Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет, задачи и методы изучения истории государства и права России

  • Периодизация истории государства и права России Периодизация

  • Историю государства и права России

  • Образование Древнерусского государства

  • Куяба

  • Древнерусское государство

  • Возникновение и развитие древнерусского права Древнейший источник права – обычай.

  • Русская Правда

  • История отечественного государства и права в вопросах и ответах_ Батычко В.Т_2005. История отечественного государства и права в вопросах и ответах_. История отечественного государства и права в вопросах и ответах


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеИстория отечественного государства и права в вопросах и ответах
    АнкорИстория отечественного государства и права в вопросах и ответах_ Батычко В.Т_2005.doc
    Дата27.12.2017
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория отечественного государства и права в вопросах и ответах_.doc
    ТипДокументы
    #13241
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    История отечественного государства и права в вопросах и ответах.

    Батычко В.Т. История отечественного государства и права в вопросах и ответах., 2005г.

    СОДЕРЖАНИЕ
    1. Предмет, задачи и методы изучения истории государства и права России

    2. Периодизация истории государства и права России

    3. Образование Древнерусского государства

    4. Возникновение и развитие древнерусского права

    5. Субъекты права в Русской Правде

    6. Характеристика гражданско-правовых отношений по Русской Правде

    7. Характеристика уголовного права по Русской Правде

    8. Русские княжества в условиях феодальной раздробленности пересмотру.

    9. Золотая Орда

    10. Образование Русского централизованного государства

    11. Общественный строй Русского государства XV-XVI вв.

    12. Развитие русского феодального права XV-XVI вв.

    13. Сословно-представительная монархия (XVI—XVII вв.)

    14. Соборное уложение 1649 г.

    15. Абсолютная монархия в России

    16. Развитие государственной системы в период пресвященного абсолютизма

    17. Общественный строй России в период просвещенного абсолютизма

    18. Развитие права в России в конце XVII — первой половине XVIII в.

    19. Губернская и судебные реформы 1775 г.

    20. Сословное законодательство второй половины XVIII в.

    21. Государственный строй России в период становления капиталистических отношений (начало XIX в.)

    22. Общественный строй в период становления капиталистических отношений в России (начало XIX в.)

    23. Развитие права в России в первой половине XIX в.

    24. Крестьянская реформа в России в 1861 г.

    25. Земская и городская реформы в России второй половины XIX в.

    26. Судебная реформа в России в 1864 г.

    27. Полицейская и военная реформы в России во второй половине XIX в.

    28. Контрреформы в России в 1880—1890-х гг.

    29. Развитие системы права в России в конце XIX — начале XX в.

    30. Становление конституционной монархии в России (конец XIX — начало XX в.)

    31. Государственная дума в России в начале XX в.

    32. Аграрная реформа в России 1906 г.

    33. Развитие права в России в 1905—1917 гг.

    34. Государственный аппарат России в годы первой мировой войны

    35. Россия 1917 г. после февральской революции

    36. Октябрьская революция 1917 г.

    37. Развитие советской государственной системы после Октябрьской революции 1917 г.

    38. Деятельность Советского государства в области экономики

    39. Становление советской судебной системы

    40. Развитие системы советской милиции

    41. Формирование советского права

    42. Конституция РСФСР 1918 г.

    43. Государственный аппарат в годы гражданской войны

    44. Новая экономическая политика советского государства

    45. Реформы правоохранительных органов советского государства после гражданской войны

    46. Образование СССР

    47. Развитие советского права в 20-е гг.

    48. Советское государство в 30—40-е гг.

    49. Конституция СССР 1936 г.

    50. Развитие советского права в 30-е гг.

    51. Государственный аппарат в период Великой Отечественной войны

    52. Советское право в годы Великой Отечественной войны

    53. Развитие государственной системы Советского Союза в 1945—1955 гг.

    54. Развитие советского права в 1945—1955 гг.

    55. Советское государство в период либерализации общественных отношений (середина 50-х — середина 60-х гг.).

    56. Развитие советского права в 60-е гг.

    57. Советское государство в период «застоя» (середина 60-х — середина 80-х гг.).

    58. Конституция СССР 1977 г.

    59. Развитие советского права (середина 60-х — середина 80-х гг.)

    60. Советское государство в период перестройки (1985—1991 гг.)

    61. Распад СССР

    62. Конституция Российской Федерации 1993 г.



    1. Предмет, задачи и методы изучения истории государства и права России

    История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

    Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

    Задачами науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития государственно-правовых институтов на территории России их взаимообусловленность и преемственность. Одной из задач науки истории государства и права России является изучение различных подходов к историографии.

    Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.

    Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

    Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

    В результате сравнительного анализа можно проследить изменения .этих понятий и выявить их причины.

    Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

    Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

    Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

    Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.



    1. Периодизация истории государства и права России

    Периодизация курса истории государства и права России обусловлена несколькими факторами. Главные из них – развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Правоведа в истории прежде всего должны интересовать государственно-правовые формы, факты и явления.

    Историю государства и права Россииможно разделить на следующие периоды:

    Древняя Русь (IX - XII вв.);

    период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (ХII-ХIV вв.);

    Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.);

    Российская Империя периода абсолютизма (XVIII — середина XIX в.);

    Российская Империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX — начало XX в.);

    Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.);

    период социалистической революции и создание Советского государства (1918—1920 гг.);

    переходный период, или период нэпа (1921—1930 гг.);

    период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг.);

    период кризиса социализма (1960—1990 гг.);

    период реставрации капитализма (с 1990 г. по настоящее время).

    Данная периодизация курса в значительной степени условна. Особенности дробления на последних этапах истории государства и права России объясняются исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем.


    1. Образование Древнерусского государства

    Возникновение Древнерусского государства связано с разложением первобытно-общинного строя, которое переживают племена восточных славян в VI веке. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями.

    По мере разделения труда и возрастании его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда.

    К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.

    Формой общественных отношений славян в VII—VIII вв. выступала военная демократия. К ее признакам относятся:

    • участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопросов;

    • особая роль народного собрания как высшего органа власти;

    • всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии — вождей, жрецов, старейшин — и богатых членов общины.

    Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования — «союзы союзов». Источники свидетельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров:

    Куяба южная группа славянских племен (Киев);

    Славия — северная группа (Новгород);

    Артания юго-восточная группа (Рязань).

    Древнерусское государствообразовалось в 882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств — Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена — древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.

    Оно просуществовало до середины XII в. Во второй половине XI — начале XII в. на его территории стали образовываться княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское.


    1. Киевская Русь

    Сформировавшееся к середине X в. государственное образование, получившее название «Киевская Русь», представляло собой конгломерат племенных территорий («городовых областей»), объединенных Киевом на основе, выражаясь современным языком, конфедеративного союза.

    По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь.Его функции на раннем этапе существования Древнерусского государства заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани и налаживании внешней торговли. В дальнейшем большее значение приобретала деятельность князя в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями и т. д.

    Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов.

    Взаимоотношения с другими князьями строились на основе крестных грамот, в которых определялись права и обязанности великого князя и князей-вассалов (защита последних, оказание им помощи, их помощь великому князю и т. п.).

    Великокняжеский престол передавался по наследству: сначала по принципу старшинства — старшему в роду, а затем «отчины» — сыну.

    Великий князь в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов — бояр и духовенство. Хотя совет и не имел четко определенной компетенции, бояре вместе с князем решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др.

    При князе состоял советиз бояр и «княжих мужей». Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина.

    В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую роль играет народное собранию — вече.В вече участвовали все свободные жители города (посада) и примыкающих поселений (слобод). К компетенции вече относились вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др.

    Местное управлениеосуществлялось посадниками (наместниками) в городах и волостелями в сельской местности, и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими.

    Представители князя обладали следующими полномочиями: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населения себе. Такая система управления получила название системы кормлений.

    Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община — вервь.Вервь XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин и представляла собой конгломерат мелких поселений. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Государство, используя вервь в фискальных, полицейских и административных целях, было заинтересовано в дальнейшем сохранении общинной структуры.

    Судебных органов как особых учреждений еще не существовало. Судебные функциивыполняли органы власти и управления в центре и на местах — князья, посадники, волостели и другие представители княжеской власти.

    Оформлялась церковная юрисдикция.Церковь судила: зависимое население своих земель, духовенство по всем категориям дел, население государства по некоторым категориям дел (преступления против религии, нравственности и т. п.).

    Вооруженные силывключали: дружину великого князя, дружины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение.

    В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство.Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри.

    Устанавливается порядок сбора десятины в доход церкви. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.


    1. Возникновение и развитие древнерусского права

    Древнейший источник права – обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

    На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права, т.е. обычаи, санкционированные государственной властью. По мере усиления роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей. Еще одним источником права являлась судебная практика.

    Наиболее ранние письменные источники русского права — это договоры Руси с Византией, заключенные в 907, 911, 945 и 971 гг. В этих международно-правовых актах нашли отражение нормы византийского и древнерусского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. Договоры Руси с Византией обычно составлялись в двух экземплярах: один — на древнерусском языке, второй — на греческом языке. Затем стороны обменивались договорами.

    В текстах договоров упоминались смертная казнь, штрафные санкции и другие наказания. Регламентировались также право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров и др.

    К числу древнейших источников права относятся также церковные уставыкнязей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (X—XI вв.).

    Эти документы определяют положение церкви в государстве, устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи.

    Государство передавало церкви «десятину» (десятую часть доходов), что фиксировалось в уставах. В них устанавливался Церковный судебный иммунитет, т. е. освобождение зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду, и определялись пределы церковной судебной юрисдикции (дела о богохульстве, колдовстве, изнасиловании, оскорблении словом и др.).

    Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Он представляет собой целый комплекс юридических документов XI—XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072г.), Устав Мономаха (около 1120— 1130 гг.).

    Русская Правдав зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.

    Краткая Правдадревнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей.

    Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1—18) являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43) отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т. д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса.

    Пространная Правдабыла составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.

    Пространная Правда — это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т. д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.

    Сокращенная Правдасложилась в середине XV в. из переработанной Пространной Правды.

    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    написать администратору сайта