Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
История
Информатика
Физика
Математика
Вычислительная техника
Культура
Промышленность
Энергетика
Искусство
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Начальные классы
Доп
Строительство
образование
Механика
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Дошкольное образование
Классному руководителю
Другое
Иностранные языки
Физкультура
Казахский язык и лит
География
Технология
Школьному психологу
Логопедия
Директору, завучу
Языки народов РФ
ИЗО, МХК
Музыка
Астрономия
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу

ОП. Лекции по дисциплине "Основы патологии" 1158 Содержание и задачи предмета. Болезнь и здоровье


Скачать 1.08 Mb.
НазваниеЛекции по дисциплине "Основы патологии" 1158 Содержание и задачи предмета. Болезнь и здоровье
Дата09.02.2019
Размер1.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаОП.pdf.pdf
ТипЛекции
#66994
страница1 из 13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по дисциплине
ОП.03 ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Г
ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Д
ЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА
М
ОСКВЫ
«М
ЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ


(
ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)

ОДОБРЕН
П(Ц)К по специальности
Сестринское дело
Председатель:
_________Е.В. Смирнова
«14» марта 2017г.
УТВЕРЖДЕН
И. о. заместителя директора – руководитель структурного подразделения № 3 ГБПОУ ДЗМ
«МК № 6»
________ Н.С. Лоцманова
«26»мая 2017г.
Автор-составитель:
Шараева Оксана Валерьевна, к.п.н.: преподаватель Анатомии и физиологии человека. Основ патологии. Высшей категории,
Рецензенты:
Маликова Наталия Анатольевна, канд.биолог.наук:. преподаватель
Микробиологии и вирусологии. Первой квалификационной категории.
Пашедко Ольга Викторовна, преподаватель дисцилины «Фармакология», высшая квалификационная категория.
Разумова Алла Николаевна, Главная медицинская сестра
ГБУЗГКБ №68«ДЗМ».
2

СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Пояснительная записка.
4-5
2.
Межпредметные связи.
6
3.
Государственные требования ФГОС СПО для
реализации программы подготовки специалистов
среднего звена специальности 34.02.01
7-8
4.
Объем учебной дисциплины.
9
5.
Виды самостоятельных работ.
10
6.
Краткие лекции по дисциплине "Основы
патологии":
11-58 1. Содержание и задачи предмета. Болезнь и здоровье.
11-16 2. Повреждения. Виды и механизмы образования дистрофии.
17-23 3. Нарушение обмена веществ в организме и его тканях.
24-30 4. Механизмы восстановления функций.
31-36 5. Нарушения крово- и лимфообращения.
37-43 6. Воспаление.
44-50 7. Патология терморегуляции.
51-53 8. Опухоли.
54-58
7.
Практические занятия по дисциплине
"Основы патологии":
59-121 1. Дистрофия.
59-61 2. Некроз, атрофия
62-65 3. Нарушения кровообращения и лимфообращения. 66-72 4. Воспаление.
73-75 5. Опухоли.
76-78 6. Болезни органов дыхания.
79-87 7. Болезни сердечно-сосудистой системы.
88-99 8. Болезни почек и системы мочевыделения.
100-108 9. Нарушение процесса пищеварения
109-117 10.Болезни печени и желчного пузыря.
118-121
8.
Банк тестовых заданий с эталонами ответов.
122-142
9.
Банк ситуационных задач с ответами.
143-148
10.
Критерии оценки
149
11.
Литература
150 3

Пояснительная записка
Данный учебно-методический комплекс по дисциплине "Основы патологии" составлен в помощь студентам и преподавателям для изучения курса, который является одним из модулей в цикле общепрофессиональных дисциплин, предназначенных для специальности 34.02.01 Сестринское дело и составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО для реализации программы подготовки специалистов среднего звена.
Основной целью УМК является овладение студентами системой знаний по основным закономерностям развития болезней, патологических состояний, изменений в органах и системах и в организме в целом, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин, с учетом интегрированного подхода к их преподаванию.
Данный учебно–методический комплекс сочетает в себе морфологические и функциональные критерии и подходы, позволяющие изучить нарушения жизнедеятельности организма человека и отдельных его частей, а также общие закономерности развития патологии клетки и ее функций, структурно-функциональные закономерности развития и протекания типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.
Главной задачей настоящего комплекса является обучение студентов клиническому мышлению, представлению патологических изменений разных уровней - от микро- до макроскопического, а также овладение знаниями об основных симптомокомплексах, сопровождающих развитие типовых патологических процессов и отдельных нозологических единиц.
Студенты должны иметь представления:

о методах патологической физиологии и патологической анатомии;

об изменениях в органах и тканях при нарушениях обмена веществ;

о механизмах адаптации организма;

об этиологии и условиях развития патологических состояний;

