Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Физика
Политология
Социология
История
Искусство
Культура
Математика
Информатика
Энергетика
Промышленность
Химия
Вычислительная техника
Автоматика
Электротехника
Связь
Экология
Геология
Начальные классы
Механика
Доп
образование
Строительство
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Технология
География
Школьному психологу
Иностранные языки
Директору, завучу
Астрономия
Музыка
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу
Логопедия

Лекции социология. Лекция Предметная область социологической науки Определение социологии, ее объекта и предмета. Структура социологии


Скачать 0.79 Mb.
НазваниеЛекция Предметная область социологической науки Определение социологии, ее объекта и предмета. Структура социологии
АнкорЛекции социология.doc
Дата04.02.2017
Размер0.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекции социология.doc
ТипЛекция
#2259
КатегорияСоциология. Политология
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

IV. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Модуль 1
Лекция № 1. Предметная область социологической науки


  1. Определение социологии, ее объекта и предмета.

  2. Структура социологии.

  3. Методы и функции социологии. Социологические ракурсы.

  4. Социология как интегративная наука.


1. Социология как самостоятельная область знания сформировалась относительно недавно – в 30 годы 19 века. Термин “социология” ввел в научный оборот в 1839 году французский философ и социолог Огюст Конт. Социология в переводе с латинского означает – “наука об обществе” или “учение об обществе”.

Изучение любой науки начинается с определения ее объекта и предмета.

Объект науки – это определенная часть действительности, которая отражается, исследуется конкретной наукой, находясь за ее пределами.

Предмет науки – это ее содержание, система основных положений, категорий и законов, отражающих объект.
В соответствии с этим под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирования и развитие.

А предметом социологии выступает понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.

Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы: социальные институты политики и образования, трудовые и бытовые отношения, анализируя их в социальном аспекте.

Одна из важнейших категорий социологии – “социальное”.

Социальное – возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. В центре внимания социологов находится человек как активный субъект социальных отношений, социальных структур и организаций.

Объектами социологии являются: микрогруппы (семья, компания друзей); макрогруппы (население города, рабочего поселка, производственные объединения); общность (рабочие, предприниматели, фермеры) и, наконец, общество.

Выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку.

Социология – наука о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей.

2. Структура социологического знания – упорядоченная совокупность информации, представлений научных понятий об обществе, как динамично функционирующей социальной системе.

Множественность подходов в определении социологии приводит к тому, что ее структура складывается как многоуровневая. Система научного знания может быть структурирована по различным основаниям.

В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на:

  • общетеоретическую (макросоциология);

  • отраслевую (социология среднего уровня);

  • микросоциологию.

Общетеоретическая социология (как макросоциологическое исследование) изучает общие закономерности функционирования и развития общества как целого.

На общетеоретическом уровне формируются общесоциологические теории производственной, общественной деятельности человека, выявляется роль труда в развитии общества.

На этом уровне исследуется взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер общественной жизни (политической, экономической, духовной и др.).

Каждое социальное явление рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов.

Отраслевая социология (социология среднего уровня) занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела:

  • исследование социальных институтов (образование, наука, культура, семья и др.);

  • исследование социальных общностей (территориальных образований, этнических общностей, профессиональных групп);

  • исследование социальных процессов (массовых коммуникаций, урбанизации, социальных конфликтов).

Цель исследований данного уровня: на основе статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить оптимальное решение проблем повышения эффективности управления социально-экономическими проблемами.

Микросоциология – изучает социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.
Исследования этого уровня дают основания для выработки рекомендаций к решению текущих и перспективных задач. Помогают выявить существующие противоречия, а также тенденции развития социальных явлений.

В зависимости от уровня получаемого знания социологию подразделяют на:

  • теоретическую;

  • эмпирическую.

Для теоретической социологии – решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни, и создание на этой основе концепций и теорий, объединяющих закономерности развития социальных явлений и процессов.

Для эмпирической социологии в центре исследования находится само накопление, сбор фактического материала и его первичная обработка, включая научный уровень обобщения.

