представляется целесообразным исследовать сущность функциональной составляющей экономической безопасности предприятия.

    Под основной сущностью экономической безопасности предприятия нужно понимать ту совокупность процессов, протекающих в организации, со всеми их характерными особенностями и взаимосвязями, которые составляют единую родственную группу с точки зрения их функциональной роли в обеспечении экономической безопасности предприятия и, вместе взятые, играют важную роль в обеспечении экономической безопасности предприятия. При исследовании и описании основной сущности функциональных составляющих экономической безопасности предприятия необходимо выделять:

    1. Важнейшие факторы, влияющие на состояние функциональной составляющей.

    2. Основные процессы, влияющие на обеспечение функциональной составляющей экономической безопасности предприятия.

    3. Экономические индикаторы, отражающие уровень обеспечения функциональной составляющей экономической безопасности предприятия.

    4. Меры по обеспечению максимально высокого уровня функциональной составляющей экономической безопасности предприятия.

    При анализе факторов, влияющих на состояние функциональной составляющей экономической безопасности предприятия, целесообразно выделять внутренние и внешние воздействия, а также состав, состояние и методы использования тех ресурсов предприятия, которые задействованы в процессе обеспечения данной функциональной составляющей экономической безопасности предприятия. Весьма важным здесь является анализ негативных воздействий, как внешних, так и внутренних, на данную функциональную составляющую экономической безопасности предприятия, а также оценка понесенных и прогнозирование возможных ущербов от этих негативных воздействий для данной функциональной составляющей и экономической безопасности предприятия в целом.

    Анализ распределения и использования ресурсов предприятия производится на основе составления карты функционального анализа экономической безопасности предприятия, а также частного нормирования ресурсов предприятия по мерам, обеспечивающим экономическую безопасность по данной функциональной составляющей. Здесь же производится и оценка деятельности структурных подразделений предприятия по реализации мер, направленных на обеспечение данной функциональной составляющей экономической безопасности предприятия и эффективности использования этими подразделениями соответствующих ресурсов предприятия.

    Документальное отражение планирования и анализа процесса обеспечения функциональных составляющих экономической безопасности предприятия осуществляется посредством составления карты обеспечения функциональной составляющей экономической безопасности предприятия, в которой должно быть отражено как нынешнее состояние данной функциональной составляющей экономической безопасности предприятия с анализом факторов, влияющих на уровень обеспечения данной составляющей, эффективности принятых мер по обеспечению составляющей, деятельности структурных подразделений предприятия и использования ими ресурсов предприятия, так и прогнозируемое состояние всех вышеперечисленных параметров. Пример карты обеспечения функциональной составляющей экономической безопасности предприятия приведен в таблице 1.


    Таблица 1.

    Карта обеспечения функциональной составляющей

    экономической безопасности предприятия

    Плановый расчет

    Факторы

    Меры

    Ресурсы

    Всего затрат

    Предотвращен

    ный ущерб

    Понесенный ущерб

    Эффективность принимаемых мер 13=10:(8+12)

    1 стоимость

    2 стоимость

    3 стоимость

    4 стоимость

    5 стоимость
    вид ущерба

    стоим

    ость ущерба

    вид ущерба

    стоим

    оcть ущерба
    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13
    1.

    2.


    Итого

    Фактические данные

    Факторы

    Меры

    Ресурсы

    Всего затрат

    Предотвращен

    ный ущерб

    Понесенный ущерб

    Эффективность принимаемых мер 13=10:(8+12)

    1 стоимость

    2 стоимость

    3 стоимость

    4 стоимость

    5 стоимость
    вид ущерба

    стоим

    ость ущерба

    вид ущерба

    стоим

    ость ущерба
    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13
    1.

    2.


    Итого

    Прогноз

    Факторы

    Меры

    Ресурсы

    Всего затрат

    Предотвращен

    ный ущерб

    Понесенный ущерб

    Эффективность принимаемых мер 13=10:(8+12)

    1 стоимость

    2 стоимость

    3 стоимость

    4 стоимость

    5 стоимость
    вид ущерба

    стоим

    ость ущерба

    вид ущерба

    стоим

    ость ущерба
    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13
    1.

    2.


    Итого

    Карта обеспечения функциональных составляющих должна содержать расчет уровня выполнения запланированных значений частных критериев состояния функциональных составляющих экономической безопасности предприятия.

    Этот расчет производится путем деления суммарной общей оценки фактического уровня обеспечения функциональной составляющей экономической безопасности предприятия к запланированному значению этого показателя. Плановые и фактические значения частных функциональных критериев обеспечения экономической безопасности предприятия рассчитываются по методике, аналогичной методике расчета совокупного критерия экономической безопасности предприятия. Частный функциональный критерий экономической безопасности предприятия по этой методике необходимо рассчитывать как отношение совокупного предотвращенного ущерба по данной составляющей экономической безопасности предприятия к сумме затрат на реализацию мер по предотвращению ущербов от негативных воздействий и общего понесенного ущерба по составляющей.

    Данному расчету частного функционального критерия экономической безопасности предприятия соответствует следующая формула:

    К = Упр/(З+Упо) → max, где

    К - частный функциональный критерий уровня обеспечения функциональной составляющей экономической безопасности предприятия;

    Упр - совокупный предотвращенный ущерб по составляющей;

    3 - суммарные затраты в анализируемом периоде на реализацию мер по предотвращению ущербов по данной функциональной составляющей экономической безопасности предприятия:

    Упо - общий понесенный ущерб по данной функциональной составляющей экономической безопасности предприятия.
    Совокупный критерий экономической безопасности предприятия.

    Очевидно, что оценка уровня экономической безопасности предприятия по всем функциональным составляющим на основе статистических методов обработки информации сильно затруднена, так как большинство аспектов данной проблемы крайне сложно поддаются математической формализации. Тем не менее, важность данной проблемы для эффективного функционирования предприятия очень велика, поэтому предлагается оценивать уровень экономической безопасности предприятия на основе определения совокупного критерия экономической безопасности предприятия, рассчитываемого на основе мнений квалифицированных экспертов по частным функциональным критериям экономической безопасности предприятия.

    Частные функциональные критерии экономической безопасности предприятия по каждой из ее составляющих рассчитываются на основе оценки ущербов экономической безопасности предприятия и эффективности мер по их предотвращению.

    Ниже приведена таблица расчета совокупного критерия экономической безопасности предприятия.

    Таблица 2.

    Таблица расчета совокупного критерия

    экономической безопасности предприятия

    Функциональные подсистемы экономической безопасности предприятия
    Показатели

    Финансовая

    Кадровая

    Технологическая

    Информационная

    Правовая

    Коммерческая

    Инновационная

    Внешнеэкономическая

    Инвестиционная

    Экологическая

    Физическая

    Значения частн

    ых функциона

    льных критери

    ев экономичес

    кой безопаснос

    ти предприятия

    Удельные веса значимости функциональ

    ных подсистем экономической безопасности предприятия


    Совокупный критерий экономической безопасности предприятия

    Формула расчета совокупного критерия экономической безопасности предприятия (Кс):

    n

    Кс = Кi di , где

    i=1

    Кi - значения частных функциональных критериев экономической безопасности предприятия;

    di - удельные веса значимости функциональных составляющих экономической безопасности предприятия.

    Причем, di = 1.

    Удельные веса частных функциональных критериев экономической безопасности предприятия в совокупном критерии экономической безопасности предприятия рассчитываются на основе оценки совокупных ущербов по функциональным составляющим его экономической безопасности.

    Ниже приводятся полученные на основе значительного практического опыта анализа экономической безопасности предприятий различных отраслей экономики Российской Федерации примерные рекомендации по соотношениям удельных весов функциональных составляющих экономической безопасности предприятия (таблица 3.).

    Таблица 3.

    Функциональные составляющие экономической безопасности предприятия

    Отрасль

    экономики

    Финансово-хозяйствен

    ная

    Интеллек

    туальная и кадровая

    Технико-

    техноло

    гическая

    Политико- правовая

    Инфор

    мацион

    ная

    Экологическая

    Физичес

    кая

    Всего

    Промышленность

    0,2

    0,2

    0,2

    0,1

    0,15

    0,1

    0,05

    1

    Сельское хозяйство

    0,2

    0,1

    0,3

    0,1

    0,05

    0,2

    0,05

    1

    Торговля

    0,3

    0,1

    0,15

    0,1

    0,2

    0,05

    0,1

    1

    Финансо

    вая сфера

    0,2

    0,2

    0,1

    0,15

    0,2

    0,05

    0,1

    1
    Разумеется, приведенные примерные варианты распределения удельных весов функциональных составляющих экономической безопасности предприятия могут и должны подвергаться критическому осмыслению и корректировке при практическом расчете критерия экономической безопасности, исходя из специфики конкретного анализируемого предприятия.
    Анализ уровня экономической безопасности предприятия.

    Анализ уровня экономической безопасности предприятия производится на основе сравнения полученного в результате расчета значения совокупного критерия экономической безопасности предприятия с полученными ранее значениями этого критерия для анализируемого предприятия, а также, по возможности, с рассчитанными для сравнения значениями данного критерия для аналогичных предприятий данной отрасли. Кроме того, сравниваются текущие и прошлые оценки частных функциональных критериев экономической безопасности предприятия и выявляются доли влияния изменения состояния функциональных составляющих экономической безопасности предприятия на изменение значения совокупного критерия экономической безопасности предприятия. После расчета влияния функциональных составляющих на изменение совокупного критерия экономической безопасности предприятия необходимо провести функциональный анализ мер по обеспечению необходимого уровня функциональных составляющих экономической безопасности предприятия.

    Данный функциональный анализ призван выявить недостатки и резервы реализуемого предприятием комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности предприятия в целом, а также дать возможность менеджерам предприятия скорректировать функциональную систему обеспечения его экономической безопасности.

