Главная страница
Навигация по странице:

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ………………….……….…………………………… 4Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

  • Раздел 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

  • Раздел 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

  • Раздел 4. ЭКОНОМИКА МАКРОРЕГИОНОВ

  • Раздел I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Тема I .1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

  • Основная информация экономических наук для курса региональной экономики*

  • Основные понятия региональной экономики.

  • Систематизация теоретических основ понятия и определения региона*

  • Методы исследования, применяемые в региональной экономике.

  • Задачи, стоящие перед региональной экономикой.

  • Региональная экономика должна конструктивно поддерживать регионализацию и пространственную интеграцию мер экономических преобразований

  • Региональная экономика призвана активно содействовать реализации стратегических направлений социально-экономического развития регионов

  • Учебное пособие. Региональная экономика. Курс лекций по дисциплине региональная экономика Москва гоу впо рэа им. Г. В. Плеханова


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеКурс лекций по дисциплине региональная экономика Москва гоу впо рэа им. Г. В. Плеханова
    АнкорУчебное пособие. Региональная экономика.docx
    Дата15.02.2017
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУчебное пособие. Региональная экономика.docx
    ТипКурс лекций
    #2725
    страница1 из 26
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»

    (ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова»)

    КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
    «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

    Москва

    ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова»

    2010


    УДК

    ББК 65.9(2 Рос)-

    Р 31


    Рецензенты: доктор экономических наук Е.Г. Лисовская

    кандидат экономических наук С.В. Соколова

    Р 31. «Региональная экономика»: курс лекций / Составители:

    доктор экономических наук В.И. Гришин,

    кандидат экономических наук Л.С. Архипова,

    кандидат географических наук Е.В. Бельчук,

    кандидат экономических наук Г.Ю. Гагарина,

    кандидат экономических наук В.В. Чернов. –

    М.: Издательство Рос.экон.акад., 2010 - 238 с.
    ISBN _________________________________________

    На основе более 100 разнообразных источников составлены лекции, раскрывающие теоретические основы дисциплины «Региональная экономика», рассмотрены предпосылки формирования экономики регионов, проблемы сложившейся региональной системы Российской Федерации, особенности функционирования социально-экономического потенциала федеральных округов страны как центрального звена государственного управления и региональной политики.

    Для студентов экономических специальностей.

    ISBN ___________________ © Рос.экон.акад., 2010

    СОДЕРЖАНИЕ

    ПРЕДИСЛОВИЕ ………………….……….…………………………… 4
    Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

    ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ …… 5

    НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ …………………… 14

    МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА …………………………………… 27

    КЛАСТЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ….. …… 39

    РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО

    ФЕДЕРАЛИЗМА ………………………………………………………………… 47

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО

    РАЗВИТИЯ И ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ ………………………………………… 62
    Раздел 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

    ОРГАНИЗАЦИОННО-РЫНОЧНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

    ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ ……………………………………………………. 77

    МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ………….. 89

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ И ЕГО

    ДИАГНОСТИКА ………………………………………………………………… 100

    СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ ………………………………. 119
    Раздел 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

    ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ …… 129

    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ ………………………… 140

    ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ ……………………………………………… 150

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ИХ ФУНКЦИИ ………………………………. 161
    Раздел 4. ЭКОНОМИКА МАКРОРЕГИОНОВ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО

    ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЙ

    ПОЛИТИКИ …………………………………………………………………….. 171

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ …………………………………. 178

    СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ …………………………… 185

    ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ………………………………………….. 193

    СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ………………………… 200

    ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ………………………………… 205

    УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ……………………………………… 213

    СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ……………………………………… 221

    ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ………………………….. 230

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Современный этап экономического развития страны характеризуется усилением интереса к обширному комплексу региональных проблем. В определенной мере это связано с воссозданием в России стратегического планирования, позволяющим определить пространственные аспекты долгосрочного социально-экономического развития, что очень важно для нашего государства в силу масштабов территории и исключительного регионального многообразия.

