Главная страница
Навигация по странице:

  • ВАРИАНТ № 12

  • Пути и проблемы формирования и развития информационного законодательства субъектов Российской Федерации.

  • 2. Проблемы правового регулирования деятельности СМИ в сети Интернет.

  • Список литературы

  • информационное право 1. Контрольная работа по дисциплине информационное право


    Скачать 50.5 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине информационное право
    Дата12.02.2018
    Размер50.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаинформационное право 1.docx.docx
    ТипКонтрольная работа
    #36360

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

    Крымский филиал
    Кафедра административного и финансового права
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    по дисциплине «ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО»

    ВАРИАНТ № 12

    Выполнила:

    студентка 2 курса

    заочной формы обучения

    группы 21

    Крылова А.М.

    Преподаватель:

    к.ю.н. Пономарев А.В.

    Дата представления работы …………………2017 г.

    Симферополь 2017

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение……………………………………………………………………….3

    2. Пути и проблемы формирования и развития информационного законода-тельства субъектов Российской Федерации………………………….………….4

    3. Проблемы правового регулирования деятельности СМИ в сети Интернет…………………………………………………………………...……....9

    4. Заключение………………………………………………….………………....15

    5. Список литературы……………………………………………………………16

    Введение

    Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в условиях формирования глобального информационного общества закладываются правовые основы деятельности в информационной сфере, включая электронное правительство и электронная коммерция, происходит информатизация образования, науки и здравоохранения, банковского дела и т. д. Следовательно, информационное право следует рассматривать как самостоятельное научное направление, которое требует активной разработки как элемента фундамента для перехода к информационному обществу.

    Начиная с принятой 7 февраля 2008 г. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации № Пр-212 1(далее — Стратегия развития информационного общества) в Российской Федерации на повестку дня был поставлен вопрос о соблюдении конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни в соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция)2, выраженного в обеспечении безопасности информации ограниченного доступа. [1], [2]

    Вопросы, связанные с защитой информационного пространства России от современных угроз, являются одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности, что подтверждается в том числе выступлением Президента РФ В. В. Путина на заседании Совета Безопасности РФ 1 октября 2014 г. Президент также подчеркнул, что за последние годы увеличилось количество преступлений, совершенных с использованием информационных технологий. Таким образом для защиты информационного пространства необходимым прежде всего является развитие информационного законодательства.

    1. Пути и проблемы формирования и развития информационного законодательства субъектов Российской Федерации.

    Россия относится к странам позитивного нормативного законодательства. Закон – основной источник права, на основе которого выстраиваются различные отрасли права, в том числе и право информационное. В системе формирования законодательства информационного права отражаются общие тенденции, свойственные современным условиям развития общества. Это описано в статье Μ. Н. Марченко об основных тенденциях развития права в условиях глобализации.1[11]

    Информационное право является молодой отраслью, но не смотря на это уже имеет немало федерального законодательства, подзаконных нормативных источников. Эти источники требуют учета, регистрации, систематизации, обработки, создания систем поиска, доступа и использования их в процессе реализации конкретных отношений в информационной сфере. Важно уяснить состав законов и иных нормативных актов отрасли как системы.

    Анализ состояния информационного законодательства, который проведен по ходу освещения конкретных его институтов, позволяет сказать, что уровень федерального законодательства достаточно тонок и не охватывает все предметные сферы реальных отношений в этой области.

    Достаточно тонкий слой федерального законодательства слабо развит в подзаконных актах, которые предусмотрены этими законами и должны обеспечить их реализацию. Например, для реализации Закона об информации крайне необходимы федеральные законы по каждой категории и виду информации.

    В свою очередь фрагментарность принимаемых нормативных правовых актов в области информатизации, безусловно, тормозит развитие отношений на основе информационных технологий, а также инновационные процессы в деятельности по управлению в области взаимодействия публичных и частных структур с гражданами, граждан между собой.

