Главная страница
Навигация по странице:

  • Административное право. Краткий курс Авторский коллектив

  • Под общей редакцией

  • Раздел I Административное право в правовой системе Российской Федерации Тема 1 Государственное управление: понятие, сущность

  • 1.2. Принципы государственного управления, их место и роль в совершенствовании механизма его организации и осуществления

  • АП учебник 1. Краткий курс (Питер) И. В. Куртяк Административное право Питер 2011 удк 349. 2(075) ббк 67. 621я7


    Скачать 0.99 Mb.
    НазваниеКраткий курс (Питер) И. В. Куртяк Административное право Питер 2011 удк 349. 2(075) ббк 67. 621я7
    Дата30.05.2019
    Размер0.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАП учебник 1.pdf
    ТипДокументы
    #79535
    страница1 из 22

    Подборка по базе: Вопросы к экзамену Современные технологии 3 курс.docx, 45.04.02.01 ФТД.4 Практический курс перевода в сфере профессиона, Феофанов Курсовая документооборот.docx, План курсовой.Виноградов_204.docx, Методичка к курсовой работе МДК 04.01.doc, мультимедиа в курсе биологии.pdf, тест для 1 курса ВАРИАНТ 1.docx, 2. Курс лекций по учебной дисциплине.pdf, Анализ ситуации компании курс.docx, Моя курсовая 1.odt.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    Краткий курс (Питер)
    И. В. Куртяк
    Административное право
    «Питер»
    2011

    УДК 349.2(075)
    ББК 67.621я7
    Куртяк И. В.
    Административное право / И. В. Куртяк — «Питер»,
    2011 — (Краткий курс (Питер))
    Пособие подготовлено в соответствии с действующей учебной программой для юридических факультетов высших учебных заведений России. В
    доступной форме, логически последовательно изложены важнейшие темы общей части курса «Административное право». Раскрываются основные понятия и определения, рассматриваются соответствующие нормативно- правовые акты. Рассчитано на студентов юридических факультетов высших образовательных учреждений России.2-е издание.
    УДК 349.2(075)
    ББК 67.621я7
    © Куртяк И. В., 2011
    © Питер, 2011

    И. В. Куртяк, В. И. Кайнов, Н. Н. Жильский… «Административное право»
    4
    Содержание
    Раздел I
    8
    Тема 1 8
    1.1. Понятие и сущность государственного управления в системе социальных отношений
    8 1.2. Принципы государственного управления, их место и роль в совершенствовании механизма его организации и осуществления
    11
    Тема 2 15 2.1. Понятие административного права
    15 2.2. Задачи административного права
    16 2.3. Предмет и метод административного права
    17
    Тема 3 22 3.1. Основные этапы развития административного права в
    России и за рубежом
    22 3.2. Соотношение административного права с другими отраслями права
    25
    Тема 4 28 4.1. Понятие и структура административно-правовых норм
    28 4.2. Виды административно-правовых норм
    29 4.3. Реализация административно-правовых норм
    32
    Тема 5 34 5.1. Понятие административно-правовых отношений и их основные черты
    34 5.2. Структура (элементы) административно-правовых отношений
    35 5.3. Виды административно-правовых отношений
    36
    Раздел II
    39
    Тема 6 39 6.1. Права и обязанности граждан Российской Федерации,
    общие принципы государственного регулирования прав граждан
    39 6.2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
    42 6.3. Законодательные основы гарантии прав граждан, роль органов внутренних дел в охране прав и свобод граждан
    43
    Тема 7 45 7.1. Понятие и виды органов исполнительной власти
    45 7.2. Система и компетенция органов исполнительной власти
    46 7.3. Понятие и предмет ведения местного самоуправления
    52 7.4. Органы и должностные лица местного самоуправления
    54 7.5. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления
    55
    Тема 8 57 8.1. История развития государственной службы России
    57 8.2. Понятие и виды государственной службы
    59

