Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Игра «Что для чего»

  • 3. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных»

  • 1.Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

  • 2. Игра «Чем отличаются слова»

  • 2. «Правильно назови листья».

  • . Сравнить предметы и закончить предложения

  • 1.Подобрать слова-«родственники

  • 2. Найти «лишнее» слово.

  • 3.Назвать общую часть слов-«родственников

  • 4. Объясните, почему так называется

  • Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим нарушением речи по образовательной области «Коммуникация»

  • Раздел: формирование лексико-грамматических категорий тема «Зимующие птицы» Цель

  • 1.Орг.момент 2.Основная часть

  • Любимое лакомство птиц Чему будет рада каждая птица

  • Физкультминутка Пальчиковая гимнастика

  • из опыта работы. Игры с предметами


    Скачать 39.41 Kb.
    НазваниеИгры с предметами
    Дата13.08.2019
    Размер39.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаиз опыта работы.docx
    ТипДокументы
    #85072

    Подборка по базе: К.Р. Сюжетно-ролевые игры (исправлена).docx, X Летние Олимпийские игры 1932 года.docx, Олимпийские игры.docx, Волейбол. История возникновения и правила игры.docx, Школа Вожатых игры.rtf, 21.Роль дидактической игры в сенсорном развитие детей среднего д, Сценарий интеллектуальной игры, посвященной Победе в Отечествен, Дидактические игры для выроботки навыков счета.docx, дисграфия игры.docx, Языковые игры как средство обучения произношению.docx.

    ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ:

    1. Интересная, многофункциональная игра по теме: «Домашние животные» «Путешествие  Пятачка» (образование и употребление названий детенышей животных, образование сущ. по теме «Домашние животные» с пом. ум-ласкат. суф., согласование числит. с сущ., образование форм сущ. родит падежа ед. числа) У меня в руке  игрушка поросенок Пятачок летящий на воздушном шарике, он пролетает над лужайкой с домашними животными и их детенышами.– Кого с высоты своего полета видит Пятачок? – спрашиваем у детей. Не корову- а коровку, не лошадь-а лошадку, овцу-овечку и т.д. А с кем гуляют по двору … корова- с теленком, лошадь- с жеребенком….. и т.д. – Пусть Пятачок сосчитает сколько у курочки  всего цыплят?.. и т. д.

    2. Не менее увлекательная Д. игра «Наша улица» (образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт») . Эту игру можно использовать в своей работе над лексической темой «Транспорт». На столе мы видим макет улицы, гаража, домов, светофоров, знаков и т.д. Дети по очереди выполняют игровые действия с машиной и комментируют их. (Машина выехала ИЗ гаража, НА проезжую часть, доехала ДО светофора и т.д.)  Так же возможен вариант, когда педагог расставляет транспорт на макете и задает вопросы: Где стоит автобус? (НА дороге), куда заехала машина? (В гараж), откуда отъехал грузовик? (ОТ дома) и т.д.

    3. Достаточно интересно использовать в своей работе различные инсценировки сказок. В качестве примера , хочу привести логосказку «Большущий и маленький» у детей перчаточные игрушки диких зверей. Совместно с педагогом ребята разыгрывают следующую сценку. Однажды на полянку прискакал зайчик. И стал он хвастаться перед другими животными:- Я не заяц, а зайчище. У меня не глаза, а глазищи, не хвост, а… (хвостище), не зубы, а …(зубищи) и т.д. На поляну выбежал волк и говорит: - Ты заяц маленький, какой же ты зайчище? Ты- зайчик, какие у тебя усищи- у тебя…. (усики) и т.д. Таким образом мы весело и непринужденно отрабатываем с детьми образование и употребление сущ. с помощью суффиксов ИЩ, ИК

    НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

    В своей работе я также широко использую разнообразные настольно-печатные игры.
    1. Например, игровое упражнение «Исправь ошибку». Для упражнения нам нужны предметные картинки и карточка со стрелкой. Детям предлагается исправить ошибку педагога и исправить саму схему предложения. Например: «заяц съел морковку». Либо «книга читает девочку»

    2. Так же я рекомендую в работе над лексико-грамматическим строем речи использовать серию игр «Играйка». Автор: Наталья Валентиновна Нищева.

    3. И еще одна серия речевых игр. Авторы: С.М. Мельникова, Н.В. Бикина. Которые так же советую использовать в нашей работе.

    4. В настоящее время можно подобрать из огромного ассортимента настольно-печатных игр наиболее увлекательные и  многофункциональные. Некоторые из них можно так же посмотреть на нашей выставке. 

    СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ:

    1. В зимнее время года, на прогулке достаточно занимательно поиграть с детьми в «Словесные снежки». Ход игры такой: дети становятся в круг, у каждого в руке снежок. В центр круга выходит водящий , произносит небольшое стихотворение:
    «Чоки-оки, чоки-чок,
    Я теперь снеговичок,
    Ты снежки в меня бросай
    И словечко называй.
    Кто последний назовет,
    Смело в круг ко мне встает.

    Дети по очереди бросают снежки и называют родственные слова к слову

    СНЕГОВИК.

     Предлагаю поиграть немного в эту игру, только вместо снежков, у нас будет мяч.
    Задача подобрать как можно больше родственных слов к слову «СНЕГОВИК».
    2. Хочу представить вашему вниманию еще одну игру , которая называется «Поле чудес». Игра предназначена уже для деток подготовительного возраста. Задача здесь более сложная. Ребенок должен назвать картинку, которая выпадет ему на «Поле чудес» и соединить ее со словом (который прочитает педагог либо сам читающий ребенок) Например: книга (картинка), любит (слово) = книголюб и т.д.
    Предлагаю поиграть..


    Список литературы:
    1. Бойкова С.В. «Содержание работы по развитию лексики и грамматического строя у дошкольников». Логопед в детском саду .- 2005 г. №5,6 с. 76-82
    2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и задания» С-Пб, КАРО- 2000 г.
    3. Гончарова В.А. «Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР». Логопед в детском саду.- 2005 г. №1, с. 9-15
    4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР» С-Пб, изд-во «Союз», 2001 г.
    5. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» С-Пб, 1997
    6. Филичева Т.Б. «Особенности формирования детей дошкольного возраста». РИЦ «Альфа», 2000 г.

    Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета


    Игры для закрепления формы множественного числа:

    1. Игра «Один - много».

    Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

    Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

    Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.

    Логопед показывает картинку и называет: шар.

    - А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?

    Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

    Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

    2. Игра «Лови и называй».

    Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

    Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».

    Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.

    3. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы». [4, 23c]

    4. Игра «Измени слово». Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

    5. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

    Игры для уточнения формы родительного падежа:

    «Угадай, чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

    Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».

    Игры для уточнения формы дательного падежа:

    1. Игра «Кому нужны эти вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

    2. Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

    3. Игра «Гости». На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».

    Игры для уточнения формы винительного падежа:

    Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны называть, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.

    Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

    а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

    б) Что ты любишь?

    в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

    Игры для уточнения формы творительного падежа:

    Ответы на вопрос «кто чем работает?» по картинкам (парикмахер – ножницами, маляр – кистью и т.д.).

    Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

    Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.

    Игра для уточнения формы предложного падежа:

    Игра «Помоги животным найти свой домик». Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других – их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища .

    Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы. [1. 37-38c]

    1. Игра «Большой маленький».

    Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

    Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

    Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

    Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький». словообразование дошкольный недоразвитие речь

    Это? – показывает на маленький кружок.

    Ответ ребенка: кружок.

    А это? – показывает логопед на большой круг.

    Ответ ребенка: круг.

    Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

    Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.

    Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

    Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

    Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

    Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

    Ответ ребенка: елка, шар, мяч;

    елочка, шарик, мячик.

    2. Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:

    Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь

    Иванушка Иван

    рубашечка рубашища

    сапожки сапожища

    кармашек карманище

    ремешок ремнище

    топорик топорище

    сабелька саблища

    ножка ножища

    ручка ручища

    глазик глазище

    усики усищи

    голосок голосище

    носик носище

    силушка силища.

    Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».

    листья падают – листопад сам ходит – самоход

    снег падает – снегопад мед носит – медонос

    вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон

    звезды падают – звездопад сено косит – сенокос

    разводит сады – садовод везде ходит – вездеход

    разводит лева – лесовод база для нефти – нефтебаза

    перевозит лес – лесовоз ходит на атомной энергии – атомоход

    сам летит – самолет пыль сосет – пылесос

    воду возит – водовоз.

    Игра «Назови сколько».

    Картинки перевернуты, ребенок их не видит.

    Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

    Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.

    - Это … (ребенок наугад называет любой предмет).

    Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

    Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

    Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

    - Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. – Что на карточке?

    Ответ ребенка: Кружки.

    Логопед: сколько кружков?

    Ответ ребенка: Два.

    Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

    Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.

    Образец: два мяча, две елочки …продолжай.

    Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

    Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

    Ребенок: Новая карточка.

    Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

    Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

    Образец: 5 мячей, 5 елочек. [1, c. 21-22]

    Развитие навыка словоизменения:

    1 Дифференциация глаголов 1,2,3 –го лица

    - дифференциация в ед.ч.

    Игра «Послушный ребенок» (1-е лицо единственное число) - сейчас я буду просить тебя что-то сделать, а ты будь послушным ребенком – говори, что ты делаешь, и показывай картинку.

    -Иди!-Я иду!

    -Стой!-Я стою!

    -Беги! –Я бегу!

    -Читай! –Я читаю! и т.д.

    Игра «Что спросила мама?» (1-2-е лицо единственное число)

    Логопед задает вопросы, а ребенок должен ответить.

    Ты бежишь? (Я бегу.)

    Ты несешь? (Я несу.)

    Ты ешь? (Я ем.) и т.д.

    Игра «Расскажи о нем» (1-3 лицо единственного числа)

    Взрослый читает ребенку первое двустишие и показывает, как его надо изменить. Затем взрослый произносит лишь двустишие из первого столбика, предлагая ребенку самому его изменить.

    Я бегу, бегу, бегу,

    Я на месте не стою.

    Он бежит, бежит, бежит,

    Он на месте не стоит. и т. д.

    - дифференциация во мн.ч.

    Игра «Дружные ребята» (1-2 лицо множественного числа)

    Мы идем, и вы идете…

    Мы поем, и вы …(поете)

    Мы берем, и вы …(берете).

    Мы несем, и вы …(несете).

    2.Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе. В игре «Он, она, они» необходимо правильно согласовывать глаголы прошедшего времени в роде и числе. Каждый раз задавая вопрос, например, «Что делал мишка?» или «Что делала кукла?, взрослый указывает на соответствующую картинку. Когда же задается вопрос с местоимением они,

    взрослому следует жестом показать сразу две картинки.

    -Что делал мишка? (Он спал)

    -Что делала кукла? (Она спала).

    -Что они делали? (Они спали)

    -Что делал автобус? (Он ехал).

    -Что делала машина? (Она ехала)

    -Что они делали? (Они ехали). и т.д.[17, 57c]

    словообразования существительных

    1. Игра «Назови ласково».

    Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

    2. Игра «Что для чего?»

    Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

    Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице).

    После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.

    Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.

    Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.

    В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

    - Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

    - Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)

    -Как называется сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)

    - Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)

    3. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

    На доске картинки «Лиса и лисята».

    Сначала дети вспоминают название одного детеныша.

    - Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)

    - А теперь поиграем с мячом.

    Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.

    Задания и игровые упражнения

    по закреплению словообразования глаголов

    1.Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

    Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

    вешает — повесила, мыла - вымыла,

    рисует — нарисовал, умывается – умылся,

    прячется — спрятался, одевается – оделся,

    стирает — постирала, гладит – погладила,

    пишет — написал, рисует – нарисовал,

    ловит — поймал, поливает – полил,

    красит — покрасил, чинит – починил,

    догоняет — догнал, рубил – срубил,

    строит — построил, убирает – убрал.

    2. Игра «Чем отличаются слова?»

    Логопед просит показать на картинках, кто …

    Умывает – умывается, обувает – обувается, качает – качается, прячет-прячется, одевает – одевается, причесывает – причесывается, вытирает – вытирается.

    Делается вывод: слова: умывается, знается, прячется, причесывается, обувается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

    Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ)

    С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.


    Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных

    1. Игра «Чьи хвосты?»

    Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

    Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

    Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий) А на пенечке — тоненький, маленький хвостик. Чей это хвостик? (Мышиный.)

    Все животные нашли свои хвосты и были очень рады. А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

    Хвост собаки — собачий.

    Хвост кошки — кошачий.

    Хвост коровы — коровий.

    Хвост лошади — лошадиный.

    Хвост быка — бычий.

    Хвост козы — козий.

    Хвост барана — бараний.

    Хвост овцы — овечий.

    Игра «Ералаш»

    Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

    2. «Правильно назови листья».

    Лист дуба — дубовый лист, лист осины — ...

    лист березы — ... лист клена — ...

    лист липы — ... лист яблони — ...

    сарафан из ситца — ситцевый,

    кувшин из глины — глиняный,

    погреб из камня - каменный,

    шинель из сукна — суконная.

    3. Сравнить предметы и закончить предложения.

    Апельсин большой, а арбуз еще больше.

    Клубника маленькая, а смородина еще ...

    Дыня сладкая, а арбуз еще ...

    Персик мягкий, а вишня еще ...

    Яблоко твердое, а айва еще ...

    Груша вкусная, а ананас еще ...

    Дерево высокое, а башня еще ...

    Куст низкий, а трава еще ...

    Клен толстый, а дуб еще ...

    Рябина тонкая, а камыш еще ...

    Шар легкий, а пушинка еще ...

    Сумка тяжелая, а чемодан еще ...

    Диван мягкий, а подушка еще ...

    Дерево твердое, а железо еще ...

    Лед прозрачный, а стекло еще ...

    Лента узкая, а нитка еще ...

    Шнурок длинный, а нитка еще ...

    Линейка короткая, а карандаш еще ...

    Волк большой, а медведь еще ...

    Олень высокий, а жираф еще ...

    Медведь тяжелый, а слон еще ...

    Задания и игровые упражнения по работе над родственными словами

    1.Подобрать слова-«родственники»

    Лес, лесок, лесной, лесник;

    гриб, грибок, грибник, грибной;

    вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;
    сахар, сахарный, сахарница;

    носят, поднос, носильщик;

    гора, горка, гористый, горный, пригорок;

    лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

    дуб, дубок, дубовый;

    еж, ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый;

    весна, весенний, веснянка, веснушка.

    2. Найти «лишнее» слово.

    Горе, горный, горе;

    боль, большой, больница;

    водить, вода, водный;

    лес, лесник, лестница;

    море, морщины, морской;

    беседа, беседка, соседка.

    3.Назвать общую часть слов-«родственников». Зимушка, зимовать, зимний;

    животное, живет, живой;

    пасет, пастух, пастушка;

    печка, печник, испечь;

    дворик, дворник, дворовый;

    корма, кормить, кормление;

    сорить, мусор, насорить;

    звонить, звонок, звонкий.

    4. Объясните, почему так называется. Рыболов (рыбу ловит), листопад (листья падают),

    пчеловод (пчел разводит), ледоход (лед ходит, идет),

    землекоп (землю копает), самокат (сам катается),

    пешеход (ходит пешком), вездеход (везде ходит),

    ледокол (колет лед), самосвал (сам сваливает),

    лесоруб (рубит лес), паровоз (возит с помощью пара),

    трубочист (трубы чистит), пароход (ходит, едет с помощью пара).


    Конспект занятия

    для детей старшего дошкольного возраста

    (6-7 лет) с общим нарушением речи

    по образовательной области «Коммуникация»

    Раздел: формирование лексико-грамматических категорий

    тема «Зимующие птицы»
    Цель:

    1. Расширять и активизировать словарь признаков и действий.

    2. Развивать грамматический строй речи: умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; образовывать однокоренные слова; правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном и множественном числе без предлога, форму единственного числа творительного падежа; образовывать сложные слов.

    3. Развивать память, общую и тонкую моторику рук, диафрагмальное дыхание.

    4. Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и ответственность.


    Оборудование: Парк (несколько деревьев и елок, на ветках которых прикреплены плоскостные изображения зимующих птиц); картинки и шапочки с изображением зимующих птиц (воробья, вороны, синицы, сороки, голубя, свиристеля, снегиря, дятла); картинки с изображением шарфа, шапки и пальто; прикрепленный на картоне корм для птиц (зерно, семечки, сало, рябина, сушеные ягоды, пшено, шишка, хлебные крошки); материал для детской деятельности (полоски красной бумаги, карточки с нарисованными веточками, поролоновые «куски белого хлеба», кусочки черного и белого пластилина); коврики-массажеры для стопы ног. Этапы работы

    Деятельность учителя-логопеда

    Ответы детей

    1.Орг.момент

    2.Основная часть

    Беседа

    Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта… . Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

    Ребята, я поняла, что у всех вас хорошее настроение, и вы готовы активно поработать. Какое сейчас время года?

    Скажите, зима – она какая?

    Зима

    Снежная, морозная, пушистая, белая,

    Любимое лакомство птиц

    Чему будет рада каждая птица?

    На картинке вы видите шарф. Я про него говорю – зимний шарф. О чем еще можно сказать «зимний»?

    На следующей картинке – шапка. Она какая? Зимняя. О чем мы еще можно сказать «зимняя»?

    А вот зимнее пальто. Что еще бывает «зимнее»?

    Каким словом можно ласково назвать зиму?

    Зима красивое время года, но и очень трудное и суровое, особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

    Каких зимующих птиц вы знаете? Назовите их. (Дети рассматривают картинки, лежащие на столе, и размещают их на наборном полотне).

    Как мы можем помочь птицам зимой?

    А теперь я предлагаю пойти в парк и покормить птиц. Но прежде давайте подумаем и решим, чем можно угостить наших верных друзей. Какой корм возьмем с собой? (Берет корм и расставляет под каждой картинкой с изображением птицы)

    Зерно мы дадим кому?

    Семечки мы дадим кому?

    Дадим сало кому?

    Рябину – кому?

    Сушеные ягоды дадим кому?

    Пшено дадим кому?

    Шишку дадим кому?

    А хлебные крошки?

    Представляете как птицы обрадуются! Скажите, чему будет рада каждая птица? Голубь будет рад чему?

    холодная, теплая, суровая, вьюжная, красивая.

    Зимний день, зимний снег, зимний лес, зимний сад…

    Зимняя дорога, зимняя погода, зимняя пора, зимняя стужа…

    Зимнее солнце, зимнее небо, зимнее утро.

    Зимушка

    Зимующие

    Ворона, сорока, воробей, дятел, синица, снегирь, голубь, свиристель.

    Развесить кормушки, покормить птиц.

    Зерно мы дадим вороне.

    Семечки мы дадим голубю.

    Сало дадим синице.

    Физкультминутка

    Пальчиковая гимнастика

    Свиристель обрадуется чему?

    Ребята, а вы хотите на время превратиться в птиц? Тогда выбирайте, кем бы вы хотели статью. (Дети берут со стола шапочки с изображением птиц и становятся в круг).

    Настя, кем ты будешь?

    Ну-ка, птички, полетели,

    Полетели и присели,

    Поклевали зернышки,

    Поиграли в полюшке,

    Водичку попили,

    Перышки помыли,

    В стороны посмотрели,

    Прочь улетели.

    (Звучит музыка А. Вивальди «Времена года», часть «Весна». Дети-«птички» прячутся от ветра, присев на корточки и опустив головы. Логопед собирает шапочки и накрывает корм прозрачной тканью. Когда «вьюга» заканчивается, дети встают.

    Ребята, подул сильный ветер и под-нялась такая вьюга, что засыпала весь корм, приготовленный для птиц. Если мы не покормим птиц, они останутся голодными. Давайте попробуем изготовить угощение птицам своими руками. Но прежде разогреем ладошки.

    Сколько птиц к кормушке

    Нашей прилетело,

    Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

    Мы расскажем: Трут ладонь о ладонь.

    Клест, синица, воробей,

    Поочередно сгибают пальцы, начиная с

    Рябину дадим снегирю.

    Сушеные ягоды дадим свиристелю.

    Пшено дадим сороке.

    Шишку дадим дятлу.

    Хлебные крошки дадим воробью.

    Голубь будет рад семечкам.

    Свиристель обрадуется сушеным ягодам.

    Настя. Я буду снегирем.

    Дети отвечают по очереди: воробьем, дятлом, синицей, голубем, вороной, свиристелем.

    Назови одним словом?

    большого.

    Галка и сорока,

    Дятел в пестрых перышках –

    Складывают пальцы «щепотью», стучат по столу.

    Всем хватило зернышек.

    Стучат пальцами перебором по столу.

    А теперь садимся за столы. Будем готовить корм.

    Одни дети отщипывают пальчиками хлебные крошки, другие из пластилина лепят кусочки сала, делают рябину из цветной бумаги, лепят семечки из пластилина. Затем раскладывают корм в кормушке для птиц.

    Корм вы приготовили, теперь можно отправляться в парк. Пойдем туда узкой тропинкой, поэтому идти надо друг за другом, след в след.

    На ковре выложены «следы», по которым за логопедом идут дети.

    Посмотрите, тропинка кончилась, кругом сугробы.

    По сугробам мы шагаем,

    Выше ноги поднимаем.

    Дети шагают, высоко поднимая колени.

    Вот мы и пришли в парк. А птицы ждут нас, сидят на ветках, голодные. (Вешает кормушку, привязывает сало к веточке)

    Давайте не будем пугать птиц, отойдем немножко и понаблюдаем за нашими верными друзьями. Каждая птичка по-своему красива, имеет какие-то внешние особенности. Посмотрите, какой у сороки длинный хвост, поэтому про нее можно сказать она какая…

    А еще у сороки белые бока, значит, она какая?

    У синицы желтая грудка, поэтому она…

    У вороны черные крылья, про нее мы говорим…

    У снегиря красная грудка, он …

    У голубя сизые крылья, значит он …

    Пока мы рассматривали птиц, они

    Кто как поет?

    Дыхательная гимнастика

    3.Итог занятия

    поклевали угощенье, стали сытыми и запели песни. Кто как поет?

    Молодцы! Вы очень внимательные. Ребята, что-то я замерзла, давайте погреем руки.

    Дети выполняют дыхательные упражнения, трут ладони друг о друга.

    Ребята, какое большое, хорошее, доброе дело сегодня мы сделали – покормили птиц. Меня порадовало то, что вы знаете любимые лакомства птиц, правильно образовывали сложные слова. Вы мне все сегодня очень понравились. А что вам сегодня запомнилось больше всего?

    Длиннохвостая

    Белобокая

    Желтогрудая

    Чернокрылая

    Красногрудый

    Сизокрылый

    Голубь воркует.

    Ворона каркает.

    Воробей чирикает.

    Синица тинькает.

    Сорока стрекочет.


    написать администратору сайта