    Многие исследователи считают базовым Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" 1995 г. Его называют "статичным" или декларативным. Однако на протяжении 10 лет существования этого Закона созданы основы информатизации и сформированы действующие автоматизированные системы и наполняющие их базы данных. Этот Закон был заменен Законом об информации 2006 г. Но эти законы во многом порождают местное нормотворчество, которое не всегда соответствует конституционным принципам. Ясно, что требуется более глубокого правовое регулирование, которое соответствовало бы потребностям как обновляющейся экономики, так и задачам в области совершенствования системы государственного управления, задачам административной, правовой реформ. И это лишний раз подтверждает тот факт, что необходимо иметь государственную политику и четкую концепцию по развитию законодательства в этой сфере и формированию культурной правовой дисциплины.

    В целях системного упорядочения предметных областей правового регулирования в информационной сфере специалистами ИГП РАН в 2004 г. была разработана Концепция развития информационного законодательства. Существует три области правового регулирования по функционально-целевому принципу:

    1) область создания и включения в рынок информационных технологий, средства информатизации: средства связи, ЭВМ, программы и программное обеспечение;

    2) информационные ресурсы, информационные системы и их составляющие;

    3) информационные процессы по использованию всех составляющих ИКТ и информационных ресурсов.

    Такое крупное деление позволяет грамотно и полно, с учетом специфики каждой области, выявить предметы правового регулирования и найти методы, которые соответствовали бы их природе и содержанию. Это позволит грамотно выстроить взаимодействие гражданско-правового и публичного правового регулирования в информационной сфере отношений. Для начала нужно выявить разнообразие каждой предметной области методов правового регулирования.

    Из рассмотрения некоторых методологических проблем развития информационного законодательства можем сделать некоторые выводы:

    1) определить, к какой группе по предмету деятельности относится проблема, которая нуждается в правовом регулировании;

    2) выявить, о каких объектах информационных прав идет речь в связи с достижением цели нового правового акта или отдельной правовой нормы;

    3) установить, в какой сфере этот акт (норма) будет применяться;

    4) определить, каких субъектов права она касается непосредственно;

    5) далее реализовать все уже установленные требования и правила подготовки и принятия нормативного правового акта.

    Законодательство в информационной сфере, как и в любой другой отрасли, должно быть прежде всего системно организовано, иметь внутренние связи и зависимости, а также вписывается в систему законодательства страны в целом. 

    В этой части методологии законотворчества должен действовать стратегический и тактический подходы к такой формирующейся ветви правотворчества, как юридическая технология. 

    После выбора предмета закона и средств обеспечения его реализации наступает черед применения правил юридической техники. Это обеспечивает его внутреннюю связь, логику, грамотность оформления, точность применения терминов и понятий, лаконичное и ясное формулирование правовых норм. 

    Для информационного законодательства общие правила имеют особое значение, так как на его базе обеспечивается взаимодействие инфокоммуникационных средств с материальными нормами других отраслей законодательства. Наиболее важным это является для кооперирования законодательства административной отрасли с информационным, в части решения задач перевода всей административной системы в электронный режим работы при сохранении условий безопасности. В этой части может активно себя проявить и идея облачных технологий на основе создания нового направления в юридической технологии – правовой логистики. 1 [12]

    Если законодательство отрасли полноценно развивается, то оно само создает условия для его систематизации и для представления в форме кодекса.

    В процессе прогнозирования и планирования законодательства молодой отрасли права важно правильно выбирать проблему (тему) закона и в первую очередь определять так называемые базовые нормативные правовые акты, через которые реализуется вся дальнейшая системная работа в области правового регулирования отношений.

    В России сначала был принят в 1995 г. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", а в 2006 г. Данный закон был заменен новым федеральным законом более узкого плана "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".2[3] В тоже время специального закона о документировании, электронном документе и документообороте до сих пор нет.

    В целях проведения анализа состояния информационного законодательства необходимо учитывать взаимодействие живой системы правовых отношений в информационной сфере и тех функций, которые выполняются "электронным правительством".

    Для более же крупной цели необходимо учитывать еще и взаимодействие состояния общества и проблем, которые выходят на решение задач в масштабе "электронного государства", еще более верно – в масштабе информационного общества в целом. Основой для работы юристов в этом направлении является государственная программа "Информационное общество (2011–2020 годы)", которая была утверждена Правительством РФ в октябре 2010.

