Главная страница
Навигация по странице:

  • Издержки - это реальные или предположительные затраты финансовых ресурсов предприятия.

  • Расходы представляют собой финансовые затраты на зарабатывание доходов в течение определенного периода.

  • Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных в определенных целях, и трансформируются в себестоимость продукции.

  • Особенности затрат 1) Динамизм

  • Третья

  • Управление затратами на предприятии призвано решать следующие основные задачи

  • Функции управления затратами.

  • Координация и регулирование затрат

  • Активизация и стимулирование

  • Функции контроля (мониторинга)

  • Принципы управления затратами.

  • Лекции управление затратами. Лекция 1 Содержание управления затратами на предприятии


    НазваниеЛекция 1 Содержание управления затратами на предприятии
    АнкорЛекции управление затратами.doc
    Дата05.03.2017
    Размер317 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции управление затратами.doc
    ТипЛекция
    #3413
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Лекция 1

    Содержание управления затратами на предприятии.



    1. Сущность затрат



    В экономической литературе и на практике наряду с термином «затраты» используются и такие, как «расходы», «издержки». Причем многие авторы трактуют их как синонимы и не делают различий между этими тремя понятиями. Между тем различия есть. Издержки - это реальные или предположительные затраты финансовых ресурсов предприятия. Издержки в буквальном смысле этого слова представляют собой совокупность перемещения финансовых средств и относятся или к активам, если способны принести доход в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет и уменьшится нераспределенная прибыль предприятия за отчетный период.
    Расходы представляют собой финансовые затраты на зарабатывание доходов в течение определенного периода. Понятие расходов уже понятия издержек: оно подразумевает лишь конкретные выплаты в определенном периоде. Расходы обуславливаются затратами, относимыми на себестоимость продукции, и выплатами из прибыли предприятия. Например, командировочные расходы, представительские расходы, включаются в затраты в пределах норм, утвержденных Минфином РФ, сверх норм - оплачивается за счет прибыли.

    Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных в определенных целях, и трансформируются в себестоимость продукции.

    Чтобы провести различия между расходами данного периода и возникающими в связи с ними затратами, отметим следующее:

    • затраты текущего года являются также расходами предприятия за этот год;

    • затраты, понесенные до текущего года, становятся расходами данного года и появляются как активы на начало года;

    • затраты текущего года могут быть расходами будущих лет и будут отражены как активы на конец текущего года.

    Представление о затратах предприятия основывается на трех важных положениях.

    1. Затраты определяются использованием ресурсов отражая, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации продукции.

    2. Объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к денежному выражению затрат.

    3. Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т.е. объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают для определенной функции или производственного подразделения предприятия.

    Правительство Российской Федерации Постановление от 5 августа 1992 №552 определило состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость при формировании финансовых результатов предприятия.

    Предметом управления в исследуемой дисциплине являются затраты предприятия во всем их многообразии.

    Особенности затрат

    1) Динамизм. Затраты находятся в постоянном движении, изменении. Так, в рыночных условиях хозяйствования постоянно изменяются цены на приобретаемые сырье и материалы, комплектующие детали, тарифы на энергоносители и услуги. Обновляется продукция, пересматриваются нормы расхода материальных и трудовых затрат, что отражается на себестоимости продукции и уровне затрат. Поэтому рассмотрение затрат в статике весьма условно и не отражает их уровня в реальной жизни.

    2) Многообразие затрат, требующем применения обширного спектра приемов и методов в управлении ими. Многообразие затрат обнаруживается при их классификации, которая позволяет, во-первых, выявить степень влияния отдельных затрат на экономические результаты деятельности предприятия, во-вторых, оценить возможность воздействия на уровень тех или иных видов затрат и, наконец, относить на изделие только те затраты, которые необходимы для его изготовления и реализации. Не менее важная и сложная задача – правильное отнесение затрат на производственные подразделения и отдельные виды деятельности предприятия.

    Третья особенность затрат состоит в трудности их измерения, учета и оценки. Абсолютно точных методов измерения и учет и затрат нет.

    Четвертая особенность – это сложность и противоречивость влияния затрат на экономический результат. Например, повысить прибыль предприятия можно за счет снижения текущих затрат на производство, которое, однако обеспечивается повышением капитальных затрат на НИОКР, технику и технологию. Высокая прибыль от производства продукции нередко значительно сокращается из-за высоких затрат на ее утилизацию и т. п.

    Управление затратами на предприятии призвано решать следующие основные задачи:

    -выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;

    • определение затрат по основным функциям управления;

    • расчет затрат по производственным подразделениям предприятия;

    • исчисление необходимых затрат на единицу продукции;

    • подготовка информационной базы, позволяющей оценить затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;

    • выявление технических способов и средств измерения и контроля затрат;

    • поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;

    • выбор способов нормирования затрат;

    • выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия.

    Задачи управления затратами должны решаться в комплексе. Только такой подход приносит плоды, способствуя резкому росту экономической эффективности работы предприятия.


    1. Функции управления затратами.


    Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ.

    Выполнение функций управления в полном объеме по всем элементам составляет цикл воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления).

    Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов и т.д.) Отдельные функции и элементы управления затратами выполняются служащими предприятия непосредственно или при их активном участии. Например, диспетчер влияет на координацию и регулирование производственного процесса, а следовательно, на производственные затраты; бухгалтер выполняет учет затрат и т. п.

    Объектами управления являются затраты на разработку, производство, реализацию, эксплуатацию и утилизацию продукции.

    Общая схема взаимодействия функций управления затратами на предприятии показана на рис.

    Управление затратами не является самоцелью, но совершенно необходимо для достижения предприятием определенного экономического р результата, повышения эффективности работы.

    Функции управления затратами первичны по отношению к производству, т.е. для достижения определенного производственного, экономического, технического или другого результата сначала нужно произвести затраты. Поэтому цель управления затратами состоит в достижении намеченных результатов деятельности предприятия наиболее экономичным способом.

    Прогнозирование и планирование затрат подразделяется на перспективное (на стадии долгосрочного планирования) и текущее (на стадии краткосрочного планирования).

    Задачей долгосрочного планирования является подготовка информации об ожидаемых затратах при освоении новых рынков сбыта, организации разработки и выпуска новой продукции, увеличении мощности предприятия. Это могут быть затраты на маркетинговые исследования и НИОКР, капитальные вложения.

    Текущие планы конкретизируют реализацию долгосрочных целей предприятия.

    Если точность долгосрочного планирования затрат невелика и подвержена влиянию инфляционного процесса, поведения конкурентов, политики государства в области экономического управления предприятием, а иногда и форс-мажорных обстоятельств, то краткосрочное планирование затрат, отражающее нужды ближайшего будущего, более точно, поскольку обосновывается годовыми, квартальными расчетами.

    Организация - важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, каким образом на предприятии управляют затратами, т.е. кто это делает, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами. Определяются места возникновения затрат, центры ответственности за их соблюдение. Разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей руководителей и специалистов, участвующих в управлении затратами, которая должна быть совместима с организационно-производственной структурой предприятия.

    Координация и регулирование затрат предполагает сравнение фактических затрат с запланированными, выявление отклонений и принятие оперативных мер по их ликвидации. Если выясняется, что изменились условия выполнения плана, то затраты, запланированные на его реализацию, корректируются. Своевременная координация и регулирование затрат позволяет предприятию избежать серьезного срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности.

    Активизация и стимулирование подразумевают изыскание таких способов воздействия на участников производства, которые побуждали бы соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Подобный образ действий может мотивироваться как материальными так и моральными факторами. Нельзя стимулы к соблюдению и экономии затрат заменять наказанием за перерасход. В этом случае работники основные усилия будут прикладывать к тому, чтобы оспорить уровень планируемых затрат, завысить его. Тогда достижение основной цели предприятия – получение максимально возможной прибыли за счет снижения затрат – станет трудновыполнимой задачей.

    Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации в целях принятия правильных хозяйственных решений. Например, при оценке стоимости материальных производственных запасов произведенные затраты устанавливаются путем производственного учета, а информацию о фактических результатах деятельности предприятия и всех его расходах на производство поставляет бух. учет. Производственный учет входит в систему управленческого учета, позволяющего контролировать затраты и принимать решение об их целесообразности.

    Анализ затрат, составляющий элемент функции контроля, помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производстве, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат.

    Функции контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь, сравнения запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля обуславливается корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или на уточнение планов, если эти последние не могут быть выполнены вследствие объективного изменения производственных условий.

    Итак, управление затратами – это динамический процесс, включающий управленческие действия, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.



    1. Принципы управления затратами.



    Основные принципы управления затратами выработаны практикой и сводятся к следующему:

    • системный подход к управлению затратами;

    • единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами;

    • управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия – от создания до утилизации;

    • органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции;

    • недопущение излишних затрат;

    • широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;

    • совершенствование информационного обеспечения об уровне затрат;

    • повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.

    Системный подход находит свое выражение в том, например, что эффективность управления затратами оценивают по эффективности самого слабого звена системы. Что бы то ни было: низкий уровень нормирования затрат, посредственная мотивация и стимулирование персонала за снижение, недостаточный по объему и неудовлетворительный по качеству анализ, система затрат, не обеспечивающая потребности руководства, - оно неизбежно скажется на функционирование системы. Именно слабое звено определяет надежность (эффективность) работы всей производственной системы, какой является предприятие. Недостаточное внимание к одной функции управления затратами может свести на нуль всю работу.

    Методическое единство управления затратами на разных уровнях предполагает единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу затрат на предприятии.

    Соблюдение всех принципов управления затратами создает базу экономической конкурентоспособности предприятия, завоевания им передовых позиций на рынке.


      1   2   3   4   5   6   7
    написать администратору сайта