    В связи с этим был разработан курс лекций по дисциплине «Региональная экономика» в соответствии с программой подготовки экономистов по специальности 080103.65 – «Национальная экономика». Его изучение позволит дать студентам понимание природы региональной экономики как центрального фактора устойчивого социально-экономического развития страны, выработать ясное представление об основных проблемах государственно-территориального устройства России и путях их решения, осознать важность воздействия региональной составляющей на формирование профессионального экономического мировоззрения.

    В процессе составления курса лекций было использовано более 100 разнообразных источников, затрагивающих различные аспекты регионального социально- экономического развития страны: монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи, опубликованные ведущими учеными и подготовленные в разных высших учебных заведениях страны. Список литературы представлен по каждой теме для возможно более полного ознакомления студентов с данной проблематикой.

    В курсе лекций представлены статистические данные, в том числе составленные и рассчитанные авторами целенаправленно для этого издания, которые можно использовать для обсуждения на семинарских занятиях.

    Курс лекций имеет некоторые отличия от существующих изданий по данной проблематике:

    − систематизирована обширная информация, освещающая теоретические положения региональной экономики, особенности развития региональной системы России и ее элементов, вопросы экономической оценки потенциала регионов;

    − рассмотрен современный зарубежный опыт государственной региональной политики;

    − показана роль крупных городов в экономическом развитии регионов;

    − в качестве отдельной темы выделен социальный потенциал регионов;

    − учтены изменения в составе федеральных округов и дана характеристика нового Северо-Кавказского федерального округа

    Курс лекций состоит из четырех разделов. В разделе I раскрываются теоретические основы региональной экономики. В разделе II рассмотрены предпосылки формирования экономики регионов. Раздел III посвящен государственно-территориальному устройству России и ее экономическому районированию. В IV разделе дается характеристика всех восьми федеральных округов страны.

    В составлении данного курса лекций приняли участие преподаватели кафедры национальной и региональной экономики РЭА им. Г.В. Плеханова: доктор экономических наук В.И. Гришин, кандидат экономических наук, доцент Л.С. Архипова, кандидат географических наук, доцент Е.В. Бельчук, кандидат экономических наук, доцент Г.Ю. Гагарина и кандидат экономических наук В.В. Чернов.

    Авторы надеются, что данная работа будет полезной для студентов экономических специальностей, а также всех тех, кто интересуется вопросами региональной экономики Российской Федерации.

    Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    Тема I.1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    Региональная экономика как научное направление. В условиях становления в России рыночных отношений все в большей степени проявляется роль регионального фактора, так как экономические преобразования осуществляются в пределах конкретных территорий, существенно различающихся по природно-географическим, социально-демографическим, экономическим и другим условиям. В связи с этим неприемлем унифицированный подход к проведению экономических реформ, не учитывающих эти различия, и все больше ощущается необходимость совмещения регионального многообразия с обеспечением экономического единства страны.

    Отрасль и территория – важнейшие составные части национального хозяйства, образованные сочетаниями первичных звеньев общественного производства – предприятий и их объединений. Два типа экономических систем – отраслевые и территориальные – справедливо рассматриваются как основные. Это дает основание выделить исследование и изучение связанных с ними экономических отношений в отдельные крупные научные направления. Среди них – региональная экономика, играющая важную роль в рациональном использовании ресурсов страны в условиях рыночных отношений.

    Термин «региональная экономика» был предложен известным исследователем региональных социально-экономических проблем и их планирования В.Ф. Павленко. Он же в начале 70-х гг. ХХ века определил содержание предмета региональной экономики – «это конкретная экономика отдельных регионов, общие закономерности, факторы и проблемы их развития». Определяя круг вопросов, которые включаются в систему региональных экономических исследований, В.Ф. Павленко отнес сюда прежде всего общеэкономические проблемы развития регионов и характеризующие их показатели, а также проблемы развития сферы материального производства, проблемы региональной демографии, региональной социологии и неразрывно связанной с ними отраслей непроизводственной сферы.

    Именно поэтому региональную экономику нельзя рассматривать изолированно, вне связи с другими науками, изучающими процессы регионального социально-экономического развития, например, с экономической географией, региональной социологией. Кроме того, региональные экономические исследования должны опираться на результаты разработок естественных и технических наук.

