Главная страница
Навигация по странице:

  • ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (Г. КАЗАНЬ) ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

  • Составители А.В. Скоробогатов, Л.И. Галеева Казань 2006 Рецензенты: к.ю. н, доц. Краснов А.В.

  • Текст по Академическому списку

  • Хрестоматия по ИОГП.Скоробогатов. Хрестоматия по истории отечественного государства и права


    Скачать 3.51 Mb.
    НазваниеХрестоматия по истории отечественного государства и права
    АнкорХрестоматия по ИОГП.Скоробогатов.doc
    Дата04.05.2017
    Размер3.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по ИОГП.Скоробогатов.doc
    ТипДокументы
    #7001
    страница1 из 70
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (Г. КАЗАНЬ)

    ХРЕСТОМАТИЯ

    ПО ИСТОРИИ

    ОТЕЧЕСТВЕННОГО

    ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


    Составители А.В. Скоробогатов, Л.И. Галеева


    Казань 2006

    Рецензенты: к.ю. н, доц. Краснов А.В.

    к.ю.н, доц. Рыбушкин Н.Н.

    Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Сост. А.В. Скоробогатов, Л.И. Галеева. – Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2006. –
    Хрестоматия по истории отечественного государства и права представляет основные источники государственно-правового развития России, которые оказали наибольшее влияние на развитие отечественной истории государства и права. Хрестоматия призвана дать студентам высших учебных заведений возможность самостоятельно изучить источники права и характер государственного развития в России.
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    История государства и права - юридическая дисциплина, одна из фундаментальных наук, преподаваемых в высших учебных заведениях. Главный объект ее изучения - законодательство, закон, его историческое развитие. При этом основное ее внимание обращено на законодательство прошлого.

    Законы всех времен и народов - прекрасный материал для изучения общественного строя, государственного механизма, формы государственного единства, различных отраслей права. Однако нельзя забывать, что в законе устанавливалось лишь должное поведение людей. Порой нормы, закрепленные в законе, и их реальное воплощение на практике были весьма различными. Тем не менее, сопоставление одного закона с другим и с иными историческими источниками, да и сам анализ того или иного закона позволяют с высокой степенью достоверности восстановить истинную картину общества.

    История государства и права СССР как учебная дисциплина важнейшей своей целью ставит научить студента-юриста уже с первого курса пользоваться законом, привить ему на историческом материале чисто профессиональные навыки.

    За последние годы было опубликовано несколько хрестоматий по истории отечественного государства и права, но ни одна из них не отражает особенности и тенденции развития государства и права России в целом. Необходимость создания новой хрестоматии обуславливается так же стремлением дать студентам систему знаний об источниках российского права, которые позволят им изучить государственно-правовое развитие России с момента формирования государственности до современности.

    Структура хрестоматии соответствует принципам изложения дисциплины «История отечественного государства и права», применяемого в лекционном курсе, который читается в Институте экономики, управления и права». История государства и права отдельных эпох представлена в хрестоматии неравномерно, что вызывалось не только ограниченностью объема хрестоматии и различием в количестве документов дошедших до нас от того или иного времени, но и необходимостью дать студентам общее представление о закономерностях развития отечественного государства и права.

    Ряд документов представлен в хрестоматии в извлечениях, при оформлении которых целью составителя было сделать историко-правовые документы доступными и понятными студенту. Документы древнерусского периода развития отечественного государства и права даны в переводе на современный русский язык, что специально не оговаривается. Документы древнерусского периода развития отечественного государства и права даны в переводе на современный русский язык, что специально не оговаривается. Необходимость этого вызывалась стремлением дать возможность студентам-юристам, которые не изучают специально древнерусский язык, самостоятельно анализировать такой важнейший источник права как «Русская Правда».

    В результате работы с данной хрестоматией студент получить навыки самостоятельно читать источники права, анализировать их содержание и уметь делать собственные выводы на этой основе.

    РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

    РУССКАЯ ПРАВДА

    Краткая редакция


    Текст по Академическому списку

    1. Если муж убьет мужа, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или племянник со стороны брата, или племянник со стороны сестры; если никто не будет мстить, то взыскивается 40 гривен за убитого. Если убитый русин, гридин, купец, ябедник, мечник, или же изгой, или словении, то уплатить за него 40 гривен.

    2. Если придет на суд человек, избитый до крови или в синяках, то не надо искать свидетеля, но если не будет на нем никаких следов побоев, то он должен привести свидетеля. Если он не может привести его, то делу конец. Если потерпевший не может мстить за себя, то пусть возьмет с виновного 3 гривны и сверх того плату лекарю.

    3. Если кто ударит кого-либо палкой, жердью, рукой, чашей, рогом или мечом, то он платит 12 гривен; если потерпевший не настигнет его и не отомстит, то виновный платит штраф, и этим дело кончается.

    4. Если ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то платит 12 гривен штрафа.

    5. Но если кто кого ударит по руке, и рука отвалится или отсохнет, то платить 40 гривен.

    6. Если же ударит мечом по руке или по ноге и отсечет руку или она станет сохнуть, или нога остается цела, но начнет хромать, тогда пусть мстят его дети или с виновного взыскивается 40 гривен.

    7. Если кто отсечет какой-нибудь палец, то платит 3 гривны штрафа.

    8. А кто вырвет усы или бороду, платит 12 гривен.

    9. Если кто обнажит меч, но не ударит, платит гривну.

    10. Если пихнет муж мужа от себя или к себе, то должен платить 3 гривны, если на суд приведет двух свидетелей. При этом варяг или колбяг не приводит свидетелей, но сам идет к присяге.