    И. В. Куртяк, В. И. Кайнов, Н. Н. Жильский… «Административное право»
    5 8.3. Милитаризованные государственные служащие
    66
    Тема 9 67 9.1. Понятия и виды предприятий и учреждений
    67 9.2. Административно-правовое положение предприятий,
    учреждений и иных организаций
    68 9.3. Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации в системе ОВД
    70
    Тема 10 71 10.1. понятие, виды и порядок создания общественных объединений
    71 10.2. Административно-правовой статус общественных объединений
    73
    Раздел III
    77
    Тема 11 77 11.1. Понятие и сущность административно-правовых форм государственного управления
    77 11.2. Виды административно-правовых форм государственного управления
    78 11.3. Формы управленческой деятельности ОВД
    81
    Тема 12 83 12.1. Понятие и сущность административно-правовых методов государственного управления
    83 12.2. Классификация административно-правовых методов государственного управления
    84 12.3. Методы управленческой деятельности ОВД
    87
    Тема 13 90 13.1. Понятие и юридическое значение правового акта управления
    90 13.2. Классификация актов государственного управления
    92 13.3. требования, предъявляемые к правовым актам управления
    94 13.4. Действие правовых актов управления
    95 13.5. Акты управления ОВД
    95
    Тема 14 97 14.1. Убеждение как метод управленческого воздействия органов исполнительной власти государства
    97 14.2. Принуждение в деятельности органов исполнительной власти и его виды
    100 14.3. Меры административно-предупредительного характера
    102 14.4. Меры административного пресечения
    103 14.5. Меры административно-процессуального обеспечения
    105 14.6. Меры административного взыскания
    108
    Раздел IV
    112
    Тема 15 112 15.1. Понятие и содержание административного правонарушения
    112 15.2. Административная ответственность
    116

    И. В. Куртяк, В. И. Кайнов, Н. Н. Жильский… «Административное право»
    6 15.3. Понятие административных взысканий, особенности и порядок их наложения
    118
    Тема 16 121 16.1. Дисциплинарная ответственность по административному праву
    121 16.2. Материальная ответственность как форма реализации восстановительных санкций
    125
    Раздел V
    128
    Тема 17 128 17.1. Понятие и основные черты административного процесса
    128 17.2. Принципы и субъекты административного процесса
    130 17.3. Виды административных производств
    133
    Тема 18 137 18.1. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
    137 18.2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
    139 18.3. Пересмотр постановлений по делам об административном правонарушении
    143 18.4. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в ОВД
    146
    Раздел VI
    148
    Тема 19 148 19.1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении
    148 19.2. Система способов обеспечения дисциплины и законности в управлении
    149 19.3. Содержание деятельности государственных органов по обеспечению законности и дисциплины в управлении
    150
    Тема 20 155 20.1. Понятие жалобы в государственном управлении
    155 20.2. Порядок и сроки рассмотрения жалоб в государственном управлении
    157 20.3. Регистрация жалоб в государственном управлении
    160
    Тема 21 162 21.1. Сборник задач
    162 21.2. Тестовые задания по основным вопросам административного права
    171
    Вариант 1 171
    Вариант 2 177

    И. В. Куртяк, В. И. Кайнов, Н. Н. Жильский… «Административное право»
    7
    Административное право. Краткий курс
    Авторский коллектив:
    П. П. Глущенко – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской
    Федерации;
    Н. Н. Жильский – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской
    Федерации;
    В. И. Кайнов – доктор юридических наук, профессор;
    И. В. Куртяк – кандидат юридических наук, доцент.
    Под общей редакцией
    заслуженного юриста Российской Федерации, почетного адвоката России, доктора юри- дических наук, профессора, академика П. П. Глущенко.
    © ООО Издательство «Питер», 2011

