Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Поиски определения философии. Рефлексивность, критичность, творческий характер философии.

  • Философия как рационально-теоретическое мировоззрение

  • Мировоззрение

  • отношения «ч еловек-мир», что и обусловливает выделение в

  • 2. Поиски определения философии. Рефлексивность, критичность, творческий характер философии.

  • 3. Проблемное поле философии. Философия в системе культуры. Социальные функции философии.

  • 4.Опорный конспект лекций doc. Конспект лекций по учебной дисциплине Философия Тема Философия как феномен культуры


    Скачать 1.02 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по учебной дисциплине Философия Тема Философия как феномен культуры
    Анкор4.Опорный конспект лекций doc.doc
    Дата28.01.2017
    Размер1.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла4.Опорный конспект лекций doc.doc
    ТипКонспект
    #812
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    4. Опорный конспект лекций по учебной дисциплине «Философия»
    Тема 1. Философия как феномен культуры

    1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.

    2.Поиски определения философии. Рефлексивность, критичность, творческий характер философии.

    3. Проблемное поле философии. Философия в системе культуры. Социальные функции философии.
    1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

    Философия как рационально-теоретическое мировоззрение
    Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах мироздания, о своем месте в мире и судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о духовных ценностях человеческого мира (совесть, добро, красота, свобода и т.п.). Эти и другие «вечные» проблемы, заново решаемые последующими поколениями, составляют круг вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на них составляют основу мировоззрения отдельных людей, различных социальных групп и общностей.

    Мировоззрение – это не всегда осознаваемая совокупность представлений и теоретических взглядов человека о себе и о мире, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающих ему возможность ориентироваться в мире. Оно формируется у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд. В нем происходит переосмысление различных типов отношения «человек-мир», что и обусловливает выделение в мировоззрении четырех аспектов – онтологического (бытийственного), гносеологического (познавательного), аксиологического (ценностного) и практического.

    Основные компоненты в структуре мировоззрения – знания, ценности, эмоции и чувства, убеждения и вера.

    1. Знания – совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными, повседневно-практическими.

    2. Ценности – отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле.

    3. Эмоции и чувства – личные переживания человека, вызванные внутренними и внешними воздействиями, например, страх или радость.

    4. Убеждения – взгляды, принимаемые в качестве истины, соответствующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения личности, общественных групп, наций, народов.

    5. Вера – это степень доверия человека к содержанию знаний и идей. Виды веры: вера-достоверность (связана с достоверным, чаще всего научным, знанием), вера в авторитет (личности или социальных институтов), моральная и религиозная вера.

    В зависимости от системности, аргументированности и глубины знаний выделяют обыденный, профессиональный и теоретический уровни мировоззрения.

    1. Обыденное мировоззрение – совокупность взглядов, основанных на здравом смысле и повседневном опыте. Это – «житейская философия», включающая не только ценный жизненный опыт, но и предрассудки, а также современные мифы (например, о рынке и конкуренции как панацее от всех бед). Такое миропонимание складывается стихийно, в нем эмоции в критических ситуациях могут захлестнуть разум.

    2. Профессиональное мировоззрение формируется под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и иного творчества, могут влиять и на мышление профессиональных философов. Так, огромное воздействие на мировую философию оказало литературное творчество И. Гете, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Ф. Кафки, Г. Маркеса и других писателей.

    3. Высший уровень мировоззрения – теоретическое мировоззрение, к которому принадлежат философия и наука. Но если положения науки базируются на точных фактах и логическом доказательстве, то философия добавляет к этому еще и требование ценностного обоснования человеческих суждений и поступков. Главную свою задачу философ видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников (и его самого).

    Мировоззрение носит общественно-исторический характер. Исторические типы мировоззрения – мифологигическое, религиозное, философское.

    Мифология (от греч.mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззрение, которое возникло в глубокой древности; в нем сплавлены воедино реальность и фантазия. Мифы повествуют о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе. Чертами мифического мировоззрения являются: а) антропо-морфность (очеловечивание природы); б) синкретизм, то естьслитность, нерасчлененность объективного и субъективного, реального и вымышленного; в) авторитарность (безусловная нормативность для всех членов первобытного сообщества); г) символичность (условные знаки и образы обозначают материальные и духовные предметы, а также действует принцип персонификации); д) нечувствительность к противоречиям; е) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.).

    Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки, сохраняя при этом простоту и доступность для обыденного сознания. В нынешней культуре имеют хождение мифы различного рода. Во-первых, «старые мифы» – рассказы о духах вроде лешего и домового, общении с душами умерших на спиритических сеансах и т. п. Во-вторых, «новые мифы». Это так называемые паранаучные мифы: о летающих тарелках, о пришельцах-инопланетянах и др. Сюда же относятся и обновленные мифы, в которых старые верования облекаются в новые одежды (астрология, парапсихология, рассказы об экстрасенсорных явлениях). В-третьих, мифологемы – стандартные представления, которые кажутся настолько естественными, что их необоснованность просто не замечается. К ним принадлежат многие народные пословицы («Бьет – значит любит» и т. п.), а также стереотипы вроде таких: «итальянцы страстны», «русский человек талантлив и простодушен». В-четвертых, идеологические мифы, которые, как правило, создаются и умирают вместе с той идеологией, которую они призваны внедрять в умы людей.