    Кроме федеральных законов и законов субъектов РФ в настоящее время в рассматриваемой отрасли права действует великое множество и подзаконных актов. Их систематизация, гармонизация с федеральными законами, с международными нормами в области информатизации, связи и всех иных отношений, которые свойственны данной области, неизбежно приводят к обоснованию начала кодификации всех нормативных актов, регулирующих отношения в информационной сфере. Необходимым является создание Информационного кодекса Российской Федерации,который бы позволил системно и последовательно представить нормативную правовую основу упорядочения и регулирования отношений в этой новой области жизни общества.

    2. Проблемы правового регулирования деятельности СМИ в сети Интернет.

    Для начала разберемся с термином «Интернет».

    С одной стороны, Интернет можно понимать узко и технологично. Тогда это — удачный симбиоз компьютеров, проводов и цифровой технологии. Можно — широко и метафорично. Тогда это — новая среда обитания человечества, одна из главных составляющих нашего времени, выступающая то как информационная сокровищница, то как информационная свалка, то как информационная прачечная, а то и как (в представлении известного российского «интернетоведа» А. Носика).

    Действующее законодательство России не содержит определений Интернета, но отдельные правовые признаки Сети отражены в ряде законов, подзаконных актов, материалах судебной практики. В частности, в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»1, в ст. 5.5 КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ2, в Распоряжении Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1319-р «О перечне университетов Российской Федерации, в которых создаются с участием Фонда Сороса центры доступа к международной компьютерной сети Интернет»3, в подп. 25 п. 1 ст. 264 второй части НК РФ Интернет рассматривается как информационная система. Определение понятия «Интернет» можно встретить и в российских судебных актах, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16 января 2001 г. № 1192/00. О правоотношениях в Интернете указывается в подп. 9 п. 1 ст. 247 АПК РФ. [4], [5], [6]

    С юридической точки зрения рассматривается «информационная система — как организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, реализующих информационные процессы»1 [13].

    Что касается «СМИ». Традиционно данная аббревиатура расшифровывается — как средства массовой информации. Однако чаще под аббревиатурой СМИ понимают более широкое и глубокое социально-правовое содержание, ориентированное на воплощение в новых социально-политических и технологических условиях глобального информационного общества конституционного института Свободы Массовой Информации (СМИ в широком смысле слова)2[14].

    Сейчас практически весь комплекс отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) [1], активно интернетизируется, уходит в онлайн, требуя адекватной модернизации своих правовых и этических регуляторов.

    Следовательно, в рамках широкого понимания содержательного контекста буквосочетания СМИ гранями нашей темы будут вопросы регулирования основных информационных прав и свобод как отдельного правового института, специфика их реализации в Интернете.

    Первым офлайновым СМИ в Интернете стала «Учительская газета». Ее сайт появился в 1995 году. В это же время увидели свет и первые сетевые издания – журнал о горах и скалолазании «Riskonline», Национальная служба новостей, радио «101». Годом позже появляется новостной проект «Паравозов-News», а в 1999 году – издание «Gazeta.ru», существующее до сих пор.

    По данным Левада-центра на сентябрь 2016 года, российским интернетом пользуются 73% граждан в возрасте от 18 лет и старше 3[15].

    На данный момент в России нет достаточно четко сформулированной системы правового регулирования деятельности сетевых средств массовой информации. Главной причиной является в первую очередь отсутствие единой позиции по вопросу отнесения того или иного сайта к интернет-изданию.

    Согласно ст. 2 закона «О средствах массовой информации», «под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом» 2.[7] Следует понимать, что не каждый интернет-сайт является СМИ, а только зарегистрированный в установленном порядке. «Интернет сайт по общему правилу не является средством массовой информации и не подлежит обязательной регистрации в таком качестве, а его создание и ведение без регистрации в качестве средства массовой информации не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного ст.13.21 КоАП РФ», – отмечают специалисты Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву3.[16] Об отсутствии обязательной регистрации сайта как интернет-СМИ говорит и действующее российское законодательство. Сайты и интернет-издания, не зарегистрированные добровольно как СМИ, не считаются СМИ (разъяснение 7 Постановления Пленума Верховного суда России №3 от 24.02.2005 г. «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).4 [8]

    До сих пор спорным остается вопрос отнесения к средствам массовой информации социальных сетей и блогов. Информация, которая размещается в официальных группах СМИ в социальных сетях, действующим законодательством практически не регулируется.