    В этот же период определение региональной экономики было дано академиком Н.Н. Некрасовым, который в своем фундаментальном исследовании «Региональная экономика. Теория, проблемы, методы», изданной в 1975 г., следующим образом определил предмет этой науки: «… региональная экономика как отрасль экономической науки … изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих … формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в каждом регионе страны. Рациональное размещение производительных сил рассматривается как основа, главная составная часть региональной экономики».

    Таким образом, уже в процессе формирования региональной экономики как науки сложились две точки зрения на содержание ее предмета.

    С одной стороны, региональная экономика рассматривается как одна из конкретных экономических наук, изучающая общие закономерности, факторы и проблемы развития регионов. При таком понимании региональной экономики как науки на первый план обосновано выдвигаются исследование проблем и категорий формирования всего социально-экономического комплекса региона, связанных с показателями производства и использования ВРП, темпов развития и структуры хозяйства региона, межотраслевыми и межрайонными взаимосвязями и пропорциями, развития социальной сферы, с финансовыми проблемами региона и т.д. В этом случае региональная экономика рассматривается как одна из конкретных экономических наук по аналогии с отраслевыми экономиками.

    С другой стороны, в основу понятия предмета региональной экономики кладут рациональное размещение производительных сил, рассматривая его как главную составную часть региональной экономики и выдвигая на первый план задачи изучения и познания закономерностей размещения, дублируя в таком понимании уже давно сложившееся научное направление – экономическую географию. Понятно, что знания, которые дает экономическая география должны активно использоваться региональной экономикой, и изучение этой науки предполагает основательное знакомство с экономической географией. Ведь предмет исследования региональной экономики возникает на грани конкретной экономики и экономической географии. И региональная экономика и региональная экономическая география входят в общую систему региональных экономических исследований, которые дополняют друг друга и должны тесно сотрудничать. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением одного из ведущих специалистов в этой области профессора В.В. Кистанова о том, что противопоставление этих наук совершенно неуместно.

    Новейшие работы отечественных авторов по региональной экономике совершенно обоснованно делают упор на системный подход к предмету науки. Так, по мнению академика А.Г. Гранберга, предмет региональной экономики в широком смысле сложен, многосторонен. Его главными составляющими являются:

     экономика отдельного региона;

     экономические связи между регионами;

     региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов);

     размещение производительных сил;

     региональные аспекты экономической жизни.

    Место региональной экономики в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях. С одной стороны, региональная экономика входит в систему наук о регионах. С другой стороны, региональная экономика принадлежит системе экономических наук.

    Таким образом, региональная экономика – это научное направление и учебная дисциплина. Она исследует и изучает законы, факторы и особенности, а также методы формирования экономики отдельных регионов и их систем, включая производительные силы, внутри- и межрегиональные экономические отношения, для выработки региональной политики, регулирования хозяйства.

    Курс региональной экономики взаимосвязан со многими другими экономическими и иными науками. В.В. Кистанов и Н.В. Копылов следующим образом представляют получение необходимой для обоснования научных основ и общих условий развития регионов «внешней информации» (табл. 1).

    Особенно важны сведения, почерпнутые из области экономической теории, из науки об управлении экономикой и из экономической географии. Из демографии существенны данные об особенностях воспроизводства населения по регионам; из технических и естественных наук – о закономерностях и особенностях территориального распределения полезных ископаемых, рельефа, почв, природных вод, растительности, климата, геологических условий строительства и прочее для обоснования предпосылок формирования экономики различных регионов.

    В свою очередь, значителен перечень основных сведений, которые могут поступать от региональной экономики другим экономическим наукам. Это важнейшие научные категории (региональная специализация, комплексность, ТПК и др.), региональные экономические характеристики и т.п. для обоснования и уточнения общих выводов и рекомендаций о процессах воспроизводства (в экономической теории и др.), для учета комплексного подхода (в отраслевых экономиках) и т.д.

