Главная страница
Навигация по странице:

  • Форма обучения

  • Методы обучения

  • Содержание занятия: I. Теоретическая часть

  • Фотографии образцов игрушек для пальчикового театра.

  • 2. Разнообразие кукол для театра.

  • 3. Характерные особенности пальчиковых кукол.

  • 4. Технология изготовления кукол на палец.

  • 5. Особенности оформления кукол-малышек.

  • Кроссворд «Технология пошива мягкой игрушки»

  • Разработка учебного занятия по теме " Кукольный театр. Куклы на палец". Разработка учебного занятия по теме " Кукольный театр. Кукольный театр куклы на палец


    Скачать 8.84 Mb.
    НазваниеКукольный театр куклы на палец
    АнкорРазработка учебного занятия по теме " Кукольный театр. Куклы на палец"
    Дата18.09.2017
    Размер8.84 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРазработка учебного занятия по теме " Кукольный театр. Кукл.doc
    ТипПлан-конспект
    #34052
    КатегорияДоп. образование

    План-конспект занятия

    кружка «Мягкая игрушка»
    Тема: «Кукольный театр: куклы на палец».




    Цель: научить учащихся изготавливать куклы на пальчик по образцам.
    Задачи:


    1. Познакомить детей с историей кукольного театра.

    2. Обучить учащихся приёмам изготовления кукол для пальчикового театра по готовым образцам.

    3. Развивать навыки раскроя и пошива различных видов ткани.

    4. Закрепить навыки творческого оформления и окончательной отделки игрушек.


    Форма обучения: фронтальная.
    Средства обучения: образцы кукол (фото прилагается), плакаты (изображения плакатов прилагаются), выкройки-лекала игрушек, кроссворд по теме «Технология пошива мягкой игрушки» (образец прилагается).
    Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный.
    Оборудование занятия: ткань, мех, пряжа, иголки, нитки, ножницы, пинцеты, клей.
    Актуальность темы занятия. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они разомкнули свои алые губки, рассказали о себе, стали настоящими партнерами по играм? Оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! 
    И нет лучшего помощника для ребенка в этом деле, чем кукольный детский театр. Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда прийти на помощь своим героям. Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность ребёнка. Куклы, надевающиеся на палец – самые маленькие артисты кукольных театров. А сделать такие сувениры для себя, своих братьев и сестричек или знакомых могут сами воспитанники кружка «Мягкая игрушка» на одном из занятий.
    Содержание занятия:
    I. Теоретическая часть:


    1. История кукольного театра.

    2. Разнообразие кукол для кукольного театра.

    3. Характерные особенности кукол для пальчикового театра.

    4. Технология изготовления кукол на палец.

    5. Особенности оформления кукол-малышек.


    II. Практическая часть:


    1. Выбор образца игрушки для изготовления.

    2. Выбор материалов для изготовления выбранного образца куклы.

    3. Раскрой деталей игрушки.

    4. Пошив и сборка деталей куклы.

    5. Творческое оформление изготовленной куклы на палец.


    III. Итоговая часть:


    1. Мини-выставка изготовленных учащимися работ.

    2. Анализ готовых работ.

    3. Опрос учащихся по теме.


    Фотографии образцов игрушек для пальчикового театра.


    Материалы для теоретической части.
    1. История кукольного театра.
    Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

    ...Вот первобытный человек надевает на себя ритуальную маску. Древние египтяне изготавливают каменные статуи для празднеств, посвященных богам Осирису и Изиде.

    Древнегреческие актёры надевают на себя маски злых и добрых героев, богов и простых смертных. Гигантские древнеримские статуи поворачивают головы и кивают. Католические мадонны льют слёзы. А народные Петрушки, Панчи, Полишинели, Гансвурсты поносят служителей культа...

    Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас существуют в профессиональных кукольных театрах, при школах, детских садах и просто в больших дружных семьях.

    Вспомните, что у каждого из нас в детстве наверняка был свой кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций, осветительной аппаратуры, специально изготовленных кукол. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются крепости. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет солдатиков, их место занимают деревянные спички с командиром Коробкой. В быстрых весёлых ручейках плавают деревяшечки и простейшие бумажные лодочки, но тетерь это уже быстроходные фрегаты, шхуны, каравеллы.

    С этих игр и начинается кукольный театр. Игра с предметом – это его истоки. Кукольный театр полезно иметь везде, где находятся дети: в школе, в детском саду, дома, в летнем детском лагере, в детской больнице и пр.

    2. Разнообразие кукол для театра.
    Существуют самые разнообразные куклы для самодеятельного кукольного театра: от маленьких, высотой всего 9 сантиметров, кукол на пальчик, до больших, в рост ребёнка, напольных кукол.

    Куклы-артисты отличаются друг от друга не только внешностью, но и устройством, или "анатомией", как говорят кукольники. В зависимости от "анатомии" традиционные театральные куклы могут быть пальчиковые, перчаточные, тростевые, куклы-марионетки, куклы с "живой рукой", люди-куклы.