    Согласно поправкам к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вступившему в силу с 2014 года, всех блогеров, имеющих аудиторию более 3000 человек в сутки обязали соблюдать ряд правил, применяемых к журналистам. Однако реальная картина не изменилась. [10]

    К большинству правонарушений, совершенных с использованием Интернета на территории России применяется Российское гражданское право в отношении лиц-резидентов:

    • в отношении доброго имени и деловой репутации;

    • если в результате правонарушения причинен вред;

    • в отношении авторских и смежных прав на обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме;

    • в связи с недобросовестной конкуренцией;

    • в отношении правонарушений, подпадающих под административную ответственность (ст. 5.5, 13.15 КоАП РФ)1, и преступлений.

    Ст. 274 УК РФ введена уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации.2 [9]

    Тем самым можно сделать следующие выводы: Интернет – это не только средство массовой информации; информационная система, которая представляет собой массив документов в электронной форме, но и компьютерная сеть электросвязи и источник доказательств (с его помощью возможно как правомерное (сделки), так и неправомерное поведение (совершение административных правонарушений и преступлений). 1[17]

    В информационном законодательстве нужно выделить принципы и установить основные направления регулирования правовых отношений, которые возникают при использовании Интернета. 2[18]

    С Интернетом связаны многочисленные злоупотребления информационного характера. Речь может идти о несанкционированной информации, «спаме», создании нелегальных интернет-сайтов, а то и прямо криминальных, пропагандирующих насилие, провоцирующих национальную, религиозную и иную рознь. Не секрет, что Интернет стал «убежищем» для террористических организаций, включая международные, ведущие активную «информационную войну» с обществом во всем мире. Нужно учитывать, что, обладая признаком глобальности (внетерриториальности) и являясь дешевым средством коммуникации, Интернет зачастую становится «местом» совершения различного рода правонарушений, в том числе уголовно наказуемых деяний, чем обуславливается не только выделение правовых норм о компьютерных преступлениях в отдельные главы (разделы) в национальных уголовных кодексах, но и зарождение в международном публичном праве однородных юридических норм, которые посвящены киберпреступности.3[10]

    Проанализировав общественные отношения, которые связаны с использованием Интернета, необходимо представлять, что норма права – не единственный социальный регулятор. В сфере использования Интернета особое значение приобретают и так называемые смешанные источники регулирования: обычаи, технические стандарты (включая международные), рекомендации негосударственных органов.1[19]

    Так как информационное пространство сети Интернет не имеет государственных границ, значительная часть возникающих проблем может быть решена только на международном уровне. Необходимо принять международный законопроект, который будет посвящен Интернету, в котором будут указаны общие принципы регулирования интернет-отношений.

    Заключение

    Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что в настоящее время нужно в законодательном порядке закрепить систему правого регулирования деятельности Интернет-СМИ. Общая политика контроля за информационным пространством должна строиться на принципах сочетаемости государственного регулирования и общественного самоконтроля. Во-первых, это адаптация действующего законодательства к интернет-реалиям, которая должна происходить в форме дополнения нормативных правовых актов «сетевым» компонентом. Во-вторых, международное взаимодействие, которое, кроме всего прочего, должно происходить в форме унификации нормативных правил. Речь идет об интеграции правовых систем для единообразной регламентации Интернета как международной компьютерной сети и установлении единого механизма юридической ответственности. В-третьих, важно установить сотрудничество государственной власти (прежде всего исполнительной) с сообществом провайдеров для разработки нормативных правил пользования Интернетом. В-четвертых, мера ответственности должна определяться самим интернет-сообществом при поддержке государства и последующим его подтверждением.