    И. В. Куртяк, В. И. Кайнов, Н. Н. Жильский… «Административное право»
    8
    Раздел I
    Административное право в правовой
    системе Российской Федерации
    Тема 1
    Государственное управление: понятие, сущность
    и место в системе социальных отношений
    1.1. Понятие и сущность государственного
    управления в системе социальных отношений
    Управление во все времена существования общества и государства доставляло гражда- нам много проблем, постоянно не удовлетворяющих и вызывающих большие нарекания. Вни- мание к данному институту столь велико, потому что без организации, определения возмож- ностей и способностей смоделировать, спроектировать какую-либо деятельность не получится.
    В самом общем виде управление можно представить как совокупность мер, направлен- ных на достижение конкретного результата (сохранение стада, структуры, племени, государ- ства, какого-либо вида и т. д.). Понятие «управление» состоит из двух частей: управление и право правления – то есть деятельность через право, правление, через конкретные нормы пове- дения, признания, обычаи, традиции, чувства и инстинкты. Управлять – значит устанавливать,
    организовывать, конкретизировать, исправлять, воздействовать, решать, принимать и приме- нять. Настоящие рассуждения, наверное, не всем придутся по вкусу, но это не вызывает отри- цательных эмоций: сколько специалистов, столько и мнений, подходов и точек зрения. Главное,
    чтобы они подкреплялись результатами, а не одними лишь поучениями и наущениями. Под- тверждением этому являются утихшие страсти относительно замены управления денежным
    (рыночным) регулированием, что позволило обеспечить бесконтрольность в целях перехвата властных полномочий и пользования на их основе материальными ресурсами.
    Управление является социальным, его конечная цель – создать условия для упорядоче- ния соответствующих общественных отношений, возникающих в различных сферах жизнеде- ятельности.
    Признаками социальной предназначенности управления, с нашей точки зрения, следует считать:
    • потребность, необходимость регламентировать деятельность людей, общества;
    • упорядочение, нивелирование поведения участников такой деятельности;
    • соподчинение воли участников управленческих взаимоотношений;
    • властность урегулирования законами и подзаконными актами;
    • огосударствление общественных отношений, складывающихся в сфере управления.
    Данные признаки социальности управления в различной степени свидетельствуют о том,
    что социальное управление – это синоним государственного управления. В силу этого возни- кает необходимость разграничения понятий «управление» и «государственное управление».
    Управление – совокупность деяний (действие или бездействие), урегулированных законами и подзаконными актами, на основе которых реализуются властные полномочия одних субъек- тов управленческой деятельности в отношении других. Основным, стержневым показателем,
    признаком управления следует признать целенаправленное законопредписание, ограниченное

    И. В. Куртяк, В. И. Кайнов, Н. Н. Жильский… «Административное право»
    9
    должностными полномочиями управляющего субъекта, обязательное для неукоснительного исполнения подчиняющимся элементам управленческой системы.
    Государственное управление – это специальный вид государственной деятельности, уре- гулированный принципами и нормами административного права. Несмотря на то что разра- ботчики Конституции Российской Федерации изъяли данное понятие, оно существует. Без государственного воздействия на соответствующие общественные отношения исчезнет само государство, превратившись в разрозненные, плохо управляемые составные части, постоянно стремящиеся доказать свое право на существование. Фактически эта тенденция не только про- является, но и укрепляется, ширится во многих субъектах Российской Федерации.
    От государственного управления не отказалась еще ни одна страна, и вряд ли для этого имеются какие-либо основания. Наряду с государственным вправе уживаться и иные виды управления (общественное, законодательное, судебное, светское, религиозное и т. д.). Долж- ное место государственному управлению и его постоянному совершенствованию уделяется в США, Великобритании, Германии, Франции (которая считается родоначальницей админи- стративного права и термина «государственное управление»), Китае, Индии, Италии и других государствах. Такое положение роли и места государственного управления в жизни общества,
    государства и человека не случайно, оно позволяет:
    • осуществлять единообразное, властное регулирование соответствующих общественных отношений на всей территории государства;
    • контролировать и своевременно исправлять допущенные сбои в управлении, заменять отставшие от жизни элементы, составные части новыми, отвечающими происходящим изме- нениям;
    • своевременно внедрять передовой опыт управления, учитывать особенности примене- ния властных решений в конкретных ситуациях (чрезвычайных, военных);
    • обучать, готовить квалифицированные управленческие кадры, без наличия которых рассчитывать на бесперебойное, надлежащее управление не приходится;
    • прогнозировать, планировать управленческую деятельность и принимать адекватные ситуации меры.
    Государственное управление отличается от других видов государственной деятельности своими специфическими чертами, функциями, методами, формами и принципами. К числу основных специфических черт государственного управления следует отнести подзаконность,
    подконтрольность и властность.
    Подзаконность
    означает, что государственное управление основывается и осуществля- ется на базе действующего российского законодательства. Деятельность субъектов государ- ственного управления строится в строгом соответствии с их функциональными обязанностями и объемами властных полномочий, то есть в какой-то мере речь может вестись о наличии суб- ординации, вертикальной и горизонтальной линии самоуправления.
    Подконтрольность,
    в свою очередь, требует соподчинения, правомочий на проверку исполнительности предписаний вышестоящих инстанций системы государственного управле- ния нижестоящими, то есть подчиненными по отношению к наделенным правом требовать,
    приказывать и воздействовать. Кроме того, контрольная функция решает еще и такую задачу,
    как проверка верности отданного и исполненного властного предписания. В целом в любом управлении, в том числе государственном, обязано соблюдаться золотое правило: любое пред- писание должно следовать целям достижения конкретного результата. При этом чем быстрее оно будет вынесено, тем больше надежд на его эффективность. При наличии возможностей (в зависимости от ситуации) предписание должно выдаваться непосредственно принимающему.
    Только отсутствие таких условий обязывает руководителя обратиться к вынесению распоряже- ния или предписания в письменном виде. Любое предписание должно быть выполнено, прове-