В социологическом исследовании нельзя разрывать эмпирическое и теоретическое, т.к. это две стороны единого целостного процесса познания социальной реальности.

В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяют на:

  • фундаментальные;

  • прикладные.

Фундаментальные исследования – ставят своей целью получение нового знания, открытие новых социальных законов, обобщение методологии социологической науки.

Прикладные исследования – имеют задачи, связанные с изучением конкретных вопросов социума, поиском решения актуальных общественных проблем.

Эмпирические и теоретические исследования могут иметь как фундаментальную, так и прикладную направленность.

Поскольку каждый социолог - это своеобразный творческий мир или, как минимум, “лаборатория”, то и трактовки структуры социологического знания достаточно разнообразные. Некоторые исследователи, к примеру, включают в структуру социологического знания такие элементы, как социальная философия, теоретическая социология, специальные теории, прикладная социология, практическая социология. Все это говорит о том, что представление о структуре постоянно эволюционирует.

3. Метод социологии определяется ее социально-философским содержанием. Научные методы социологии нужно отличать от методов социологического исследования. Научные методы социологии это, по-существу, методология социологической науки.

Методы социологии – правила социального познания, технологический принцип изучения объекта или его предметных областей.

Социология, как и любая другая наука, руководствуется общими критериями научного исследования, такими как:

  • системность исследований;

  • объективность интерпретаций;

  • применение методов: дедукции и индукции, математического и статистического анализа.

Существуют и собственные теоретические методы социологии:

  • структурно-функциональный анализ;

  • сравнительный метод.

Структурно-функциональный метод позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем.

С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация.

С середины 70 годов XX века этот метод подвергается критике, как теория, не дающая возможности рассматривать общество в его изменениях и преемственности.

Именно поэтому, в методологии социологической науки появился сравнительный метод, который дополняет и корректирует метод структурно-фун-кциональный.

Сравнительный метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни различных народов много общего. Этот метод расширяет кругозор исследования.

Понятие “функция” в переводе с латинского означает “выполнять что-либо”.

Основные функции социологии

Таблица № 6.

Функции

Направления

Познавательная

  • получение научных представлений о сущности и содержании социальных явлений;

  • изучение характера и закономерностей развития социальных явлений;

  • выработка научных прогнозов во всех сферах общества.

Практическая

  • разработка практических рекомендаций для улучшения механизмов социального управления;

  • научное обеспечение деятельности управленческих структур.

Прогностическая

  • составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества;

  • определение диапазона возможностей перед субъектами социальных отношений; а также альтернативных сценариев развития вероятных социальных процессов.

Идеологическая

  • в той или иной степени выражает интересы определенных социальных групп;

  • социологическая наука должна быть идеологически нейтральна;

  • задача социолога не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ социальных явлений.



Социология использует 5 ракурсов “углов зрения” для наблюдения и объяснения различных групп фактов:

  • демографический (от греческого “демос” - народ) – используется для анализа моделей рождаемости, смерти, миграции, а также влияния этих процессов на социальную реальность;

  • психологический – объясняет поведение человека и представление его о самом себе;

  • общностный – используется при изучении 2-х и более людей;

  • отношенческий – применяется для объяснения взаимоотношений, обусловленных ролями.

Роль – ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом человека;

  • культурологический – используется для анализа поведения индивидов; правила и нормы поведения в обществе рассматриваются как регуляторы поступков.

Все эти пять ракурсов применяются для:

  • анализа информации;

  • нахождения более точного объяснения социальных фактов.

4. Социология сформировалась как междисциплинарная наука, базирующаяся на данных биологии, психологии, этики, философии, истории и экономики.

Она занимает особое место среди общественных наук. Это продиктовано следующими причинами:

  • во-первых, социология в отличие от других общественных наук, изучает общество в целом;

  • во-вторых, социология является теоретической и методической основой для специальных общественных наук;

  • в-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, которые используются другими науками.

Социология обладает двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным наукам. С одной стороны, ее относят к таким социальным нау-
кам как психология, экономика, политология, антропология. С другой стороны, у социологии много общего с философией, историей, культурологией, которые образуют класс гуманитарных наук.