    11. Если челядин бежал и скроется у варяга или у колбяга и тот не вернет его в течение трех дней, то господин, опознав его на третий день, может отобрать челядина, а с укрывателя взыскивается 3 гривны штрафа.

    12. Если кто поедет на чужом коне без спросу, пусть уплатит 3 гривны.

    13. Если кто украдет чужого коня, оружие или одежду и хозяин опознает пропавшее в своем миру, то он берет свое, а вор платит 3 гривны штрафа.

    14. Если кто опознает у кого-либо свою пропавшую вещь, то нельзя отобрать ее, и не говори «это мое», но скажи ему так: «пойди на свод, укажи, где ты ее взял». Если тот не пойдет, пусть представит поручителя в том, что явится на свод не позднее 5 дней.

    15. Если где будет иск к кому-либо об уплате займа, то идти ему на судебное разбирательство при 12 свидетелях. И если окажется, что должник злонамеренно не отдавал его деньги, как следовало по условию, то с него взыскивается 3 гривны штрафа.

    16. Если господин узнает своего пропавшего челядина и захочет его отнять, то вести его к тому, у кого он был куплен, а тот пусть ведет к предыдущему продавцу, и когда дойдут до третьего, то скажи ему: «отдай мне своего челядина, а ты ищи своих денег при свидетеле».

    17. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот не выдаст его, то господин может удержать его у себя, но должен заплатить за него 12 гривен, а затем пусть потерпевший побьет холопа, где его застанет.

    18. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду и хозяин захочет удержать у себя, то он получает доплату деньгами за порчу, но если собственник отказывается от сломанной вещи, то пусть ему будет заплачено, сколько он дал при ее покупке.

    Правда Русской земли установлена, когда собрались на съезд князья Изяслав,Всеволод, Святослав и их дружинники Коснячко, Перенег, Микифор, Киянин,Чудин,Микула.

    19. Если убьют огнищанина умышленно, но без корыстных намерений, то с убийцы взыскивается 80 гривен, а люди не обязаны помогать убийце в их уплате; за убийство княжеского подъездного также платить 80 гривен.

    20. А если убьют огнищанина по-разбойничьи умышленно и с целью грабежа, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

    21. Если убьют огнищанина у клети, у коня или у стада, или во время кражи коровы, то убьют огнищанина, как пса; тот же закон при убийстве тиуна.

    22. А за убийство княжеского тиуна взыскивается с убийцы 80 гривен.

    23. А за старшего конюха при стаде также 80 гривен, постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

    24. За княжеского сельского старосту или смотрителя за полевыми работами платить 12 гривен.

    25. А за княжеского рядовича 5 гривен.

    26. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

    27. Если убита рабыня-кормилица или кормилиц, то платить 12 гривен.

    28. А за княжеского коня с пятном взыскивается 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны; за кобылу платить 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетку 15 кун, за годовалую скотину полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка и барана по ногате.

    29. А если уведут чужого раба или рабыню, то платить 12 гривен штрафа.

    30. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля.

    31. А если украдут коня или вола или будет кража из клети, то вор платит гривну и 30 резан, если он был один; если воров было 10, то каждый из них платит 3 гривны и 30 резан.

    32. Если сожгут княжескую борть или выкрадут пчел, то платить 3 гривны.

    33. За самовольное истязание смерда, без княжеского повеления, платить 3 гривны штрафа. За истязание огнищанина, тиуна или мечника платить 12 гривен.

    34. А если распашут полевую межу или срубят межевой столб, то платить 12 гривен штрафа.

    35. А кто украдет ладью, платить хозяину 30 резан за ладью и 60 резан штрафа князю.

    36. А за голубя и курицу 9 кун. А за утку, гуся, журавля или лебедя платить 30 резан хозяину и 60 резан штрафа князю.

    37. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то платить 3 гривны штрафа.

    38. Если убьют вора на своем дворе или у клети, или у хлева, то за это не отвечают как за убийство, если же вора держали до рассвета, то привести его на княжеский двор на суд. Но если вора убьют, а люди видели его связанным, то надо платить за него.

    39. Если украдут сено, то платить 9 кун, за дрова также 9 кун.

    40. Если украдут овцу, козу или свинью и при том было 10 воров, то хотя бы они одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан штрафа. А кто привел вора, получает 10 резан.

    41. При штрафе в 3 гривны сверх того мечнику платить 15 кун, в десятину 15 кун, а князю 3 гривны. При штрафе в 12 гривен, тот, кто привел виновного, получает с него 70 кун, а в десятину платить 2 гривны, а князю 10 гривен.

    42. А вот устав для сбора вир: вирнику взять на неделю 7 ведер солоду, кроме того, барана или полтуши мяса, или деньгами 2 ногаты, а в среду резану и три сыра, в пятницу столько же; хлеба и пшена сколько смогут съесть, а в скоромные дни давать по 2 курицы на день. Пусть поставит 4 коней, и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 16 гривен, 10 резан и 12 вевериц (мелких денежных единиц), и при въезде в округ гривну. Во время поста дать ему рыбу или 7 резан. Все это составит 15 кун в неделю, а хлеба давать сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Таков Устав Ярослава.

    43. А такова плата мостникам: когда построят мост, по пусть возьмут по окончании своей работы ногату и от каждого устоя моста по ногате, столько же при починке ветхого моста, хотя бы несколькими досками, 3-мя, 4-мя или 5-ю.

    (Правда Русская. М., 1947. Ч. 2).

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70
    написать администратору сайта