о патологической анатомии и клинических проявлениях воспаления, опухолей, расстройств кровообращения, дыхания, выделения;

о болезнях, причинах их возникновения и закономерностях патогенеза
Студенты должны знать:

клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;

стадии лихорадки;

клинические проявления опухолей, современные взгляды на причины;

клинические проявления патологических изменений в органах дыхания, сердечно-сосудистой системе, системе мочеотделения.
Студенты должен уметь:

применять знания номенклатуры и нозологии;

владеть понятийным модулем и алгоритмами, позволяющими дифференцировать нормальные показатели констант внутренней среды организма от патологических.
4

В пособие содержится теоретический и практический материал, соответствующий рабочей программе, рассчитанной на 40 часов аудиторного времени (в том числе 22 часов теоретических занятий и 18 часов - практических) и состоит из 2 разделов, включающих содержание 11 тем, подлежащих изучению. Для самостоятельной работы предполагается выделение 30 % внеаудиторного времени.
УМК содержит 8 лекций, согласно тематического плана, и дополнительно 4 лекции по частной патологии, которые изучаются в виде практических занятий на кружковой секции по Анатомии и физиологии человека и Основы патологии.. Это является дополнительным материалом для студентов при самоподготовке.
В учебно – методическом комплексе используются различные формы организации учебной деятельности:
1) лекции – вводные, текущие, заключительные. По способу проведения преобладают лекции беседы, по ряду тем проводятся телевизионные лекции, а также лекции с элементами проблемного обучения.
2) практические занятия проводятся по методическим указаниям. На занятиях решаются задачи, строятся схемы, заполняются таблицы, графические структуры, диктанты, выполняются практические задания
(рассмотреть в атласе, или использовать иллюстрацию патологии органов или тканей, зарисовать, знать отличия от здоровой ткани).
3) консультации разных видов: текущие, в процессе изучения нового материала и итоговые – перед экзаменом.
На практических занятиях предусмотрено использование различных методов контроля: письменный, устный, лабораторно-практический, тестовый, самоконтроль, задания для самостоятельной работы.
Тестовый контроль разработан по всем темам, но применяется в сочетании с другими методами контроля.
К каждой теме разработаны вопросы, по которым студенты готовятся к практическим занятиям и зачётам.
Данное пособие содержит банк тестовых заданий с эталонами ответов, банк ситуационных задач с алгоритмом ответов, которые позволят студентам целенаправленно подготовиться к экзамену по дисциплине
ОП 03"Основы патологии".
Критерии оценки
5

Межпредметные связи
Основы патологии
М
икр
об
ио
ло
гия
Фа
рм
ак
ол
ог
ия
Ге
не
тика
Ц
ит
ол
ог
ия
и
гис
то
ло
гия
Т
ер
апия
Л
ат
инс
кий
яз
ык
А
ку
ш
ер
ст
во
Д
ет
ские
б
ол
ез
ни
И
нф
екцио
нные
б
ол
ез
ни
6

Государственные требования ФГОС СПО для реализации программы
подготовки специалистов среднего звена специальности 34.02.01.
КОД
Наименование результата обучения.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1.
Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2.
Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3.
Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1.
Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2.
Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3.
Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4.
Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5.
Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно- диагностического процесса.
ПК 2.6.
Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7.
Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8.
Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1.
Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
7

ПК 3.2.
Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3.
Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
В области патологии:

иметь представление о методах патологической физиологии и патологической анатомии;

иметь представление об изменениях в органах и тканях при нарушениях обмена веществ;

иметь представление о механизмах адаптации организма;

иметь представление об этиологии и условиях развития патологических состояний;

иметь представление о патологической анатомии и клинических проявлениях воспаления, опухолей, расстройств кровообращения, дыхания, выделения;

иметь представление о болезни, причинах её возникновения и закономерностях патогенеза;

иметь представление о росте, развитии и строении опухолей;

знать клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;

знать стадии лихорадки;

знать клинические проявления патологических изменений в органах дыхания, сердечно-сосудистой системы, системы мочеотделения, при инфекционных болезнях и нарушениях эндокринной системы.
8

Объем учебной дисциплины.
Курс, семестр
Учебная нагрузка обучающихся (час.)
Ма
кс
им
ал
ьн
ая
уч
ебн
ая
н
аг
руз
ка
Са
м
ос
тоя
те
ль
ная
р
аб
от
а
об
уч
аю
щ
ег
ос
я
Обязательная аудиторная нагрузка
В
се
го
час
ов
в т.ч.
те ор ет иче ск ие за нят ия ла бор ат орн ы
е ра бо ты пр акт иче ск ие за нят ия ку рс ов ая р
аб от а
(п ро ект
)
(дл я
С
ПО
)
1 2
3 4
5 6
7 8
2 курс
4 семестр
Всего
60 20 40 22 18 9