В частности социологию и философию объединяет то, что они рассматривают общество в целом, но при этом социология изучает законы меньшей степени общности, в отличие от философии. У социологии понятия и категории более конкретны, нежели у философии. Целью философии является выработка мировоззрения, тогда как у социологии – получение объективных данных о жизни общества. Философия формирует основополагающие принципы понимания общества, а социология конкретизирует эти положения на основе анализа социальной реальности.

Существует тесная связь социологии с историей. Многие выводы социология делает на основе обобщения исторических фактов. А историческая наука обогащается за счет использования количественных методов анализа явлений, что позволяет историкам преодолевать описательный подход при изучении исторических событий.

Наблюдается эффективная взаимосвязь между социологией и экономикой. Социология помогает экономистам анализировать роль человеческого фактора на производстве, его влияние на производительность труда, повышение качества продукции, принятие управленческих решений. В свою очередь, социологические исследования не могут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходящие в сфере материального производства, оказывают основополагающее воздействие на развитие общества.

Много общего у социологии с естественными и техническими науками. Так как социология - эмпирическая наука, она использует в своих исследованиях методы точных наук: математический анализ, эксперимент, наблюдение.

Развитие отраслевых социологических направлений (социологии культуры, менеджмента, организаций) позволяет также подтвердить интегративный статус социологии. Нельзя изучить социологию менеджмента, не вторгаясь в сферу управления, а социологию преступности, не затрагивая сферу права.
Именно поэтому, отраслевые социологические направления можно определить как пограничные отрасли социологии. Ибо объективный социологический анализ многих социальных проблем оказывается ограниченным, или невозможным без использования наряду с социологическими знаниями и теориями данных других социальных, гуманитарных и даже естественных наук.
Лекция № 2. История возникновения и развития социологии

Часть № 1.

  1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии.

  2. Основатели социологии.



1. Люди с глубокой древности интересовались социальными проблемами. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали философы античности: Платон и Аристотель.

Платон (427-347 г.г. до н.э.). В своей работе “Государство” выделил особую роль разделения труда и создал первую теорию стратификации, согласно которой общество делится на три класса:

  • высший (состоящий из мудрецов, управляющих государством);

  • средний (включающий воинов, охраняющих государство от смуты);

  • низший (состоящий из ремесленников и крестьян).

Платон считал, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллигентной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.

Каждый гражданин должен заниматься своим делом (разделение труда) и не вмешиваться в дела других классов (социальное разделение). Высший класс необходимо лишить частной собственности, которая, по мнению Платона, развращает нравы людей. Только исходя из этих принципов, можно построить стабильное общество, утверждал мыслитель.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Он так же как и Платон, делил общество на три класса:

  • богатая плутократия;

  • средний класс;

  • лишенные собственности бедняки.

У Аристотеля опорой порядка выступал средний класс. Аристотель учил, что государство лучше всего управляется в том случае, если:

  • бедняки не отстранены от участия в управлении;

  • интересы богатых ограничены;

  • средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Он считал, что частная собственность развивает у людей здоровые эгоистические интересы. Несовершенство общества, по мнению мудреца, нужно исправлять моральным улучшением людей и выравниванием их жизненных шансов. Аристотель утверждал, что чрезмерное неравенство людей опасно для государства.

Никколо Макиавелли (1469-1527 г.г.) - итальянский философ, который первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля.

В своем главном произведении “Государь” Макиавелли продолжает основную линию рассуждения платоновского “Государства”, но акцент делает на поведение политического лидера, а не на структуру общества. Он сформулировал три закона для правителя, желающего добиться успеха.

Первый закон. Действиями людей правит честолюбие и мотив власти. Людьми состоятельными движет страх потерять то, что они имеют, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили.

Второй закон.Умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы удержать ее, надо быть жестким.

Третий закон. Творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах.

Томас Гоббс (1588-1679 г.г.), английский философ, сделал следующий шаг в развитии социальной мысли. Он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?» - и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к обществен­ной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социа­лизации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т.е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищённость от враждебных действий других.

