Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Социология
Политология
История
Информатика
Физика
Вычислительная техника
Математика
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Строительство
Механика
Начальные классы
Доп
образование
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Классному руководителю
Другое
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Школьному психологу
Технология
География
Директору, завучу
Иностранные языки
Астрономия
Музыка
ОБЖ
Социальному педагогу
Логопедия
Обществознание

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ФИЗИОЛОГИИ. Курс лекций по нормальной физиологии. Ю. И. Савченков. Красноярск Издво , 2012, 470 с


Скачать 8.61 Mb.
НазваниеКурс лекций по нормальной физиологии. Ю. И. Савченков. Красноярск Издво , 2012, 470 с
АнкорКУРС ЛЕКЦИЙ ПО ФИЗИОЛОГИИ.doc
Дата04.02.2017
Размер8.61 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКУРС ЛЕКЦИЙ ПО ФИЗИОЛОГИИ.doc
ТипКурс лекций
#2230
страница1 из 103
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   103


ГОУ ВПО «Красноярская Государственная медицинская академия Росздрава»

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Ю.И. САВЧЕНКОВ

КУРС

ЛЕКЦИЙ

ПО

НОРМАЛЬНОЙ

ФИЗИОЛОГИИ

Красноярск, 2012

УДК 612(075.8)

ББК 28.707.3я73

ISBN


Курс лекций по нормальной физиологии. / Ю.И. Савченков. - Красноярск: Изд-во « _______», 2012, 470 с.

Предлагаемая версия учебного пособия содержит материал, соответствующий рабочей программе по нормальной физиологии и достаточно полный для получения отличной оценки на занятиях, на этапной контрольной по той или иной теме, или на итоговом экзамене. Наименование разделов, по существу, повторяют форму экзаменационых вопросов базовой части экзамена для студентов всех факультетов, и фактически предстляют собою эталон ответа на экзамнционный вопрос.

При составлении  Пособия были использованы материалы Учебника по нормальной физиологии под ред. В.М. Покровского и Г.Ф. Коротько (2001), Учебника по физиологии под ред. Р.С. Орлова (2002), Курс лекций по нормальной физиологии проф.Ю.И. Савченкова (изд. 2, 2005), ряд Атласов и  других источников.  Пособие предназначено для студентов всех факультетов КрасГМА (лечебного, педиатриеского, высшего сестринского образования и фарацевтического) как базовый курс, соответствующий основному содержанию рабочих программ по физиологии всех специальностей без учета профиля обучения.   

Издание 3, исправленное и дополненное.

Рецензенты: - академик РАМН, профессор, д. м. н. Медведев М.А.

зав. кафедрой физиологии Сибирского государственного

медицинского университета

- профессор, д. м. н. Барбараш Н.А., зав. кафедрой

физиологии Кемеровского государственной

медицинской академии

Утверждено к печати ЦКМС КрасГМА (протокол № от июня 2007 года)

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ

1.1.     РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕФЛЕКСЕ И РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В СОЗДАНИИ РЕФЛЕКТОРНОЙ ТЕОРИИ


Рефлекторная функция представляет собой основной специфичный для ЦНС вид деятельности, проявляющийся в осуществлении сложных своеобразных и высокодифференцированных реакций, получивших название рефлексов. или рефлекторных реакций. 

Основателем учения о рефлексах является французский философ Декарт, который в первой половине XVII столетия дал описание рефлекторного акта. Декарт полагал, что животные являются сложными биологическими машинами, и все их реакции на внешнюю среду, а также многие реакции человека осуществляются по принципу автоматических, механических, отраженных ответов на раздражение. По мнению Декарта, при воздействии какого-либо раздражителя на орган чувств приводятся в движение нервные волокна; они натягиваются и открывают расположенные на внутренней поверхности мозга отверстия, через которые выходят находящиеся в мозговых желудочках "животные духи" (esprits animaux); эти последние проходят по нервам и втекают в мышцы, вызывая их сокращения.

Эти воззрения Декарта на природу ответной реакции организма на внешние раздражения в свете современных знаний представляются наивными, механистичными и фантастическими, однако, нельзя не признать, что именно ему принадлежит первое и в целом верное  описание пути, по которому проходит нервный импульс при рефлекторном акте, и первое описание важнейших элементов рефлекторной дуги.

При всей фантастичности таких представлений идея отражения нервной системой характера  раздражения была воспринята физиологами и получила свое дальнейшее развитие в трудах Г. Прохазки, Ф. Мажанди, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина и др. ученых, которые заложили прочные основы учения о рефлексах.

Самый термин "рефлекс" (лат.  reflex - отражение) для обозначения реакции организма на внешнее раздражение был введен в 1817 . немецким ученым Г. Прохазка, который заимствовал этот термин из физики вкладывая в основу понятия рефлекса представление от отражении (рефлекторный акт есть отражение действия раздражителя.

Закономерным следствием из этого представления стала т.н. рефлекторная теория, которая заключается в утверждении, ч о деятельность организма есть закономерная рефлекторная реакция на стимул. Революционным прорывом для рефлекторной теории  послужила знаменитая работа И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга" (1863). В этой работе Сеченов впервые провозгласил тезис о том,. что все виды сознательной и бессознательной жизни человека представляют собой рефлекторные (отраженные) реакции. Структурной основой рефлекса является рефлекторная дуга, состоящей из рецепторной, афферентной проводниковой, центральной, эфферентной части и рабочего органа. Всякий рефлекторный акт начинается при воздействии внешнего или внутреннего раздражителя на рецепторный аппарат и заканчивается каким-либо изменением деятельности организма.

Ученик Павлова П.К. Анохин, создав концепцию о функциональной системе, как основном принципе саморегуляции функций, дополнил схему рефлекторной дуги  представлением об обратной афферентации из рабочего органа в центр, которая несет информацию о состоянии рабочего органа, о ходе выполнения команды и о результатах деятельности (рис 1). Обратная связь - важнейший принцип функционирования информационно-управляющих систем - трансформирует открытую рефлекторную дугу в закрытую. В результате рефлекторная дуга превратилась в рефлекторное кольцо, которое является материальным субстратом для саморегуляции, в ходе которой в ходе ответной реакции постоянно происходит корректировка команд рабочим органам и наилучшее выполнение окончательного результата.

 Следующим этапом развития рефлекторной теории является открытие И.П. Павловым (1912) нового класса рефлексов - условных, которые не являются наследственными, а приобретаются индивидуумом в течение его жизни на основе личного опыта.  По сути, условный рефлекс есть ассоциация двух или более безусловных рефлексов, которая возникает при достаточно частом повторении стереотипных сочетаний двух сигналов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   103
написать администратору сайта