    И. В. Куртяк, В. И. Кайнов, Н. Н. Жильский… «Административное право»
    10
    дено в жизнь. Для этих целей и существует контрольная функция с тем, чтобы удостовериться,
    как скоро и точно исполнено волевое решение и какая от него последовала отдача.
    Властность
    обязывает участников управленческой деятельности лояльно, на законных началах строить отношения, не превышая властных полномочий, не злоупотребляя служебным положением и не допуская халатности при участии в управленческих правоотношениях.
    Функциями государственного управления признаются три группы, или категории:
    • общие;
    • обеспечивающие;
    • специальные.
    В свою очередь, к общим функциям относятся организация, координация, планирова- ние, прогнозирование, информация, регулирование и контроль.
    К обеспечивающим функциям государственного управления следует прежде всего отне- сти те из них, которые не прямо, а опосредованно способствуют достижению целей и решению задач, преследуемых и ставящихся перед ним (материально-техническое снабжение; доставка и распределение ресурсов; множительные, редакционные работы; различные виды обслужива- ния; подготовка и переподготовка кадров и т. д.).
    Специальными функциями государственного управления, с авторской точки зре- ния, следует считать правотворческую; регулятивно-управленческую; обеспечивающую социально-правовую защиту прав и свобод граждан и государственных служащих;
    охранную (поддержание общественного порядка); оперативно-исполнительскую и админи- стративно-процессуальную (юрисдикционную).
    Приведенные три группы, или категории, функций государственного управления в пол- ной либо частичной мере признаются в США, Великобритании, Франции, Германии и Китае.
    Следует акцентировать внимание на том, что каждая из трех групп функций понимается и оце- нивается по-разному, к тому же имеют место несовпадения как по числу, так и по назначению.
    Основными методами государственного управления, согласно действующему россий- скому законодательству и практике государственно-управленческой деятельности, можно счи- тать убеждение, принуждение, согласование, оказание помощи, предписание, проверки и государственные заказы. Перечисленные методы можно объединить в три группы: администра- тивные, экономические и социально-психологические.
    С авторской точки зрения, к административным методам относятся принуждение, пред- писание и проверки (контроль и надзор); к экономическим – государственные заказы и материальные виды воздействий (материальная ответственность, гражданско-правовая ответ- ственность, ограничения при применении мер материального поощрения); к социально-пси- хологическим – убеждение, согласование и оказание помощи. Кроме того (и с этим сле- дует согласиться), отдельные ученые к административным методам относят такие виды, как административно-правовые, административно-организационные, нормативные, индивидуаль- ные, обязывающие, уполномочивающие, поощряющие, поручительные и рекомендательные.
    Однако, как нам представляется, указанные виды административных методов есть производ- ные от ранее приведенных (принуждения, предписания и проверок).
    В административном праве неоднозначно понимаются экономические методы. Отдель- ные авторы относят к ним прибыль, премии, кредит и налогообложение. Как точка зрения такой подход возможен, но вряд ли эти методы способны претендовать на важное значение в системе государственного управления, если только их не признавать вспомогательными, опо- средованными к основным.
    Формами государственного управления принято считать регистрацию, лицензирование,
    аттестацию, государственные договоры и государственные программы, концепции и доктрины.
    Каждая из этих форм имеет свои особенности и механизм применения. По способу примене- ния формы государственного управления подразделяются на целенаправленные для внутрен-