    Таблица 1.1

    Основная информация экономических наук для курса региональной экономики*

    Науки

    Информация

    Общая экономическая теория (политэкономия, микро- и макроэкономика)

    Экономические законы и категории, методы хозяйствования

    Экономическая география

    Общие закономерности, пропорции и связи территориального разделения труда, размещение по стране ресурсного потенциала и отраслей народного хозяйства

    Управление экономикой (общий и специальный менеджмент)

    Научные основы управления производством, рыночный механизм, государственное регулирование рынка, принципы и методы разработки макро- и микроэкономических прогнозов, балансов, нормативов, целевых программ

    Отраслевые экономики (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства и др.)

    Направления научно-технического прогресса, сырьевая, энергетическая, производственная база, формы организации (обобществления) производства, факторы размещения, технико-экономические показатели и др.

    Финансы

    Принципы образования и распределения денежных средств в отраслевом и территориальном разрезе

    Экономика труда

    Направления и методы использования трудовых ресурсов

    Экономическая статистика

    Система и методы расчета статистических показателей

    Экономическая кибернетика

    Методы экономико-математического моделирования

    * Источник: Кистанов В.В., Копылов Н.П. Региональная экономика России: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002, С. 12.

    По мнению академика А.Г. Гранберга, региональная экономика по своей значимости должна занять одно из центральных мест в экономической науке в целом: «…ядро экономической науки будет строиться как трехполюсная система: макроэкономика, микроэкономика, региональная экономика».

    Основные понятия региональной экономики. Основой для функционирования региональной экономики является регион. При этом универсального определения региона, пригодного «на все случаи жизни» не существует.

    Сам термин «регион» имеет латинское происхождение – «regio»  область, местность, страна, то есть определенная территория. Известно, что территория играет важную и многоплановую роль в развитии человеческого общества вообще и, в частности, его экономических отношений, она выполняет такие важнейшие функции, как создание материальных условий производственной деятельности, обеспечение места проживания населения, его профессионально-трудовой деятельности, организации быта и отдыха, выступает как пространство, формирующее признаки этнической общности людей.

    Известный специалист в области региональной экономики академик Н.Н. Некрасов под регионом понимал «… крупную территорию страны с более или менее однородными природными условиями, а главным образом характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной социальной инфраструктурной».

    Другие ученые (А.С. Маршалова, А.С. Новоселов) считают, что «регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов».

    Одни авторы, определяя понятие «регион», подчеркивают в нем фактор управляемости региональным развитием, другие отмечают значение места в территориальном разделении труда, функционировании рынков, сходство социально-экономических проблем.

    Суммируя многочисленные толкования понятия «регион», условно можно выделить два подхода к его определению:

    1. воспроизводственный,  когда в нем подчеркивается важность воспроизводственных процессов на территории региона;

    2. административно-территориальный,  когда оно базируется на существующем административно-территориальном делении территории страны.

    Основываясь на этом, регион представляет собой определенную территорию, отличающуюся от других территорий по ряду признаков и обладающей некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.

    Синонимом понятия «регион» является «район». Ранее термин «район» был более употребительным в русском языке, нежели «регион». Далее мы будем использовать главным образом термин «регион», а термин «район» – только там, где он укоренился для обозначения определенных типов регионов: административный район, внутригородской район, крупный экономический район.

    Дискуссии о соотношении понятий «регион» и «район» стали традиционными. Эти понятия иногда отождествляются, чаще противопоставляются, причем приоритет до последнего времени отдавался термину «район» как якобы исконно русскому. Однако на самом деле эти термины привнесены в Россию. В географическую литературу термин «район» введен в 1879 г. А.С. Ермоловым, предложившим сетку сельскохозяйственных «раiонов» для России. Термин «регион» предположительно впервые получил права гражданства в «Словаре иностранных слов» И.Ф. Бурдона и А.Д. Михельсона еще в 1877 г. Со временем в научной литературе и средствах массовой информации термин «район» стал постепенно вытесняться термином «регион» как более строгим в научном отношении. Однако до сих пор термин «регион» имеет излишнюю многозначность и употребляется:

     как синоним термина «район», а отсюда – региональный, т.е. относящийся к району или районам;

     для обозначения сопоставимых таксонов, принадлежащих различным системам таксонирования или к различным порядкам одной и той же системы таксонирования (воеводства в Польше и «земли» в Германии, или Центрально-Восточная Европа и Западная зона России);

     для обозначения любых территорий, по своим признакам не «подходящих» к принятой системе территориального членения и не позволяющих обозначать их другими терминами (Крайний Север РФ);

     для обозначения территориальных таксономических единиц определенного класса в конкретной системе таксонирования (Центральная Россия).

