Главная страница
Навигация по странице:

  • Правильная постановка задач на уроке

  • Оптимальная загруженность учащихся на уроке


  • Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей. I урок физической культуры в начальных классах


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеI урок физической культуры в начальных классах
    Дата13.06.2019
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФизическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей.docx
    ТипГлава
    #81556

    Подборка по базе: русский яз. урок.doc, Откр. урок Зеландия. 18.docx, К.П урок №5.docx, Особенности физической подготовки хоккеистов.docx, Скандинавская ходьба как элемент адаптивной физической культуры., Конспект урока математики на тему.docx, 2 урок величина территории. ее граница.docx, КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА НА АТТЕСТАЦИЮ.docx, рабочая программа по физической культуре 1-4 класс.docx, Интегрированный урок биология+химия Липиды. Углеводы.docx.

    Глава I Урок физической культуры в начальных классах  

    Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду и защите Родины. Основной задачей каждого урока и всего учебного процесса является укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию детей, обучение их жизненно - важным двигательным навыкам в ходьбе, беге, метании, прыжках, равновесии и преодолении различных препятствий. Применение физических упражнений и игр должно сочетаться с использованием средств закаливания - солнца, воздуха и воды. Решая задачу всестороннего развития и оздоровления учащихся, необходимо воспитывать у детей чувство дружбы и товарищества, дисциплину, правовое отношение к труду и общественной собственности. Особое внимание на уроках и во внеклассной работе со школьниками начальных классов следует уделять формированию правильной осанки. Успешное выполнение поставленных задач требует от учителя постоянного совершенствования в вопросах теории физического воспитания, повышения знаний в области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, педагогики. Творческий подход к обучению и выполнению поставленных задач позволит учителю глубже познать свою специальность. В решении основных задач физического воспитания должен принимать участие весь педагогический коллектив, школьный врач и родители школы.

    1.1 Специфика урока физической культуры в начальных классах

    Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы).

    С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

    Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.

    К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся:

    1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

    2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

    3) развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

    4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей;

    5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

    6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

    7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

    Средства физического воспитания. Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений.

    Гимнастические и акробатические упражнения. В программный материал I—IV классов входят: 1) простейшие виды построений (в шеренгу, колонну по одному, круг) и перестроений (по звеньям, по заранее установленным местам, из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две и т.д.); 2) общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами (с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг); 3) упражнения в лазании (по гимнастической стенке и канату, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях) и перелазании (через горку матов, гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня); 4) в равновесии (стойка на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке и бревну высотой М) —100 см с выполнением различных заданий); 5) несложные акробатические упражнения (группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стойка на лопатках и др.); 6) танцевальные упражнения; 7) упражнения на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на козла или коня высотой 100 см, ходьба по бревну с выполнением стоя и в приседе пово Легкоатлетические упражнения: 1) ходьба (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук и ар.); 2) бег с максимальной скоростью до 60 м; 3) бег в равномерном темпе до 10 мин; 4) челночный бег 3x5, 3x10 м; 5) прыжки I длину с разбега с 7—9 шагов; 6) прыжки в высоту с прямого и бокового разбега; 7) прыжки на одной и двух ногах на месте, с попоротом на 90—360°, с продвижением вперед на одной и двух ногах; 8) эстафеты с бегом на скорость и прыжками; 9) преодоление с помощью бега и прыжков полосы из 3—5 препятствий; 10) метание малого мяча на дальность и в цель из разных исходных положений правой и левой руками.

    Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны доставлять детям радость и удовольствие.

    Лыжная подготовка: 1) скользящий и ступающий шаг; 2) передвижение попеременным двухшажным ходом; 3) подъемы и спуски с небольших склонов; 4) повороты на лыжах на месте и в движении; 5) прохождение учебных дистанции (1—2 км).

    Плавание: 1) специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой и выдох в воду, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.); 2) движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс; 3)проплывание одним из способов 25—50 м.