    И. В. Куртяк, В. И. Кайнов, Н. Н. Жильский… «Административное право»
    11
    них и внешних нужд и задач, организационные, материально-технические, правотворческие,
    правоприменительные, регулятивные, правоохранительные, письменные, устные и конклю- дентные (молчаливо исполняемые, применяемые).
    Исследование сущности, содержания и назначения института государственного управле- ния в системе социальных отношений позволяет сделать следующие выводы и предложения:
    • государственное управление в системе социальных отношений занимает главенствую- щее место и служит упрочению государства, стабилизации общественных отношений, надеж- ной защите государственных интересов как внутри, так и за его пределами;
    • государственное управление – это эффективное средство проведения в жизнь внутрен- ней, внешней, экономической и оборонной политики;
    • государственное управление представляет собой главный регулятор в борьбе за поддер- жание законности, правопорядка, обеспечение социальной справедливости и социально-пра- вовой защиты прав и интересов граждан, юридических лиц и общественных объединений;
    • государственное управление в целях бесперебойности и эффективности действия тре- бует наличия подготовленного кадрового состава, а также неукоснительного соблюдения госу- дарственными служащими предписаний Федерального закона Российской Федерации от 31
    июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»;
    • используемые в системе государственного управления методы и формы себя оправды- вают, однако они требуют уточнения и координации с учетом уже произошедших изменений во взаимоотношениях федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации;
    • государственное управление способно достигать целей и задач, ставящихся перед ним,
    только при условии проведения в жизнь присущих ему функций и наличия надлежащего кон- троля за их неукоснительным исполнением;
    • государственное управление, имея свои специфические черты, существенно отлича- ется от иных видов регламентации общественных отношений, что требует их учета, развития и совершенствования;
    • зарубежная управленческая практика свидетельствует о том, что отдельные элементы системы социально-управленческой деятельности различных зарубежных государств (напри- мер, Франции, Германии, Китая и Италии) могут быть использованы в отечественном управ- лении с учетом российской специфики;
    • эффективность, конкретность и действенность механизма организации и осуществле- ния государственного управления возможны только при наличии специализированных цен- тров, постоянно действующих семинаров, в которых государственные служащие, особенно руководители различных ведомств, служб и комиссий, осваивали бы методику управления кол- лективами.
    Бесперебойность действия системы государственного управления зависит от многих факторов и условий. К ним следует отнести надлежаще подготовленный кадровый состав,
    умело выбранные формы и методы управления, должным образом учтенные специфические черты управленческой деятельности, доведенные до логического завершения функции госу- дарственно-управленческой деятельности, а также дальнейшее совершенствование правовой базы, на которой строится регламентация общественных отношений в сфере социального управления.
    1.2. Принципы государственного управления,
    их место и роль в совершенствовании
    механизма его организации и осуществления
    Под принципами права традиционно понимаются основополагающие идеи и руководя- щие начала, характеризующие единство и основные тенденции развития конкретных правовых