2. Социология как наука возникла в XIX веке, вобрав в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе. К основоположникам научной социологии относят выдающихся мыслителей Огюста Конта, Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Карла Маркса.

Огюст Конт (1798-1857 г.г.) - французский философ – позитивист. С его именем традиционно связывают возникновение социологии. В 1839 году в 47-й лекции “Курс позитивной философии” Конт ввел в научный оборот термин “социология”, заменив им употреблявшееся ранее понятие “социальная физика”. Он отвергал метафизические воззрения эпохи просвещения и призывал разработать рациональный, научный взгляд на общество.

По его мнению, все социальные проблемы можно решать с помощью науки. Конт утверждал, что больное общество можно вылечить, если создать точную и объективную науку об обществе - социологию. Открытые этой наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, чтобы научить людей правильному и разумному построению социальных взаимоотношений.

Конт акцентировал внимание на том, что изучение общества должно быть с применением базовых социологических методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического анализа.

В созданной им всеобщей классификации наук, социология находилась на самой вершине, выше математики, астрономии, физики, химии и биологии (рис.1).




СОЦИОЛОГИЯ

Метод: наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение + исторический метод.


БИОЛОГИЯ

Метод: наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение.



ХИМИЯ

Метод: наблюдение + эксперимент + классификация.


ФИЗИКА

Метод: наблюдение + эксперимент.



АСТРОНОМИЯ

Метод: наблюдение.


МАТЕМАТИКА

Метод: логика.

Рисунок 1. Иерархия наук по О. Конту.
Его учение состояло из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования общества, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.

Главным своим открытием Конт считал выявление закона “трех стадий”, согласно которому человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:

  • теологическая или фиктивная. Здесь человеческий разум “стремится к абстрактному знанию”, господствует религиозно-мифологическое сознание. За



каждым явлением природы и жизни людей, человеческий ум усматривал сверхъестественные силы;

  • метафизическая или абстрактная. Характеризуется тем, что человеческое мышление пытается объяснить окружающий мир оторванными от жизни абстракциями. Наука слабо развита, поэтому преобладает опытное знание;

  • позитивная или научная. Человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит, преимущественно, из научных наблюдений.

Истинная наука, говорил Конт, сочетает наблюдение и предвидение. В рациональном предвидении он видел практическое назначение социологии.

Основные труды: “Система позитивной политики” (1851-1854 г.г.), “Курс положительной философии” (1899-1900 г.г.).

Герберт Спенсер (1820-1903 г.г.). Английский философ и социолог - позитивист, основоположник органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он изложил в сочинении “Научные, политические и философские опыты”.

Суть органической теории:

  • общество рассматривается как единая система взаимодействия природных (прежде всего биологических) и социальных факторов;

  • все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи.

По мнению Спенсера, общество развивается по естественным, главным образом биологическим законам. Он уподоблял общество живому биологическому организму, и в частности, акцентировал внимание на следующих моментах их сходства:

  • как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в массе;

  • те и другие усложняются;

  • их части приходят во всю большую зависимость друг от друга;


  • и те, и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы (клетки в организме, люди в обществе) постоянно исчезают и заменяются новыми.

Свое организмическое видение общества он подтверждал рядом наглядных аналогий: торговлю и дороги он сравнивал с кровообращением в организме, а кровяные тельца – с деньгами; информационную инфраструктуру - с нервной системой живого организма; правительство в государстве – с человеческим мозгом.

На Спенсера оказала глубокое влияние теория эволюции Ч. Дарвина. Он полагал, что ее можно применить и к человеческому обществу.

В эволюции он выделил следующие основные моменты:

  • интеграция (переход от простого к сложному);

  • дифференциация (переход от однородного к разнородному);

  • возрастание порядка (переход от неопределенного к определенному).

С точки зрения Спенсера, социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, в первую очередь политических.

Он подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности. Поэтому для развития общества необходимо создать нормальные условия для духовной и физической деятельности индивидов.

Основной труд: “Основания социологии” (1896 г.).