    Фантазия педагогов не стоит на месте, так ими выдуманы и новые виды кукольного театра, которые очень понравились детям: это – "куклы-варежки", "конусные" куклы для настольного театра, куклы-кулёчки (куклы-потешки) и пр.

    А мы сегодня изготовим крохотных марионеток, надевающихся на детский пальчик, которые скрасят вам многие часы, проведённые в автомобиле или в приёмной врача.
    3. Характерные особенности пальчиковых кукол.
    Куклы, надевающиеся на палец – самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 – 9 сантиметров.

    Кукол ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму (если она есть). Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

    Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки "Двенадцать месяцев", "Гуси-лебеди" и др. с множеством персонажей могут показывать двое или трое детей.
    4. Технология изготовления кукол на палец.
    Разберем её на примере изготовления пальчиковой игрушки «Мишка».

    Для работы нам понадобятся:

    1. Ткань коричневая и бежевая – на голову, цветная – на туловище-платье, драп – на ручки, синтепон – для чехла на палец.

    2. Мех или пряжа – на отделку.

    3. Пластмасса и самоклеящаяся пленка – на оформление мордочки.

    4. Клей, иголки, ножницы, швейная машинка, нитки.



    1. Изготовление головы игрушки.
    - Сошьём попарно петельным швом детали ушей.

    - Зашьём вытачки на деталях головы.

    - Приметаем уши к голове в указанных местах.

    - Сложим вместе 2 детали головы мишки и сострочим их на машинке или сошьём вручную петельным швом.

    - Наполним голову синтепухом.

    - Стянем мордочку швом через край, наполним её синтепухом и пришьём к нижней части головы.




    2. Изготовление чехла на пальчик.
    Для чехла на пальчик берем любую плотную ткань (синтепон, бязь, флис, фетр).

    Сошьем вместе 2 части чехла вручную любым швом или на швейной машинке, оставив незашитым низ чехла. Выворачивать чехол не надо.




    3. Изготовление туловища игрушки.
    - Приметаем ручки к одной из деталей туловища.

    - Сложим 2 детали туловища лицевыми сторонами.

    - Пристрочим детали друг к другу, оставив незашитым низ.



    4. Сборка деталей игрушки.
    - Вставим чехол для пальца снизу в туловище и пришьем низ туловища к низу чехольчика петельным стежком.

    - К верхней части туловища пришьем голову.

    - Оформим соединение воротничком или мехом.
    5. Особенности оформления кукол-малышек.
    - Вышьем улыбку на мордочке.

    - Стянем носик швом через край, наполним его ватой и пришьем в верхней части мордочки.

    - Если нет готовых глаз, их легко сделать самим, вырезав детали основы глаз из пластмассы и приклеив к ней детали цветных радужек и зрачков из самоклеящейся пленки.


    Кроссворд «Технология пошива мягкой игрушки»

    (Может быть использован в конце теоретической части для повторения и закрепления знаний о шитье игрушек, в перерыве между этапами практической части, после практической части в случае, если ребёнок справился с работой быстрее других или при подведении итогов работы.)




    1 М













    2
















    Я








    3

    Г

















    4




    К


















    5



















    А






    6



















    Я










    7










    И












    Г








    8

    Р























    9 У




















    10 Ш


















    11







    К


















    12

    А













    1. Ворсистый материал, используемый для пошива игрушек-зверей.

    2. Вид простейшей мягкой игрушки (вспомним: поросёнок, зайчик, мишка).

    3. Самый нужный для шитья инструмент.

    4. Как называются вырезанные из картона детали игрушки?

    5. Каким швом сшивается мех?

    6. Вид мягкой игрушки (вспомним: игрушки на 4-х лапах – собачка в шляпе, кролик, котик).

    7. Инструмент для резки бумаги, тканей.

    8. Материал, используемый в каркасных игрушках для того, чтобы сгибались руки и ноги игрушки.

    9. Что можно вышить на мордочке игрушки для придания ей радостного вида?

    10. Чему мы учимся в нашем кружке?

    11. Вид хорошо растягивающейся ткани.

    12. Наполнитель для мягкой игрушки.
    Ответы:




    1 М


    Е


    Х




    2 П

    Л

    О

    С

    К

    А

    Я





    3 И

    Г

    О

    Л

    К

    А







    4 В

    Ы

    К

    Р

    О

    Й

    К

    А





    5 Ч

    Е

    Р

    Е

    З

    К

    Р

    А

    Й





    6 О

    Б

    Ъ

    Ё

    М

    Н

    А

    Я










    7 Н

    О

    Ж

    Н

    И

    Ц

    Ы








    Г








    8 П

    Р

    О

    В

    О

    Л

    О

    К

    А




    9 У

    Л

    Ы

    Б

    К

    А







    10 Ш

    И

    Т

    Ь

    Ё






    11 Т

    Р

    И

    К

    О

    Т

    А

    Ж








    12 В

    А

    Т

    А







    написать администратору сайта