Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Социология
Политология
История
Информатика
Физика
Вычислительная техника
Математика
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Строительство
Механика
Начальные классы
Доп
образование
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Классному руководителю
Другое
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Школьному психологу
Технология
География
Директору, завучу
Иностранные языки
Астрономия
Музыка
ОБЖ
Социальному педагогу
Логопедия
Обществознание

Критерии и показатели оценки соц.гос-ва. Критерии и показатели степени социальности государства


Скачать 21.5 Kb.
НазваниеКритерии и показатели степени социальности государства
Дата24.03.2018
Размер21.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКритерии и показатели оценки соц.гос-ва.doc.doc
ТипДокументы
#39322

Критерии и показатели степени социальности государства.

Социальная политика государства включает в свое предметное поле широкий круг вопросов: доходы населения, занятость, социальную защиту и поддержку населения, здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование и трудовые отношения и т.д. В той или иной мере государственная социальная политика охватывает все население страны.

В этой связи возникает ряд принципиальных вопросов по поводу меры (степени) государственного регулирования социальной сферы, определения объемов финансовых ресурсов на социальные цели, выделяемых в бюджетах всей уровней, и законодательного закрепления системы государственных гарантий в форме социальных стандартов.

Следует отметить, что сама структура предметного поля социальной политики государства существенно различается в различных общественных формациях и типах государственного устройства, а также меняется (модифицируется) на переломных формационных этапах (аграрное-индустриальное общество, капитализм-социализм, либеральная-социально-демократическая модель и т.д.).

В таких ситуациях, как правило, подвергаются существенной трансформации базовые общественные институты – доходов населения, здравоохранения, образования и культуры, рынка труда и т.д. Подобный формационный этап преобразований переживает сегодня Россия, что выражается в поиске парадигмы государственного устройства, выборе социальной модели государства и формирования на этой основе новой институциональной базы.

Способами количественной оценки структуры и отдельных составляющих предметного поля социальной политики выступает ряд критериев (показателей, индикаторов и норм), которые одновременно могут играть роль ориентиров для достижения поставленных целей.

В этой связи значительную роль играет категориальный аппарат "социальной нормы", представляющий собой механизм оценки и регулятивного воздействия на принятие управленческих решений. Один из основателей отечественной социологии П.А.Сорокин по этому поводу писал, что главной причиной внутреннего социального мира является наличие в обществе "целостной, твердо вошедшей в жизнь системы основных ценностей и соответственных норм поведения".

Столь высокая оценка роли критериев состояния социального положения населения, его системы приоритетов в ценностных координатах объясняется их способностью отражать моральные, правовые и общественно-политические установки в обществе и государстве на базовые общечеловеческие идеи: справедливости, равенства, солидарности и свободы

Критериями оценки степени социальности правового демократического государства, по мнению Н.Н.Гриценко – руководителя творческого коллектива разработчиков "Концепции социального государства Российской Федерации", являются:

· соблюдение прав и свобод человека;

· проведение активной и сильной социальной политики;

· обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

· адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;

· гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;

· соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;

· гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;

· права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

Следует отметить, что данный подход опирается на рекомендации итоговых документов глобальных международных форумов последних лет по данной проблематике,носит обобщающий характер практики стран мирового сообщества, и находит свою конкретизацию и применение в рекомендациях по определению государственных социальных стандартов.

По мнению В.И.Жукова, руководителя рабочей группы по разработке "Социальной доктрины Российской Федерации", система государственных социальных стандартов должна охватывать практически все сегменты социальной сферы (в области труда, занятости, ЖКХ, образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной помощи и социального обслуживания).

Близка по данному вопросу позиция Н.М.Римашевской, которая считает, что направлениями развития системы социальных стандартов должны служить:

· социальные минимальные гарантии государства, включая прожиточный минимум как главный социальный стандарт;

· система социального страхования от социальных рисков как государственная, так и частная.

Социальные нормативы, по мнению Л.П.Храпылиной, представляют собой систему регламентированных значений социальных показателей, которые выражают типичный уровень требований, предъявляемых к условиям и процессам жизнедеятельности человека, населения и его отдельных групп и категорий
написать администратору сайта