Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура ГАТС и принципы построения международного рынка услуг

  • Действие общих обязательств в рамках ГАТС

  • Обязательство транспарентности

  • Возможность экономической интеграции государств

  • Обязательства по либерализации

  • Монополия и исключительность производителей и поставщиков услуг

  • Группа специфических обязательств в рамках ГАТС

  • Влияние принятия ГАТС на экономику на примере Китая

  • Динамика объема торговли КНР услугами

  • Основные игроки на рынке торговли услугами

  • государственное и многостороннее регулирование рынка услуг в рам. Государственное и многостороннее регулирование рынка услуг в рамках гатс определение понятий в гатс в области регулирования рынка услуг


    Скачать 40.93 Kb.
    НазваниеГосударственное и многостороннее регулирование рынка услуг в рамках гатс определение понятий в гатс в области регулирования рынка услуг
    Дата20.07.2019
    Размер40.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлагосударственное и многостороннее регулирование рынка услуг в рам.docx
    ТипДокументы
    #84303

    Подборка по базе: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, особенности российского рынка труда.rtf, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, государственное и многостороннее регулирование рынка услуг в рам, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛ, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение, 12.Внешние эффекты рынка и производство общественных товаров..do, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.docx, закон рынка сей.docx, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.docx.

    Государственное и многостороннее регулирование рынка услуг в рамках ГАТС
    Определение понятий в ГАТС в области регулирования рынка услуг

    Впервые общий документ в отношении услуг был принят в 1994 году - Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) в рамках уже создания Всемирной торговой организации, который включает параллельно как правила, так и множество исключений из них.

    В Генеральном соглашении по торговле услугами самого определения понятия «услуга» нет, но есть другие широко применяемые термины, такие как «меры», «торговля услугами», «поставка услуг».

    Если рассматривать «меры», то под ними понимаются любые действия, осуществляемые органами государственной законодательной и исполнительной власти, а также неправительственными органами, но имеющими на такие действия полномочия, которые могут оказать влияние на торговлю услугами. Есть обязательное условие - каждая сторона принимает на себя полную ответственность за соблюдение всех положений и обязуется предпринимать все необходимые действия по обеспечению этих положений на всех уровнях. Другими словами, принятие и обеспечение действия законов внутри государства не должно противоречить положениям ГАТС.

    Включение определения термина «торговля услугами» позволило распространить многосторонние договорённости на область правового регулирования отдельных государств. А, значит, меры и инструменты, используемые государством при регулировании внутренней экономики, переходят на уровень международного права. Само понятие «торговля услугами» включает механизм международной купли-продажи через 4 основных способа:

    - трансграничная торговля;

    - потребление за рубежом;

    - коммерческое присутствие;

    - перемещение физических лиц.

    «Поставка услуг» конкретизирует понятие «торговля услугами» и включает всю цепочку от производства до доставки услуги, в том числе распределение, маркетинг и саму продажу. В силу специфики самой услуги, в отличие от международной торговли товарами, международная торговля услугами может осуществляться как с пересечением таможенной границы государства, так и в пределах территории государства, где услуга была произведена и потреблена иностранными юридическими или физическими лицами.
    Структура ГАТС и принципы построения международного рынка услуг

    Структура ГАТС включает 6 разделов, 29 статей и приложения. Приложения касаются изъятий из обязательств; перемещения физических лиц, поставляющих услуги в соответствии с ГАТС, а также оказания отдельных видов услуг, в том числе финансовых (два приложения), авиатранспортных, услуг морского транспорта, телекоммуникационных (два приложения). С целью более активного воздействия на отдельные сферы услуг и регламентации отношений в этих сферах созданы специальные более узконаправленные международные организации, например, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация и др.

    Принципы, на которых строится международный рынок услуг, такие же, как и в торговле товарами. Основными являются:

    принцип предоставления режима наибольшего благоприятствования,

    принцип предоставления национального режима

    принцип транспарентности.

    Однако, в связи с особенностями услуг, действие этих принципов проявляется несколько по-другому, и эти проявления выступают как обязательства государств по их выполнению.

    Все обязательства делятся на две группы: общие и специфические.

    Общие обязательства должны применяться по всем ввозимым услугам. Из перечисленных принципов ВТО в рамках ГАТС обязательными для всех членов являются режим наибольшего благоприятствования и транспарентность.