    Подвижные игры. Их содержание составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. Учебной программой предлагается определенное количество подвижных игр, направленных на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий.

    Простейшие единоборства: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в ларах», «Выталкивание из круга».

    Особенности методики физического воспитания. Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учётом возрастных особенностей занимающихся.

    1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

    2. На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

    3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

    4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.

    5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.

    Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет, а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется.

    Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

    При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, пойман, догнать, попасть в кольцо и т.д.

    В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6—8 с).

    У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнении связанные с натуживанием (задержка дыхания).

    Одним из направлений активизации двигательных действии учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рас сказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести творчески (сюжетный) характер и имели стихотворную форму. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму.

    Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи.

    Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

    1.2 Средства повышения эффективности современного урока физической культуры в начальных классах 

    Актуальность проблемы повышения эффективности современного урока физической культуры, обусловлена многочисленными факторами. Ключевым среди данных факторов является низкий уровень здоровья и физической подготовленности у подрастающего поколения. В настоящее время отечественная система общего образования функционирует на основании свода требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС). Базовыми положениями данного ФГОС стали идеи качественно нового формирования личности обучающихся. В частности, принципиальным отличием современного подхода, является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. В общеобразовательных учреждениях уроки физической культуры выступают в качестве базовой отрасли современного образования. Данный факт подтверждается анализом учебных планов, как в зарубежных, так и в отечественных общеобразовательных учреждениях, где физическая культура занимает одно из важнейших мест в системе образования. Так, в отечественных общеобразовательных учреждениях, согласно ФБУП на преподавание учебного предмета «Физическая культура» рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального компонента, в исключительных случаях – из компонента образовательного учреждения. Данный факт свидетельствует о том, что физическому воспитанию учащейся молодежи в нашей стране уделяется значительное внимание. Это положение обосновывается тем, что в процессе занятий физической культурой у подрастающего поколения закладываются основы физического, духовного и эмоционального здоровья, на базе которого строится всестороннее и гармоничное развитие личности. В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, ее образовательное, воспитательное и общекультурное значение. Важнейшим элементом физической культуры является двигательная культура, которая включает в себя основные способы и средства перемещения в пространстве, преодоления препятствий, выполнения двигательных действий с разнообразными предметами. Не менее важна в процессе физического воспитания детей и подростков совокупность средств, наработанных в обществе для содействия развитию двигательных способностей и воспитания личности занимающихся в целом. Необходимо отметить, что преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях достаточно органично включено в общую систему образования и воспитания и действует в соответствии с основными закономерностями образования и воспитания. Вместе с тем, считаем, что достаточно низкая эффективность уроков физической культуры в школах связана, прежде всего, со следующими результатами функционирования системы образования в рамках ФГОС.

    Глава II  Формирование интереса и повышение эффективности урока фк при помощи творческих заданий
    Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в связи с оценками их деятельности.

    Порицания учителя физической культуры, высказанные в грубой или обидной форме, снижают активность учащихся на уроке, так же как и насмешки товарищей, причем особенно заметно в средних классах. Старшеклассники меньше ориентированы на оценку своей деятельности другими, поэтому к насмешкам одноклассников они относятся более спокойно. Зато для старшеклассников весьма значим фактор «достигаемые результаты»

    Постоянной заботой учителя физической культуры является создание и поддержание радостного настроения школьников на уроке. Наполняя их жизнь радостными переживаниями, учитель расширяет возможность управлять педагогическим процессом.

    Однако радость на уроке – это не только и не столько веселье, сколько радость труда, учения. К.Д. Ушинский писал, что на уроке «должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку...». Урок физической культуры становится радостным для школьников, когда они двигаются, а не сидят, замерзая, на скамейках, когда они видят улыбку учителя, его шутку, когда видят результаты своего труда. Причем на первых порах не очень существенно, чем будут вызваны радостные переживания школьника – учебным трудом или обстановкой урока. Чем менее развиты и воспитаны дети, тем большее значение для них имеют побочные радости, например то, что урок ведет любимый учитель, что на уроке можно побегать, посмеяться, поиграть.