    Далее приведен алгоритм проведения такого функционального анализа.

    1. Определение структуры негативных воздействий по каждой функциональной составляющей экономической безопасности предприятия. Разделение объективных и субъективных негативных воздействий.

    2. Формирование списка мер, которые были предприняты предприятием к моменту проведения оценки уровня его экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий. Такие списки мер формируются по каждой из функциональных составляющих и по каждому негативному воздействию внутри каждой составляющей.

    3. Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности предприятия. Оценка эффективности принятых мер может производиться экспертами, проводящими общую оценку экономической безопасности данного предприятия или специально приглашенными лишь для этой цели, на основании оценки отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер, предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного ущерба по функциональной составляющей.

    4. Определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся негативных воздействий и предотвращения возможных, а также определение ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.

    5. Определение перечня ожидаемых негативных воздействий. В этот список включаются негативные воздействия, которые не удалось устранить к настоящему моменту времени, а также те, которые могут появиться в будущем.

    6. Выработка рекомендаций по устранению существующих негативных воздействий и предупреждению возможных.

    7. Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.

    Данный функциональный анализ целесообразно оформлять картой функционального анализа экономической безопасности предприятия (таблица 4.).

    При заполнении карты функционального анализа экономической безопасности предприятия негативные воздействия, влияющие сразу на несколько функциональных составляющих экономической безопасности, должны отдельно учитываться по всем затрагиваемым составляющим. При этом ущербы и эффекты должны также разделяться на соответствующие составляющие, а стоимость мер в случае их повтора в разных составляющих должна учитываться в бюджете только один раз.

    Таблица 4.

    Карта анализа функциональных подсистем

    экономической безопасности предприятия

    Функциональные подсистемы
    Негативные воздействия


    Меры, принятые для устранения негативных воздействий


    Полученный эффект или предотвращен

    ный ущерб


    Эффективно

    сть принятых мер


    Ожидаемые негативные воздейст

    вия


    Рекомендуемые меры по их устранению
    ожидавши

    еся

    реализовавшиеся

    предотвра

    щенные

    название

    уще

    рб

    название

    уще

    рб

    название

    уще

    рб

    мера

    стоимость меры

    название

    уще

    рб

    мера

    стоимость меры

    ответственный исполнитель
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11=10:

    (5+9)
    12
    13
    14
    15
    16

    1.Финансовая

    Итого


    2.Кадровая

    Итого

    Всего

    Создание карты функционального анализа экономической безопасности предприятия позволяет решать одновременно целую совокупность важнейших проблем обеспечения его экономической безопасности. Среди них прежде всего необходимо выделить следующие:

    1. Оценивая значения финансовых параметров ущербов от ожидавшихся, реализовавшихся и предотвращенных негативных воздействий (соответственно, столбцы 3, 5, 7), мы можем получить достоверное представление о масштабах потенциального, предотвращенного и все-таки понесенного предприятием ущерба от совокупности негативных воздействий на его экономическую безопасность.

    Также через анализ удельных весов функциональных ущербов в общем совокупном ущербе можно достаточно точно оценить значимость функциональных составляющих экономической безопасности предприятия.

    2. На основе карты функционального анализа специалист имеет возможность оценивать эффективность проводимых предприятием действий по предотвращению возможных и реальных негативных воздействий. Эта оценка производится через отнесение стоимостей предотвращенных с помощью принятия конкретных мер для этого ущербов и полученных дополнительных эффектов к затратам на реализацию этих мер и стоимость все-таки понесенного ущерба.

    Данная оценка должна производиться в разрезе функциональных составляющих экономической безопасности предприятия на основе данных карты функционального анализа, а также в разрезе структурных подразделений предприятия.

    Оценка эффективности деятельности структурных подразделений на основе соотношения бюджетов на проведение мер по предотвращению негативных воздействий и данных по предотвращенным и все-таки реализовавшимся ущербам дает объективную и подкрепленную финансовыми расчетами картину эффективности деятельности всех структурных подразделений предприятия как в разрезе обеспечения функциональных составляющих экономической безопасности предприятия, так и всей работы подразделения в целом.

    Основная литература.

    Измалков А.В. Управление безопасностью социально-экономических систем и оценка его эффективности: Монография. М.: Компания Спутник +, 2003.

    Козаченко А.В., Пономарев В.П., Ляшенко А.Н. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения: Монография. К.: Либра, 2003.

    Дополнительная литература.

    Прохожев А. О проблеме критериев и оценок экономической безопасности//Общество и экономика. №4-5, 2003.

    Макаренко О.Г., Чечин О.П. Экономическая безопасность региона и предприятия: Учебное пособие / Самарск. гос. экон. акад. Самара, 2000.

    Макаренко О.Г., Чечин О.П. Проблемы экономической безопасности региона и предприятия / Самарск. гос. экон. акад. Самара, 2000.
      1   2   3   4   5   6