    Только таким образом можно прийти к общему консенсусу и обеспечить высокий уровень правовой защиты правообладателей и пользователей, защиты их законных прав и интересов.

    Список литературы:

    Нормативные акты:

    1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) По состоянию на 27 марта 2017 г. // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

    2. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212).

    3. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

    4. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).

    5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ .

    6. Распоряжение Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1319-р «О перечне университетов Российской Федерации, в которых создаются с участием Фонда Сороса центры доступа к международной компьютерной сети Интернет».

    7. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации".

    8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

    9. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

    10. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS № 185) (Заключена в г. Будапеште 23.11.2001) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Версия 4012.00.15 (с) 1992 — 2012.

    Учебные пособия:

    11.  Марченко Μ. Н. Об основных тенденциях развития права в условиях глобализации // Государство и право. 2009. № 6. С. 5–11.

    12. Электронное законодательство: доступ к нормативно-правовой информации в электронной среде: сб. статей междунар. науч.-практич. конф. СПб., 2011 (статьи И. Л. Бачило, А. С. Будакова, А. А. Волкова, Η. Н. Исаева, В. Б. Исакова, А. В. Морозова и др.).

    13. Глушенков А.В., статья «Интернет» в издании — «Российская юридическая энциклопедия» Главный редактор А.Я. Сухарев, Издательский Дом Инфра-М, М., 1999, 1110с.

    14. Монахов В.Н. От права средств массовой информации к праву свободы массовой информации, в сб-ке — Год 1998: что происходит с независимостью прессы в России, М. ИГК, 1999 г., с. 29-40; Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации, М., «Международные отношения», 2002, 624 с.

    15. Левада-центр. URL: http://www.levada.ru/2016/09/?cat=37

    16. Российская газета. URL: https://rg.ru/2008/08/25/internet.html

    17. Максуров А.А. Возможности правового регулирования сети Интернет // Правовые вопросы связи. 2011. № 1. С. 16 — 21.

    18. Маркарьян Р.В. Проблемы совершенствования правового регулирования отношений в сфере распространения информации через информационно-коммуникационные сети // Правовые вопросы связи. 2011. № 1. С. 24 — 28.

    19. Макарьян Д.В. Регулирование Интернета: правовой аспект // Гражданское право. 2006. № 3.

    1 "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212).


    2 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) По состоянию на 27 марта 2017 г. // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.


    1 Марченко Μ. Н. Об основных тенденциях развития права в условиях глобализации // Государство и право. 2009. № 6. С. 5–11.

    1 Электронное законодательство: доступ к нормативно-правовой информации в электронной среде: сб. статей междунар. науч.-практич. конф. СПб., 2011.

    2 Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ.


    1 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).

    2 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ .

    3 Распоряжении Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1319-р «О перечне университетов Российской Федерации, в которых создаются с участием Фонда Сороса центры доступа к международной компьютерной сети Интернет».

    1 Глушенков А.В., статья «Интернет» в издании — «Российская юридическая энциклопедия» Главный редактор А.Я. Сухарев, Издательский Дом Инфра-М, М., 1999, 1110с.

    2 Монахов В.Н. От права средств массовой информации к праву свободы массовой информации, в сб-ке — Год 1998: что происходит с независимостью прессы в России, М. ИГК, 1999 г., с. 29-40.

    3 Левада-центр. URL: http://www.levada.ru/2016/09/?cat=37

    2 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).

    3 Российская газета. URL: https://rg.ru/2008/08/25/internet.html

    4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

    1 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. .

    2 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ.


    1 Максуров А.А. Возможности правового регулирования сети Интернет // Правовые вопросы связи. 2011. № 1. С. 16 — 21.

    2 Маркарьян Р.В. Проблемы совершенствования правового регулирования отношений в сфере распространения информации через информационно-коммуникационные сети // Правовые вопросы связи. 2011. № 1. С. 24 — 28.

    3 Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS № 185) (Заключена в г. Будапеште 23.11.2001) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Версия 4012.00.15 (с) 1992 — 2012.


    1 Макарьян Д.В. Регулирование Интернета: правовой аспект // Гражданское право. 2006. № 3.
    написать администратору сайта