    И. В. Куртяк, В. И. Кайнов, Н. Н. Жильский… «Административное право»
    12
    норм, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений. В данном случае –
    ту их часть, которая складывается в системе государственного управления.
    Общая теория права признает наличие трех уровней правовых принципов: общеправо- вых, межотраслевых и отраслевых. Общеправовые принципы преломляются в отраслевые и реализуются через нормы отрасли. К первому уровню правовых принципов практически все ученые относят принцип равноправия граждан (в том числе относительно участия в государ- ственном управлении); принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан;
    принцип социального государства; принцип светского государства и принцип гуманизма и справедливости. Все они являются конституционными и имеют прямое отношение к государ- ственному управлению.
    К межотраслевым принципам права, с нашей точки зрения, следует отнести универсаль- ность, общедоступность, всесторонность и взаимоответственность. Межотраслевые принципы также имеют прямое отношение к механизму государственного управления. Анализ сущно- сти и содержания механизма государственно-управленческой деятельности дает возможность из перечисленных выше принципов вычленить более конкретные, имеющие непосредственное отношение к социальному управлению. При этом их можно разделить на две группы:
    • социально-правовые, или общие;
    • организационные, или специальные.
    Социально-правовые, в свою очередь, делятся на принципы законности, эффективности,
    объективности, конкретности, дисциплинированности, доступности и гласности.
    К организационным относятся принципы сочетания единоначалия и коллегиальности;
    двойного подчинения; оперативности; территориальности; рациональности и функциональ- ности. К государственному управлению следует отнести также и принципы государственной службы:
    • верховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативно-пра- вовыми актами;
    приоритета прав и свобод граждан и их признания, соблюдения и защиты;
    • единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения между
    Россией и ее субъектами;
    • равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
    • обязательности подчинения государственных служащих законам и подзаконным актам;
    • внепартийности государственной службы и отделения ее от религиозных объединений;
    • единства требований, предъявляемых к государственной службе;
    • профессионализма и компетентности государственных служащих;
    • ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
    Подробнее остановимся на отдельных специальных принципах государственного управ- ления и определим их место и роль в совершенствовании механизма организации и осуществ- ления властных полномочий.
    Ведущим принципом в государственном управлении признается принцип законности.
    Он устанавливает, что с момента формирования соответствующей структуры, входящей в систему государственного управления, и до прекращения ее функционирования все виды дея- тельности должны основываться на предписании законов и подзаконных действий.
    Принцип законности обязывает государственные органы и их должностных лиц строго следовать в своей деятельности законопредписаниям с тем, чтобы не допускалось превы- шение власти, злоупотребление ей и халатное отношение. Принцип законности государ- ственного управления стоит на страже прав и законных интересов всех участников госу- дарственно-управленческой деятельности. Указанный принцип также обязывает органы и их