    Молодой и неопытный учитель боится радости на уроке и не позволяет себе шутить, считая, что после улыбки школьники не способны серьезно работать. Он держит детей в строгости, а порой и в страхе. Однако это не прививает школьникам любви к уроку физической культуры. Опытный же педагог и без строгости достигает большего, так как знает, что при положительном настрое учащихся, вызванном радостью, легче создать серьезное настроение на уроке.

    Радость на уроке не надо специально и натужно придумывать. Ее не внедришь насильно в душу ребенка. Чтобы у школьника сформировалось положительное отношение к урокам физической культуры, необходимо, чтобы радостные переживания возникали у школьника многократно. Сам урок таит в себе много потенциальных возможностей для этого.

    Как уже говорилось, чем зрелее учащиеся, тем в большей степени основным источником радости на уроке должен являться сам процесс научения, преодоления трудностей, приобретения нового, развития своих способностей и качеств личности. Однако имеется и ряд других факторов, повышающих эмоциональность урока и вызывающих радость у школьников.

    1. Обстановка урока и поведение учителя существенно влияют на его эмоциональность. Эстетика зала, эстетика поведения, принятого на уроке, сам учитель, светящийся радостью и заражающий ею учащихся, – все это имеет немаловажное значение.

    Собранность учителя, краткость и четкость его команд и замечаний, бодрость тона его речи (не переходящей в крик) настраивают учащихся на мажорный и деловой лад. В то же время не всякая повышенная эмоциональность учителя полезна для урока. Излишняя возбужденность учителя, его суетливость, шумливость приведут к повышению неорганизованной активности учащихся. Не надо сыпать на уроке бесконечными шутками, смеша и развлекая детей, но надо, чтобы строгость перемежалась улыбками, огорчения стирались всеобщей радостью от успеха.

    2. Использование игрового и соревновательного методов. Игра и соревнование в силу присущих им психологических особенностей – занимательности, престижности и др. – вызывают сильный эмоциональный отклик у учащихся. Однако нередко возникают настолько сильные эмоции, что выполнение учебных задач становится невозможным. Дети теряют контроль над своим поведением, шумят, не слушают команд учителя и т. д. Сильные эмоциональные переживания долго затухают после окончания игры, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учителем. Поэтому использование игрового и соревновательного методов требует определенной формы, места и меры на уроке физической культуры.

    Выполнение упражнений в соревновательной форме лучше планировать на конец урока и ни в коем случае не перед разучиванием техники упражнений, так как возникающее у школьников в процессе соревнования с товарищами эмоциональное возбуждение, обладая инертностью, будет препятствовать концентрации внимания на технике движений, а сами движения сделает импульсивными, резкими.

    Для повышения организованной активности школьников на уроке можно устраивать соревнования между группами учащихся по дисциплине. В этом соревновании очки начисляются не просто за послушание, а за проявленную активность, творчество, за успех, достигнутый благодаря организованности и старательности при выполнении физических упражнений. Этот прием эффективен, правда, только в младших и средних классах. В старших классах предложение о соревновании по дисциплине встречается холодно. Это и понятно: деятельность старшеклассников более осмысленна, целенаправленна, в меньшей степени зависит от эмоций.

    2.1 Творческие задания что это, как его рассматривают, роль творческих заданий в повышении эффективности урока
    Творческие заданияспособствует активизации знаний, умений и навыков учащихся, стимулирует потребность ребенка к самореализации в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

    Ученики с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Игры и логические задачи, проблемные вопросы и исследовательская работа должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока познания мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.

    Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя,  поэтому я считаю, целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

    1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.

    2. Возрастает интерес к изучению предметов.

    3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.

    4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.

    2.2 Виды творческих заданий
    Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо вносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер. Актуальность выбранной темы заключается в том, что модель современного выпускника школы строится на принципах самостоятельности, способности логически и творчески мыслить. Всё это формируется на начальных ступенях школьного образования. 
    Задания творческого характера можно использовать на уроках математики, русского языка, литературного чтения, познания мира. Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели определены следующие задачи: 
    -формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; 
    -развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность; 
    -находить нестандартные решения любых возникающих проблем. 

    Игры на развитие творческого воображения:
    Игра «Разнобой» Эту игру, предшественницу знаменитого КВН, придумали в молодежном лагере «Орленок». Она относится к серии так называемых коллективных творческих дел ребят, обитателей этого знаменитого лагеря. Игра подходит для любой хорошей разновозрастной группы детей, для дня рождения и для других праздников. Должно быть несколько организаторов. Они проводят подготовительную работу. Главное – придумать творческие задания. Примеры: создать живую статую юбиляра, сочинить стихотворение на заданную тему и т.д. Все задания пишутся на лепестках большой ромашки, которую вырезают из бумаги. Все участники «Разнобоя» делятся на команды. Выбирают название команды и командира. Командиры подходят к ромашке и по очереди отрывают лепестки с заданиями. Затем идут к своим командам. Начинается подготовка, которая длится примерно 10–15 минут. После этого команды по очереди представляют свои номера. Выбранное заранее жюри (это может быть компания организаторов) оценят каждый номер и определят победителя.

    Эстафеты. Каждый знает, что такое эстафеты, поэтому здесь приводятся лишь некоторые идеи по организации заданий для этапов эстафет.

    1. Со стаканом воды, которую нельзя расплескать.

    2. С яйцом в ложке.

    3. Вращая хула-хуп.

    4. Прыжками, сидя, как лягушка.

    5. Отбивая рукой воздушный шарик.

    6. На ходулях.

    7. В ластах, очках и резиновой шапочке.

    8. Верхом на метле.

    9. Прыжками, удерживая мяч между ногами и т. д.


    Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности. 
    Для развития творческого мышления и воображения учащихся предлагаю такие задания: 


    • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; 


    • устанавливать причинно-следственные связи; 


    • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; 


    • рассматривать систему в развитии; 


    • делать предположения прогнозного характера; 


    • выделять противоположные признаки объекта; 


    выявлять и формировать противоречия


    • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; 


    • представлять пространственные объекты. 


    Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. 

    Большой интерес вызывает у учеников подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов по познанию мира. Часто на уроках использую групповую форму работы направленную на исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность строится в соответствии со следующими методическими приемами: 
    1.Выдвижение проблемы. 
    2.Постановка предположений. 
    3.Обсуждение гипотез. 
    4.Сравнение полученных выводов с текстом учебника или рассказом учителя. 
    5.Поиск эмоциональных опор (рассматривание иллюстраций). 
    6.Совместное составление графического плана-опоры. 
    При таком построении учащийся не боится высказывать ошибочное мнение, допустить ошибку в рассуждении, так как он имеет возможность под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей. 

    Так же творческое задание может быть связано с соревнованиями.

    Пробудить у учащихся соревновательный дух можно следующими приемами:

    1. Объявить конкурс на лучшее исполнение упражнения.

    2. Выделить лучшего по исполнению, чтобы на него равнялись другие.

    3. Организовать заочное соревнование учащегося с эталонным исполнением упражнения.

    4. Организовать соревнование с самим собой.

    Игра является привычной формой деятельности для школьников, особенно младшего возраста: ведь до школы они занимались только этим видом деятельности. Для ребенка игра – это не только развлечение, это путь его приобщения к миру взрослых, способ выполнения определенных социальных ролей в мнимой ситуации, средство развития его психических и физических качеств и способностей, средство формирования коммуникативных умений. Как отмечал Л.С. Выготский, игра – это средство развития ребенка, это школа воли (поскольку есть правила игры, ограничивающие волюнтаризм ребенка), это не только подражательная деятельность, но и творческая, развивающая воображение, абстрактное мышление. Отсюда использование игрового метода на уроках физической культуры, наряду с повышением эмоциональности урока и придания значимости физической деятельности, имеет и большое дидактическое значение

    В младших классах хороший эффект дает использование сюжетных уроков, например «плавание на парусном корабле» и т. п. Учитель создает сюжет, в котором используется обычный программный материал. В соответствии с сюжетом в воображении учащихся брусья превращаются в корабль, канат – в мачту, сами учащиеся – в моряков. Успешное проведение таких уроков связано с искусством перевоплощения учителя физической культуры, играющего ту или иную роль. Учитель сам должен стать участником игры, сам должен поверить в реальность создаваемых им образов. Примитивная привязка сюжета к реально выполняемым действиям эффекта не дает.

    3. Разнообразие средств и методов, используемых учителем на уроке. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что «всякая однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякую самостоятельность». В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний –монотонип и психического пресыщения. Первое характеризуется снижением психической активности, потерей интереса к деятельности и развитием скуки, ослаблением внимания. Второе характеризуется, наоборот, усилением психического возбуждения, раздражительности, озлобленности, появлением отвращения к деятельности. Поэтому учитель должен разнообразить средства и методы проведения урока – использовать фронтальный, групповой и круговой методы проведения занятий, использовать для развития качеств разнообразные и меняющиеся частично от урока к уроку упражнения, проводить занятия на воздухе и т.д.

    4. Музыкальное сопровождение на уроке. Хорошие результаты в повышении эмоциональности урока дает использование звукозаписи. Музыкальное сопровождение ходьбы, бега и общеразвивающих упражнений во вводной части урока должно начинаться не сразу, а после двух-трех повторений упражнения. Начиная с третьего урока, ученики могут выполнять упражнения под музыку самостоятельно, без команд учителя, руководствуясь только ритмом музыки и записанными сигналами. Учитель при этом получает возможность следить за учениками более внимательно, исправляя их ошибки.

    Различная эмоциональная реакция человека на различную по характеру музыку была известна еще древним грекам. Это различие обусловливает необходимость подбора определенной музыкальной программы для стимулирования мышечной работоспособности. Музыка оказывает влияние на человека как ритмический и как эмоциогенный раздражитель. Поэтому она положительно влияет в том случае, если физические упражнения совершаются в ритме музыки (с этой целью для урока надо подбирать ритмичную музыку).

    Правильная постановка задач на уроке

    Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них:

    1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена.

    2. Задача, которая ставится учителем перед учащимися, является значимой для него, а не для них. Например, учитель говорит школьникам: «Сегодня у нас совершенствование ведения мяча.

    3. Учитель ставит неконкретную задачу, например научиться метать. Такую задачу учащиеся плохо понимают, что приводит к формированию нечеткого представления об упражнении. Поэтому часто школьники не знают, чем же конкретно они занимались на уроке, что развивали, чего должны были достичь.

    4. Учитель ставит непривлекательные для учащихся задачи.
      И конкретная постановка задачи может не привести к желаемому результату, если она не привлекает учащегося, не связана какими-то его потребностями. Нужно, чтобы задача была включена в значимую для школьника деятельность, вела к достижению желаемой им цели


    5. Учитель ставит перед учащимися задачу, недостижимую в пределах одного-двух уроков. В этом случае у учащегося создается впечатление, что затрачиваемые им усилия напрасны. Поэтому он либо снизит свою активность, либо направит ее на выполнение тех упражнений, которые ему больше нравятся или которые у него лучше получаются, от выполнения которых он испытывает сиюминутное удовлетворение. Главной целью урока для такого учащегося становится не получение знаний, формирование умений и развитие качеств, а получение удовольствия от совершаемой им двигательной активности. В этом случае научение хотя и происходит, но носит характер не целенаправленного, а попутного. Случайное же научение менее эффективно, так как учащиеся не осмысливают характеристики движений, а обнаруживают их случайно, путем «проб и ошибок». Как показано психологами, обучение путем «проб и ошибок» требует большого числа повторений. Кроме того, давая знание «как нужно сделать, чтобы достичь цели», оно не дает знаний и понимания «почему так надо сделать». Следовательно, при таком способе научения у школьников слабо проявляется познавательная активность

    Случайное научение неустойчиво, оно сохраняется только для достижения сиюминутной задачи и стирается из памяти, как только задача решена. Поэтому учителя физической культуры часто жалуются, что в следующем классе приходится заново изучать даже простые элементы программы.

    Оптимальная загруженность учащихся на уроке

    Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся и др.

    Устранение ненужных пауз. Часто можно наблюдать, как учащиеся вынуждены подолгу ждать своей очереди для выполнения упражнения. Например, взятие низкого старта занимает всего несколько секунд, а ожидание очереди – 2-2,5 минуты; выполнение упражнения на гимнастическом снаряде занимает около минуты, а ожидание подхода к нему – несколько минут. Такие длительные паузы снижают не только уровень функционирования вегетатики, необходимый для выполнения мышечной работы, но и рабочий настрой, мобилизационную готовность учащихся, расхолаживают их. Устранить эти простои можно несколькими путями:

    1. обеспечением спортивными снарядами всей группы учащихся, используя нестандартное оборудование: дополнительные перекладины, наклонные лестницы, различные тренажеры;

    2. выполнением учащимися в паузах подготовительных и
      подводящих упражнений;


    3. наблюдением учащихся за качеством выполнения упражнения одноклассником; это повышает познавательную активность учащихся и дает возможность использовать идеомоторикукоторая способствует формированию двигательного умения.

    Следует, однако, иметь в виду, что нагрузка на вегетатику при таком наблюдении резко снижается, поэтому уменьшается функциональная подготовка учащихся

    Осуществление постоянного контроля за учащимися на уроке.Активизировать учащихся на уроке физической культуры легче, если они знают, что их действия и поведение будут оцениваться. В связи с этим перед некоторыми уроками учителю полезно предупредить учащихся, особенно проявляющих пассивность, что сегодня у всего класса или отдельных учеников будут оцениваться активность, старательность, внимательность, дисциплинированность и 4-6 основных видов деятельности

    Однако этот метод активизации учащихся может иметь отрицательные последствия – в случае оценивания отдельных учеников: другие, зная, что их оценивать не будут, могут вообще снизить свою активность на уроке. Поэтому кого именно учитель будет оценивать на уроке, учащимся сообщать не следует.

    Техника оценивания облегчается заранее составленной в конспекте урока таблицей, в которую заносятся фамилии 5-6 учащихся и 4-6 основных видов деятельности (элементы строя, общеразвивающие упражнения, элементы или комбинации упражнений основной части урока). Оцениваются главным образом заученные упражнения. В конце урока выводится поурочный балл и отметки сообщаются всему классу.

    Максимальное включение в деятельность всех учащихся, в том числе и освобожденных врачом от выполнения на данном уроке физических упражнений. Освобожденные учащиеся должны присутствовать на уроке, внимательно следить за тем, что делают их товарищи, мысленно повторять упражнения, которые показывает учитель. Возникающий при этом идеомоторный акт способствует не только формированию двигательных умений, но и развивает даже (правда, в небольшой степени) силу и быстроту. Наблюдение за действиями товарищей к концу урока приводит к улучшению у освобожденных учащихся показателей внимания, в то время как у освобожденных школьников, сидящих в другом помещении, эти показатели могут ухудшаться.

    Освобожденные от выполнения физических упражнений школьники должны принимать участие в уроке не только как наблюдатели, но и как активные участники, оказывая помощь в судействе, контролируя активность отдельных учащихся, выступая в роли помощников-организаторов.

    Особо стоит вопрос о том, что делать на уроке физкультуры школьникам-спортсменам. Нужен ли урок физической культуры школьнику, занимающемуся спортом, если и так он физически развит, многое из школьной программы умеет делать, да и нагрузки у него на занятиях в спортивной школе большие – зачем же их еще увеличивать?

    При таком подходе упускается один важный момент: класс живет в школе как единый сложный социальный организм, со своими внутренними связями, отношениями. В нем не может быть «любимчиков», «звезд», иначе класс как коллектив перестанет существовать. Поэтому создание особого расписания для Школьников-спортсменов, необязательность посещения ими Уроков физической культуры будут иметь отрицательные воспитательные последствия: эти школьники станут уважительно относиться только к спорту и пренебрежительно – к физкультуре, к одноклассникам, не занимающимся спортом.

    Школьники-спортсмены должны быть активными участниками уроков физической культуры, выступая на них в роли помощников, организаторов, судей, более опытных и умелых товарищей, своего рода наставников, особенно для слабоуспевающих по физической культуре или проявляющих низкую активность на уроке.

    У школьников-спортсменов учитель физической культуры должен воспитывать чувство ответственности перед своими товарищами за оказываемую им помощь.

    Актуальность развития творчества на уроках физической культуры:

    На новом этапе реформирования системы образования наблюдается переход к новым педагогическим технологиям и современным методам образования. Образовательный процесс переориентирован на воспитание творческой личности, подготовленной к эффективной жизнедеятельности в условиях сложной современной социально-экономической ситуации. Наука и практика физического воспитания еще не обладают обоснованными методическими решениями, направленными на развитие творческих способностей школьников на уроках физической культуры, интегративного проявления умственных и двигательных способностей. Процесс формирования субъективного творчества на уроках физической культуры остается слабо изученным

    Творчество - это индивидуальный процесс, направленный на решение поставленной задачи, решение новым, необычным способом. В творчестве проявляется то, что ранее было неизвестно, актуализируются собственные творческие способности, раскрывающиеся у каждого человека по-разному. При формировании творческой активности школьник становится активным субъектом самообразования и самовоспитания. Способность личности к саморазвитию создает возможность относиться к себе самокритично. Необходимость формирования творческой активности учащихся осознана давно, но существуют причины, которые мешают развитию познавательных способностей учащихся. Главная причина недостаток знаний о методах и формах развития и формирования творчества учащихся. Решение этой проблемы позволит повысить эффективность всего учебно-воспитательного процесса в школе, а целенаправленная работа по развитию творчества способствует приобретению знаний, умений и навыков в двигательной сфере, повышает уровень развития физической культуры личности, формирует навыки и опыт самостоятельной работы

    В уроки физической культуры следует включать специально разработанные задания и упражнения, способствующие формированию у занимающихся моторного и мыслительного творчества.

    Что пытаюсь выполнить я для формирования у школьников на уроках физической культуры творческой активности:

    • Пытаюсь внедрять на уроках физической культуры для повышения двигательного потенциала школьников частую смену общеразвивающих упражнений, а так же применение в них различных предметов, соответствующих возрасту и интересам занимающихся.

    • Пытаюсь выделять на уроках физической культуры время для свободной двигательной импровизации, составления и демонстрации комплексов физических упражнений самими учениками.

    • Для стимулирования двигательной активности детей и развития у них творчества пытаюсь внедрять конкурсы-соревнования, предлагаю детям самим придумать оригинальные «эстафеты» с предметами. Так же предлагаю создать самый оригинального элемент или связку элементов с использованием предметов и без них.

    • Пытаюсь включать в уроки физической культуры упражнения под музыкальное сопровождение, что способствует повышению двигательной активности учащихся, развивает чувство ритма и положительно влияет на эмоциональную сферу личности.

    • Предлагаю детям выполнять новые для них упражнения, и грамотно определять в какой сфере жизни они могут детям пригодиться.

    • При решении поставленных мной задач-ситуаций пытаюсь положительно влиять на формирование у школьников желания искать нескольких правильных ответов.



    • На уроках физической культуры пытаюсь использовать приемы обучения школьников разбору и решению тактических комбинаций в спортивных играх, способствующих формированию мыслительного творчества.



    • Пытаюсь формировать творческие способности учащихся последовательно в целостной системе учебно-воспитательного процесса.

    Одним из творческих занятий для младших классов является комплекс на матах.

    Вот комплекс упражнений на матах, который включает в себя самые распространенные и несложные для выполнения упражнения:

    • Кувырок вперед. Для того чтобы выполнить кувырок вперед, необходимо сесть на корточки, поставив руки на ширине впереди ступней. Далее тяжесть тела переносится на руки. При сгибании рук нужно наклонить голову вниз к груди и выполнить кувырок.

    https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2019/03/09/s_5c83898fbda19/1108704_24.png

    • Кувырок назад. Сгруппируйтесь, приняв упор. Затем, слегка подавшись назад, немного присядьте на мат, и, не изменяя позы группировки, перекатитесь назад, выгибая при этом позвоночник.

    https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ecb/0019b14a-b985ee97/hello_html_m7e2f1346.gif

    • Стойка на лопатках. Стойку на лопатках необходимо выполнять следующим образом: лягте на спину и упритесь ладонями в поясницу, при этом локти должны находиться на мате параллельно друг другу. Плавно поднимайте вверх согнутые ноги до положения стойки.

    https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bf3/0001a61a-6194ef4d/hello_html_45050813.gif

    • "Мостик" – классическое упражнение. Его выполняют из положения лежа на спине. Согнутые ноги держите на ширине плеч, руки изогните ладонями назад, а затем сделайте стойку.

    http://900igr.net/up/datai/65155/0045-079-.png

    • Наклоны вперед. Сидя на мате, заведите руки за спину и упритесь ими в пол. Ноги вместе. Выполняйте наклоны корпуса вперед.

    http://img.velvet.by/files/resize/userfiles/309/5_292-640x269.jpg

    • "Велосипед". Нужно лечь на спину, вытянув руки вдоль тела и опираясь ладонями о пол. Поднимите ноги вверх и выполняйте движения, как при езде на велосипеде. Просто представьте, что вы крутите педали. Таким образом, ступни будут описывать небольшие круги.

    https://spina-expert.ru/wp-content/uploads/2018/02/uprazhnenie-velosiped.jpg

    • Перекаты. Исходное положение: упор присев. Обхватите руками колени и начинайте выполнять перекаты в разные стороны. Важно не отводить голову назад и поддерживать колени руками.

    https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0316/000e5af5-e6eaf0b2/4/hello_html_m726f11d8.png

    • "Лодочка". Лягте на живот, вытянув руки и ноги. Одновременно поднимайте руки и ноги над полом. Это упражнение отлично укрепляет мышцы спины.

    https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/57035/pub_5bb72114ad289e00ac6bf5ff_5bb72829ded2be00aa54a874/scale_600

    • "Колечко". Лежа на животе, возьмитесь руками за щиколотки и поочередно поднимайте и опускайте корпус.

    https://boxingblog.ru/wp-content/uploads/2015/07/uprazhnenie-luk-fitnes-boks.jpg

    • "Лягушка". Сидя на мате, согните ноги в коленях и разведите в стороны, стопы при этом должны быть соединены подошвенной частью.

    https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/053e/0005355d-1354967d/hello_html_2119ef54.png

    В результате опроса проведённого после данного комплекса упражнений большинство детей отметили понравившимися им упражнения «колечко» и «кувырки»


    написать администратору сайта