    Социокультурные функции мифов: 1) стереотипизация мышления и поведения людей, которая утверждает единомыслие и подчиняет индивидуальное сознание коллективному; 2) компенсация недостающих знаний посредством использования иррациональных образов, аллегорий и сюжетов, игнорирующих законы объективного мира и логику мышления для объяснения непонятного; 3) символизация действительности и социокультурных установок: люди, верящие в мифы, живут и действуют так, как того требуют содержащиеся в них своеобразные символические «коды».

    Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. Всякая религия основывается на вероучении, содержание которого излагается в священных текстах (Библия, Коран). На их изучении и толковании строится богословие (теология), представляющее, вместе с религиозной философией, теоретический уровень религиозного сознания. Поклонение Богу выражается в религиозном культе (обрядах и ритуалах). Любая религия сплачивает единоверцев в рамках религиозной организации, чтобы находить взаимную поддержку в своей вере.

    Функции религии:

    мировоззренческая. Разрабатывается картина мира, в которой сакральное определяет жизнь людей; способом объединения верующего с божественным миром является культ, а местом, где происходит пересечение священного и обыденного, выступает храм; человеку предлагается единственный, приемлемый способ существования – спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы;

    объединительная (включенность в религиозную общность консолидирует и дисциплинирует верующих, делает их поведение стабильным и предсказуемым);

    культурологическая (основой культуры, возникающей на базе определенной религии, становится религиозный менталитет, который определяет образ мышления и поведения людей);

    нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, долга и др.).

    В отличие от мифа и религии, философия – это рационально-теоретический тип мировоззрения, который будет далее охарактеризован подробнее.
    2. Поиски определения философии. Рефлексивность,

    критичность, творческий характер философии.

    Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор в VI веке до н.э. по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Сама мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине. Философия собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания.

    Предметом науки называют ту часть действительности, которую изучает данная дисциплина. Но определить предмет философии сложно: он по-разному видится разными философами и в разное время. Так, древнегреческий философ Платон полагал, что философия является познанием сущего, или вечного, непреходящего (таковым он считал «мир идей»). Его ученик Аристотель понимал ее как исследование причин и принципов вещей. Философы поздней античности – стоики, эпикурейцы – видели в философии искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума. Мыслители христианского Средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость – необходимую ступень к достижению божественной мудрости. Родоначальники новоевропейской философии Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание. «Квинтэссенцией культуры» называл философию Карл Маркс; она не должна оставаться отвлеченным теоретизированием, ее основное предназначение – изменить несправедливый социальный мир, стать оружием действия.

    Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант считал, что философия призвана дать человеку ответ на следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек, в чем смысл и назначение его бытия? Это означает, что философия на основе рационального познания мира должна:1) сформировать теоретическую модель мира, выявить его предпосылки, формы и способы существования; 2) осмыслить природу человека и на этой основе показать ему пути и способы деятельности, которые обеспечивают достижение поставленных целей; 3) обосновать возможности человека в преобразовании природной и социальной среды, определить ценность и смысл такой творчески-преобразовательной деятельности. Это значит, что философия является наукой о фундаментальных основах и универсальных законах бытия мира и человека как взаимосвязанных и взаимозависимых элементах единой реальности.

    В ходе развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии. Первая возникла в Древней Греции. Экономическая и гражданская активность людей породила стремление к преобразованию, к совершенствованию окружающего мира. Это отразилось на особенностях древнегреческой философии. Для нее характерны: научная рациональность, критичность, динамизм. Восточная философия связывается с культурами Древней Индии и Древнего Китая. Здесь человек с момента рождения включен в жесткую структуру норм и предписаний. Поэтому идеалом для людей выступает хорошее приспособление к обстоятельствам жизни и обращение активности на внутренний мир, а не на внешние обстоятельства. Это нашло выражение в традиционализме, внутренней сдержанности и некоторой догматичности восточной философии. Она не отказывается от религиозно-мифологических форм культуры, а продолжает постепенно развивать их в рамках философии.

    В ходе исторического развития западноевропейская философия прошла ряд этапов. В зависимости от важнейших вопросов, находящихся в центре внимания эпохи, можно выделить следующие социокультурные типы философии:

    1) античный космоцентризм (в центре внимания была природа);

    2) средневековый теоцентризм (в центре философии – Бог);

    3) антропоцентризм эпохи Возрождения (в центре – сам человек);

    4) наукоцентризм Нового Времени (поиск методов научного познания);

    5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всех сферах его деятельности).

    В чем же состоит своеобразие философии как системы знания и познания? Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью. В отличие от частных наук, различных формообразований культуры и обыденного сознания, философия, как правило, стремилась зафиксировать в своих категориях интегральные представления о культуре как целостности.

    Вторая характерная особенность философии – наличие в ней значительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, что она является сложным духовным образованием, через которое утверждаются гуманистические идеалы Истины, Добра и Справедливости.

    Третья отличительная черта философии заключается в ее особой рефлексивности.Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – оборачивание мышления на самое себя; в философии – обращение познания на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. Философия переосмысливает саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, являясь предельным основанием духовной культуры.

    Четвертая особенность – творческий характер. Творческая и продуктивная природа философского мышления убедительно обнаруживает себя в процедурах творческого осмысления будущего и обоснования потенциально возможных трансформаций культуры.
    3. Проблемное поле философии. Философия в системе культуры.

    Социальные функции философии.
    Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества.

    1. Философское учение о бытии – онтология, то есть рассуждения о мире, о его существовании и развитии.

    Бытие имеет две взаимосвязанные характеристики – материю и сознание. Вопрос об их соотношении называют основным вопросом философии. Он имеет две стороны. Во-первых: что первично (то есть что выступает первоначалом мира) – сознание или материя? Материалисты считают, что первична материя, природа, а сознание возникает из материи, поэтому оно вторично. Идеалисты считают, что первично сознание, которое порождает материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: а) субъективный идеализм – утверждает, что реальность сформирована нашим сознанием, а что находится за его пределами – неизвестно; б) объективный идеализм – полагает, что природа и человек порождены мировым духом (мировым разумом, идеей, Богом). Материальное или идеальноепервоначало получило название субстанция. В зависимости от количества признанных субстанций, возникли философские направления монизма (единственное начало), дуализма (действие двух независимых начал: и материального и идеального) и плюрализма (множество субстанций). В настоящее время выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии (о добре и зле, о смысле жизни и т.д.).

    2. Гносеология – теория познания. Она изучает возможности и способы познания человеком мира и самого себя. Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии: познаваем ли мир? Большинство философов считает, что мир познаваем, наши знания правильно отражают реальность. Это позиция гносеологического оптимизма. Агностики же утверждают, что мир познать нельзя. Часть философов сомневается как в познаваемости, так и в непознаваемости мира – это скептики.

    3. Философская антропология – философское учение о человеке. Она рассматривает сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. Перечень проблем настолько важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы – праксиологию (учение о деятельности людей) и аксиологию (учение о ценностях).

    4. Социальная философия – раздел, изучающий общество. В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются проблемы и перспективы современной цивилизации.

    5. История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления.

    Философия тесно взаимодействует с другими формами духовной культуры – с мифологией, религией, искусством, моралью, наукой. Еще в древности сложился идеал единства Истины, Блага и Красоты. Искусство – это духовно-практическая деятельность людей, основанная на художественном восприятии действительности и преобразовании мира на базе идеалов и представлений о прекрасном. Мораль – предписания и правила, которые существуют в виде негласных законов и выражают коллективные представления о добре и зле. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на изучение действительности, и система рациональных знаний о законах природы, общества, мышления.

    Философия и религия исследуют схожие проблемы, стремятся пробудить в человеке лучшие качества, но религия базируется на догме, вере и эмоциях, а философия – на сомнениях, логике и разуме.

    Философия и искусство отличаются вниманием к красоте и гармонии, рассказывают о своей эпохе, о волнующих человека вопросах. Но искусство идет через образное описание единичных и уникальных явлений, а философия проникает в сущность явления с помощью логических рассуждений о его всеобщих основах.

    Философия и мораль закладывают основы поведения и поступков людей с точки зрения добра и зла. Но нравственно можно поступать по-привычке, не задумываясь. Философия же, рассуждая о морали, всегда ищет главный принцип, закон, по которому люди должны жить.

    Философия и наука отличаются рациональностью, системностью, логичностью. Но наука дает частное знание о мире, а философия – всеобщее. Научное знание объективно, не зависит от жизненного опыта ученого, а философия всегда выражены личные предпочтения и убеждения мыслителя. Наука опирается на опыт и эксперимент, философские теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью научного опыта. Наука переходит от одной решенной задачи к другой, а философские проблемы называются «вечными», поскольку каждое поколение философов решает их по-своему.

    Роль философии в жизни общества можно проследить в ракурсе ее социокультурных функций. Функции философии:

    1) мировоззренческая (философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека, теоретически аргументирует мировоззрение);

    2) гносеологическая функция (разрабатывает теорию познания, раскрывает закономерности возникновения и развития познавательной деятельности, исследует формы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных);

    3) методологическая (выработка основных методов познания окружающей действительности);

    4) культурологическая (уясняет и обосновывает самые общие основания культуры, называемые универсалиями);

    5) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений);

    6) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития мира, общества, человека, познания);

    7) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного).

    Подведем итог: в чем заключается специфика философских проблем? Это поисковые задачи, поставленные о бесконечно сложном и непрерывно развивающемся объекте (Вселенной, человеке, обществе). Проблемы философии носят предельно широкий характер и являются вечными (ответы на них в каждую последующую эпоху переосмысливаются, при этом углубляется понимание невозможности окончательного ответа). Слова Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» и показывают, что чем глубже и шире мы познаем мир и себя самих, тем больше встает еще непознанного. Но главное – философствуя, человечество становится мудрее.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    написать администратору сайта