Главная страница

Классификация систем. 5. Классификация и закономерности систем. Лекция 5 Классификация и закономерности систем Общие вопросы классификации систем


Скачать 247.5 Kb.
НазваниеЛекция 5 Классификация и закономерности систем Общие вопросы классификации систем
АнкорКлассификация систем
Дата23.11.2019
Размер247.5 Kb.
Формат файлаppt
Имя файла5. Классификация и закономерности систем.ppt
ТипЛекция
#96685

Подборка по базе: таблица по психологии, классификация возраста.docx, Метрология және өлшеу лекция интернет.doc, реферат Классификация и временные критерии, используемые при осу, Задачи по теме Классификация государств в мировой экономике.docx, 1 Лекция .doc, МСР Лекция 5-6 (1).doc, Раздел 6.2. Лекция 3. РНП.pdf, 4 лекция реферат.docx, 1 Классификация ВОП.doc, АФО ПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ ЛЕКЦИЯ.doc.

Лекция № 5
Классификация и закономерности систем
5.1. Общие вопросы классификации систем
5.2. Примеры классификации систем
по характеру взаимодействия со средой
по сложности
по степени организованности
5.3. Закономерности целеобразования


Курс: «Системный анализ» 2019 Бакалавры МО - 2 курс





5.1. Общие вопросы классификации систем
Системы разделяют по различным признакам. Например:
по виду отображаемого объекта (технические, биологические, экономические и т.п. системы);
виду научного направления, используемого для их моделирования (математические, физические, химические и др.);
взаимодействию со средой (открытые и закрытые);
величине и сложности;
детерминированные и стохастические;
абстрактные и материальные и т.д.


Людвиг
фон Берталанфи
(1901 – 1972)


Курс: «Системный анализ» 2019 Бакалавры МО - 2 курс





5.1. Общие вопросы классификации систем
Классификации всегда относительны. Так, принимая во внимание диалектику субъективного и объективного в системе, то станет понятной относительность разделения систем на абстрактные и объективно существующие: это могут быть стадии развития одной и той же системы. Действительно, объекты, отражаясь в сознании человека, выступают в роли абстракций, понятий, а абстрактные проекты создаваемых систем воплощаются в реально существующие объекты, которые можно ощутить, а при изучении снова отразить в виде абстрактной системы.
Цель любой классификации – ограничить выбор подходов к отображению системы, сопоставить выделенным классам приемы и методы системного анализа и дать рекомендации по выбору методов моделирования для соответствующего класса систем. При этом система может быть охарактеризована несколькими признаками.


Людвиг
фон Берталанфи
(1901 – 1972)


Курс: «Системный анализ» 2019 Бакалавры МО - 2 курс





5.2. Примеры классификации систем
Рассмотрим некоторые из наиболее важных классификаций систем.
Классификация по характеру взаимодействия системы с окружающей средой:


Людвиг
фон Берталанфи
(1901 – 1972)


Закрытые
Обмен с внешней средой отсутствует


Открытые
Способны обмениваться со средой массой, энергией и информацией.


Системы
(взаимодействие со средой)


Курс: «Системный анализ» 2019 Бакалавры МО - 2 курс





Закрытые системы – какой-либо обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой отсутствует. Для закрытых систем характерно увеличение энтропии (второй закон термодинамики).
Открытые системы – свободно обменивающиеся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения или спонтанного возникновения порядка.


При изучении экономических, организационных объектов важно выделять класс целенаправленных или целеустремленных систем. В этом классе, в свою очередь, можно выделить системы, в которых цели задаются извне (обычно это имеет место в закрытых системах), и системы, в которых цели формируются внутри (что характерно для открытых, самоорганизующихся систем).
Классификация систем по сложности: большие (и малые), сложные (и простые).


Системы
(сложность)


Сложные
Сложные взаимоотношения между элементами, разнородная информация.
Для понимания системы необходимо несколько «наблюдателей» разной квалификации (например, инженер-строитель, программист, юрист, психолог и т.п.)


Большие
Много элементов, большая размерность системы.
Для изучения системы необходим один «наблюдатель» (имеется в виду не количество людей, а однородность их квалификации, например, инженер или экономист).


Курс: «Системный анализ» 2019 Бакалавры МО - 2 курс





Классификация систем по степени организованности:


Системы
(степень организованности)


Самоорганизующиеся или развивающиеся


Хорошо организованные


Плохо организованные,
или диффузные


Хорошо организованные системы
Если исследователю удается определить все элементы системы и их взаимосвязи между собой и с целями системы и вид детерминированных (аналитических или графических) зависимостей, то возможно представление объекта в виде хорошо организованной системы. Такое представление успешно применяется при моделировании технических и технологических систем.