    И. В. Куртяк, В. И. Кайнов, Н. Н. Жильский… «Административное право»
    13
    должностных лиц, входящих в систему социального управления, руководствоваться презумп- цией невиновности и не перелагать бремя доказывания своей невиновности на граждан.
    Исходя из вышеизложенных качеств принцип законности государственного управления позволяет сделать некоторые выводы и предложения.
    • В этом принципе, как в зеркале, усматриваются содержание управления, все его поло- жительные и отрицательные качества.
    • Данный принцип является мерилом эффективности взаимоотношений участников государственно-управленческой деятельности, от которой во многом, если не полностью, зави- сят стабильность и благополучие государства, личности и общества.
    • Через принцип законности прослеживаются недостатки правовой системы и намеча- ются пути их устранения.
    • Срабатывание данного принципа сказывается непосредственно на имидже государства,
    надежности его внешней, внутренней и оборонной политики.
    • Принцип законности государственного управления обязан служить эффективным сред- ством борьбы с проявлениями бюрократизма, чванства и коррупции в деятельности управлен- ческой системы. Без этого вовлечь в процесс управления широкие массы населения не удастся,
    а следовательно, и рассчитывать на должную поддержку населением проводимой внутренней и внешней политики не приходится.
    • Принцип законности государственного управления оказывает существенное воздей- ствие на становление демократических начал и гласности в государстве, а без них расчеты на построение правового государства абсолютно беспочвенны.
    Остальные принципы государственного управления как из группы социально-правовых,
    так и из организационных и специальных не требуют особых комментариев, потому что их назначение, место и роль в системе управленческой деятельности определяются исходя из самого названия. Это принципы эффективности, объективности, конкретности, дисциплини- рованности и доступности.
    Особую значимость для становления, совершенствования механизма государственного управления, как нам представляется, имеют принципы государственной службы, закрепленные
    Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государствен- ной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря 2008 г.). Так, принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными норма- тивно-правовыми актами означает следующее:
    • в процессе государственного управления не допускается противопоставление, проти- востояние между Конституцией и федеральными законами, с одной стороны, и издаваемыми субъектами управленческой деятельности нормативными актами, с другой стороны;
    • осуществляя государственное управление, государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечивать пунктуальное исполнение всеми участниками управленческой дея- тельности предписаний Конституции Российской Федерации и ее федеральных законов;
    • в деятельности государственных органов и их должностных лиц не должно быть иных начальников, кроме законов и подзаконных актов.
    Принцип приоритета прав и свобод граждан и их признания, соблюдения и защиты обя- зывает все структуры, входящие в систему государственного управления, и их должностных лиц помнить о том, что в случае отступления от его сути и содержания вступает в силу Закон
    Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Данный принцип по своему содержанию и назначению – это перспективное средство приближения системы социального управления к потребностям будущего правового государства.
    Принцип единства системы государственного управления и разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами означает, что главным условием

    И. В. Куртяк, В. И. Кайнов, Н. Н. Жильский… «Административное право»
    14
    управляемости общественных отношений в России должны быть единство, неразрывная связь между всеми элементами государственно-управленческой деятельности при продуманном и четком разграничении соответствующими законами предметов ведения не только между Рос- сией и ее субъектами, но и между конкретными подсистемами федерального уровня и субъек- тов Российской Федерации.
    Особое место в системе государственного управления занимает принцип обязательности подчинения государственных служащих законам и подзаконным актам. Особенность данного принципа прослеживается, во-первых, в том, что его соблюдение способно избавить Россию от сепаратизации, злоупотреблений властью и превышения служебных полномочий, а во-вторых,
    сделает государственных служащих более свободными от телефонного и указного права.
    Принцип внепартийности государственной службы и отделения ее от религиозных объ- единений имеет особое значение в силу того, что в настоящее время в России существуют сотни партий и религиозных объединений. Отсутствие такого принципа способно было бы пре- вратить любую управленческую структуру в целом и по частям в постоянные заседания, собра- ния и выяснения отношений. Партийные и религиозные пристрастия должны оставаться за пределами службы и служебных полномочий. Данный принцип также избавляет от осложне- ний в урегулировании общественных отношений в целом, потому что реализация ст. 13 Кон- ституции Российской Федерации слишком далека от действительности и партии и обществен- ные объединения еще не скоро станут фактически равными.
    Важное место в системе государственного управления занимает принцип ответственно- сти государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Важность данного прин- ципа состоит в следующем:
    • он постоянно напоминает о необходимости добросовестно исполнять свои обязанности,
    уважать права, свободы и интересы граждан, обращающихся к служащим на законных основа- ниях с вопросами, разрешение которых вменено им согласно должностным обязанностям;
    • настоящий принцип дисциплинирует должностных лиц, совершенствует их отношения с гражданами и юридическими лицами;
    • он способствует предупреждению нарушений прав и свобод граждан, потому что преду- сматривает наступление различных видов юридической ответственности как за неисполнение,
    так и за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
    Таким образом, совершенствование механизма организации и осуществления государ- ственного управления не только служит делу упрочения целостности России, но и постепенно создает условия для построения правового государства, в котором общественные отношения будут строиться на основе предписаний законов и подзаконных актов, приоритета прав и сво- бод граждан.

    И. В. Куртяк, В. И. Кайнов, Н. Н. Жильский… «Административное право»
    15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта