Главная страница
Навигация по странице:

  • План работы: стр.:Введение

  • Заключение

  • ГЛАВА 1 Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы 1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке

  • Курсовая по Микроэкономике на тему Конкуренция понятия, условия, формы и методы. Курсовая по Микроэкономике на тему Конкуренция понятия, условия,. Конкуренция понятия, условия, формы и методы


    НазваниеКонкуренция понятия, условия, формы и методы
    АнкорКурсовая по Микроэкономике на тему Конкуренция понятия, условия, формы и методы.doc
    Дата24.04.2017
    Размер367 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая по Микроэкономике на тему Конкуренция понятия, условия,.doc
    ТипКурсовая
    #3885
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6


    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

    ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА.
    Кафедра «Экономической теории».
    Курсовая работа
    Тема: «Конкуренция: понятия, условия, формы и методы».
    Выполнила студентка:

    факультета дистанционного обучения

    1 курса, группы Д-105

    Патрикеева Александра Сергеевна

    Научный руководитель:
    к.э.н., доцент

    Быкова Ольга Николаевна

    МОСКВА

    2009 г.
    План работы:

    стр.:

    Введение …………………………………………………………………………………….3-4

    ГЛАВА 1. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы

    1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке……………………5-6

    1.2 Правовое регулирование монополистической деятельности

    и защита конкуренции………………………………………………………….6-10

    1.3 Модели рыночных структур…………………………………………………..10-18

    1.4. Виды конкуренции…………………………………………………………….18-23

    ГЛАВА 2. Конкуренция на российском рынке

    2.1 Методика исследования конкуренции на российском рынке……………….23-32

    2.2 Текущие задачи антимонопольного регулирования в

    Российской Федерации в условиях глобального финансового кризиса…….32-34

    2.3 Макроэкономические оценки

    состояния конкуренции в Российской Федерации……………………………34-36

    2.4 Динамика нарушений антимонопольного законодательства 2007-2008 гг…36-37


    Заключение ………………………………………………………………………………...38-39

    Список использованной литературы ……………………………………………………40

    Приложение ………………………………………………………………………………..41-44

    Введение

    Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

    Мой выбор данной темы курсовой работы обусловлен актуальностью и огромной значимостью рассматриваемой в работе области для современной России, а также моим интересом к данной области экономики. Стимулирование конкуренции является и будет являться ключевым направлением экономической политики, важнейшим фактором модернизации российской экономики. Конкуренция сохраняет равноправное положение участников экономических отношений – обеспечивает продавцам и покупателям свободу выбора. В условиях конкуренции покупатель имеет возможность выбрать из нескольких или многих продавцов необходимого ему товара; такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своей продукции. Конкуренция является необходимым условием существования, фундаментом всей рыночной системы – позволяет цене выполнять координирующие функции, служить индикатором наличия излишков или дефицита. Рынок существует только при наличии конкуренции. Конкуренция контролирует эффективность частного предпринимательства – заставляет структуры, неэффективно использующие имеющиеся ресурсы, покидать «поле экономической игры». Конкуренция – залог увеличения эффективности бизнеса и экономического роста государства.

    Данная работа посвящена основным аспектам изучения конкуренции – ее понятиям, условиям, формам, специфике конкурентной борьбы в России, а также перспективам развития российского рынка, существующим проблемам и возможным методам их решения. Значимость выбранной темы несомненна, так как «конкуренция» - ключевое понятие при изучении рынка.

    К основным задачам моей курсовой работы относятся:

    1. отразить многообразие форм и видов конкуренции;

    2. произвести анализ конкуренции в условиях рынка, а также факторов, оказывающих на нее влияние;

    3. продемонстрировать каким образом работают антимонопольные органы и как может пересекаться антимонопольное законодательство с нормами Гражданского кодекса РФ по злоупотреблению правом;

    4. определить текущие задачи антимонопольного регулирования в России в условиях финансового кризиса и возможные пути их решения;

    5. осветить проблему эффективности антимонопольного законодательства, в особенности угрозу антиконкурентных действий органов власти.

    Для лучшего понимания происходящих процессов я решила начать раскрытие темы с основных понятий, истории, и тенденциях развития конкуренции, а также коснуться методики исследования конкуренции на существующем рынке и антимонопольного законодательства, так как в условиях развития глобализации экономики его значимость неуклонно растет, что подчеркивает важность ведения дальнейшего диалога и сотрудничества в области конкуренции на международном уровне. Затем проанализировать основные современные показатели этой области, существующие проблемы, перспективы, конкурентоспособность российского рынка.


    ГЛАВА 1 Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы

    1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке

    Термин “конкуренция” вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

    Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

    Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

    Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

    Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем.

    Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”.

    Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.

    Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как “процедуру открытия”. По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.
      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта