Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • С одержание

  • 1. Соотношение правозащитной и правоохранительной деятельности

  • 2. Классификация правозащитных неправительственных организаций

  • Контрольная работа по дисциплине Правоохранительная и правозащитная деятельность Автор контрольной работы А. Г. Атмакин Направление подготовки 40. 04. 01 Юриспруденция


    Скачать 76.5 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Правоохранительная и правозащитная деятельность Автор контрольной работы А. Г. Атмакин Направление подготовки 40. 04. 01 Юриспруденция
    Дата21.05.2019
    Размер76.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKontrolnaya_kurmaeva_2018 (2).doc
    ТипКонтрольная работа
    #78170

    Подборка по базе: Практисеская работа.docx, Курсовая работа .docx, Дипломная работа моя СТАНДАРТ.docx, Научная Работа - Философский обзор фильма Спасти Рядового Райана, Практическая работа УТБ.docx, Проверочная работа по предметной области .docx, Контрольная работа Жумажанова А.Т.docx, Контрольная работа Шевцов Г.К.docx, контрольная работа №2( 2курс) .docx, лабораторная работа 3.docx


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

    МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИМ. Н. П. ОГАРЁВА»
    Юридический факультет

    Кафедра правовых дисциплин

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    по дисциплине:

    Правоохранительная и правозащитная деятельность

    Автор контрольной работы А. Г. Атмакин
    Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

    Руководитель работы

    канд. юрид. наук, доцент Н.А. Курмаева
    Саранск

    2018

    Содержание

    1. Соотношение правозащитной и правоохранительной деятельности 3

    2. Классификация правозащитных не правительственных организаций 8

    Список использованных источников 12

    1. Соотношение правозащитной и правоохранительной деятельности



    Государство как единственная политическая организация, которая в силу присущих ей качеств исторически возникла как организация социального управления, по своей сущности предназначено для управления обществом путем установления и принятия норм права, претворения этих норм в жизнь, в том числе силами государственного принуждения.

    Право (позитивное) представляет собой систему установленных или санкционированных государством правил поведения (норм права), которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется государством. В связи с этим в ст. 1 Конституции РФ закреплены положения о том, что государство осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан и признает права и свободы человека высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства. Все органы государственной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию прав граждан, отстаивая законные интересы государства, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, т. е. способствуют охране права от нарушений. Можно ли считать, что каждый отдельно взятый орган государственной власти является правоохранительным? А нотариусы и адвокаты могут рассматриваться как лица, уполномоченные государством на осуществление правоохранительной деятельности?1

    Разработка концептуальных теоретических основ формирования и  реализации правозащитной деятельности имеет особое значение с  учетом массового характера нарушений прав человека в современной России, невысокой эффективности системы государственно-правовой защиты и слабости институтов гражданского общества в проведении самостоятельной политики в сфере защиты объективного права и субъективных прав участников общественных отношений. Причина отсутствия официальной трактовки правоохранительной деятельности или хотя бы единого подхода к ее пониманию в «младенческом» возрасте термина, был введен в обиход в конце 50-х – 60-х гг. Еще требует своего разрешения проблема приведения российской правозащитной системы в  соответствие с международными стандартами.

    Указанное обстоятельство обусловливает актуальность вопроса об унификации понятийного аппарата. Если мы не можем договориться о едином подходе к пониманию того или иного правового явления, то не может быть и речи о его комплексном и глубоком изучении, о едином понимании права и, как следствие, о единообразном применении норм права, так как нарушаются основные требования, предъявляемые к терминам (единство юридической терминологии, общепризнанность терминов, стабильность, устойчивость, точность терминологии). Еще советский правовед В. М. Савицкий указал, что «невыдержанность» юридической терминологии непосредственно сказывается на научных исследованиях: порождает схоластические споры.1

    Рассмотрим правозащитную деятельность как об относительно самостоятельную разновидность юридической деятельности, чему существует ряд причин. Во-первых, российское законодательство четко различает защиту прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, а также их обеспечение, признание, соблюдение, охрану — с другой. Например, уже ст. 2 Конституции РФ устанавливает обязанность государства относительно «признания, соблюдения и защиты прав и свобод». Статья 18 Конституции РФ гласит, что «права и свободы человека и гражданина... определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»1.

    Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Цель деятельности – это то, на что направлена деятельность, ее обозримый итог. Средства представляются как способы достижения цели. Результат – то, что получено в завершении какой-нибудь деятельности, работы. Процесс – совокупность последовательных действий, направленных на достижение желаемого результата. Прежде всего, обратимся к терминам «охрана» и «защита». Некоторые ученые считают их равнозначными, отмечая, что правовая защита осуществляется государственными органами в рамках особых правоохранительных отношений. Другой взгляд, что правовая охрана осуществляется постоянно, а защита – только при нарушении. С. С. Юрьев указывает, что термин «защита» может рассматриваться в «узком» или «широком» значении. Он пишет: «С одной стороны, под защитой понимается процесс реализации права на обращение в компетентные органы (прежде всего, в суд), а также осуществления иных правомерных действий для пресечения наличествующего нарушения охраняемых законом прав и интересов, т. е. для защиты «в узком смысле» необходим некий деликт. С другой стороны, в широком смысле защитой являются любые меры общей и частной превенции, направленные на предупреждение противоправных деяний и устранение причин, их порождающих, и с этой точки зрения нормативное урегулирование желательных для законодателя правил поведения в соответствующей области общественных отношений может расцениваться как защита»1.

    Таким образом, смысл слова «охрана» раскрывается в значении «стеречь», т. е. через совершение пассивного действия, тогда как «защита» подразумевает совершение не только пассивного, но и активного действия. На основании изложенного, а также с учетом лексического анализа, анализа практики применения терминов «охрана» и «защита» приходим к выводу о том, что и правоохранительная, и правозащитная деятельность охватывают собой отношения по охране прав, свобод и законных интересов субъектов правоотношений от правонарушений, обеспечивают принцип законности. Вместе с тем следует заметить, что, например, при совершении преступления правоохранительные органы выступают не на стороне конкретного потерпевшего, а на стороне права (закона), так как к ответственности привлекаются лица, виновные в нарушении запретов, установленных Уголовным кодексом РФ, т. е. происходит охрана права (закона) от нарушений. Права потерпевшего от преступления как были нарушены, так и остаются нарушенными, а уголовная ответственность в таких случаях носит характер наказания за нарушение запрета. Так, при привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступления по ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества), не разрешается вопрос о восстановлении материального положения потерпевшего. Получив приговор суда, потерпевший должен обратиться в суд с иском о возмещении ущерба, причиненного преступлением. Обратиться с иском – означает искать защиты нарушенного права.

    Таким образом, по нашему мнению, понятия «правоохранительная деятельность» и «правозащитная деятельность» могут быть тождественны, но разрешение этого вопроса зависит от предмета посягательства. Если речь идет об охране и защите самого права как регулятора общественных отношений, то эти понятия идентичны. Если же речь идет о защите субъективных прав граждан, о восстановлении нарушенного права, то понятия не тождественны и «правоохранительная деятельность» не включает «правозащитную деятельность», так как первая осуществляется везде и всегда, выражается в пассивной форме (путем закрепления норм права, установления запретов и ответственности за их нарушение), в то время как защита прав, свобод и законных интересов субъектов права возможна только при нарушении права и только в активной форме (путем обращения в суд, вынесения решения, наложения ареста на имущество и пр.).

    2. Классификация правозащитных неправительственных организаций
    Создание системы защиты прав человека, гражданских, экономических и политических свобод является одной из важнейших составляющих процесса становления России как страны с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией. Неправительственные правозащитные организации – это реалии сегодняшней жизни. Взаимодействие с ними является одним из приоритетных направлений работы государственных органов.

    В категорию «неправительственные организации» включаются самые различные общественные объединения – от небольших групп неформалов, до крупных общественных объединений и движений. Эти организации возникают по инициативе общественности, а не государственной власти. Приоритетным направлением деятельности неправительственных организаций выступает правозащитное направление, целевое назначение которых – повышение эффективности обеспечения, защиты и восстановления прав.

    Спектр деятельности таких организаций широк: от систематического сбора данных о нарушениях прав человека до подготовки необходимого законопроекта или поправок к действующему законодательству, организации митингов, пикетов, работы с прессой, радио, телевидением, просветительской работой, приема населения, бесплатного консультирования по юридическим вопросам, работы с конкретными жалобами Они специализируются на защите прав определенных категорий населения, по отдельным видам нарушений прав человека, занимаются комплексными проблем ми, относящимися к правам человека. То есть деятельность неправительственных правозащитных организаций охватывает все сферы общественной жизни, включая экономическую, политическую, социальную, культурную области, и «отражает горизонтальные социальные связи между индивидами в развитом гражданском обществе»1.

    На сегодняшний день известны достоинства, присущие неправительственным правозащитным организациям. Перечислим некоторые из них: - через правозащитные организации лучше оказывается помощь в тех случаях, когда государственный правоохранительный механизм не оправдывает своего назначения;

    - процедура оказания помощи со стороны правозащитных организаций менее бюрократична, чем процедура по защите прав и свобод, осуществляемая посредством обращения к государственным органам;

    - неправительственные правозащитные организации выступают в качестве нового механизма, в противовес государственной власти в деле зашиты прав человека, способствуя широкому участию общественности в решении приоритетных вопросов защиты прав. Многими исследователями проблем защиты прав человека и гражданина в последние годы практически во всех странах отмечается большой рост неправительственных правозащитных организаций. Многие ученые как российские, так и западные, расценивают неправительственные правозащитные организации как выдающееся явление второй половины XX в, отражающее усиление демократических преобразований в мире. Однако до сих пор в науке нет единой классификации, жестких критериев и параметров, по которым можно было бы четко разграничить все общественные организации. Классификация неправительственных правозащитных организаций может быть проведена по различным основаниям.

    В соответствии с Законом «Об общественных объединениях» по масштабу деятельности можно выделить международные, общероссийские межрегиональные, региональные и местные правозащитные организации. Международной правозащитной организацией признается общественное объединение, созданное на территории Российской Федерации, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность, хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство. Общероссийские правозащитные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Межрегиональные правозащитные организации осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным правозащитными организациями понимаются объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Местными правозащитными организациями являются объединения, деятельность которых в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления. По членству неправительственные правозащитные организации подразделяют на три типа:

    - с индивидуальным членством – это большинство существующих организаций; - с коллективным членством (цель таких организаций - координация усилий разрозненных правозащитных организаций, ставящих перед собой сходные задачи). - со смешанным членством, когда ряд организаций имеет двойной тип членства. - индивидуальный и коллективный. Такие смешанные организации зачастую являются координационным органом сети местных организаций, действующих независимо друг от друга, но они не просто представляют собой согласовательный орган, но и выступают в качестве самостоятельной организации со своими интересами, целями и программой. По отношению к государству можно выделить конфронтационные, т.е. те, которые выступают противниками официальной государственной политики и ориентируются на тактику «давления на власть» и конформистские, те, которые поддерживают идеи конструктивного сотрудничества, и совместных действий с государством.

    Нужно отметить, что на сегодняшний день, наблюдается отсутствие конструктивного взаимодействия государственных органов и неправительственных правозащитных организаций. Тем не менее, к такому взаимодействию нужно стремиться, поскольку одной из важнейших функций прикладной правозащитной деятельности выступает способность наладить продуктивный диалог с властью.1 По объектам правозащитной деятельности можно выделить неправительственные правозащитные организации, которые занимаются оказанием помощи отдельным категориям лиц: беженцам и вынужденным переселенцам; реабилитированным и лицам, пострадавшим от политических репрессий; женщинам; детям; военнослужащим и их семьям; коренным народам и национальным меньшинствам; инвалидам и социально необеспеченным слоям населения; заключенным и т.д.

    Список использованных источников

    1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. – 1993. – № 197.

    2. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930.

    3. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства РФ. –2014. – № 52 (Ч. I). – Ст. 7753.

    4. Бондаренко Р. Ю. Правозащитная деятельность как элемент защиты права человека //  Формирование электронной культуры в процессе непрерывного права образования: Проблемы и перспективы: Сборник научных трудов участников III Международной междисциплинарной конференции. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. С. 16-30.

    5. Збаражский Н. В. Виды и классификация правозащитных организаций применительно к защите прав человека // Пробелы в Российском законодательстве. 2012. №1. С. 13-15.

    6. Нечепуренко А. А., Веретенников Н. Н. Проблемные аспекты деятельности неправительственных правозащитных организаций в Российской Федерации // Актуальные вопросы в науке и практике Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. В 4-х частях. Уфа: Изд-во ООО Дендра, 2017. С. 1-10.

    7. Черная О. О. Соотношение правозащитной и правоохранительной деятельности (На примере защиты субъектов авиаметеообеспечения) //  Евразийская адвокатура / Уфа. 2016. №2 (21) С. 77.

    8. Януш Е. В. О соотношении понятий «юридическая деятельность», «правоохранительная деятельность» и «правозащитная деятельность» // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017.  № 4. С. 38-46.

    1 Януш Е.В. О соотношении понятий "юридическая деятельность", "правоохранительная деятельность" и "правозащитная деятельность"// Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. № 4. С. 39.

    1 Януш Е. В. О соотношении понятий "юридическая деятельность", "правоохранительная деятельность" и "правозащитная деятельность"// Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. № 4. С. 39.

    1 Бондаренко Р. Ю. Правозащитная деятельность как элемент защиты права человека //  Формирование электронной культуры в процессе непрерывного права образования: Проблемы и перспективы: Сборник научных трудов участников III Международной междисциплинарной конференции. СПб 2017. С. 73.

    1 Черная О. О. Соотношение правозащитной и правоохранительной деятельности (На примере защиты субъектов авиаметеообеспечения) //  Евразийская адвокатура . 2016. №2 (21). С. 77.

    1 Збаражский Н. В. Виды и классификация правозащитных организаций применительно к защите прав человека // Пробелы в Российском законодательстве. 2012. №1. С. 13.

    1 Нечепуренко А. А., Веретенников Н. Н. Проблемные аспекты деятельности неправительственных правозащитных организаций в Российской Федерации // Актуальные вопросы в науке и практике: Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. В 4-х частях. 2017. Уфа, 2017. С. 7.



    написать администратору сайта