Главная страница
Навигация по странице:

  • Краткие сведения об авторе текста: Фёдор Иванович Тютчев

  • Музыкально-теоретический анализ

  • Вокально-хоровой анализ

  • Вокальные трудности

  • Дикционные трудности

  • Дирижерские трудности

  • в небе тают облака. Краткие Сведения о композиторе Юрий Михайлович Чичков


    Скачать 107.11 Kb.
    НазваниеКраткие Сведения о композиторе Юрий Михайлович Чичков
    Дата18.06.2018
    Размер107.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлав небе тают облака.docx.docx
    ТипДокументы
    #47198

    Краткие Сведения о композиторе:

    Юрий Михайлович Чичков родился 26 июля 1929 в Москве .Советский композитор, народный артист РСФСР (1989), Заслуженный деятель искусств (1978), лауреат Государственной премии СССР (1983) и премии Ленинского комсомола (1972). Окончил Институт военных дирижёров (1953), Московскую консерваторию по классу композиции В. Я. Шебалина (1959).

    Юрий Чичков является автором целого ряда инструментально-вокальных произведений. В его творческом списке — оперы, кантаты, симфония, сюита для хора и симфонического оркестра, концерты для инструментов с оркестром, сонаты, вариации, этюды, песни-баллады. Создал композитор и цикл о первой любви (13 песен на стихи С. А. Есенина, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, М. И. Цветаевой, и др.). Написал Ю. Чичков и десятки патриотических песен, в чём с ним тесно сотрудничали такие известные поэты-песенники, как, М.Пляцковский, Я. Халецкий, Н. Добронравов, и исполнители Владимир Трошин, Виктор Селиванов и др.

    Был автором музыки к телеспектаклям и кинофильмам. Однако большая доля творчества композитора была отдана детям.

    Для детей Юрий Михайлович Чичков написал огромное количество песен, поистине ставших классикой детского музыкального жанра. По словам самого композитора:

    «Творчество для детей держится на трёх китах — музыка и стихи должны быть услышаны сердцем, в детской песне должно быть заложено доброе, волшебное зернышко и самое главное — любовь к детям!»

    Песни Чичкова звучали на Всесоюзном радио и Центральном телевидении в исполнении как Большого детского хора под управлением В. Попова, так и маленьких школьных коллективов. Большое количество песен композитор посвятил школе. Такие песни, как «Наташка-первоклашка», «Из чего же, из чего же…», «Наша школьная страна», «Детство — это я и ты» вошли в программы школьных праздников по всему Советскому Союзу, а многие из них популярны и в России XXI века.

    Скончался Юрий Михайлович 6 августа 1990 года в Москве.

    Краткие сведения об авторе текста:

    Фёдор Иванович Тютчев родился  23 ноября 1803 года в родовой усадьбе  Брянского уезда Орловской губернии.Русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

    Принадлежал к старинному дворянскому роду.

    Рано начал писать стихи; в 1819 г. выступил в печати с вольным переложением из Горация.

    В 1821 г. блестяще окончил словесный факультет Московского университета. По окончании курса зачислен на службу в Коллегию иностранных дел.

    Как поэт Тютчев сложился на рубеже 20-30-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Весенние воды», «Осенний вечер».

    Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822—1837 гг.) и Турине (1837—1839 гг.). В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал ее.

    Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 г.: тетрадь его стихотворений, переправленная из Германии, попадает в руки Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее — после его возвращения на родину, в 50-х гг., когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.).

    Вернувшись в Россию в 1844 г., занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры.

    Умер в 1873 г. в Царском Селе.

    Разбор стихотворения:

    В небе тают облака

    И лучистая на зное,

    В искрах катится река,

    Словно зеркало стальное…

    Час от часу жар сильней,

    Тень ушла к немым дубровам,

    И с белеющих полей

    Веет запахом медовым.

    Чудный день! Пройдут века,

    Также будут в вечном строе,

    Течь и искриться река

    И поля дышать на зное.

    Это стихотворение было написано Тютчевым 2 августа 1868.В стихотворении «В небе тают облака…», поэт показывает необычайную красоту природы в летний знойный день.В описании летнего пейзажа, Тютчев использует эпитеты, подчеркивающие красоту и усиливающие ее значимость и особенность: лучистая река, зеркало стальное. В этом стихотворении автором для описания действия, используются очень красивые метафоры: тают облака, катится река, тень ушла, пройдут века, искриться река.