    Как хозяйственная система, регион представляет собой часть территории, на которой функционирует и развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями, здесь расположенными. В то же время регион может рассматриваться как подсистема социально-экономического комплекса страны, и одновременно как относительно самостоятельная его часть с законченным циклом воспроизводства, имеющим свою специфику. Вместе с тем с воспроизводственной точки зрения отдельный регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими регионами и функционирует в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена.

    Определяя понятие «регион», нельзя базироваться только на экономических аспектах, таких как его хозяйственная специализация, рациональность размещения производительных сил, развитие интеграционных процессов и т.п. Нельзя упускать из виду интересы населения как социально-территориальной общности, не принимать во внимание социальные факторы, значение которых постоянно возрастает. В конце концов объективный социально-экономический интерес региона состоит в создании для его населения эффективной занятости и повышения уровня жизни, социальной и экологической защищенности, благоприятных условий для естественного воспроизводства населения, развития образования, культуры, этнического своеобразия, что и определяет устойчивое развитие региона.

    Во взглядах зарубежных ученых на определение «регион» общим в понимании этого термина является наличие территориального аспекта, пространства, области распространения каких-либо явлений. Интерпретацию понимания понятия «регион» разными учеными дает В.К. Докальская (табл. 2).

    Таблица 1.2

    Систематизация теоретических основ понятия и определения региона*

    Критерии для формирования понятия


    Содержание интерпретации


    Сторонники теории

    1. Природно-географическое образование

    Расположение, величина территории, количество населения

    В. Джонс, Н.Н. Баранский, И.А. Витвер

    2. Административно-хозяйственная единица разного иерархического уровня

    Административно-территориальная единица с экономическим центром, специализацией производства, социаль-ной инфраструктурой

    В.Н. Лексин, А.Н. Швецов, А.Д.Сапожников, В.В.Смольников, В.А.Васильев

    3. Экономико-географи-ческое образование

    Часть территории страны с однородными природными условиями, специфической направленностью развития производительных сил и социальной системы

    Э.Б. Алаев, Р. Плат, А.И.Добрынин, Э.Куклински, Х.Зиберт, К.Р. Макконелл

    4. Группа соединенных территорий (стран), характеризующихся одним и тем же признаком или набором признаков

    Природные условия, общий уровень социально-экономического развития территории, наличие ресурсов, особенности религии, традиций

    Н. Некрасов, А.Маршалов, А.Новоселов, П.Джейм, Дж.Мартин, Л.Смирнягин

    5. Местность, обладающая определенным преимуществом

    Территория с наличием промышленных центров и инвестиционной привлека-тельностью

    Х.Ричардсон, Дж. Фридман, Ж.-Р.Будвиль, В. Леонтьев, Х. Гирш

    6. Территория, обладающая относительной политической самостоятельностью

    Территория с политической самостоятельностью, отражающей волю населения

    Декларация и регионализме в Европе (4 декабря 1996 г.)

    * Источник: Докальская В.К. К вопросу о критериях регионального социально-экономического типа территории // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 17. С. 17.
    Исходное представление о территории развивает понятие экономическое пространство – насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д. Каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством.

    Качество экономического пространства определяется многими характеристиками и параметрами, среди которых выделяют:

    плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади пространства);

    размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий);

    связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей).

    С точки зрения внутренней пространственной структуры регионы делятся на два основных типа: однородные и узловые.

    Однородный (гомогенный) регион не имеет больших внутренних различий по существенным критериям, например по природным условиям, плотности населения, доходам на душу населения и т.п. Очевидно, что в реальной действительности полностью однородных регионов быть не может: даже если по многим критериям регион относительно однороден, то по некоторым другим – обязательно неоднороден.

    Понятие однородного (гомогенного) региона имеет главным образом концептуально-методологическое значение. Так, анализ национальной экономики как системы регионов сосредоточивает внимание на различиях между регионами в предположении, что внутренние различия регионов являются несущественным фактором, т.е. каждый регион условно однороден.

    Узловой регион имеет один или несколько узлов (центров), которые связывают остальную часть пространства. Регион такого типа называют также центральным, поляризованным.

    Методы исследования, применяемые в региональной экономике. Рассматривая методологические аспекты региональной экономики, необходимо знать не только основные понятия, но и основные научные методы, используемые в региональных экономических исследованиях, среди которых выделяются:

    Метод таксонирования. Это процесс членения территории на сопоставимые или иерархически соподчиненные таксоны. Таксоны – равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки, (например: административные районы, муниципальные образования). Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием.

    Метод экономико-географического исследования, который в свою очередь подразделяется на три составные части:

    а) региональный метод – исследование путей формирования и развития территории, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии;

    б) отраслевой метод – исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе;

    в) местный метод – исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения, изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам.

    Системный анализ основывается на комплексном изучении хозяйства региона, его внутренних взаимосвязей, взаимодействия элементов структуры и опирается на принцип поэтапности: постановка цели, определение задач, формулировка научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта развития территории.

    Метод систематизации связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) на основе избранных критериев, процессов и явлений на определенные совокупности, характеризующиеся общностью признаков и отличительных черт. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и др.

    Балансовый метод – эффективное средство регулирования комплексного развития регионов. Балансы позволяют:

    а) определить основные экономические связи в хозяйстве и между регионами;

    б) отобрать оптимальные из них, которые дают возможность наилучшим образом и с меньшими затратами обеспечить потребности населения и отраслей региональной специализации;

    в) определить место строительства тех или иных предприятий, обеспечивающее рациональное использование сырьевых, топливных, водных и других ресурсов, минимум затрат поставки готовой продукции к местам потребления.

    Материальные балансы позволяют анализировать и прогнозировать состояние товарных рынков, они могут быть использованы маркетинговыми службами предприятий, соответствующими департаментами администраций всех уровней.

    Составление отраслевых и региональных балансов позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями рыночной специализации, дополняющими территориальный комплекс, т.е. обеспечивающими как потребности ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг.

    Метод экономико-математического моделирования позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромные массивы информации характеризующие территориальные пропорции развития экономики России, размещение отраслей хозяйства, формирование хозяйственных комплексов, и на этой основе выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.

    Вариантные метод размещения производительных сил региона чаще всего используется при разработке схем размещения производства на территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам.

    Картографический метод – специфический метод исследования. Любая карта выступает как определенная система большей или меньшей сложности, отображая ту или иную сторону объекта в качестве источника нового знания о нем. Благодаря картам, картосхемам, картограммам лучше воспринимаются, запоминаются не только особенности размещения отраслей, предприятий социально-экономического комплекса на территории региона, но и количественные показатели, которые характеризуют, к примеру, уровни развития муниципальных образований того или иного региона.

    Метод экспертных оценок заключается в том, что в основу закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, имеющих профессиональный научный и практический опыт. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

    Индивидуальные экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля (метод «интервью», аналитический метод, метод написания сценариев).

    Наиболее достоверными являются коллективные экспертные оценки, предполагающие согласованность мнений специалистов по исследуемой проблеме. В мировой практике среди методов коллективных экспертных оценок наиболее широкое применение нашли: метод коллективной генерации («мозговая атака»), метод «635» (6 участников, каждый из которых должен записать 3 идеи в течение 5 минут), метод «Дельфи» (программа последовательных индивидуальных многоуровневых опросов помогает предопределить развитие проблемных ситуаций) и метод «Комиссий» («круглый стол»).

    Программно-целевой метод направлен на решение сложных проблем, связан с разработкой долгосрочных прогнозов социально-экономического развития региона. Логика программно-целевого метода выстраивается в такую последовательность: проблема – цель – ресурсы – организация – решение (реализация). В совокупности элементы приведенной последовательности представляют собой целевую комплексную программу.