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917 г.г.). Французский философ и социолог, один из основателей современной социологии. Первый профессор социологии во Франции (1887 г.). Он разработал доктрину социального реализма.

Суть ее такова:

  • природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами;

  • исходным моментом анализа поведения людей и их деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов.



Э. Дюркгейм был сторонником рационалистического метода в социологии, т.е. строго логического объяснения общественной жизни.

По его мнению, социология – есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал политические, правовые, религиозные и иные нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами, ценностями.

Он считал, что исторический переход от одной общественной формы к другой, обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих и индивидов, на полном растворении индивидуальных сознаний в “коллективном сознании”. Структура такого общества простая с незначительным разделением труда. Такую солидарность Дюркгейм называл механической. В развитых обществах индивиды выполняют функции в соответствии с разделением общественного труда, обуславливающего функциональную зависимость и взаимообмен. Этот новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, Дюркгейм называет органической солидарностью.

В своей книге “Самоубийство” (1897 г.), он продемонстрировал значимую роль социальных факторов в поведении людей. Он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт. Исследуя уровень самоубийств, он пришел к выводу, что показатели самоубийств являются следствием вариаций социальной солидарности. Менее склонны к совершению самоубийств индивиды, имеющие более широкие социальные связи, нежели индивиды слабо связанные с жизнью группы.

Основные труды: “О разделении общественного труда” (1895 г.), “Самоубийство” (1897 г.), “Метод социологии” (1899 г.).

Макс Вебер (1864-1920 г.г.) немецкий социолог, философ и историк, которого называют создателем “понимающей” социологии. По его мнению, социология является “понимающей”, поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл.
Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

В отличие от Э. Дюркгейма и К. Маркса, которые отдавали приоритет обществу, М. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Вебер трактует ценность как “установку той или иной исторической эпохи”. Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения.

Важнейшим инструментом в методологии Вебера является понятие “идеальный тип”. Он трактовал идеальный тип как “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической инструкции”. Понятие идеального типа дает возможность для изучения конкретных исторических событий, выполняя роль измерительной планки.

По мнению ученого, социология – это наука о социальных действиях.

Не каждое действие Вебер называет социальным, а только то, в котором присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

Он выделил следующие типы действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

В трудах М. Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей рационализации общества.

Основные труды: “Протестантская этика и дух капитализма” (1904-1905 г.г.), “О категориях понимающей социологии” (1913 г.), “История хозяйства” (1923 г.), “Город” (1923 г.).

Карл Маркс (1818-1883 г.г.) - немецкий философ, социальный мыслитель, экономист. Он предложил совершенно иной подход к пониманию общества. Если для Конта главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Маркс в отличие от всех других социологов-реформистов, выступал за революционный путь изменения общества.
Главная идея учения Маркса – идея материалистического понимания истории. Немецкий экономист Маркс акцентировал внимание на экономических условиях развития общества, особенно на методах организации производства. Он утверждал, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обуславливает классовый конфликт. Согласно марксистской концепции, развитие основывается на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Он считал, что каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия. Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производственные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.

Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло свое выражение в понятии “общественно-экономическая формация”.

Общественно-экономическая формация – это определенный этап развития общества с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью.

Принято выделять следующие типы общественно-экономических формаций:

  • первобытно-общинная;

  • рабовладельческая;

  • феодальная;

  • капиталистическая;

  • коммунистическая (ее первая стадия социалистическое общество).

Материальной основой существования и развития общества выступает способ производства.

Способ производства – это единство его двух основных сторон:

  • производственных сил;




  • производственных отношений.

К производственным силам относят:

  • людей с их знаниями, навыками и опытом производственной деятельности;

  • средства производства (орудия и предметы труда, источники энергии, транспортные средства и т.д.).

Производственные отношения – это отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности.

Учение об общественно-экономических формациях и объективных законах развития общества позволяет представить развитие человечества как объективный и закономерный естественно-исторический процесс, в который одна общественно-экономическая формация сменяется другой.

Основной труд: “Капитал”.
  1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта