Главная страница
Навигация по странице:

  • Материал 1

  • Пояснения к заданию.

  • Лабораторная работа 2. Лабораторная работа 2. Факторы среды обитания и общие закономерности их действия на организмы


    Скачать 15.01 Kb.
    НазваниеЛабораторная работа 2. Факторы среды обитания и общие закономерности их действия на организмы
    АнкорЛабораторная работа 2.docx
    Дата16.03.2017
    Размер15.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛабораторная работа 2.docx
    ТипЛабораторная работа
    #3831
    КатегорияЭкология

    Лабораторная работа №2.

    Факторы среды обитания и общие закономерности их действия на организмы

    Задание 1. Построить график зависимости жизнедеятельности собаки и ящерицы от действия температуры. Выделить зоны оптимума, пессимума и критические точки на каждом графике. Определить экологическую валентность каждого вида по отношению к температуре. Сделать соответствующие выводы.

    2. Построить график зависимости жизнедеятельности карася и леща оп действия фактора среды — солевого состава воды. Учесть, что карась обитает в пресных водах с содержанием солеи до 1 г/л, а лещ в солоноватых с содержанием солей до 2.с) г/л. Выделить зоны оптимума, пессимума и критические точки на каждом графике. Определить экологическую валентность каждого вида по отношению к солевому составу воды. Сделать соответствующие выводы.

    Материал 1. Данные температурных границ жизнедеятельности собаки и ящерицы (табл. 1).

    2. Данные содержания солей в пресной и солоноватой воде (табл. 2).

    Таблица 1.

    Температурные границы жизнедеятельности некоторых видов животных

    № п/п

    Вид

    Температурные границы, °С


    оптимальная

    минимальная

    максимальная


    1

    Собака

    +25

    -40

    +50

    2

    Ящерица

    +30

    +5

    + 50

    Таблица 2.

    Содержание солей о пресной и солоноватой воде и оптимальный уровень солености для некоторых видов рыб

    № п/п

    Вид




    Содержание солей, г/л







    Оптимальный уровень солености, г/л

    пресная вода

    солоноватая вода

    1

    Карась

    0,5

    0-1




    2

    Лещ

    12,5




    1 – 25

    Пояснения к заданию. Среда — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Отдельные элементы среды, воздействующие на организмы называются экологическими факторами среды. Экологические факторы подразделяются на абиотические и биотические.

    Абиотические факторы — это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм (свет, температура, влага, воздух, почва, ветер). Биотические факторы — это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие.

    В некоторых случаях влияния, обусловленные деятельностью человека, выделяют в особую группу антропогенных факторов.

    Каждый экологический фактор характеризуется определенными показателями, например, силой и диапазоном действия. Интенсивность экологического фактора наиболее благоприятная для жизнедеятельности организма, называется оптимумом, а дающая наихудший эффект — пессимумом, т. е. условия, при которых жизнедеятельность организма максимально угнетается, но он еще может существовать. Максимально и минимально переносимые значения фактора это критические точки, за пределами которых существование уже невозможно, наступает смерть. Критические точки ограничивают степень выносливости, называемую также экологической валентностью живых существ по отношению к конкретному фактору среды.

    В комплексном действии среды факторы по своему воздействию неравноценны для организмов. Их можно подразделить на ведущие (главные) и фоновые (второстепенные). В роли ведущего фактора на разных этапах жизни организма могут выступать то одни, то другие факторы среды.

    Понятие о ведущих факторах нельзя смешивать с понятием об ограничивающем факторе. Фактор, уровень действия которого выходит за пределы выносливости организма, называется ограничивающим, или лимитирующим. Ограничивающее действие фактора будет проявляться даже в том случае, когда другие факторы среды благоприятны или даже оптимальны.
    написать администратору сайта