    Среди научных методов исследования региональной экономики выделяют следующие приемы:

    описательный, который дает возможность исследователю получить разнообразную информацию, сформировать целостное представление о региональной экономике, ее структурных звеньях;

    аналитический, позволяющий раскрыть причинно-следственные связи и использующий набор конкретных методик (опрос, наблюдение, анализ статистических данных и документов);

    конкретно-социологический, выявляющий эффективность функционирования экономики региона.

    Таким образом, используемый комплекс научных методов позволяет выявить принципы и внутреннюю логику формирования региональной экономики, определить ее структуру и элементы, их взаимосвязь и механизм функционирования.

    Задачи, стоящие перед региональной экономикой. Региональная экономика непосредственно связана с территориальным развитием, под которым в современной терминологии понимается «такой режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциала территории».

    В последние годы значимость региональной экономики возрастает, поэтому главной ее задачей является изучение и решение региональных проблем.

    Из основной задачи региональной экономики вытекают три производные.

    1. Региональная экономика должна конструктивно поддерживать регионализацию и пространственную интеграцию мер экономических преобразований:

     учет ее особенностей в регионах разного типа, их специфики в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики; перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в ряде сфер предпринимательства, социальной области, охране природы и использовании природных ресурсов;

     децентрализацию процесса управления реформой, активизацию экономической деятельности на местах;

     необходимость разработки специальных программ социально-экономического развития в регионах с особо специфическими условиями.

    1. Региональная экономика призвана активно содействовать реализации стратегических направлений социально-экономического развития регионов, к которым относятся:

     реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций, модернизация инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки;

     преодоление депрессивного состояния аграрно-промышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока и других, возрождение малых городов и российского села, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры и т.д.;

     стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией. Создание условий для возрождения малочисленных народов, прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах;

     стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия, формирования специальных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса;

     переспециализация новых приграничных регионов, создание здесь дополнительных рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры и транспортно-распределительных узлов с учетом потенциальных переселенцев, активизация приграничной хозяйственной деятельности;

     развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги в эффективность экономики регионов;

     преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

    3. Изучение курса региональной экономики должно обеспечить глубокое понимание и успешный поиск путей решения регионально-экономических проблем национального хозяйства. Для этого с позиций системного подхода требуется всесторонне рассмотреть научные основы, организационно-рыночные, ресурсные и отраслевые предпосылки, особенности и проблемы хозяйственного развития регионов России и всей ее регионально-экономической структуры.
    Литература:

    1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983.

    2. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2008.

    3. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва. Ростов н/Д: 2000.

    4. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

    5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 4-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2004.

    6. Докальская В.К. К вопросу о критериях регионального социально-экономического типа территории // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 17.

    7. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.

    8. Лексин В.Н., Шведов А.Н. Государство и регион. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М., 1997.

    9. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М., 1978.

    10. Основы регионоведения: учебник / под ред. проф. И.Н. Барыгина. – М.: Гардарики, 2007.

    11. Павленко В.Ф. Территориальное планирование в СССР. М.,Издательство «Экономика», 1975.

    12. Региональная экономика / Под ред. Н.Г. Кузнецова и С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.

    13. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

    14. Розанова Т.Г. Экономика региона: теория и практика. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.

    15. Юсупов К.Н. Региональная экономика: учебное пособие. – М.: КНОРУС. 2006.


    Контрольные вопросы:

    1. Почему в России усиливается значимость региональных исследований?

    2. Каковы исторические корни теории регионального развития?

    3. В каких случаях употребляется термин «регион»?

    4. В чем различия существующих точек зрения на содержание предмета региональной экономики?

    5. Какие проблемы изучает региональная экономика? Раскройте их сущность.

    6. Насколько региональная экономика содействует реализации стратегических направлений социально-экономического развития регионов?

    7. Какие методы используются в региональных экономических исследованиях?

    8. Дайте обоснование основных задач региональной экономики.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26