Главная страница
Навигация по странице:

  • «Использование активных методов на уроках в начальной школе»

  • Характеристика основных активных методов обучения

  • Активные методы обучения

  • Формы и особенности использования активных методов обучения

  • Дидактические цели занятия Метод активного обучения

  • «Использование активных методов на уроках в начальной школе». Использование активных методов на уроках в начальной школе


    Скачать 85.5 Kb.
    НазваниеИспользование активных методов на уроках в начальной школе
    Анкор«Использование активных методов на уроках в начальной школе
    Дата17.09.2017
    Размер85.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла«Использование активных методов на уроках в начальной школе».doc
    ТипДокументы
    #32062
    КатегорияДругое


    Выступление на ШМО

    учителя начальных классов Ярошенко Анастасии Алексеевны

    за 24 ноября(11) 20016 год на тему:

    «Использование активных методов на уроках в начальной школе»

    Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

    Выделяют 3 уровня активности:

    • Активность воспроизведения — характеризуется стремлени­ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла­деть способами применения по образцу.

    • Активность интерпретации — связана со стремлением обуча­емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо­собами применения знаний в измененных условиях.

    • Творческая активность — предполагает устремленность обу­чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель­ных интересов.

    М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

    • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

    • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учеб­ный процесс, поскольку их активность должна быть не кратко­временной и эпизодической, а в значительной степени устойчи­вой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

    • самостоятельная творческая выработка решений, повышен­ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

    Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с по­мощью прямых и обратных связей.

    Активные методы обучения — это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена главным образом не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

    Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна­ниями.



    Активные стратегии или методы кругового воздействия. Характер взаимоотношений изменяется, хотя учитель и остается центральной фигурой:

    • ученик не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;

    • темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;

    • нет жесткой структуры урока, т.к. учитель готов действовать по ситуации.

    • общение в системе ученик-учитель,

    • наличие творческих заданий

    • демократический стиль обучения

    Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия. Роль преподавателя резко изменяется:

    • учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;

    • роль учителя - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;

    • учитель консультант, помощник при серьезных затруднениях;

    • учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;

    • источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.

    • процесс обучения во многом идет через проживание опыта

    • ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися

    • все ученики активно взаимодействуют между собой.

    • обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

    • Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока

    • Основная особенность упражнений и заданий в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый.

    Характеристика основных активных методов обучения

    Наиболее полную классификацию активных методов обучения дала М. Новик, вы­деляя неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

    Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обу­чения осуществляется через установление прямых и обратных свя­зей между преподавателем и обучаемыми.

    Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или кол­лективной профессиональной деятельнсти). Особенность имита­ционных методов — разделение их на игровые и неигровые.


    Активные методы обучения

    Анализ конкретных ситуаций (case-study) —развивает способность к анализу жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конк­ретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуа­ции и формировать программы действий.

    Тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

    Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, ха­рактеризующийся следующими основными признаками:

    • наличие задачи и проблемы и распределение ролей между уча­стниками их решения;

    • взаимодействие участников игрового занятия, обычно посред­ством проведения дискуссии. Каждый из участников может в про­цессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением дру­гих участников;

    • ввод педагогом в процессе занятия корректирующих ус­ловий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

    • оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

    Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными при­знаками:

    • наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподава­тель;

    • разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими вари­антов решения поставленной проблемы (задачи);

    • проведение заключительного заседания, на котором с приме­нением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензи­рованием).

    Деловые игры — метод организации активной работы учащихся, моделирую­щий профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

    Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление.

    Проблемный семинар. Перед изучением раздела преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с его содержанием. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний учащихся в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу.

    Тематическая дискуссия - образуется как про­цесс диалогического общения участников, в ходе которого проис­ходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Тематическая дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

    Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллек­тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу­тей решения проблем.

    «Круглый стол» — это метод активного обучения, по­зволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Харак­терной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия.
    Формы и особенности использования активных методов обучения

    Выбор конкретного активного метода обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.

    Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения:

    Дидактические цели занятия

    Метод активного обучения

    Обобщение ранее изученного материала

    Тематическая дискуссия, мозговой штурм

    Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала

    Мозговой штурм, деловые игры

    Развитие способности к самообучению

    Деловые игры, ролевые игры,

    анализ практических ситуаций

    Повышение учебной мотивации

    Деловые игры, ролевые игры,

    обучение с использованием компьютерных обучающих программ

    Отработка изучаемого материала

    Тренинги

    Применение знаний, умений и навыков

    Анализ практических ситуаций

    Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала

    Тематическая дискуссия

    Моделирование учебной или профессиональной деятельности

    Деловые игры, ролевые игры,

    анализ практических ситуаций

    Обучение навыкам межличностного общения

    Ролевые игры

    Эффективное создание реального объекта, творческого продукта

    Метод проектов

    Развитие навыков работы в группе

    Метод проектов

    Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции

    Анализ практических ситуаций

    Развитие навыков принятия решений

    Анализ практических ситуаций

    Развитие навыков активного слушания

    Тематическая дискуссия


    В зависимости от типа используемых методов активного обучения на уроке может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание.

    Приведём примеры использования активных методов на уроке. Допустим, учителю необходимо проверить знания табличного умножения с одновременным активным участием учащихся. Это будет мини – игра «Карусель». Командирам групп необходимо рассчитать всех членов своей команды на 1,2, тем самым, образуется пара. Первые номера встают в круг спиной в центр, вторые номера - к ним лицом. Первые номера задают вопросы по таблице умножения, а вторые номера - отвечают. По сигналу колокольчика внешний круг сдвигается на 1 человека по часовой стрелке.

    Заключение


    Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

    Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют:

      • формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

      • получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

      • повышению активности и самостоятельности учащихся;

      • овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;

      • осознанию учеником ценностей совместного труда;

      • повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;

      • эстетическому воспитанию;

      • формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.

    Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

    В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.


    Список литературы





    1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002

    2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001.

    3. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.

    4. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003

    5. Кукушин В.С. Педагогические технологии. Ростов - на – Дону. 2002.

    6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.

    7. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.

    8. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006.

    9. Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004.

    10. Яковлев И.м. Методика и техника урока. –М., 2003.


    написать администратору сайта