    Музыкально-теоретический анализ

    «В небе тают облака» - хоровая миниатюра. Композитор использует строфическую форму (3 строфы)

    1 строфа (1- 7 такты) -период, неквадратного строение, состоящий из двух предложений. Тональность fis-moll.Первое предложение заканчивается в параллельной тональности A-dur.

    Второе предложение заканчивается плагальной каденцией:

    2 строфа(8- 14 такты) - по форме так же однотональный период, неквадратный, состоящий из трех предложений.

    3 строфа(15- 22 такты) – квадратный период, модулирующий из А dur в основную тональность fis moll.

    РАЗМЕР произведения переменный- Изначально размер произведения - 4/4(сложный) . Начиная с 12-го такта, размер меняется на 2/4(простой). А в 13 -м такте размер возвращается к исходному(4/4).

    ТЕМП произведения:

    В первой строфе темп Tranquillo(спокойно). Во второй строфе темп изменяется -Accelerando (постепенно ускоряя), а в третьей строфе темп прежний- Tranquillo(спокойно).

    Основная тональность –fis-moll.

    Ритм представляет собой четверти восьмые, но встречаются и половинные ноты,но встречаются и половинные.

    Часто встречается пунктирный ритм(четверть с точкой и восьмая),так же

    Вжнейшим средством выразительности является динамика, отличающаяся исключительной гибкостью и подвижностью.

    Первая строфа написана в динамике mf(меццо-форте, итал. mezzo-forte) — умеренно громко.

    с 8 такта –динамика резко становится р (пиа́но, итал. piano — тихо) и до 10 такта меняется сначала на mf,а потом на F.

    С 10 такта динамика- subito p(внезапно тихо)

    С третьей строфы (15-й такт) динамика сменяется на mf и постепенно усиливается до F.



    С 17-го такта динамика mp(меццо-пиано, итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.

    C 19 такта- diminuendo (постепенное уменьшение силы звука), и заканчивается произведение в динамике p.

    Вокально-хоровой анализ

    Хоровая миниатюра Ю. Чичкова «В небе тают облака» написана для 2хголосного женского или детского хора a capella, с divisi во всех партиях.

    Диапазон партии S I: от РЕ # первой октавы до ФА # второй октавы

    Диапазон партиb S II: от ДО # первой октавы до РЕ второй октавы

    Диапазон партии A I:от ЛЯ малой октавы до СИ первой октавы

    Диапазон партии AII: от ЛЯ малой октавы до СИ первой октавы

    Диапазон хора:от ЛЯ малой октавы до ФА # второй октавы

    Тесситура для голосов удобная. Но высокие ноты стоит интонировать точно и осторожно, не боясь, пропевать их. Характер звука должен быть светлый, чистый, немного прикрытый, но притом должна быть чёткая дикция и слышны согласные буквы. Дыхание: цепное, без разрыва связных по смыслу фраз, дышать можно во время пауз.

    Вокальные трудности
    - Нужно следить за дыханием, оно должно быть на опоре. Если дыхание будет не крепким, то звук получится тусклым и сиплым, не получится спеть длинную, развивающуюся фразу.
    - Точным и стройным должно быть звучание аккордов по-вертикали, каждый голос должен прослушиваться, но не звучать ярче других.

    - Произведение исполняется a'cappella, что является основной трудностью

    - Точное исполнение повторяющиеся ноты ,восходящее и нисходящее движение в мелодии.

    Дикционные трудности

    - Очень хорошей должна быть дикция, слова должны произносить там, где нужно синхронно. Правильное формирование гласных и согласных способствует качественному воспроизведению звука как в рабочей тесситуре, так и в более высокой.

    Дирижерские трудности

    1.Дирижеру необходимо показывать своими жестами особо трудные интонационные места.
    2.Трудности дирижера заключается в точном показе ауфтактов, все ауфтакты должны быть на legato,без резких движений.

    3. Дирижерский жест должен соответствовать лирическому характеру песни.

    написать администратору сайта