Главная страница
Навигация по странице:

  • В.Лениным, А.Лабриолой, Плехановым

  • Движущей силой развития общества, по Марксу

  • К. Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества

  • Два события решающим образом изменили общественную реальность

  • «крах» европейского, прежде всего германского рабочего класса

  • Выводы: 1.

  • маркс в социальном. Классический этап развития социологии


    Скачать 16.47 Kb.
    НазваниеКлассический этап развития социологии
    Дата12.02.2018
    Размер16.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламаркс в социальном.docx.docx
    ТипДокументы
    #36348

    Классический этап развития социологии.

    Конец 19 и первое десятилетие 20 века стали для социологии классическим этапом, который характеризуется институционализацией, т.е. окончательным самоопределением социологии, созданием классических научно-теоретических моделей, ставших фундаментом социологии и выделением специальных социологических теорий. Временные рамки этого периода спорны. Иногда классический этап начинается с Конта, довольно часто с Маркса и Спенсера, которые по времени идеально вписываются в классический этап. Иногда их вместе с Контом относят в предсоциологии, считая, что эти ученые поставили, но не решили задачу перехода от умозрительной к проверяемой теории. Но все-таки большинство исследователей считают, что классический этап начинается с социологической теории Маркса.

    Теория Карла Маркса имеет двойственное отношение к социологии. Сам Маркс всегда с иронией говорил о социологах и был не слишком высокого мнения об этой науке, считая, что она является типичным выражением буржуазных интересов и буржуазного сознания. Однако взгляды Маркса, наряду с социологическими учениями Конта, Спенсера, Э. Дюркгейма, Вебера получили широкое распространение во, второй половине 19 - начала 20 века.Теория марксизма заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социальной и других наук.

    В связи со своей теоретической работой К. Маркс и Ф. Энгельс проводили конкретные социальные исследования (анкетирование, наблюдение, анализ официальных документов и периодических изданий). Эти исследования были очень конкретны, касались положения немецких виноделов, рабочих на английских предприятиях. Таким образом, они разработали научный подход к социологии, ввели в практику статистическую оценку социального процесса и его законов. Роль Маркса и Энгельса в развитии социологии еще требует уточнения" и переосмысления, освобождение от идеологических подходов и предубеждений. Развитие, разработанного Марксом и Энгельсом, материалистического взгляда на историю было продолжено В.Лениным, А.Лабриолой, Плехановыми др. видными представителями марксизма 20 века.

    В настоящее время марксистская социология подвергается критике. Но как бы к ней не относились, она является одним из течений современной социологии и имеет своих сторонников во многих странах мира. Марксистская социология - это, прежде всего, материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реальных факторов исторического процесса и его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма в той или этой степени оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономические и социалистические взгляды таких мыслителей как А. Смит, Д. Рикардо, Сен-Симона. Создание диалектико -материалистического понимания истории дает свое объяснение материальных основ жизни общества, взаимодействия его основных сторон, объективной направленности в развитии общества, а также роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.

    Социология марксизма - это теория социального развития общества. Ее место и роль в развитии социальной мысли определяется тем, что функционирование общества, а также сознание и поведение живущих в нем людей, анализируется, прежде всего, через призму материальных условий их жизни в реально существующем способе производства. Они открыли общий социологический закон об определяющей роли способа производства, который звучит так: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их социальное бытие, а наоборот - их бытие определяет их сознание».

    Движущей силой развития общества, по Марксу, выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, которое приводит массы в движение и через социальную революцию происходят радикальные изменения общественных отношений. Такой взгляд на общество вошел в историю как исторический материализм, и на его основе Маркс сформулировал доказательство неизбежности, по его мнению, саморазрушения исторически сложившихся буржуазных отношений в обществе и заменой их такими отношениями, которые развивали бы гуманистическую природу людей и отвечали их насущным ожиданиям.

    К. Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают основателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное - стабилизация общества, то для Маркса - его уничтожение и замена новым, более справедливым. В отличие от Конта и Дюркгейма, Маркс предавал аномалиям, т.е. негативным сторонам капитализма (эксплуатация, обещания), не относительное, а абсолютное значение, Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. j

    Два события решающим образом изменили общественную реальность и тем самым ее отражение в марксизме: русская революция и установление советского режима с одной стороны, а с другой — «крах» европейского, прежде всего германского рабочего класса, не сумевшего изменить общественное устройство после первой мировой войны. Вместо этого произошла интеграция рабочего класса в капиталистическое общество и его политическое включение в демократическую структуру. Уже в конце 19 века высказывалась точка зрения, что сам исторический материализм следует рассматривать в зависимости от определенных общественно-исторических условий.

    Выводы:

    1.Социологию Маркса следует рассматривать в контексте социально-культурных ценностей того времени, в которое она создавалась.

    2.Нельзя отождествлять воззрения Маркса с ленинизмом, сталинизмом, маоизмом и т.д. в которых использовались некоторые отдельно взятые идеи марксизма, причем использовались в совершенно иных социально-культурных реалиях.

    3.Следует иметь в виду, что с изменением общественных отношений, воззрения Маркса и Энгельса стали другими. В произведениях 70-х-80-х годах они часто критикуют по своему собственному выражению - «наивные иллюзии, детский энтузиазм» ранних работ.

    4.Заслуга их перед социологией состоит не только в подчеркивании решающей роли экономической сферы в развитии общества, но и в том, что они одними из первых стали использовать эмпирические социальные исследования в своих теоретических работах.

    Именно в их работах были отработаны принципы сбора социальной информации, которые до сих пор используются социальными науками.
    написать администратору сайта