Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
История
Информатика
Физика
Вычислительная техника
Математика
Культура
Промышленность
Энергетика
Искусство
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Начальные классы
Доп
Строительство
образование
Механика
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Дошкольное образование
Классному руководителю
Другое
Иностранные языки
Физкультура
Казахский язык и лит
География
Технология
Школьному психологу
Логопедия
Директору, завучу
Языки народов РФ
ИЗО, МХК
Музыка
Астрономия
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу

Задачи по МП. Институт экономики и права (филиал) оуп академия труда и социальных отношений в г. Севастополе кафедра гражданского права, теории права и специальных юридических


Скачать 1.17 Mb.
НазваниеИнститут экономики и права (филиал) оуп академия труда и социальных отношений в г. Севастополе кафедра гражданского права, теории права и специальных юридических
АнкорЗадачи по МП.doc
Дата24.04.2017
Размер1.17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗадачи по МП.doc
ТипМетодическое пособие
#4067
страница6 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ



Задача 1

Международный Суд ООН в январе 1998 г. принял к рассмотрению жалобу Ливии, которая обвиняет США и Великобританию (а косвенно и Совет Безопасности ООН) в неосновательном применении против нее «воздушного эмбарго* и других жестких санкций. Намерение Суда заняться этим вопросом было воспринято в Вашингтоне и Лондоне крайне негативно: в Гаагу полетели депеши с протестами и требованиями вернуть жалобу ливийцам и отказаться от рассмотрения иска.

Предыстория события состоит в том, что в 1988 г. во время пролета над Шотландией взорвался рейсовый самолет авиакомпании «Панмерикен», причем погибло 270 человек пассажиров и членов экипажа. После тщательного расследования причин авиакатастрофы обвинение в совершении теракта было предъявлено двум ливийцам -» скорее всего агентам секретной службы правительства Муамара Каддафи. Вашингтон и Лондон в ультимативной форме потребовали от Ливии их немедленной выдачи, однако ливийские власти отказались это сделать, предложив встречные варианты: судить обвиняемых в самой Ливии либо в каком-либо нейтральном государстве. Созданная к тому времени Ассоциация родственников погибших пассажиров сочла предложение ливийцев вполне приемлемым. Однако США и Великобритания не только отвергли эти варианты судебного разбирательства, но и добились принятия в Совете Безопасности ООН решения о применении в отношении Ливии санкций в виде мер, не связанных с использованием против нее вооруженных сил, поскольку ее позиция в этом вопросе объективно потворствует нарушению мира и международной безопасности.

В течение почти всего периода, истекшего с момента авиакатастрофы, ливийцы настаивали на своем праве быть выслушанными в авторитетном международном судебном учреждении, каковым является Международный Суд ООН, созданный именно для разрешения конфликтных ситуаций между государствами. Потребовалось девять долгих лет, чтобы Суд принял наконец к рассмотрению требование Триполи разобраться в этой истории.

Суть ходатайства Ливии сводится к следующему: она считает выдвинутые против нее обвинения в нарушении Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, полностью безосновательными, так как с ее стороны каких бы то ни было нарушений положений Конвенции допущено не было. Согласно ее условиям, лица, подозреваемые в совершении террористического акта, выдачи которых добиваются американские и английские власти, должны быть привлечены к судебной ответственности в стране своего гражданства и не подлежат передаче другому государству. Как заявляют ливийцы, они не уклоняются от судебного разбирательства, но хотят, чтобы это делалось в соответствии с принятыми международными нормами.

Вопросы к задаче 1

  1. Какими правомочиями наделен Международный Суд ООН по Уставу ООН и как эти правомочия детализируются в Статуте Международного Суда ООН?

  2. Имеют ли государства - члены ООН право поручать разрешение возникающих между ними споров иным судебным учреждениям, нежели Международный Суд ООН, и на какой нормативной базе?

  3. Обоснованны ли требования США и Великобритании, адресованные Международному Суду ООН, вернуть Ливии ее жалобу на применение этими двумя странами в отношении нее санкций экономического характера?

  4. Обоснованна ли жалоба Ливии о незаконности примененных против нее мер воздействия (санкций), не связанных с применением вооруженных сил?

  5. Справедлива ли ссылка Ливии на Монреальскую конвенцию как основание для освобождения ее от ответственности за действия физических лиц, имеющих ее гражданство, против объектов гражданской авиации?

  6. Какие меры могут быть предприняты по решению Совета Безопасности ООН в случаях возникновения угрозы международному миру и безопасности в связи с действиями какого-либо государства?

  7. Какие меры наказания предусматривает национальное законодательство за совершение террористических актов?

Нормативные акты

  1. Устав ООН.

  2. Статут Международного Суда ООН.

  3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г,) Уголовный кодекс РФ (глава 24).

Задача 2

Бельгия и Нидерланды обратились в Международный Суд ООН с просьбой разрешить возникший между ними спор по поводу суверенитета над двумя участками территории, расположенными в районе нидерландско-бельгийской границы и имеющими большое число исторически сложившихся анклавов в пределах бельгийской общины Берле-Дюк и нидерландской общины Барле-Нассау. В соответствии с общинным меморандумом, который был разработан в 1836 - 1841 гг., спорные участки были расположены на территории общины Барле-Нассау, однако меморандум описание и карта, приложенные к Конвенции о границах 1843 г., относят эти участки к общине Берле-Дюк.

Обосновывая правомерность своих территориальных притязаний, нидерландцы приводили следующие доводы:

конвенция о границах 1843 г. признала существовавшее положение, определяемое общинным меморандумом;

положения, закрепляющие оба участка территории за Бельгией, являются недействительными, так как в упомянутой конвенции была допущена ошибка;

суверенитет Нидерландов над спорными участками был установлен и эффективно осуществляется с 1843 г. проведением различных мероприятий, подтверждающих суверенные права этой страны в отношении таких участков.

После рассмотрения представленных доказательств Международный Суд ООН 20 июня 1959 г. принял решение, в котором постановил, что суверенитет над спорными участками территории принадлежит Бельгии.

Вопросы к задаче 2

  1. Какими принципами и нормами международного права руководствовался Международный Суд ООН, вынося решение в пользу Бельгии?

  2. Какие аргументы могут быть предложены для отстаивания позиции Бельгии?

  3. Какие виды и способы установления государственных грант вам известны?

  4. Какие международно-правовые последствия влечет за собой неправильное отражение государственной границы на карте в меморандуме-описании?

Нормативные акты

1. Устав ООН.

2. Статут Международного Суда ООН.

Задача 3

Госсекретарь США М. Олбрайт осудила Россию и солидарные с ней страны за их заявление о необходимости решения иракской проблемы дипломатическими методами.

Вопросы к задаче 3

  1. Согласуется ли точка зрения Госсекретаря США с положениями применимых к возникшей ситуации международно-правовых актов?

  2. Какие конкретно методы улаживания иракской проблемы могут быть предложены в данной ситуации?

  3. С соблюдением каких процедурных правил могут быть использованы методы урегулирования межгосударственных несогласий в контексте применимых положений Устава ООН?

Нормативные акты Устав ООН.

  1. Гаагская конвенция о мирном разрешении международных столкновений от 5 (18) октября 1907 г.

  2. Статут Международного Суда ООН.

  3. Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики от 27 августа 1928 г.

  4. Декларация об установлении фактов ООН в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г.

Задача 4

Способы мирного урегулирования международных споров вырабатывались участниками международных отношений уже в глубокой древности, в период средневековья и позднее, и поэтому к настоящему времени накопился достаточно богатый нормативный материал, который мог быть кодифицирован в соответствующих многосторонних соглашениях государств.

Вопрос к задаче 4

Какие действующие международно-правовые акты, устанавливающие способы и процедурные формы урегулирования споров между государствами, вы могли бы назвать и охарактеризовать?

Задача 5

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. МИД России было поручено подписать Конвенцию по примирению и арбитражу в рамках Совещания но безопасности и сотрудничеству в Европе1. В Конвенции указывается на ее связь с п. 3 ст. 2 и ст. 33 Устава ООН, а также подчеркивается, что она ни коим образом не посягает на компетенцию других соответствующих институтов или механизмов, призванных разрешать возникающие между государствами несогласия, в том числе Международного Суда ООН, Европейского Суда по правам человека, Суда Европейского сообщества, Постоянной палаты третейского суда. Подписывая Конвенцию, государства подтверждают свое обязательство урегулировать свои споры исключительно мирными средствами и свою готовность развивать механизмы, нацеленные на решение этой задачи.

Вопросы к задаче 5

  1. Какую характеристику новелл, вносимых в данную область международно-правового регулирования новой Конвенцией, вы могли бы дать по ознакомлении с учредительными актами перечисленных выше международных механизмов, призванных урегулировать споры между государствами мирными средствами?

  2. Какие выводы можно сделать из сопоставления положения новой Конвенции с соответствующими положениями Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений от 5 (18) октября 1907 г.?

Нормативные акты

  1. Устав ООН.

  2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г.

  3. Заключительный акт СБСЕ от 1 августа 1975 г. Вступила в силу 4 декабря 1994 г. (Российской Федерацией не ратифицирована).

Задача 6

В апреле 1997 г. и мае 1998 г. российская дипломатия выступила с инициативой, направленной на урегулирование одной из застарелых и острых военно-политических проблем Восточного Средиземноморья, наличие которой серьезно осложняет обстановку на юго-востоке Европы в целом. Речь идет о проблеме Кипра, российский подход к которой определяется стремлением содействовать поиску под эгидой ООН ее скорейшей разрядки. Активно поддерживая имевшую место миссию «добрых услуг» Генерального секретаря ООН по Кипру, возложенную на него решением Совета Безопасности ООН, Россия старается как можно более продвинуть указанную проблему к ее исчерпывающему разрешению на базе параметров, согласованных в рамках ООН.

Нынешние мирные предложения России являются выражением надежды на то, что они будут способствовать установлению необходимых развязок в процессе урегулирования кипрской проблемы, обеспечения доверия и равной безопасности греческой и турецкой общин, всех жителей острова, стабильности в этом регионе.

Вопрос к задаче 6

Какова юридическая квалификация вышеуказанных инициатив Российской Федерации как одной из возможных процессуальных форм мирного урегулирования международных споров в контексте конкретных положений соответствующих международно-правовых актов, применимых к сложившейся ситуации?

Нормативные акты

  1. Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г.

Тема 6
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

написать администратору сайта