Виды самостоятельной внеаудиторной работы

п/п
Наименование тем
Виды работ
кол.
час.
1
Повреждения. Виды и механизмы образования дистрофий.
Составление словаря терминов.
Подготовка рефератов, докладов.
Мультимедийные презентации.
4 2
Общее и местное расстройство кровообращения.
Составление словаря терминов.
Написание рефератов.
Подготовка докладов. М/пр.
4 3
Патология терморегуляции. Виды графиков температурных кривых при различных заболеваниях.
Заполнение температурного листа. М/пр.
2 4
Доброкачественные и злокачественные опухоли.
Составление сравнительной таблицы по тексту учебника.
Доклады, рефераты.
Составление словаря терминов.
6 5
Болезни почек и системы мочевыделения.
Доклады и сообщения о состоянии мочекаменной болезни в РБ. М/п.
2 6
Болезни печени и желчного пузыря.
Посещение морга.
Кроссворды, санбюллетень по профилактике вирусного гепатита. Доклады и рефераты по заболеваемости желчекаменной болезнью.
2
Всего: 20
10

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Лекция №1.
Тема: "Содержание и задачи предмета. Болезнь и здоровье".
План лекции:
1. Патология - как наука.
2. Понятие о здоровье.
3. Общее понятие о болезни.
4. Понятие о смерти.
1. Патология - как наука.
Патология - фундаментальная наука, изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезней. Предметом ее исследования является больной организм. Как учебная дисциплина патология основывается на синтезе двух наук - патологической физиологии и патологической анатомии.
Для познания и объяснения сущности патологических процессов и болезней патология использует данные клинического обследования, морфологического изучения прижизненно взятых участков тканей больного органа, результаты исследования трупов, а также факты, полученные в эксперименте при моделировании болезней на животных.
Патология включает два раздела - общую и частную патологию.
Общая патология изучает типовые (стереотипные) патологические процессы, лежащие в основе болезней, - дистрофию, некроз, атрофию, нарушение крово- и лимфообращения, воспаление, аллергию, лихорадку, гипоксию, а также компенсаторно-приспособительные реакции, шок, стресс и опухоли.
Частная патология изучает конкретные болезни. В основе методических подходов частной патологии лежит нозология, т.е. наука о причинах, механизмах развития, проявлениях, осложнениях и исходах отдельных заболеваний. Именно патология позволяет раскрыть сущность болезни, выявить ее функциональные и структурные проявления, указать направление поиска принципов профилактики и лечения болезней. Поэтому патология является теорией медицины.
Для решения стоящих перед ней задач патология изучает два подхода - патофизиологической и патоморфологический. первый подход позволяет изучить функциональные расстройства в организме на разных этапах развития отдельных патологических процессов и болезней в целом. Второй подход, используя разнообразные современные морфологические методы, дает возможность исследовать нарушения структуры органов и тканей во время болезни, при выздоровлении или гибели организма. Вместе с тем
11
единство и взаимообусловленность функции и структуры в норме и патологии стирают грань между этими двумя подходами, и они по существу лишь дополняют друг друга. Так, патофизиология в настоящее время широко использует для анализа патологических процессов морфологические методы.
Патологическая анатомия в свою очередь располагает методами, позволяющими оценивать функцию поврежденных структур.
Патологическая анатомия - клиническая дисциплина, и поэтому патологоанатомы работают в патологоанатомических отделениях больниц.
Патологическая анатомия использует несколько методов.
1.
Вскрытие трупов умерших больных для выяснения тех изменений в органах и тканях, которые были вызваны болезнью, а также для установления причин смерти; по результатом вскрытия составляется патологоанатомический диагноз.
2.
Прижизненное исследование кусочков органов больного (биопсия).
Высокое техническое оснащение современной клинической медицины позволяет получить фрагмент ткани любого органа человека (биоптат).
3.
Эксперименты на животных. Для изучения морфологических изменений в органах и тканях в процессе болезни, от самых ранних ее проявлений до завершения, а также для оценки эффективности различных методов лечения больных.
2. Понятие о здоровье.
Здоровье и болезнь представляют собой 2 состояния в которой может находиться организм и которые в течении жизни могут много раз меняться - от здоровья к болезни и наоборот.
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
У здорового человека в различных условиях функции организма могут значительно изменяться. При физической нагрузке всегда учащается пульс и дыхание, усиливается обмен веществ. Это нормальное явление при котором вступают в действие приспособительные механизмы, регулирующие нормальные функции организма. Известно, что норму нелегко отличить от патологии. К патологии относятся появление бороды, усов или мужского голоса у женщин, а так же увеличение молочных желез у мужчин - это патология.
Возникновение одышки у тренированного спортсмена при выполнении обычных для него упражнений, а вот такая же одышка у нетренированного человека - норма и т.д.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
написать администратору сайта