Плохо организованные, или диффузные системы
Если не ставится задача определить все учитываемые компоненты и их связи с целями системы, то объект представляется в виде плохо организованной (или диффузной) системы. Для описания свойств таких систем можно рассматривать два подхода: выборочный и макропараметрический.
Отображение объектов в виде диффузных систем применяется при определении пропускной способности систем разного рода, при определении численности штатов в обслуживающих учреждениях и т.д.


Курс: «Системный анализ» 2019 Бакалавры МО - 2 курс





Класс самоорганизующихся, или развивающихся, систем характеризуется рядом признаков которые обусловлены наличием в системе активных элементов.
Отсюда вытекают особенности экономических систем, как самоорганизующихся систем, по сравнению с функционирование технических систем:
    нестационарность параметров системы и стохастичность ее поведения;
    уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях;
    способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения, сохраняя целостность и основные свойства;
    способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям, самоорганизация, способность адаптироваться, к изменяющимся условиям;
    способность и стремление к целеобразованию;
    принципиальная неравновесность.


Курс: «Системный анализ» 2019 Бакалавры МО - 2 курс





5.3. Закономерности целеобразования


Зависимость представления о цели и самой формулировки цели от степени познания объекта (или процесса).
2. Зависимость цели от внешних и внутренних факторов.
3. Возможность (и необходимость) сведения задачи формулирования общей (главной, глобальной) цели к задаче ее структуризации.
4. Проявление в структуре целей закономерности целостности.


Курс: «Системный анализ» 2019 Бакалавры МО - 2 курс





Зависимость представления о цели и самой формулировки цели от
степени познания объекта (или процесса)


Анализ определений понятия цель позволяет сделать вывод, что, формулируя цель, нужно стремиться отразить в формулировке или в способе представления цели ее активную роль в познании, управлении и в то же время сделать ее реалистичной, направить с её помощью деятельность на получение определенного полезного результата. При этом формулировка цели и представление о цели зависит от стадии познания объекта, и в процессе развития представлений об объекте формулировку цели можно и нужно уточнять.
Коллектив, формирующий цель, должен определить, в каком смысле на данном этапе рассмотрения объекта употребляется понятие цель, к какой точке "условной шкалы" ("идеальное устремление в будущее" - "конкретный результат деятельности") ближе принимаемая формулировка цели.


Курс: «Системный анализ» 2019 Бакалавры МО - 2 курс





Зависимость цели от внешних и внутренних факторов.


При анализе причин возникновения цели нужно учитывать, как внешние по отношению к системе, так и внутренние факторы (внешние и внутренние потребности, мотивы, программы).
Это – очень важное отличие открытых, развивающихся систем с активными элементами от технических, отображаемых закрытыми моделями. Теория управления техническими системами оперирует понятием цель как внешним по отношению к системе, а в открытых, развивающихся системах цель формируется внутри системы, и внутренние факторы, влияющие на формирование целей, являются такими же объективными, как и внешние.


Курс: «Системный анализ» 2019 Бакалавры МО - 2 курс





Возможность (и необходимость) сведения задачи формулирования
общей (главной, глобальной) цели к задаче ее структуризации


Анализ процесса формулирования глобальной цели в сложной системе показывает, что эта цель возникает в сознании руководителя или коллектива не как чёткое единичное понятие, а как некоторая, достаточно "размытая" область. Исследования психологов показывают, что на любом уровне цель возникает вначале в виде "образа" цели. Особенно ярко это проявляется на уровне глобальной цели. При этом достичь одинакового понимания общей цели всеми ЛПР, по-видимому, принципиально невозможно без ее детализации в виде упорядоченного набора взаимосвязанных подцелей, которые делают ее понятной и более конкретной для всех участников процесса целеобразования.


Курс: «Системный анализ» 2019 Бакалавры МО - 2 курс





Проявление в структуре целей закономерности целостности


В иерархической структуре целей, как и в любой иерархической структуре, закономерность целостности проявляется на каждом уровне иерархии. Применительно к структуре целей это означает, что достижение целей вышележащего уровня не может быть полностью обеспечено достижением подцелей, хотя и зависит от них, и что потребности, мотивы, программы, влияющие на формирование целей, нужно исследовать на каждом уровне иерархии.


Курс: «Системный анализ» 2019 Бакалавры МО - 2 курс






написать администратору сайта