    Специфические обязательства, во-первых, фиксируются в Перечнях стран, и, во-вторых, применяются только к тем отдельным видам услуг, которые правительство государства-члена ВТО согласилось включить в такой Перечень. Специфические обязательства строятся на принципе доступа на рынок и национальном режиме.
    Действие общих обязательств в рамках ГАТС

    Основополагающим обязательством в рамках ГАТС является предоставление режима наибольшего благоприятствования. В международной торговле услугами это означает, что в отношении любой меры, включённой в компетенцию и прописанной в ГАТС, каждый член ВТО обязан немедленно и безоговорочно предоставить для услуг и производителей и поставщиков услуг любого другого члена ВТО режим, не менее благоприятный, чем тот, который этот член ВТО предоставляет для аналогичных услуг или производителей или поставщиков услуг любого другого государства-члена ВТО. Этот принцип обязателен для государств-членов ВТО и, соответственно, подписавших Генеральное соглашение по торговле услугами.

    Практика международной торговли услугами свидетельствует, что не все государства-члены ВТО могут немедленно и безоговорочно следовать этому принципу. И для этого случая в рамках ГАТС сделано исключение, в соответствии с которым государство-член ВТО имеет право сохранить меры, нарушающие принцип режима наибольшего благоприятствования в конкретном секторе услуг для производителей и поставщиков этих услуг из других государств-членов ВТО. Однако такое исключение может действовать не более 10 лет, по истечении которых оно должно быть либо отменено, либо либерализовано.

    Сама процедура освобождения от обязательств прописана и заключается в том, что отдельно от Перечня обязательств государств-участников ГАТС оформляется отдельный Список изъятий, в котором чётко указаны следующие сведения: конкретный сектор услуг; конкретная мера, не соответствующая действию режима наибольшего благоприятствования; государство или несколько государств, на которые распространяется действие этого освобождения; срок действия; причины, по которым это конкретное освобождение выведено из общего Перечня обязательств.
    Обязательство транспарентности

    Важнейшее обязательство ВТО в рамках ГАТС - транспарентность. Действие этого обязательства (принципа) аналогично действию его в рамках ГАТТ - «прозрачность» законодательства по нормативно-правовому регулированию бизнеса. Государство-член ВТО обязано публиковать все законы и подзаконные акты, содержащие нормы права, регулирующие правоотношения, в данном случае в сфере услуг. В общих обязательствах достаточно много места уделено взаимоотношениям в сфере международных услуг между развитыми государствами и развивающимися и наименее развитыми государствами. Необходимость более подробного изложения положения о расширении участия этих категорий государств свидетельствует, прежде всего, о признании существования такой проблемы именно в сфере услуг.

    Развитые государства обязаны оказывать менее развитым эффективное содействие в развитии сферы услуг, в частности, посредством реализации конкретных мер по обеспечению беспрепятственного доступа на свои рынки. Эти меры могут выступать в различных формах: доступ к технологиям, либерализация выхода на рынок конкретных услуг, способов поставки услуг и др. Развитые государства обязаны более детально соблюдать принцип транспарентности в отношении развивающихся и наименее развитых государств.
    Возможность экономической интеграции государств

    В ГАТС упоминается возможность экономической интеграции государств в объединения или союзы при определённых условиях.

    Во-первых, все действия в рамках объединения или союза будут направлены на либерализацию рынка услуг.

    Во-вторых, соглашения в рамках объединения или союза должны затрагивать значительное количество как отдельных секторов услуг, так и конкретных услуг.

    В-третьих, не допустима дискриминация сторон, подписавших соглашение в рамках объединения или союза.

    В-четвёртых, подписанное соглашение в рамках объединения или союза не должно приводить к увеличению запретительных или ограничительных барьеров в торговле услугами с другими государствами - не членами.

    Таким образом, важное значение придаётся вопросам внутреннего регулирования рынка услуг, как отдельными государствами, так и объединениями или союзами.
    Обязательства по либерализации

    Общее обязательство в рамках ГАТС требует разумного, независимого и объективного применения нормативно-правовых актов в сфере регулирования рынка услуг в тех секторах, где государствами приняты обязательства по либерализации. Конечная цель этого - добиться, чтобы производители и поставщики услуг, как национальные, так и иностранные, имели равные права и обязанности.

    В соответствии с ГАТС от государств-членов ВТО не требуется признания документов о профессиональной квалификации, полученных в других государствах-членах и вообще каких-либо стандартов в этом направлении. В ст. VII ГАТС сказано, что государства-члены ВТО могут «признавать полученное образование или приобретённый опыт, выполненные требования, а также лицензии и сертификаты, выданные в определённой стране».

    Термин «определённая страна» означает, что это касается не всех государств-членов, а значит, имеет место нарушение режима наибольшего благоприятствования. Но введение такого положения отражает практику, складывающуюся в вопросах регулирования в области стандартов, выдачи разрешений, процессов лицензирования и сертификации производителей и продавцов услуг.

    В рамках ГАТС предлагаются возможные пути признания документов. Это - гармонизация, двусторонние соглашения между государствами, признание в одностороннем порядке. Однако выдвигаемые требования, независимо от выбранного пути, это недискриминация и избежание скрытых ограничений. В современном мире расширяющихся возможностей необходима разработка единых критериев, согласованных в многостороннем порядке как на международном уровне, так и на уровне неправительственных структур.
    Монополия и исключительность производителей и поставщиков услуг

    Дальнейший анализ общих обязательств в ГАТС позволяет сделать вывод, что в рамках ВТО допускаются монополия и исключительность производителей и поставщиков услуг, но при этом они не должны нарушать специфические обязательства и режим наибольшего благоприятствования в государствах-членах ВТО.

    Любое государство-член ВТО обязано обеспечить в случае выхода на внешний рынок своего производителя или продавца услуг - монополиста, чтобы такой выход не сопровождался злоупотреблениями и не наносил ущерба. Но это касается не только монополистов, но и исключительных поставщиков услуг. Иными словами, здесь речь идёт о естественных монополиях. При этом действия исключительного поставщика услуг возможны в двух направлениях:

    во-первых, он формально, но чаще всего фактически, передаёт полномочия или учреждает незначительное количество поставщиков;

    во-вторых, ограничивает конкуренцию среди таких поставщиков на территории своего государства.

    Рынок допускает, что конкуренция может носить как добросовестный, так и недобросовестный характер. Поэтому ГАТС обязывает государства-члены ВТО проводить консультации в целях устранения недобросовестной практики в сфере услуг, а также строить отношения и организовывать сотрудничество, обмениваясь неконфиденциальной информацией. Положения ГАТС запрещают государствам-членам ВТО применять ограничения в отношении международных переводов и платежей по текущим операциям, но опять с исключением - можно вводить ограничения с целью защиты платёжного баланса государства.

    В общих обязательствах ГАТС обозначены такие направления как чрезвычайные меры, субсидии и правительственные закупки. Но именно как направления, без конкретных согласований и проработки. Это означает, что процесс регулирования отдельных видов услуг должен продолжаться и корректироваться в соответствии с практикой.
    Исключения

    ГАТС, как соглашение, в значительной степени сформировалось на основе практики международной торговли услугами. Неоднократно подчёркивалась неоднозначность категории «услуга», что нашло отражение в документе как исключения из обязательств. Все ограничения, как таковые, не имеют прямого влияния на международную торговлю услугами, а это влияние - косвенное. Исключения носят неоднородный характер и поэтому их разделяют на два направления: исключения общего характера; исключения по соображениям безопасности.

    Первое направление представлено мерами, необходимыми для защиты: общественной морали и поддержания общественного порядка в государстве; жизни и здоровья людей, животных, растений; вмешательства в частную жизнь; конфиденциальных сведений разного рода. К исключениям общего характера отнесена обязательная практика выполнения соглашений об избежании двойного налогообложения, а также условие обеспечения справедливого и недискриминационного налогообложения в отношении производителей и продавцов услуг из других государств-членов ВТО. Допущение применения исключений общего характера обязывает государства, чтобы их использование не носило скрытого характера и не приводило к односторонней дискриминации других государств.

    Второе направление - это исключения по соображениям безопасности. Основная их цель - обеспечение безопасности любого государства. Поэтому вся информация, которую государство посчитает необходимой скрыть от других государств-членов ВТО с целью защиты своих существенных интересов, и любые действия, направленные на эти же цели, допустимы. Сюда, как правило, относят меры в отношении услуг, связанных с товарами двойного назначения и расщепляющимися материалами, действия в чрезвычайных обстоятельствах и во время войны и т.п. Таким образом, защита национальных интересов государства, с одной стороны, обоснована, с другой стороны, даёт возможность самому государству решить вопрос о степени правомерности своих действий.
    Группа специфических обязательств в рамках ГАТС

    К важнейшим принципам ВТО относится предоставление национального режима. Но, если в ГАТТ этот принцип применяется как один из основополагающих, то в ГАТС он отнесён к группе специфических обязательств. Сочетание двух обязательств - по доступу на рынок и предоставлению национального режима - становится необходимым условием эффективного развития международного рынка услуг. ГАТС предлагает государствам-членам ВТО разрешать проблемы посредством проведения переговоров. Только добрая воля сторон позволяет устранить отсутствие единых закреплённых международных правил ведения бизнеса в сфере услуг.

    В ГАТС включены не все определения ключевых категорий, так определения «доступ на рынок» нет. Под ним понимается ряд мер, которые в совокупности позволяют регулировать и влиять на возможность предоставления услуг. Это обстоятельство ещё более жёстко закрепляет за государством гарантию доступа на рынок. Это проявляется в том, что оно берёт на себя обязательства не применять в отношении как самих услуг, так и их производителей и поставщиков, более жёсткий режим, чем тот, который принят и подписан государством в списке специфических обязательств. На практике действие этого обязательства означает, что государство не может применять ни одно из конкретных ограничений, но при условии, что иное не оговорено государством в Перечне.

    Эти конкретные ограничения связаны с: введением количественных квот в отношении производителей и поставщиков услуг, монополистов и исключительных поставщиков; введением квот на объёмы продаж по конкретному виду услуг; введением квот на общее число операций с услугами; введение любых квот в отношении физических лиц, либо занятых в конкретном секторе услуг, либо тех, кого производитель или поставщик услуг может нанять для выполнения поставки конкретной услуги; законодательным закреплением требований к юридическим лицам - производителям или поставщикам услуг; законодательного закрепления ограничений по доле участия иностранного капитала в уставном капитале отечественных компаний.

    Действия специфических обязательств, в соответствии с общим принципом национального режима, на международном рынке услуг по сравнению с международным рынком товаров имеет очень важную экономическую особенность.

    Если ГАТТ провозглашает основным направлением таможенно-тарифные методы регулирования, что проявляется во взимании таможенных пошлин при импорте товаров, то в соответствии с ГАТС таможенный тариф при импорте услуг не применяется.

    Регулирование международного рынка услуг осуществляется посредством нормативных актов. Именно по этой причине введение в ГАТС национального режима носит не безусловный характер, а даёт право применить его лишь в тех секторах услуг, а иногда и квот, в отношении которых государства-члены ВТО приняли на себя соответствующие обязательства. В противном случае, производители или поставщики услуг отдельно взятого государства могут потерять всякую защиту от проникновения на свой рынок производителей или поставщиков других государств. Специфика международного рынка услуг практически исключает свободу торговли.

    В секторах, содержащихся в Перечне и на оговорённых в нём требованиях и условиях, производители и поставщики услуг каждого государства-члена ВТО приравнены, т.е. меры, касающиеся производства и поставки услуг, одинаковы. Таким образом, принцип национального режима в рамках ГАТС предоставляется непосредственно услуге или её производителю или поставщику. В Перечнях государств-членов ВТО в рамках ГАТС определяется степень доступа на рынок и национального режима. Как правило, в Перечнях дана разбивка по секторам услуг и способам их поставки, специфические обязательства должны выполняться в соответствии с ними.

    ГАТС даёт право каждому государству, претендующему на вступление в ВТО, выдвигать более льготные условия для своих производителей или поставщиков услуг, но эти условия не должны ухудшать возможность честно конкурировать с производителями или поставщиками услуг государств-членов ВТО. В соответствии с ГАТС при принятии на себя специфических обязательств государство-член ВТО имеет право устанавливать или ограничивать число лиц, оказывающих конкретный вид услуг, определять условия и требования по процедурам доступа на свой внутренний рынок в конкретных секторах услуг.
    Влияние принятия ГАТС на экономику на примере Китая

    После вступления Китая в 2001 году в ВТО и подписания ГАТС, Китай в соответствии с принципом режима максимального благоприятствования было устранено двойное ценообразование, пересмотрена судебная система и административные процедуры, осуществлен поэтапный отход от торговых ограничений1.

    КНР обеспечил возможность доступа к секторам оптовых услуг и распределения, что способствовало либерализации торговли услугами, а также улучшило прозрачность.

    Китаем были предприняты значительные усилия, чтобы изменить политику и законодательство в сфере прав интеллектуальной собственности. Цель этой деятельности – стимулирование инноваций и обеспечение передачи новейших технологий. Данные изменения затронули законы о патентах, авторских правах, коммерческой тайне, товарных знаках и пр.

    Также Китай существенно пересмотрел действующие правила, административные процедуры и политику, чтобы привести их в соответствие с новыми правилами2. В результате в стране приняли, пересмотрели или отменили свыше 2 тысяч законодательных актов, имеющих отношение к торговле товарами и услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, прозрачности и применению торговых мер. В стране произошло существенное повышение уровня прозрачности госуправления, улучшение процесса опубликования законодательных актов и административных процедур.

    К выдающимся результатам в развитии внешнеторговой сферы КНР следует отнести следующие: в 2010 году Китай вышел на второе в мире место по размеру номинального ВВП, уступая лишь США. А в 2014 году превзошел Соединенные Штаты по ППС3. Следует заметить, что согласно прогнозу многих аналитиков КНР в период 2015-2021 годов и к 2040 году станет втрое крупнее США.

    В КНР сейчас функционируют:4

    • 5 специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай)),

    • 186 зон технико-экономического развития,

    • 90 зон новых и высоких технологий.


    Динамика объема торговли КНР услугами

    К середине 90-х гг. доля Китая в мировой торговле услугами едва превышала 1%: в мировом экспорте услуг – 1,5%; в мировом импорте услуг – 1,2%. Однако после вступления Китая в ВТО и принятия ГАТС позиции третичного сектора Китая заметно укрепились, повысилась и степень его открытости. Объем торговли услугами Китая за 2001-2008 гг. вырос с 72 до 204,5 млрд. дол., а в 2016 г. – до 290 млрд. долл. США, в результате чего он переместился по этому показателю в мировой торговле услугами на 6-е место. Среднегодовые темпы роста торговли услугами не уступают аналогичному показателю по торговле товарами и составляют 17,6%.

    В структуре торговли услугами Китая доминируют традиционные их виды: перевозки грузов, туризм, коммерческие услуги. В импорте первое место занимают грузоперевозки, объем которых растет в связи с увеличением внешнеторгового оборота. В то же время тенденцию к росту демонстрирует импорт услуг, связанных с либерализацией и развитием третичного сектора – консультации, страховые услуги, патенты.
    Основные игроки на рынке торговли услугами

    Удельный вес услуг в мировом объеме валового внутреннего продукта постоянно растет. В 1995 году он не превышал 59%, в 2000 году составил 64%, в 2016 году возрос до 70%.

    Степень развития международного рынка услуг постоянно изменяется. На это влияет несколько факторов. К ним можно отнести следующие: степень развитости экономик стран мира; общее геополитическое состояние государств; обеспеченность стран географическими преимуществами.

    Международный обмен услугами осуществляется, прежде всего, внутри группы промышленно развитых стран. Тенденция в международной торговле услугами состоит, с одной стороны, в превалировании, а с другой — в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами. Крупнейшими развивающимися странами по объему торговли услугами являются Китай и Индия.

    Крупнейший экспортер услуг в мире – США с объемом экспорта более 680 млрд.долл.США в 2016 году. Наибольший отрицательный баланс – у Китая – импорт услуг на 190 млрд.долл.США превышает экспорт. Китай - крупнейший импортер услуг. Россия — нетто-импортер коммерческих услуг.

    С ростом оборотов услуг в мире весьма актуальными стали проблемы государственного и международного регулирования международной торговли услугами.

    Список литературы

    1. Генеральное соглашение по торговле услугами (TATC/GATS). Марракеш, 1994.

    2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ/GATT). Марракеш, 1994.

    3. Евграфов A.A., Ильина О.В., Михайлова Г.В. Услуги во внешнеэкономической деятельности: экономическая природа, тенденции роста и проблемы развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 1-2 (103). С. 38-44.

    4. Ильина О.В., Михайлова Г.В. Принципы международного экономического права как инструмент регулирования международной торговли // Наука Красноярья. 2016. № 6 (39). С. 112-127.

    5. Конференция организации объединенных наций по торговле и развитию, Женева Доклад о торговле и развитии, 2014 г. Расчеты секретариата ЮНКТАД на основе базы данных ЮНКТАД CommodityPriceStatisticsOnline; и публикации Статистического отдела Организации Объединенных Наций Monthly Bulletin of Statistics – С.35

    6. Опыт членства ВТО Макроэкономический проект USAID реализуемый компанией Delloite Consalting. LLP, сентябрь 2015 – С.35

    7. Азиатский вектор. Россия — Азиатско-Тихоокеанский регион [Электронный ресурс]: Режим доступа: /http://asiavector.ru/countries/china/

    8. Forbes [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.forbes.ru/ekonomika-opinion/finansy/53846

    


    1Опыт членства ВТО Макроэкономический проект USAID реализуемый компанией Delloite Consalting. LLP, сентябрь 2015 – С.35

    2Конференция организации объединенных наций по торговле и развитию, Женева Доклад о торговле и развитии, 2014 г. Расчеты секретариата ЮНКТАД на основе базы данных ЮНКТАД CommodityPriceStatisticsOnline; и публикации Статистического отдела Организации Объединенных Наций Monthly Bulletin of Statistics – С.35

    4 Азиатский вектор. Россия — Азиатско-Тихоокеанский регион [Электронный ресурс]: Режим доступа: /http://asiavector.ru/countries/china/


    написать администратору сайта